Берёзы

Надежда Русских
   Иду я полем.
   Два года это поле никто не пахал, а в этом году распорядился председатель Мечинского колхоза (а может быть уже и не колхоза… — не знаю) перепахать это поле. Трактористы, видимо, ребята рьяные оказались, так перепахали, что до самых елей и берёз, не оставили даже места травам-дикоросам.
   Я иду краешком — не хочется посев топтать, а где есть возможность и в лесок захожу. Тишина в природе — перед дождём — небо хмурится.  Я иду за клубникой на то место, которое в прошлый раз мне полевичок указал. После того как-то спрашивала я у Пани: есть ли ещё в округе клубничные места? «Да, нет, — ответила она, — только возле двух берёз».
   Иду не спеша, прислушиваюсь: птиц не слышно, вдалеке ревущего двигателя от трактора или какой другой машины — не слышно, шума ветра — не слышно… Только мои шаги по траве. Думаю сама про себя: «Даже полевичка не слышно».
   Полная тишина в природе…
   Но, видимо, кто-то из их породы уже наблюдал за мной.
   Умиротворённая, я иду за клубникой и вспоминаю моего полевичка с васильковыми глазами. Задумалась. Иду, ни на что на обращаю внимания…
   Вдруг!.. Буквально из-под моих ног вылетает огромная светло-коричневая птица. Я даже рассмотреть не успела: то ли филин, то ли коршун. Ну, очень большая птица!
   Я опешила! Нет, испуга не было! Просто вылетела из травы птица в метре от меня, с трудом пролетела, сквозь низкие ветви деревьев и исчезла. «Могла бы в поле полететь, — подумала я, — там вон сколько простора».
   Вроде ничего особенного, но эта ситуация ввела меня в замешательство.  Я остановилась и стала искать глазами странную птицу. А её как будто и не было! Улетела ли сквозь лес? Притаилась ли где-то на ветке?
   В этот момент я почувствовала странное ощущение, как будто чей-то взгляд на себе. Я медленно стала оглядываться, стараясь не делать резких движений.
   Тихо… Всё тихо… И ощущение, что за мной наблюдают пропало. Я ещё постояла немного и пошла… Но через пару шагов мне в ухо вонзился сухой сучок. Я взвыла и схватилась за ухо. Было так больно, и так неожиданно, что я стала причитать:
   — Я не сделаю вам ничего плохого… Я просто иду за клубникой, на то место, которое мне указал полевичок. Я не намерена делать ничего плохого ни вам, Духи Земли, ни вам, Духи леса, ни вам, Духи Воды, ни вам, Духи воздуха. Ни деревьям, ни животным, ни птицам я не сделаю ничего плохого. Я просто иду за клубникой.
   Боль в ухе стихла.
   Медленно я стала выбираться из леса в поле и оглянулась — он смотрел на меня сурово, но без злости или обиды.
   Я остановилась, закрыв глаза. Моё ч;вствование больше, чем моё в;дение. И когда я почувствовала, что он унял свой гнев — мне полегчало. Я открыла глаза и пошла дальше.
   Дорога, вроде, знакомая, но каждый раз всё по-новому, и если учитывать, что за клубникой я хожу раз в год, то каждый раз приходится вспоминать: то перепашут и так оставят на пару лет, то перепашут и посеют, то опять забросят. И только по каким-то вечным приметам узнаёшь это место.
   Вот и две берёзы…
   Сколько же вам лет, берёзы? Триста?.. Четыреста?.. Ствол можно обнять только втроём. Про такие стволы говорят «в три обхвата». Не верите? Думаете, не бывает таких берёз? Бывает…
    И стоят две берёзы на угоре: он и она. Почему он и она? Не знаю… Биологи говорят, что в берёзах есть разделение на мужские и женские. Но дело даже не в биологах.
Как-то в мае я шла мимо них и вижу — одна берёза зелёная стоит, а вторая даже и не собирается зеленеть. Обеспокоилась я: думаю, погибла вторая берёза. Но летом пришла на то место и всё в порядке — обе зелёные. Тогда я поняла, что одна берёза - он, а другая - она, только не знаю: кто из них кто?
   Спустилась я в лог. Поднялась к берёзам.
   — Здравствуйте, мои милые, — говорю, — здравствуйте, мои хорошие.
   Стоят берёзы в задумчивом молчании.
   — Сколько ж вы повидали на своём веку? Кого только не видели?
   Молчат берёзы.
   — А может, вы и не помните всех, кого на своём веку повидали? Может, и не помните тех, кто приходил к вам сюда за клубникой?
   Тишина в природе. Молчат берёзы.
   — Может быть, каждую осень вы сбрасываете листву-память, и каждую весну вновь возрождаясь, не помните, что было с вами в прошлом году?
   Ничего не ответили мне берёзы.
   — Ну, тогда я оставлю у вас корзинку, вы посторожите её, а сама пойду в ведёрко клубнику пособираю.
   Пробежался лёгкий ветерок по вершинам, как будто берёзы головой мотнули, мол, оставляй корзинку, собирай клубнику. И насобирала я почти полное ведро клубники,как стал накрапывать дождик. Недаром говорят: затишье перед дождём. Но я всё-таки набрала полное ведро, раскланялась берёзам, что охраняли мою корзинку и пошла полем домой. И уже до дома дошла, и только переступила порог, как дождь полил, как из ведра.

  Спасибо вам, Духи природы, что дали мне ягод, что дождь задержали, что меня охраняли.
  Я человек, но я тоже ваша частичка. Я поклоняюсь природе и всем её духам. И обязуюсь, никогда не наносить вреда природе и восхвалять её в своих рассказах.