Аннушка. Глава 2

Елена Абуцина
Тук-тук, тук-тук, тук- тук...Жанна тупо слушала стук колес и смотрела в окно. Проплывала мимо степь, вдали появлялись и исчезали маленькие селения, мелькали столбы.  В вагоне гомонили люди, плакали дети, ругались женщины. Тетя Варя читала какую-то потрепанную книжку, изредка бросая поверх нее взгляд на Жанну. Соня прижалась к ней и, похоже, задремала.
  Чуткое ухо Жанны уловило обрывок разговора двух женщин на соседнем сидении. Они в полголоса горевали по поводу смерти Сталина, но больше всего их удручало, что из-за этого не было ежегодных понижений цен к 8 марта. Жанна вспомнила, как мама всякий раз ждала этот праздник, ведь цены падали почти на все продукты, и можно было накупить много еды впрок. Такой подарок делал всем женщинам вождь. Как же мама горевала ,когда объявили о смерти Сталина! Все говорило, что весь народ теперь осиротел и что теперь будет со страной, никто не знал. Жанна почувствовала, как слезы подступают к глазам. А теперь вот и мамы не стало. Теперь они и взаправду стали сиротами - она, Славка, Соня и Сережка. И две незнакомые девочки-двойняшки, из-за которых мама умерла.
  Тот навсегда запомнившийся ей вечер Жанна проснулась от того, что сквозь сон ей показалось, будто кто-то плачет. Она выглянула из-под одеяла, которым накрылась с головой, и увидела сидящего за столом папу Петю. Возле него хлопотала тетка. Папа Петя плакал, самые настоящие слезы текли по заросшим щетиной щекам. Девочка удивилась- она считала, что мужчины никогда не плачут. Так ей говорил Славка, а уж он-то никогда ее не обманывал. Но папа Петя плакал, безудержно, со всхлипами, как обычно плачет Сережка, когда ему больно. Тетя Варя налила в кружку чай и силком заставила мужчину его выпить. Затем села рядом, взяла со стола какой-то листок и стала читать. Подперла щеку рукой и глухо проговорила:
-Господи, беда- то какая...Как же это, как? Что делать-то теперь?
-Я не знаю,- Петя уронил голову на сложенные на столе руки.- Ее больше нет...Варя, как же жить мне дальше? Господи помоги! Мне жить не хочется!
-А придется!- жестко сказала Варя.- Ради детей тебе нужно взять себя в руки!
  Петя поднял голову и невидящим, пустым взглядом оглядел комнату.
 - Дети? Бог мой, Варя, что мне с ними делать?.. А ведь меня переводят, Варя! Домой, в Москву. Я Нину хотел забрать, детей... А теперь что же? Куда я с ними? Да и чужие они мне... Только вот Серёжка... Варя, куда я их дену? Я не смогу их взять... Нина бы смогла, но... Мне не верится, что её нет... Но я там был, мне врач сказал...
  Варя терпеливо выслушала его прерывистую, похожую на горячечный бред, речь. Затем подняла руку с листком.
 - Петя, тебя можно понять. Дети – это большая обуза... Нина, наверное, что-то чувствовала, раз написала эту записку. И знала, что ты не оставит себе детей.
 - Я не не хочу, - запротестовал мужчина. – Я просто не смогу. Ведь я служу, я военный, а с ними кто будет?
 - Ладно, ладно, я не виню тебя, - Варя примирительно похлопала его по плечу. – Знаю ведь, что ты прав, да горе застило мне разум. Ведь я так любила свою младшую сестрёнку... Кроме неё нет у меня больше родных... Господи, беда-то какая...
  Голос её сорвался, женщина всхлипнула, но тут же взяла себя в руки. В комнате повисла тяжёлая тишина. Жанна  тихо, как мышка, лежала под одеялом и даже боялась вздохнуть. Она не понимала, о чём говорили взрослые, но сердцем чувствовала, что случилось  нечто страшное...
 - Жанна, ты слышишь, я к тебе обращаюсь!
  Жанна вздрогнула. Она снова в шумном вагоне, тётя Варя что-то протягивает её, какой-то свёрток.
 -Что?
 - Возьми, говорю, пирожки, поешь,-  женщина развернула пакет и достала маленький пирожок. – С зелёным луком, как ты любишь.
  Девочка отрицательно покачала головой и снова отвернулась к окну. Поезд всё так же неспешно катил по степи. Он вёз Жанну и её сестру в их новый дом, но девочке было всё равно, что ждёт её впереди.
  Проснулась Соня. Взяла предложенный  тёткой пирожок, откусила и с набитым ртом стала рассказывать свой сон. Какие-то птички, котята...Жанна снова мысленно вернулась в тот вечер, в тот момент, когда проснулся Славка.
 ... Мальчик рывком сел на кровати и хрипло спросил:
 - Что с мамой?
  Варя взглянула на Петю. Тот долго смотрел на взъерошенного пасынка, словно собираясь с мыслями, потом сказал:
 - Иди сюда, Слава. Разговор есть.
  Славка прошлёпал босыми ногами по дощатому полу и сел рядом с отчимом. Тут уж Жанна не утерпела. Она только сейчас, после вопроса брата, поняла, что всё это время разговор шёл о маме. Подхватившись, она подбежала к брату и встала рядом, оглядывая всех большими глазами. Варя всплеснула руками.
 - Господи, ничего не утаишь от этой девчонки! Чего встала-то?
 - Оставь её, Варя, - остановил женщину Петя. – Жанна уже большая и должна знать правду.
 - Какую правду? – пролепетала девочка, непонятно почему вдруг испугавшись.
 - Слава, Жанна... Случилась беда, - Петя с трудом подбирал слова, глотая слёзы. – У мамы родились две дочки, двойняшки. К несчастью, мама потеряла много крови и... Ваша мама... она умерла...
 - Нет, - прошептал Слава.
   Жанна непонимающе посмотрела на него, перевела вопросительный взгляд на тётку. Варя отвернулась, пряча слёзы. Петя прокашлялся и взял со стола лист  бумаги, исписанный с одной стороны крупным круглым почерком.
 - Мама написала письмо. Сейчас я вам его прочту. « Дорогие мои, любимые дети! Меня увезли в больницу. Простите меня, но я не вернусь, я чувствую это. Петя, девочек отдай в детдом, Славу отправь в ремесленное, а Серёжу забери с собой. Я вас всех очень любила. Прощайте. Ваша мама.»
  Воцарилось молчание. Слава опустил голову и тяжело задышал. Потом вдруг сорвался с места, с грохотом отодвинув табуретку, и выскочил из комнаты. Громко хлопнула дверь. Варя хотела выбежать за ним, но Петя остановил её:
 - Не надо... Ему нужно побыть одному.
  Жанна вцепилась в край стола и испуганно уставилась на дверь, из-за которой послышалось приглушённое рыдание. Петя отцепил её холодные ручонки от стола, посадил девочку к себе на колени и обнял. Варя села рядом и погладила Жанну по голове:
 - Жанна, милая, скажи что-нибудь, не молчи.
  Девочку заколотила крупная дрожь. Она уткнулась лицом в гимнастёрку отчима и тихо заплакала. Жанна до конца ещё не осознала, какая страшная трагедия случилась в её жизни. Ей просто до слёз стало жалко рыдавшего за дверью брата. Мысль, что мамы больше нет, не умещалась в её маленькой головке.
  Похороны прошли как в тумане. Какие-то люди приходили и уходили. Тихие разговоры возле гроба, плач незнакомых женщин. Соня в углу комнаты со своей куклой, тихая и испуганная. Серёжка на руках отца с любопытством разглядывал незнакомых людей. Жанна сидела на маминой кровати и исподлобья поглядывала на гроб. Женщина в нём пугала её. Чужая, незнакомая, холодная. Неправдоподобно красивая и спокойная -  такой Жанна никогда не видела маму. Девочка так и не смогла поверить, что в гробу лежала она, её мать.
  Кладбище располагалось сразу за частью. Моросил дождь, словно небеса тоже оплакивали покойницу. Вот и могилы с крестами и без, заросшие сорняками, неухоженные, без оградок. Коричневый холмик земли рядом с вырытой ямой резко выделялся на фоне травы. Гроб поставили на табуретки, и люди стали походить к нему, чтобы попрощаться. Жанна вцепилась в руку Вари и молчала, наблюдая за всеми. И вдруг Серёжка, всё это время спокойно сидевший на руках отца, потянулся к гробу и захныкал:
 - Мама, бай! Мама, мама,бай! Хочу к маме!
  В груди Жанны будто что-то оборвалось.  Слёзы градом потекли из глаз. Как же так? Неужели никогда больше мама не обнимет её, не поцелует, не пожалеет? И никогда Жанна не почувствует тепло её покрасневших от вечных стирок рук? Разве это она лежит там, в этом ужасном гробу? Нет, нет же, это не могло быть правдой! Сейчас мама откроет глаза,улыбнётся и скажет, что пошутила. Ну вставай же, мама! И Жанна закричала:
 - Мама,хватит! Вставай, мама! Мама! Мама! Просыпайся же! Мама!
  ...С кладбища её унесли на руках – такая сильная с ней случилась истерика.
 - Никогда не видела, чтобы дите так убивалось! – качая головой, говорила Варя Пете. – Десять лет всего, а так горюет!
 - Она мать больше всех любила, - печально проговорил отчим.
 - На то она и мать, чтобы её больше всех любить! – тётка оглянулась на Жанну, безучастно лежавшую на маминой кровати. – Но чтобы попытаться себя жизни лишить... Господи, спаси и сохрани! Если бы не Славка...
  Слава нашёл Жанну в бельевом шкафу с верёвкой на шее. Она пыталась завязать узел на крючке для одежды. Девочка отчаянно вырывалась, визжала и царапалась, когда брат вытаскивал её из шкафа. Она кричала, что не хочет жить, что хочет быть с мамой. На память о том дне у Славы остался небольшой шрамик  на руке от укуса сестры...
  Жанна не помнила этого. Несколько дней после похорон начисто стёрлись из памяти. И только она начала узнавать родных, стала понемногу приходить в себя, как тётя Варя сказала ей, что их с Соней отправляют в детдом.
 - Жанна, подъезжаем, - голос тётки прервал её невесёлые мысли.
  Девочка посмотрела в окно. Поезд медленно тащился мимо каких-то складов, одноэтажных домов, огородов. Пригород города Баку. Города, который изменит всю её жизнь.