Армия

Никита Заглядов 2
        Как у всякого приличного института в нашем тоже была военная кафедра. Однако специализация у нас была соответствующая – управляемые ракетные комплексы средней дальности – те самые, которых так боялись американцы. Поэтому, когда стал вопрос военных сборов, нас направили в Калининград, где и базировались такие комплексы. Нас поселили в бывших немецких казармах – они неплохо сохранились, но были свои минусы. Пол в казарме был выложен керамической плиткой, но с рубчиком, чтобы не скользить, однако вымыть такой пол до полной чистоты было невозможно, поэтому каждое дежурство было сущим наказанием. Плац перед казармой был усыпан мелким гравием, видимо тоже, чтобы не скользить, но отрабатывать строевой шаг, а тем более повороты было тяжело.

    Кроме строевой подготовки нас вывозили в поле. Наш полковник, который собственно и обучал нас в институте – решил показать нам, что такое окоп и как в нем спасаются от танков. В чистом поле он разметил окоп и заставил нас копать. Окоп получился длиной больше трех метров, шириной около метра и глубиной где-то 1 метр 20 сантиметров. После того, как рытье окопа закончили – полковник построил нас перпендикулярно окопу и попросил водителя гусеничного тягача, который должен был изображать танк, проехать по окопу. Когда мы увидели, что творится в окопе, когда над ним проезжает тягач, нам стало немного страшно. Наша задача состояла в том, что нам надо было находиться в окопе, когда по нему проедет тягач, а после того, как он проедет, надо было встать и бросить ему вслед гранату.   Конечно гранаты были не настоящие, а болванки, зато тягач был никак не меньше танка, даже немного больше.

Мы спускались в окоп по очереди, по пять человек и полковник каждую пятерку проверял лично. Надо было присесть на корточки и прикрыть голову руками. Потом пускали тягач, и редко кто вспоминал про гранаты. Я попал в третью пятерку и все прошло достаточно гладко, только форму немного запорошило землей. Когда в окоп залезла пятая партия водителю тягача уже надоело просто так  ездить взад-вперед и он, заехав на окоп остановился и чуть-чуть крутанул гусеницами – посыпалась земля и кто-то из ребят с криком: «Мама!» полез из окопа сбоку от гусениц. Полковник махал водителю: «Проезжай!», а вылезающего из окопа курсанта он запихивал сапогом обратно и кричал: «Сидеть!»  Мы были в шоке, кто-то смеялся, но это скорее было нервное. Это занятие называлось: «Выбивание танкобоязни.» Потом нам показали бывший немецкий бункер, в котором немцев учили не бояться самолетов, т. е. их туда загоняли и бомбили.

Кроме строевой подготовки и полевых занятий у нас были и лекции. Очень запомнилась лекция, которую нам прочел полковник из Кантемировской дивизии, который во время войны США во Вьетнаме был там в качестве консультанта. На самом деле там проходили реальные испытания наших ракетных комплексов, которые были мобильными и могли быстро сменить дислокацию. По словам полковника они занимались так называемой «свободной охотой».

Ракетный комплекс маскировался в джунглях и ждал, когда американские Б-52 направлялись бомбить Ханой. Когда самолеты уже возвращались после бомбежки наш комплекс сбивал сколько мог самолетов, затем быстро менял дислокацию. Американцы через некоторое время возвращались на это место и бомбили, но безрезультатно. После этого у них появились «Шрайки» - это самонаводящиеся ракеты, которые шли по лучу радара ракетного комплекса и уничтожали его. Тогда наши научились либо класть луч радара на землю и тогда «Шрайк» шел за лучом и попадал в землю, либо ловили «Шрайк» лучами от двух станций – тогда он взрывался, т. к. не мог понять куда лететь. После этого американцы усовершенствовали свои «Шрайки» и заложили туда программу, которая запоминала координаты радара и «Шрайк» уже не обращал внимания на луч. После того, как были уничтожены несколько комплексов, наши придумали так называемый «телевизионный оптический визир», т. е. на антенну радиолокационной станции усаживали вьетнамца, который и ловил в прицел этого визира цель, после чего со станции шёл один очень короткий импульс, цель захватывалась и поражалась.

      Насколько я понял из лекции – война во Вьетнаме была нужна для отработки современного вооружения и земля Вьетнама была как для нас, так и для США просто испытательным полигоном. И как самое последнее достижение полковник продемонстрировал нам переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела», которые сегодня используются уже везде. Следует заметить, что на дворе было лето 1973 года.

Был и еще один вид занятий, работа в составе персонала реального комплекса, который располагался недалеко от границы и следил за воздушным пространством над Балтийским морем в районе Калининграда. Мы сидели в кабине боевого управления и наблюдали на большом экране радара передвижения всех летающих объектов в нашем секторе. Дежурный офицер пояснял: «Со стороны Швеции до нейтральной линии летит группа самолетов противника. Они долетают до нейтральной и начинают летать вдоль границы туда – сюда, это у них реальное дежурство. Потом они улетают и прилетают другие.» А ещё он рассказал анекдот: «Пришла группа курсантов на практику в ракетный комплекс и офицер им все показывает и рассказывает, тут его срочно вызывают из кабины боевого управления. Он просит курсантов немного подождать и предупреждает, чтобы они ничего не трогали. Через пять минут он возвращается и громко спрашивает: «Кто кнопку нажимал? , и так несколько раз – все молчат. Он опять: «Кто кнопку нажимал – ничего не сделаю?» - тогда один курсант признался, что это он.  «Хрен с ней с Голландией, но больше так не делай!» - говорит офицер и продолжает рассказ о работе комплекса.
    Мы все поняли и руками ничего не трогали.