4 глава

Михаил Максимус
 
Богослужение в небесном храме (видение небесной литургии)

1. После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.
2.  И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;
3. И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.
4. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.
               
5. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих;
6. И перед престолом — море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
7.И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
8. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

9.  И когда животные воздают славу, и честь, и благодарение Сидящему на престоле,  Живущему во веки веков,
10. Тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря:
11. Достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу: ибо Ты сотворил все,  и все по Твоей воле существует и сотворено.

-  «На престоле был Сидящий»

Бог Отец восседает на престоле славы. Иоанн не смог человеческими словами дать подробное описание внешнего вида Бога-Вседержителя. Он подчеркнул лишь Его статус Правителя Вселенной.

-  «Двадцать четыре старца»

Это реальные люди, которые раньше остальных были воскрешены и вознесены на небо. Возможно, это те, кто встал из могилы во время воскресения Христова (Мф. 27:52, 53). Напрашивается параллель с двадцатью четырьмя очередями священников, которые служили в земной скинии. Нам неизвестны имена этих «старцев», но бесспорным является тот факт, что некогда они жили на земле, а теперь обладают вечной жизнью. Они — Божий залог того, что в будущем род людской преодолеет зло и смерть силой Великого Бога.

-  Семь светильников огненных
символизируют семь духов Божьих (полноту Святого Духа). Семисвечник находился в первом отделении земного храма. Теперь же Иоанн созерцает небесный храм, а точнее, его первое отделение.

-  Море стеклянное, подобное кристаллу.

Библия сама Себя поясняет: море – это людские массы. Но, поскольку мы видим не живое море, а стеклянное, то, возможно предположить, что такое состояние моря символизирует те огромные массы духовно погибших людей, которые не приняли за время земной жизни Божьей истины. Они не получили в дар вечную жизнь, и поэтому теперь представляют собой неподвижное (остекленевшее) море без следов жизни.

-  Четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.

Символизируют высших духовных существ, наделенных Богом премудростью и силой для управления всем мирозданием. Здесь они представлены с лицами льва, тельца, орла и человека с двусторонними глазами (Иез. 1:10). Посредством этого символа показаны их чрезвычайные способности. Комментаторы делают следующие предположения:
человек — это образ Божий; 
лев — символ силы и власти;
телец — символ смирения и созидания христоподобного характера;
орел — символ быстроты, зоркости и проницательности. Все эти свойства дарованы Богом для управления и служения в бесконечных просторах мироздания.

Это второе видение Иоанна, если считать с первой главы, где ему явился прославленный Христос. Отметим, что всего в Книге Откровение восемь видений небесной славы. Каждая из картин небесного храма показывает определенный этап служения Иисуса Христа как небесного первосвященника и ходатая Нового Завета.

Описанная здесь небесная литургия (священнодействие) началась после вознесения воскресшего Господа на небо. Важно отметить, что каждый год служение в земном святилище совершалось от праздника к празднику. Каждый из семи праздников  прообразно указывал на последовательность действий Божьих в деле искупления рода человеческого от греха. Вот эти праздники:

Пасха, первый праздник, указывал на смерть Спасителя;
Праздник опресноков — на Его воскрешение;
Праздник первого снопа — на плоды Его победы;
Пятидесятница — на излитие Духа Святого;
Праздник труб — на проповедь Евангелия и приготовление к судному дню.
Великий День искупления — судный день указывал на очищение святилища от грехов народа Божьего;
Праздник кущей указывал на торжество искупленных в Царствии Божьем.

Всё великое множество религиозных праздников, установленных по воле людей, являются не чем иным, как проявлением человеческого тщеславия и самоутверждения (для тех, кто выносил на утверждение церковных советов соответствующие предложения), а также желанием усложнить понимание смысла семи основных Библейских праздников, растворив их в огромном количестве «отсебятины». 

За каждым видением небесной славы следует пророческое описание земных событий. Это говорит о том, что земная история возможна лишь благодаря заступническому служению Христа на небе.