4. Малый пророческий период 490 лет

Михаил Максимус
       
«Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв тайны рабам Своим, пророкам» (Амос 3:7).
Исследование девятой главы книги пророка Даниила.
               
-  Кто был послан к Даниилу во время его молитвы?  «Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы»  (ст.21).

-  Какая часть 2300 вечеров и утр были определены для народа  Израиль- ского?   «Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего» (ст.24).

Примечание.
Еврейское слово, переведенное как «определены»,  означает «отрезаны» от чего-то другого. Семьдесят седьмин «отрезаны» от более длинного периода - 2300 вечеров и утр. «Вечер и утро» - библейское выражение для обозначения суток, что следует из (Быт.1:5,8). В пророчестве день означает год (Числа14:34; Иезек.4:6).

Следовательно 2300 вечеров и утр, или пророческих дней, означают 2300 лет. «Седьмина» - библейское выражение для обозначения цикла, состоящего из семи единиц счета: семи дней... или семи лет. Здесь седьмина составляет семь лет. «Семьдесят седьмин» (70х7)  составляют 490 лет. Они были отрезаны от 2300 лет и определены для народа Израильского.

-  Когда начинается период 2300 лет? (ст. 25)  «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины».

Примечание.
Семьдесят седьмин, разделяясь на семь, шестьдесят две и оставшуюся одну, являются частью 2300 вечеров и утр и, следовательно, начинаются одновременно с ними. Точное время начала их указано: «С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима». О возвращении народа Израильского из плена было дано три повеления*; они упоминаются в книге Ездры (6:14): «И построили и окончили, по воле Бога Израилева и по воле Кира и Дария и Артаксеркса, царей персидских».

Повеление Кира касалось только восстановления храма, также как и повеление Дария Гистаспа. Однако повеление Артаксеркса отличалось тем, что восстанавливало все права Израильского государства и его законов. Этот указ был издан осенью 457 года до Р.Х. В этой связи 457 г. следует считать началом как семидесяти седьмин, так и 2300 вечеров и утр, частью которых седьмины являются.

Хронология персидских царей    (700-331 гг. до Р. X.)011

Камбиз I 600-559
Кир II (в Иране) 559-530
Кир II (в Вавилоне)  539-530 Декрет* об освобождении из плена издан в 538 г. до Р.Х.
Камбиз II   530-522
Бардия 522 Временная задержка строительства храма
Дарий I Гистасп   521-486 Подтвердил указ Кира в 520 году,В 516 г. до Р. X. храм освящен
Ксеркс 486-464
Артаксеркс I Лонгиман  464-423 Осень 457 г. до Р. X. - указ о восстановлении Иерусалима и статуса независимой  Иудеи в составе Персидского царства. 
Дарий II 423-404 В 408 г. до Р.Х. Иерусалим был восстановлен (через 49 лет).
Артаксеркс II 404-359
Артаксеркс III 359-338
Арс         338-336
Дарий III 336-331 Последний царь Персии

* Первый указ, разрешивший изгнанникам вернуться на родину, был издан Киром в 538 году до Р. Х. (Езд. 1:1—4).  Тогда только часть иудеев вышла из Вавилона и вернулась в свою страну. Этот указ, прежде всего, касался восстановления храма, а не всего города.

Второй указ, изданный царем Дарием Гистаспом в 520 г. до Р. Х., только подтвердил указ Кира (Езд. 6:1, 2, 6—12).
 
Третий указ был издан Артаксерксом Лонгиманом осенью 457 года до Р. Х. (Езд. 7:12—26).
               
В Книге Ездры слово «повеление» относится к совокупности всех трех указов: они все имеют свое значение, но указ 457 года наиболее полный по своему содержанию. Следующие факты позволяют заключить, что именно об этом повелении идет речь в этой главе:
1)  Иудея после разрушения и плена наконец получила юридический статус независимой области в пределах Персидской империи и стала независимой от Самарянских правителей.
2)  Закон Божий был восстановлен как религиозный и гражданский закон, имеющий юридическую силу для всех жителей Иудеи (см. Езд. 7:23—26). Город Иерусалим, естественно, стал столицей этой области.
3) Впервые после Вавилонского плена была восстановлена целостность ветхозаветной религиозной системы, которая нераздельно включала: страну, народ, город Иерусалим, храм и служение в нем. Именно такого рода восстановление Иерусалима имело вес в пророческом понимании.   

               
Документы, в которых указывается время царствования персидского царя Артаксеркса I Лонгимана
Олимпийская датировка     Историки-классики точно сохранили олимпийскую датировку правления Артаксеркса I (Ксенофонт, Плутарх, Юлий  Африкан, Фукидид).
Канон Птоломея     Записи о затмениях, происходивших в Персидский период, переплетаются с годами царствования Артаксеркса I и помогают определить их абсолютно точно.
Папирусы о. Элефантина     Написаны на арамейском языке иудеями, датированы персидско-вавилонским лунным календарем и египетским солнечным, соотносятся с юлианским. Позволяют определять даты правления персидских царей.
Вавилонские клинописные таблички     Содержат перечень царей от 626 г. до Р. X. по 75 г. по Р. X. Собраны Паркером. ("Вавилонская хронология", 1956). См. так же С. Горн, "Хронология 7-й главы Книги Ездры". Указ Артаксеркса в главе 7 был издан в течение года, который начался осенью 458 г. и закончился осенью 457 г. до Р. X. Последнее есть начало отсчета как Великого пророческого периода, так и 70 седмин.
Оценка историками указа, изданного в  457-м году     "С персидским правительством также дело уладили: в 7-м году Артаксеркса I (457 г.) Ездра получил указ от царя и его государственного совета из "7 советников" вывести в Иерусалим новую партию переселенцев и пожертвования, собранные в Вавилонии, и ввести в Палестине "премудрость Бога своего и закон Его", т. е. другими словами, книге иудейского закона дается сила обязательных царских постановлений (Езд. 7)"006 .

В середине V века до н.э. гражданско-храмовая община (Иудея) заметно окрепла и стала значительной силой в Палестине. Этим воспользовался Артаксеркс I (465-424 гг. до Р. X.), при котором усилились центробежные устремления могущественных сатрапов и местных династов. Царь был заинтересован в создании верной ему опоры, какой стала бы гражданско-храмовая община, если ей предоставить большие привилегии. Этим объясняется обнародование в 458-457 гг. царского эдикта, освободившего общинников от царского налога и предоставившего общине право собственной юрисдикции, что существенно изменило положение общины в стране. Осуществление эдикта было поручено Ездре из рода Иерусалимских первосвященников"007 .

Тот же автор указывает, что после указа 458-457 гг. до Р.Х. начинается бурный рост городов Иудеи. Если до указа 457 г. в стране было восстановлено только 19 городов (там же, с. 188), то после 457 г. быстро выросли 48 городов, что говорит о чрезвычайном значении 457 года.

-  Что должно было произойти в течение семидесяти седьмин?               
-  Какая часть пророческого периода достигает времени служения Христа? «До Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины» (ст.25).

Примечание.
Первые семь седьмин (7х7) или 49 лет восстанавливался Иерусалим после возвращения народа из плена. Следующие 62 седьмины (62х7) или 434 года приводят нас «до Христа Владыки». В это время должен  быть «помазан Святый святых». Слово «Христос» означает «Помазанник». Начиная с 457 г. до Р.Х. 69 седьмин (7+62=69) или 483 года приводят ко времени крещения Иисуса и началу Его служения в 27 году Р.Х. Это произошло в 15-й год правления римского императора Тиберия (Луки 3:1-3). Точные расчеты см. в приложении.

-  Какое важнейшее значение имела последняя седьмина?   «И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет … И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седь - мины прекратится жертва» (ст.26-27).

Примечание.
Очень важно помнить, что книга пророка Даниила была написана в 530 г. до Р.Х., т.е. за 561 год до распятия. Точность исполнения пророчества, даже в деталях, продолжает производить грандиозное впечатление на исследователя.   Итак, в половине последней седьмины, то есть через три с половиной года после Своего помазания на служение, Христос был распят (31 год).

С того времени все жертвы потеряли свое значение, потому что все они указывали на единственную великую жертву Иисуса Христа на кресте.  После того как была принесена истинная жертва другие жертвы больше не имеют никакого значения. Бог лично показал это тем, что в момент смерти Христа завеса в храме разодралась сверху до низу (Матф.27:51). Теперь человеку для общения с Богом нет необходимости искать на земле посредника. Всякий, поверивший в Писание и в воскресшего Христа записан в Книгу жизни и не нуждается более ни в какой защите потому, что на суд Божий не приходит.

- Что произошло по окончании 70 седьмин?   Народ Израильский перестал быть избранным народом Божьим. Евангелие начало возвещаться всем народам.
   
Христос был распят в половине семидесятой седьмины (31 г.), но для народа Израильского оставалось еще полседьмины времени. В течение этих трех с половиной лет Апостолы продолжали проповедовать о Воскресшем Господе своему народу, и многие иудеи уверовали во Христа. Но вожди народа Израильского из иудеев отвергли Сына Божьего и воздвигли гонение на Его последователей, которое продолжалось три столетия.

Семьдесят седьмин окончились в 34 году по Р.Хр. В это время был побит камнями первомученик Стефан. Верующие христиане бежали от гонений из Иерусалима и из Иудеи, «рассеялись по разным местам», «ходили и благовествовали слово» (Деян.8:1,4). С того времени Евангелие начало проповедоваться всем народам. В это же время Господь призвал иудея Павла (в прошлом Савла - активного притесни -теля первых христиан), чтобы послать его проповедывать язычникам.
               
Примечание.
От Великого пророческого периода - 2300 лет оставалось еще 1810 лет. Они приводят нас к 1844 году ( 34 + 1810). В это время, согласно пророчеству, «Святилище очистится».

Напоминаю:
процесс очищения – это судопроизводственный процесс. Когда же указывается срок окончания  очищения, то это следует понимать буквально: суд завершается в указанный срок. В нашем случае Божий  суд над жителями Земли начался в 1844 году. Следовательно, мы живем в период «снятия печатей» и «излития чаш гнева Божьего».

Согласно книге Даниила, мы живем в конце последнего времени, потому что все пророчества, записанные в Библии, приходят к своему завершению. Это обширное летоисчисление и связанные с ними события даны Богом, чтобы нам, жителям планеты Земля, знать время конца эпохи заблуждений. Подробнее о событиях последнего времени будем рассматривать при исследовании Книги Откровения.


-  Почему в Библии сказано, что Иисусу было около 30 лет, в то время как крещение произошло в 27 году по Р.Х.?
 
Сейчас установлено, что христианское летоисчисление, введенное монахом Дионисием в 525 году, ошибочно начато на 4 года позже действительного времени рождения Христа. «Ошибка составляет около четырех лет. Христос родился не в первом* году н.э., но раньше, при жизни Ирода. А Ирод Великий, как выяснилось позже, умер в 4 году до н.э., т.е. в 750 году по основании Рима».
 (Захарий Лыко, «Учение Священного Писания», Варшава, 1974 г.)               
*«Нулевой» год, как таковой, отсутствует на исторической шкале времени.

- Почему архангел Гавриил разделил 70 недель или 490 лет на три части, чем несколько усложнил этот период времени?
 
Причина выглядит вполне обоснованной. Хумфрей Придаукс пишет: «В 15-й год Дария закончились первые семь недель из периода  70 недель пророчества Даниила, потому что тогда было полностью закончено восстановление храма и государства иудеев в Иерусалиме и в Иудее.

В этом последнем действии восстановления, который записан в 13 гл. Неемии (от ст.21 и до конца главы) сообщается, что прошло 49 лет или 7 седьмин с того времени, когда это дело впервые было начато Ездрой в 7-й год Артаксеркса Лонгимана». 62 седьмины – время ожидания прихода Мессии. Последняя, 70-я седьмина (разделенная на две части) имеет для человечества спасительное, судьбоносное значение.
(Ветхий и Новый Завет в связи с историей иудеев, т.1, стр. 322)

- Разъяснение по дате крещения Иисуса Христа:
 
Это был 15-й год правления императора Тиберия – приемного сына Октавиана Августа (Луки 3:1).  Император Август умер в 14-м году по Р.Х.  За год до смерти Августа (в13-м году) Тиберий получил власть трибуна и проконсульские полномочия Августа, став соправителем империи. Это обстоятельство дает право считать первым годом правления Тиберия 13-й год. Следовательно, начиная с 13-го года по Р.Х., 15-м годом правления Тиберия – будет 27-й.
 
 - Насколько достоверны библейские пророчества?   

Уникальная среди всех книг, когда-либо написанных, Библия точно предсказывает определенные события, которые описаны в деталях за много лет, иногда столетий, прежде чем они происходят. Приблизительно 2500 пророчеств записаны на страницах Библии, около 2000 которых уже были выполнены – в точности! Оставшиеся 500 пророчеств, или около этого, осуществятся в будущем или уже осуществляются, поскольку время идет.

Так как вероятность для любого из этих пророчеств, чтобы быть выполненным случайно, составляет в среднем меньше чем одна десятая (это принято достаточно консервативно) и, поскольку пророчества главным образом независимы друг от друга, вероятность случайного выполнения всех этих пророчеств, без ошибки – меньше чем один шанс из 102000 !

Многие люди от недостатка знаний склонны доверять больше астрологам и прорицателям в то время как Источник истинных знаний лежит рядом, протяни лишь руку своего разума. Для примера возьмем известный факт - 13-е зодиакальное созвездие «змееносец». Это созвездие найдено и открыто давно, однако астрологи молчат потому, что это обстоятельство разрушит миф о самой астрологии как о науке, нарушатся все таблицы, разработанные под двенадцать знаков зодиака.

Люди обнаружат обман, а этого «малый рог» допустить не может и не хочет, т.к. рабам не положено иметь знаний, и не только в области астрологии. Корни этой «науки», как мы помним, уходят в Вавилон… Человек не в силах самостоятельно освободиться от навязанных стереотипов мышления. Освобождение от власти тьмы возможно только в союзе с Источником истинных знаний.

                * * *
Философы древности - современники патриархов.

Несомненной заслугой этих мудрых людей было признание ограниченности человеческого разума. Библейские пророки также осознавали эти естественные пределы человеческой природы, но подобно пророку Даниилу верили, что «Есть на небесах Бог, открывающий тайны» (Дан. 2:28).
 
Конфуций  551-479 гг. до Р. X. "Мы не знаем, что такое жизнь"
 
Сократ,  469-399 гг. до Р. X.   "Я знаю, что ничего не знаю»;

Платон,  427-347 гг. до Р. X.   "Мы в действительности ничего не знаем"


                * * *

Прошло двадцать пять веков со времени эпохи великих мудрецов древности. Насколько человечество преуспело в своем понимании истории?

- Чаадаев П. Я. (1794-1856), русский философ: "События допотопные, рассказанные в Книге Бытие, как тебе угодно, совершенно принадлежат истории... Без них шествие ума человеческого неизъяснимо... а собственно так называемая философия истории вовсе невозможна".  ПСС в 2 т. 1991. Т. 2. С. 127.
 
- Розанов В. В. (1856-1919), русский философ: "Человек не делает историю, он в ней живет, блуждает без всякого ведения для чего и к чему". Цит. по: Таранов П.С. 120 философов. Симф., 1996. С. 587.
 
- Ницше Фридрих Вильгельм (1844-1900), немецкий философ: "В нашей позиции относительно философии новым является то, что мы не обладаем истиной".   Там же. С. 569.

- Карл Ясперс (1883-1969), виднейший немецкий философ: "Никто не может знать, что же действительно старое и что, собственно говоря, будущее. Эпоха не ясна в своей сущности, поэтому, не понимая ни себя, ни ситуацию, люди борются, быть может, против подлинного смысла».  Карл Ясперс. Смысл и назначение истории. М., 1994.

"К тому же нам неизвестен даже окончательный, удовлетворительный ответ на вопрос: что такое человек? Исчерпывающий ответ на него мы дать не можем. Мы, собственно говоря, не знаем: что такое человек, и это относится к сущности нашего человеческого бытия".  Там же. С. 62.

- Карстен Бреш: "Создается впечатление, будто природа является машиной без цели и смысла. Уплатили ли мы за нашу духовную свободу смыслом нашего существования? Человек "выэкспериментировался" из Божьего порядка... он сделал табу из вопроса о смысле человеческой жизни, просто-напросто заколотив вход к нему досками. Он даже не решается задавать его, потому что боится получить неутешительный ответ: наша жизнь не имеет вообще никакого смысла".   
Цит. по: Вернер Гитт. Творил ли Бог через эволюцию. С русского издания. Bielifed, 1993. С. 128.
   
- Ортега-И-Гассет Хозе (1883-1955), испанский философ истории: "Неизвестно, что есть сама история".

Итог подводит современное издание "Краткой философской энциклопедии": "На последний вопрос, стоящий перед философией истории, - имеет ли смысл человеческая история - в настоящее время отвечают в общем отрицательно".    Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 315.