Мои первые и любимые театры

Юрий Хозяинов
 Для меня театр -- неотъемлемая часть жизни, я его люблю и  не только хожу на спектакли, но и сам играю на любительской сцене. Родилась эта любовь не вдруг, а постепенно.
Первый в Сибири
Первый мой драматический театр приплыл ко мне по реке, когда я проводил лето у тети в маленькой прииртышской деревне в 1960-х годах. Однажды туда пришел странный колесный пароход «Аркадий Гайдар». Его прибытие произвело фурор среди деревенских. Все бросили свои дела и побежали на судно. Это был плавучий Тобольский  театр. Давали водевиль, и зрители, не переставая щелкать кедровые орешки, весело смеялись над похождениями незадачливых героев.
Тобольский драматический театр имени Петра Ершова был первым не только для меня -- он был первым в Сибири, да и во всей России может считаться старейшим. Свою историю он ведет с 1703 года, с первых драматических сцен, разыгрываемых у стен Софийского собора, под руководством митрополита Филофея Лещинского. Уже тогда в них играли монахи, получившие театральную подготовку на территории современной Польши. Позднее в губернском центре создается театральное общество, поставившее целью строительство в Тобольске «народной аудитории» -- здания театра. За красоту свою оно получило в народе название «теремок». Со временем деревянное здание пришло в негодность, и после переезда театра в нагорную часть города «теремок» сгорел.
Театр долго ютился в неприспособленном помещении кинолектория, но постепенно артисты своими руками под руководством тогдашнего директора  Николая Лаптева поставили пристрой, где разместились цеха и гримерки. Недавно кинолекторий снесли и на его месте построили новое здание с двумя залами и современным сценическим оборудованием. Действующий директор театра, актер Сергей Радченко планирует открытие сезона 2013-2014 годов в новом помещении, а 27 марта для театралов он проведет экскурсию по новостройке.
Как и в семидесятые годы, так и в наши дни тоболяки  по праву считаются самым гастролирующим театром. Но если раньше гастрольный сезон начинался с открытием навигации (у театра было свое речное судно), то теперь независимо от сезона маршруты его поездок распространяются на Россию и Европу. Не забывают они  Тюмень, часто играют спектакли в помещении Дворца культуры «Железнодорожник», а в апреле впервые выйдут на сцену нового драмтеатра.
Что играл Тобольский драматический театр в деревне, не помню, а вот первый спектакль, который запал в душу и даже перевернул ее, был МХАТовский «Дни Турбиных» по пьесе Михаила Булгакова (МХАТ тогда приехал на гастроли в Свердловск). Я смотрел не спектакль -- я видел, как на сцене живут люди, совершенно не обращающие внимание на то, что за их жизнью подглядывают посторонние. Этой искренностью театр меня и покорил.
Актеры тогда мне казались особой кастой людей, общение с которыми, а тем более дружба, казались мне невозможными. Наше сближение началась после того, как я однажды поздравил Тюменский театр с открытием очередного сезона. Шагнув из света рампы, первыми протянули мне руку дружбы молодой Владимир Орел и артист постарше Михаил Гассенигер. Орел до сих пор служит на тюменской сцене. Миша переехал в Пермь, но я помню его и благодарен ему.
Первый большой
Тюмень в конце 19 века не считалась центром культуры, самые популярные развлечения публики -- карты и танцы. Но был в городе человек, не согласный с таким раскладом, -- купец первой гильдии Андрей Текутьев. Это он построил здание клуба приказчиков, где силами любителей «игрались первые благородные спектакли», как писали в «Губернском листке» (теперь на этом месте филармония). Это он ангажировал в Тюмень антрепризные труппы. В конце концов, это он на свои деньги построил в Тюмени первое здание театра и содержал его и профессиональную труппу. После того, как в 1922 году театр сгорел, под его нужды по указанию Текутьева перестроили помещение его же соляного склада!
Много лет в Тюмени мечтали о новом здании театра, даже приступали к проектированию, но все что-то не «срасталось», пока карты не сошлись в «пасьянсе» у Владимира Коревицкого, и 150-й сезон открылся в новом, самом большом в России здании театра драмы. С новым директором, актером Сергеем Осинцевым, пришла молодая амбициозная команда. Их задача -- сделать новый современный театр, для чего на постановки приглашаются молодые, но уже отмеченные профессиональными призами режиссеры, сценографы и художники. Результат этого труда будет виден со временем. Возобновились гастроли. В 2012 году театр принял участие в грандиозном гастрольном проекте «Театральный перевал» -- несколько театров менялись друг с другом сценами.
Первый народный
Оба драмтеатра отсчитывают свои сезоны с первых спектаклей, сыгранных для благородной публики актерами-любителями. Любительские театральные студии -- источник самородных актерских талантов, коими блистают не только провинциальные театры -- многие московские народные артисты начинали свою карьеру как любители. Актеры Тюменского театра Ирина Тутулова, Ольга Игонина, Константин Антипов, Валерий Рябков играли на сцене Тюменского народного театра.
Более 90 лет существует этот уникальный коллектив, организованный как театральный кружок при ДКЖ в 1920 году. Значительную роль в истории этого театра сыграл приход к руководству в 1952 году молодого актера тюменского драмтеатра Виктора Шмакова: театр имел успех, выезжал на гастроли, участвовал в многочисленных тогда конкурсах-смотрах любительских театров. За мастерство и качество постановок в 1962 году Всесоюзный Центральный Совет профессиональных союзов присвоил коллективу почетное звание «Народный театр». С 1992 года его возглавляет Владимир Шмаков, сын Виктора Шмакова.
Театр пережил много сложностей в своей истории. Теперь работает под крышей центра татарской культуры, и 24 марта отметил День театра премьерой спектакля «Миллион за любовь» по пьесе Надежды Птушкиной.
Первый в жизни
Самый первый театр в моей жизни, как и у многих детей, кукольный. Прошло более пятидесяти лет, но я как сейчас помню спектакль «Маугли», где, как мне тогда казалось, роли исполняли настоящие животные (позже мне выпало счастье познакомиться с постановщиком этого спектакля Александром Глебовым и высказать ему свою признательность). То, что звери могут быть маленьких размеров, я понимал, но вот как их научили говорить по-человечески, для меня долго оставалось загадкой. Пока не пришел в кукольный кружок Ханты-Мансийского Дома пионеров, где освоил перчаточные куклы и сам говорил за кота, Незнайку, медведя и других героев.
Тюменский театр кукол был создан сразу после Великой Победы из кукольной группы драмтеатра и долго не имел собственного здания. Только в 1972 году труппа обрела свой настоящий дом. Это было первое театральное здание, построенное в Тюмени при Советской власти. Изюминкой  в его облике стала мозаика на фасаде, бережно сохраненная для новых поколений зрителей в процессе реконструкции здания в 2000--2002 годах.
Последние 15 лет театр возглавляет один из самых успешных менеджеров в области культуры Василий Пустыльников. В 2001 году он пригласил в театр на должность главного режиссера актера Омского «Пятого театра» Сергея Грязнова, и не ошибся. Сергей Анатольевич в совершенстве освоил тайны кукольной режиссуры. Спектакли, поставленные им, становились лауреатами многих творческих конкурсов.
Друзья театра приняли как добрый знак «третье пришествие» в театр бывшего главного режиссера Сергея Кузина. Он восстанавливает свои давние постановки, работает над новыми. Недавно увидел свет спектакль для самых маленьких «Кто сказал мяу?» по рисованным историям Владимира Сутеева. Кстати, в этом сезоне количество новых спектаклей удвоилось -- их стало восемь против четырех в прошлых сезонах.
Есть в театре хорошая традиция -- посвящать неделю между Всемирным Днем кукольника, 21 марта, и Международным Днем театра, 27 марта, творчеству одного из актеров. В этом году честь оказана Антону Нестеренко. Молодой актер, приехавший в Тюмень из Екатеринбурга, виртуозно владеет техникой управления куклами различных видов, играет роли вживую, без куклы, и уже удачно дебютировал как режиссер в спектакле «Волк и семеро козлят». В день театра зрители увидят постановку -- рекордсмена по количеству сыгранных спектаклей, некогда режиссерский дебют Сергея Грязнова «Не хочу быть собакой».
Первый частный
Многие театры в стране начинались как частные инициативы. Традиция меценатства на Тюменской земле была подхвачена предпринимателем Виктором Загоруйко. В 1994 году вместе с актером Леонидом Окуневым они создали частный театр. Теперь это молодежный театр «Ангажемент» имени Виктора Сергеевича Загоруйко. За 19 лет жизни театр собрал молодую, но крепкую актерскую труппу. Теперь это не театр одного актера, как бывало раньше. У него свое здание, очень интересный репертуар для разного возраста.   Театр неоднократно получал награды на смотрах и фестивалях.
27 марта состоится премьера спектакля по пьесе Николая Коляды «Баба Шанель», а после него -- капустник и куча мала сюрпризов. Приходите, если повезет -- попадете. Ведь популярность «Ангажемента» столь велика, что мест в зрительном зале катастрофически не хватает.
Вот такие они, наши театры. Такие разные, но очень похожие в своей бесконечной преданности искусству Мельпомены. Мои любимые театры. С праздником, друзья! С Днем театра!
мнения
Сергей Радченко, директор Тобольского драматического театра:
-- Театр -- это живое искусство и, пожалуй, единственное место, где можно выйти на непосредственное общение со зрителем. Для нас очень важно, кто приходит в зрительный зал, с какими мыслями. Очень хочется, чтобы театральные залы заполнялись умными, думающими, успешными людьми, Желаю, чтобы все складывалось так, как задумывается, и у артистов, и у зрителей.
Василий Пустыльников, директор Тюменского театра кукол:
-- Самый первый театр зародился на планете в эпоху наскальной живописи -- у шаманов были куклы. И в жизни современного человека самый первый театр -- кукольный. Маленькие детки приходят к нам и познают, что такое театр, формируется эстетический вкус и нравственные ориентиры. Мы -- очень важный социальный институт. Приводите своих деток в театр!
Леонид Окунев, директор молодежного театра «Ангажемент»:
-- Всех, кто занимается театральным искусством, поздравляю с праздником. Актерам -- больших ролей, интересных режиссеров, и чтобы труд их в материальном плане был достойно оценен. Мы ведь работаем на совесть, и не за страх и деньги, а ради зрителя.