10, 5 Кармиэль

Луцор Верас
                Жить в тесной трёхкомнатной квартире тремя семьями никто не собирался. Надо было искать квартиру, и немедленно. На второй день после нашего переезда в Кармиэль я с Тамарой был в гостях, где и познакомился с румыном-эмигрантом Иосифом. Иосиф знал румынский, итальянский, французский и немецкий языки, а в пределах ограниченного общения владел и русским языком. С небольшими затруднениями, мы с Иосифом друг друга понимали. Узнав наши затруднения с жильём, Иосиф предложил нам комнату в своей квартире с оплатой 200 шекелей в месяц до того времени, когда мы найдём себе подходящее жилище. Предложение Иосифа нас обрадовало, ибо 200 шекелей – это 60 долларов, а дешевле, нежели за 100 долларов, меблированную комнату в жилой квартире найти невозможно.
В тот же день мы и переехали к Иосифу на улицу а-Галиль, в дом № 25 на четвёртый этаж в комнату площадью 6 квадратных метров. Комнатка маленькая, но за 60 долларов в месяц, да ещё и с бесплатным питанием, которое настойчиво предлагал нам Иосиф – это уже подарок судьбы! Иосиф в прошлом был работником израильской спецслужбы, в результате которой он стал инвалидом. Ему дали израильское гражданство, пенсию и трёхкомнатную амидаровскую квартиру.
                В Израиле есть две государственные строительные компании – Амигур и Амидар. Амид – состоятельный, зажиточный. Дар – корень слова, дающий определение «востребовано рынком». Амидар – государственная квартирная компания. Амигур – можно понять как состоятельный зверёныш, или же – зажиточно живу, ибо слово гур – зверёныш, а слово гара – живу. Обе эти компании строят бесплатные квартиры для разного рода льготников. Амигуровские и амидаровские квартиры даются льготникам в пожизненное пользование. Эти квартиры нельзя продавать и сдавать в аренду, и в этих квартирах не имеют права жить даже родственники, а только те люди, на имя которых выдана квартира.
               В трёхкомнатной квартире Иосифа мы должны жить нелегально до тех пор, пока не найдём себе жильё в удобном месте и по удобной цене. У Иосифа были две небольшие собачки, которых он называл «дамами». Иосиф спал в небольшом зале на диване. У него был музыкальный центр и огромная фонотека классической музыки, песен и арий известных всему миру певцов экстра-класса. Отличный телевизор с огромным экраном, музыкальный центр, фонотеку и множество всевозможных сувениров – всё это надарили Иосифу жители Кармиэля, а из магазинов Иосифу приносили бесплатно еду в огромном количестве, именно поэтому так настойчиво Иосиф предлагал нам бесплатное питание.
               – Я и так в огромном количестве ежедневно выбрасываю отличную калорийную пищу в мусорный ящик, – говорил нам Иосиф.
               В квартире Иосифа была ещё одна комната площадью 9 квадратных метров, в которой жила молоденькая женщина по имени Михаэля. Михаэля, или Михайла, приехала из Румынии и жила в Израиле нелегально. Нелегалы-румыны в Израиле имеют особый статус – их из Израиля не депортируют.
                Нелегалы могут работать «по-чёрному». По-чёрному – это когда у человека нет банковского счёта, нет национального медицинского страхования, нет паспорта и нет прописки, такого человека берут на работу, но в штат предприятия его не зачисляют, поэтому нелегалу платят два с половиной доллара в час, а зарплату выдают наличными деньгами.
                А румынов-нелегалов особый статус, так как они имеют право открыть банковский счёт, который в Израиле является жизненной необходимостью, а также имеют право на государственное медицинское страхование. Всё это даёт им возможность получить постоянную работу на предприятиях страны с полной оплатой заработка. Почему такое отношение к румынам – я объясню позже.
                Михаэля работала на заводе «Кэтэр». «Кэтэр» – завод, на котором производят пластмассовую мебель. Работа на этом заводе трудная, если не сказать «каторжная». На заводе непрерывный производственный процесс, потому что конвейер нельзя остановить даже на минуту. Завод работает даже в праздничные дни. Нет на заводе и обеденных перерывов. Простоять у конвейера восемь часов, непрерывно работая как часовой механизм, при температуре воздуха в цехе 40 градусов по Цельсию – неимоверно трудно. Необходимо ещё учесть и то, что продукцию с конвейера приходится брать горячую и успевать аккуратно её складировать. Для того чтоб сбегать в туалет, именно «сбегать», а не «сходить», необходимо найти себе замену у конвейера. Однажды у одного рабочего завода «Кэтэр» полопались вены на ногах, но он не смог покинуть рабочее место до тех пор, пока ему не нашли замену. К тому времени, когда нашли ему замену, на полу образовалась огромная лужа крови, но рабочий потерял сознание только после того, как его заменили.
               В Израиле нет статуса вредных и опасных работ – на любой работе одинаковая минимальная оплата труда – 4 доллара в час. Только в Тэль-Авиве минимальная оплата – 6 долларов в час. Завод «Кэтэр» – предприятие непрерывного производственного процесса, поэтому это предприятие работает даже в праздничные дни. Каждая суббота в Израиле по религиозным законам считается праздником, а работать в праздник категорически запрещается. В связи с таким положением на «Кэтэре» работа в субботние дни оплачивается в трёхкратном размере – 300% часовой тарифной оплаты труда. Выходит так, что рабочий «Кэтэра» в субботний день зарабатывает 144 доллара США.
                Михаэля, работая на «Кэтэре», имела хороший заработок, поэтому, когда она пошла в декретный отпуск, то ежемесячно стала получать 4000 шекелей декретных – это эквивалентно 1200 долларам США. Увы! Женщины в Израиле уходят в декретный отпуск за две недели до родов.
                Михаэля родила ребёнка, не будучи замужем. Ребёнок Михаэли – гражданин Израиля, ибо он родился в Израиле, а она будет получать пособие на ребёнка как мать-одиночка. Статус матери-одиночки Михаэля будет иметь до исполнения ребёнку двадцати пяти лет, если она в продолжение этих лет не выйдет замуж. При покупке квартиры ей будет выдан льготный банковский кредит, а государство частично погасит этот кредит. Ребёнок получил статус гражданина Израиля, но Михаэля всё равно не будет иметь статус гражданки Израиля. Если же Михаэля выйдет замуж за гражданина Израиля, то этот брак не будет считаться действительным и нигде не будет зарегистрирован, так как она – не еврейка.
                В Израиле браки регистрируются только по религиозным законам, т.е. браки еврея с не еврейкой и брак не еврея с еврейкой не регистрируются. В Израиле регистрируются браки евреев с не евреями, если эти бракосочетания были совершены и зарегистрированы в иных странах, не менее как за год до репатриации в Израиль. Гражданские браки израильтян, которые были зарегистрированы на Кипре, в Израиле считаются действительными, поэтому в Израиле есть организация, которая занимается брачными путешествиями на Кипр. Это стоит дорого – более 10 тысяч долларов США.
                Нам с Тамарой надо выполнить все процедуры оформления израильского гражданства. Прописка в органах внутренних дел предельно проста – со слов хозяина квартиры, в которой поселился квартирант, записывается в теудат зегут (удостоверение обо всём, т.е. паспорт) адрес проживания. В «Сохнуте» мы с Тамарой стали на учёт, дабы оформить все льготы репатриантов. Записались мы с Тамарой и в ульпан, где будем изучать иврит. На банковский учёт мы стали в банке Апоалим (рабочий). На медицинский учёт мы стали в купат холим «Маккаби». На этом наши заботы о регистрации всех необходимых гражданских положений закончились.
                Купат холим – больничная касса. Без банковского счёта и регистрации гражданина в органах национального медицинского страхования, его не примут на работу. Администрация предприятия, где работает гражданин Израиля, будет ежемесячно перечислять деньги в больничную кассу на расходы этого гражданина по поддержанию и укреплению его здоровья. Если же гражданин не будет работать, тогда он сам должен делать денежные взносы в больничную кассу. Стоимость лекарств, отпускаемых в аптеках по рецептам больничной кассы, ниже стоимости лекарств, отпускаемых без рецептов. Расходы на содержание больного человека в госпитале оплачивает больничная касса. К этому следует добавить и то, что каждому рабочему человеку администрация предприятия, на котором он работает, два раза в год выдаёт по 200 долларов США на поддержание здоровья.