Золотая маска - для Старого Оскола сказка

Сергей Марфин
Второй год старооскольцам выпадает счастье увидеть лучшие российские спектакли в рамках фестиваля «Золотая маска». Главный режиссер Старооскольского театра Виктор Оршанский и заместитель главы городской администрации Юрий Ромашин, приветствуя полный зал зрителей, поздравили их с праздником нашего города и искусства.

— Нынешний приезд стал возможен благодаря Министерству культуры, главному спонсору фестиваля «Сбербанку», Международному молодежному фонду «Поколение», организаторам «Золотой маски» и мэру Старого Оскола Николаю Шевченко. 

Фестиваль открыл театр-студия Олега Табакова пьесой Михаила Булгакова «Бег». Пьеса известна зрителям старшего поколения по одноименному фильму, но далеко не все знают судьбу спектакля.

При жизни Михаил Булгаков несколько раз ее переписывал, Максим Горький назвал ее хорошей комедией о белой армии, но она так и не была поставлена. В репертуаре «Табакерки» «Бегъ», именно так он написан на афише, появился в начале 2003 года и сразу стал объектом внимания театральных критиков. Надо отдать им должное – они витийствовали, изощрялись в словесах и всячески обыгрывали действо, вплоть до фамилии режиссера –постановщика Елены Невежиной. Но критика одно, а коллеги – другое. Они решили и причислили «Бегъ» к лучшим спектаклям страны и включили его в «Золотую маску».

Передавать содержание диалогов-монологов, и раскладывать игру артистов по полочкам, занятие ответственное, и потому лучше всего рассказать о том, как приняли артистов старооскольские зрители. Поначалу удивляет как такая пьеса, почти с тремя десятками действующих лиц уместилась на маленькой сцене. Декорации в первом действии почти не менялись, а во втором – несколько раз.

Колокол над сценой, светлая икона на заднем плане, повешенные в мешках и касса тараканьих гонок. Квартиры Чарноты и Корзухина. Все остальное понятно и без лишних деталей. Эксцентричный и сумасшедший генерал Хлудов, артист Андрей Смоляков, почти не отличающийся от Дворжецкого в фильме «Бег», генерал Чарнота, которого играет Александр Мохов – два главных героя в какой-то степени антиподы, хотя и белогвардейцы. Параллельным планом идут Серафима Корзухина, артистка Елена Панова и Серей Голубков, артист Виталий Егоров.

В спектакле, несмотря на трагичные сцены, достаточно юмора, гротеска и русской бесшабашности. Не станем вникать в характеры героев, это долго и утомительно. Скажем лишь одно – мы увидели русских людей на изломе истории, их судьбы, колебания и характеры.

Отвратительный в первом действии генерал Хлудов, во втором – становится нам ближе и понятнее. В нем просыпаются остатки совести или разума, когда он провожает Чарноту и Голубкова в Париж. Люська, походная жена Чарноты адаптируется в любой обстановке и вместе с одеждой меняет свое мировоззрение.

Парамон Корзухин, отказавшийся от жены в первом действии, остается таким же неприятным и во втором. Победное возвращение и встреча Голубкова с Серафимой, их любовь как бы уравновешены самоубийством Хлудова. Зрители видели прекрасную игру актеров, общий подъем, которой должен сопутствовать фестивалю «Золотая маска».

Об этом на пресс-конференции после спектакля сказал Александр Мохов, получивший приз зрительских симпатий. «Мы сегодня играли как никогда. Нами открывался фестиваль, и это налагало определенную ответственность». Долгие аплодисменты стоя, крики «Браво», как и должно быть в фестивале лучших спектаклей  России. 

P.S. Статья написана в 2005 году, но удовольствие от игры актеров помнится до сих пор.