XII. Кого мы желаем вырастить рабов или свободных

Роберт Рем Человеческая Трагедия
Роберт Рем
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ
трилогия
© 2009 – 2012

Книга вторая
ВРЕМЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ,
или
Ночь могущества

роман

ЧАСТЬ I
ПРОПАСТЬ РАЗРАСТАЕТСЯ




XII
Кого мы желаем вырастить: рабов или свободных людей?

     – Ты работу ищешь? – спросил отец, когда они с Артуром прощались после встречи у выхода из метро.
     – Да. Но это долгая история, потом расскажу, – сказал Артур на ходу.
     – Ладно, пока.
     Артур занял у отца денег. Отец всегда приходил на помощь в трудную минуту. Всегда. Он был заботлив. И Артур был благодарен ему за это. Иногда они с Артуром не понимали друг друга. Отец хотел Артуру жизни, к которой привык сам, а Артур хотел совершенно иного. На этой почве, и на почве схожести характеров – врожденного упрямства и силы знаков зодиака – у них возникали трения. Последнее время Артур отца откровенно «воспитывал», тогда как тот, понимая, что время его власти над сыном давно ушло, только раздражался в ответ, но ничего не мог поделать. Артуру казалось, что отец, наконец, стал что-то понимать в жизни: что нельзя навязывать другим свою точку зрения, даже если это твой сын…
     Однажды он зашел домой к ним с матерью, и Артур поведал о своем намерении продать машину.
     – Ты уже разместил объявление? – спросил отец.
     – Да, – ответил Артур.
     – Ну и как?
     – Странно, но почему-то звонков нет, хотя я время от времени снижаю цену. Если не продам за эту цену, то повезу продавать через салон.
     – Может, они видят очень маленький пробег за три года, оттого и не звонят, не связываются. Может, думают, показатели спидометра изменены. Ведь даже на электронных, как на твоей машине, уже «скручивают» их.
     – Странно. Но, скорее всего, ты прав.
     – Можешь занять мне денег? – поинтересовался Артур. – Матери нужно на зуб. Я тебе после продажи авто все верну, сам понимаешь.
     – Конечно могу, о чем речь!
     Отец через некоторое время произнес:
     – Знаешь, а я уже думал, чего ты ее держишь. Она лишь простаивает в гараже.
     – Ну, хватит! Начинается! Ты еще будешь капать мне на рану, – раздраженно сказал Артур. Ему было неприятно среди собственных мыслей о предстоящей утрате слышать слова, которые словно гвозди вколачивали в гроб его жизни.
     – С тобой нельзя нормально разговаривать, – тоже с раздражением ответил отец.
     – Машину жаль продавать, – произнес через некоторое время Артур, показывая отцу объявление, которое он разместил в Интернет, – она такая ухоженная.
     Артуру было жалко расставаться с машиной, но – в душе. Внешне же он просто передавал отцу информацию.
     – Конечно, жаль, она у тебя как новая и пробег такой маленький: двадцати тысяч не наездил!
     Артур собрался в магазин и одновременно решил проводить отца. Они шли по улице и разговаривали. Одна девушка проходила мимо и внимательно посмотрела на Артура.
     – Чего это она так на тебя посмотрела? – спросил отец.
     – Они все смотрят, – безразлично заметил Артур, и через мгновение произнес: – Я знаешь, что думаю? У меня заканчивается срок страховок, нужно проходить техосмотр. Это все расходы. У меня мысль: а что если не эксплуатировать машину пока, заплатить за техосмотр? Ведь застраховать можно и без того, чтобы пригонять машину. Чтобы сделать добровольную страховку от угона и ущерба можно пригласить агента на место стоянки в гараж, он осмотрит и выдаст полис.
     – Тоже верно.
     – Но мне за гараж нужно платить ведь.
     – Машина может пока постоять у меня в гараже на работе, – предложил отец.
     Отцу надо отдать должное: он всячески готов был помочь сыну. Артур размышлял. Он рассказывал отцу о возможных вариантах решения этой проблемы, и, казалось, рассуждал для самого себя.
     – Что ж, тоже вариант, – ответил Артур. – Но ведь, это далеко, а вдруг у меня появятся деньги, и я смогу ее эксплуатировать; мне тогда каждый раз нужно будет ехать к тебе так далеко.
     – Сын, думай, – утешительно произнес отец. – Не торопись с продажей, тем более у тебя так душа к ней лежит. Что-нибудь придумаем.
     – А если техосмотр проходить, его обычным путем можно пройти? – поинтересовался Артур.
     – Что ты! – Отец ухмыльнулся. – Мы на работе новые машины хотим поставить на учет и нам всегда, если не приколешь пятьсот рублей к документам, ставят отметку: «Технически неисправна».
     – А как это делают?
     – Там они установили негласное правило: купюра прикрепляется скрепкой между другими бумагами. Инспектор листает и, если видит купюру, понимает, что «все в порядке» и ставит штамп о том, что осмотр прошел. Если не вложишь денег, всегда ставят отметку, что она неисправна. Находят любую самую незначительную причину, какую-нибудь мелочь: не горит лампочка или еще что-нибудь.
     – М-да, – только и смог произнести Артур.
     Артур вспомнил недавний рассказ дяди Саши, как тот недавно проходил в своем городе техосмотр купленной в Японии автомашины. Проверяя уровень загрязнения воздуха выхлопными газами, инспектора там дивились: показатели стояли на нуле! В его городе для прохождения техосмотра никаких дополнительных средств не требовалось. Что же это, в Москве вообще нет нормальной жизни?!..
     После того, как занял у отца денег и расстался с ним на улице, Артур сел в автобус. Везде вокруг он наблюдал хмурые лица обывателей. Бог ты мой, эти лица таковы из года в год! Артур прошел в конец салона.
     Напротив сидела девочка семи-восьми лет. У выхода, держась за поручень, стояла ее мать. Пока автобус ехал, девочка напевала, читая книжку с нотами:
     «Мне не спится, не лежится, и сон меня не берет, я сходил бы к Саше в гости, да не знаю, где живет. Попросил бы я товарища, мой товарищ доведет. Мой товарищ лучше, краше, боюсь, Сашу отобьет».
     Веселенькая девочка. Словно юла вертелась она на сиденье и разговаривала с мамой.
     «Вот исполнил долг свой я, прими меня мать-земля», – пела она.
     Артур смотрел на нее, и сквозь его взгляд просматривалась улыбка. Девочка это заметила и кокетливо стала вертеться еще больше, посматривая, какую реакцию у Артура вызывает ее поведение.
     А тот думал: «Что это за песни? Чему только учат наших детей? Жертве! Их не учат быть счастливыми, а учат жертвовать собой. Готовят к трагедиям, к неудачам, смирению и горечи. Мне бы хотелось, маленькая девочка, чтобы ты была счастлива и никогда бы боль не постигла тебя!»
     Артур вспомнил, как главный герой в фильме «Ронин», которого играл Роберт де Ниро, после рассказа одного пожилого француза об истории самураев, отомстивших за смерть своего хозяина и сделавших себе харакири, сказал: «Неверный выбор». Правильно, жертва – выбор не верный.
     – Представляешь, чему только учат детей в наших садиках и школах! – произнес Артур, когда поведал матери эту историю о девочке. – Их готовят к жертве, а не к жизни!
     – Да, – покачивая головой, искренне соглашалась с ним мать, – это точно.
     А Вадим, которому Артур рассказал об этом позже, когда они встретились, ухмыльнулся, ойкнул и неодобрительно покачал головой.

Продолжение: http://www.proza.ru/2013/03/28/2268

Вернуться к предыдущей главе: http://www.proza.ru/2013/03/27/2309