Все двери

Кущ Александр
       Осторожно двери открываются!

        "Осторожно двери открываются!" Не правда ли, знакомо. Наверное, если построить рейтинг самых часто слышимых фраз в течение года, то эта займёт далеко не последнее место, если не первое.
Каждое утро большинство работоспособного с головой ныряет в транспортный поток, чтобы отсидеть, отстоять, отработать положенных восемь или, что характерно для нашего бурного времени десять-двенадцать. И каждый вечер история повторяется в точности наоборот. "Осторожно двери открываются!" - утром и вечером пять раз в неделю двести пятьдесят дней в году. Фраза номер один. Как банально…

       Первая дверь.

       В один прекрасный день, двое совершенно разных или до ужаса одинаковых, но непременно объединённых одной характерной чертой, вдруг решают, что чего-то в их жизни не хватает. Одним не хватает любви, другим ответственности, а кому-то наскучил размеренный бег очерченный фразами номер один. В итоге, двое приходят к определённому соглашению. Не обязательно устному, достаточно намёка или взгляда, или по-другому расставленной посуды. Чувства переплетаются, взрываясь шелестом простыней, да напряжённый стук соседей за тонкой перегородкой, похожий на сдержанные аплодисменты.
       Открывается первая дверь.
       Ещё ничего нет, но природа готовится. Подбирает материалы, крепёжные элементы, налаживает связи, готовит среду обитания, отбирает кандидатов, проводит конкурсы. Все как в жизни с девяти до шести.
       О, эта вершина микроминиатюриста. Гены, хромосомы. Что несут в себе коды и хитросплетения молекул, где каждый поворот структуры или лишний атом водорода выльется не только в цвет глаз, но и наверняка в склонность к музыке или заказным убийствам.
       Кто это придумал? Трудно поверить, что так вышло само в результате случайных мутаций в течение миллионов лет эволюции. И мы не верим. Мы пытаемся втянуть в химический выверенный тысячелетиями процесс меркантильную теологию, мистическую хиромантию. Трудно смириться, что мы просто слегка упорядоченное пустое место на ткани вселенной. Результат, хаотичного броуновского движения, смесь, взвесь, раствор, химический субстрат, пустота, заполненная нейтронами, протонами и присыпанная как пудинг хорошей хозяйки россыпью разноцветных электронов.
       Процесс пошёл. Атомы складываются в молекулы, молекулы в ДНК и дальше, дальше…
Появляются клетки. Клетки делятся, выкладывая как кирпичи фундамент будущей жизни.
       Но, на удивление, процесс строительства совершенно не похож на то, что мы видим, проезжая мимо стройплощадки. Больше похоже на работу старого архитектора-маразматика, который для того, чтобы построить современный небоскрёб должен сначала начать со строительства старой хибары, где он провёл своё детство, гоняя стаи гусей на деревенский пруд. Потом построить детский садик, школу, колледж, институт и только потом к нему снисходит озарение. Черт, я же хотел построить небоскрёб.
       Мы точно не являемся вершиной эволюции, как считают некоторые философы. У нас все так расточительно, просто сплошные пробы и ошибки. Природе ещё есть над чем работать в следующие миллионы лет.
Тем не менее, по прошествии трёх кварталов, как указано в бухгалтерской отчётности, или сорока недель, как считают хранители жизни, происходит удивительное событие.



       Дверь вторая.

       На свет появляется новая жизнь, такая маленькая, такая ранимая.
       - Мамочка, у вас девочка, - радостно улыбается врач-акушер.
       - Папаша, - привычно кричит в окошко регистратуры медсестра, - у вас мальчик, три пятьсот, пятьдесят два, - ну что вы нервничаете. Акселерат.
       Все счастливы. Все растеряны, Все взволнованы. Щебечут, носятся взад вперёд, гнездо, веточки, червячки.
       Особенно счастливы бабушки. Так ждали, так ждали. Вот уже и кроватку купили и пелёнки, одеяльце, присыпки, смеси, носочки. Ждём. Когда же вы приедете. Мы тут себе места не находим.

       Дверь третья.

       Малыши растут. Особенно это хорошо получается у чужих детей или у детей наших друзей.
       - Мы вас ждём. В субботу. На три.
       - Как, уже? Мы же только вчера. А я помню, цветы не мог купить. Уже пошёл? И что сказал? Ну, вы даёте. Полиглот.
       - А ещё он сам открыл дверь.
       - Да вы что. Сам? Ну, молодец. Силач.
       Открыл дверь. Сам. Вот она та первая дверь, которую открывает малыш, только научившись ходить. Его не устраивает объем комнаты, где он прожил практически всю свою жизнь. И он, никого не спросясь, никого не предупредив, сам расширяет своё жизненное пространство, раздвигает рамки своей маленькой вселенной. С этих пор каждая открытая дверь для него это дверь в новый мир, дверь в неизведанный космос. Это страх, жажда познания, поиск новых путей, увлекательное путешествие, которое начинается за каждой новой дверью. Только протяни руку, не бойся, мы рядом, мы поможем. Мы же тебя так ждали. Ну, давай. Топ, топ. Молодец. Ты наша радость. Такая умница. Покоритель вселенной. Наша надежда.

       Дверь четвертая.

       - Мама, почитай мне книжку.
       - Какую?
       - Ну, ту с картинками. Ту где принцесса, замок и лошадка.
       - А может ты сам. Мы её уже читали тысячу раз.
       - Ну, мама, я ещё не все буквы знаю.
       - Тогда давай вместе.
       - Давай, только ты начинай первая.
       - Хорошо. В некотором царстве, в некотором государстве жил был…
       Вот он. Новый мир. Мир книг. Новая дверь, за которую ещё предстоит переступить, но уже известно, что за ней так много всего интересного. Мама рассказывала.
       - Я когда выросту буду умный?
       - Да, малыш, только нужно научиться читать.
       - Это тяжело.
       - Тяжело, но без этого никак.
       - А я смогу прочитать, что написано на магазине?
       - Сможешь.
       - А в газете?
       - Конечно, сможешь.
       - И смогу перечитать все книжки.
       - Да, дорогой. Непременно. Все книжки.



       Дверь пятая.

       - Малыш, пора вставать.
       - Мама, я не выспался, можно я ещё немного посплю.
       - Нет, моя красавица. Мне нужно на работу, папе нужно на работу и тебе нужно на работу. Ты уже такая большая.
       - Я не большая, я маленькая.
       - Ты маленькая хитрюля. И большая вредина. Два в одном.
       - А, может, я в садик не пойду? Посижу дома, почитаю книжку.
       - Нет, ягодка, тебе нужно общаться с детьми. Иначе вырастишь скучной, ябедой, врединой и букой.
       - Я не хочу букой. Я хорошая.
       - Ну вот, хорошая девочка. Пошли, обувайся.
       Мир социальных связей. Это только кажется, что достаточно начать разговор или попросить и тебя все поймут, помогут, подскажут. Но это только в семье. Но общество, тот новый мир, в который предстоит пробиться малышу вовсе не всегда дружелюбный и лояльный.
       - Ты зачем толкнул Машу?
       - А чего она забрала мою машинку?
       - А она не твоя, она общая.
       Как общая? Дома все моё, а в садике все общее? Шок и трепет.
       - Папа, я завтра не пойду в садик.
       - Это почему ещё?
       - Там Маша играет моими игрушками.
       - Ну, а ты попроси игрушки у неё или играйте вместе.
       Вместе. Но, как же. Я же всю жизнь сам решал, чем играть, сколько, в какие игры.
       - А если она не даст.
       - А ты хорошо попроси. Скажи - "пожалуйста". Дай сам ей свои игрушки, улыбнись.
       Навыки социального общения. Обмен, переговоры, уступки, выработка стратегий, принятие решений. Переход от монопольного доступа к общественному благу. Как все по-взрослому.

       Дверь шестая.

       День первый.
       - Мама, мы форму купили?
       - Купили.
       - А банты, купили?
       - Купили. Ты бы лучше думала про учебники, да про письменные принадлежности.
       - Да про то что бы учиться хорошо.
       - И про дисциплину не забудь, а то садик тебя совсем разбаловал.
       - Да что вы все на меня насели. Понятно, что я буду лучше всех.
       День второй.
       - Мама, а кто меня завтра поведёт в школу?
       - Никто. Сама пойдёшь. Ты уже большая.
       Сама…
       Сама встать, сама приготовить портфель. Сама пойти в школу. Или не пойти. Нет. Такая альтернатива ещё не рассматривается. Конечно, пойти. Все новое, все интересное. Сама.
       Сама прийти домой, сама приготовить поесть, ну пока из того, что приготовила мама, но уже скоро, скоро. Все сама. Большая.
       Вот она главная дверь в самостоятельную жизнь. Она только приоткрылась. Она пугает, она раздражает, она манит. Дальше все сама. Ужас.

       Осторожно двери закрываются!

       Столько всего. Невозможно даже представить. И это хочется, и то. Как выбрать. Как решить, что правильно. На чем остановить свой выбор.
       Не хватает времени. Не хватает ресурсов. Нет желания. Лень. Усталость. Закрываем двери. Грустно, но такова жизнь. Не объять необъятное.
       Осторожно двери закрываются!

       Первая дверь.

       - Тебе завтра в школу. Ты портфель собрал?
       - Собрал, ты уже пять раз спрашивала.
       - Я и вчера спрашивала, а тетрадку по биологии ты забыл.
       - Она скучная. Я не забыл. Я исключил нежелательный элемент.
       - И где же ты таких слов набрался. Элемент, видишь ли, ему нежелателен, а экзамены я за тебя буду сдавать?
       - Ну, мам, сдам я как-нибудь эту нудотину.
       Вот. Началось. Закрылась первая дверь.



       Дверь вторая.

       - Почему штаны порваны?
       - Играл в футбол.
       - А двойка почему по физкультуре?
       - Ну, так играл же в футбол.
       - А почему не мог играть в футбол на физкультуре? Сразу решил бы две проблемы.
       - А какая разница, как я занимаюсь спортом?
       - Большая. Если будет плохой аттестат, не поступишь в институт.
       - Да кому нужен институт.
       Первый звонок.
       - пора бы тебе определится, кем ты хочешь быть. Уже большой. Скоро окончишь школу, а оболтус оболтусом.
       - Да уж как-нибудь сам решу. Вас забыл спросить.
       Второй звонок.
       - Да как же, решишь. Будешь, как Вася из соседней квартиры шляться без дела, да на шее у родителей сидеть.
       - Ну и буду. Тебе-то, какое дело. Что вы все ко мне пристали.
       Третий звонок.
       - Убери в доме.
       - Отстань.
       - Ну, хотя бы помой посуду.
       - Я свою помыл.
       - Что ты все в телевизор да в компьютер. Пошёл бы хоть с друзьями пообщался. Ни девушки у тебя нет, ни работы.
       - Я занят, не видишь что ли, наши играют.
       Представление.
       Дело не в институте, техникуме, училище, в друзьях, в работе. Дело в балансе. Балансе открытых и закрытых дверей. Двери закрываются. Хотим мы этого или не хотим. Видим мы это или нет. Знаем мы об этом или не хотим знать. Но вот что странно. Сами ведь, сами, в здравом уме. Зачем? Что с нами произошло, что изменилось.
       В детстве, было легко. Толкнул - дверь открылась. Шагнул - ещё одна. Повернулся - ещё пять. Привыкли. Все легко, все безвозмездно. Никому не должен, все для меня, любимого.
       Выросли. Скучно. Не хотим. Не ценим. За деньги. Долго. Не можем. Работа с девяти до шести. Метро. Магазин. Диван. Телевизор. Спать.
       И только слышно - хлоп, хлоп, хлоп…
       Грустно.
       А ведь казалось все так просто, доступно. Не успели. Потом. Семья. Бюджет. Ипотека. Копим на лето. Усталость. Только усталость…



       Дверь третья.

       - А помнишь как мы…
       - Да, молодость, молодость.
       - А знаешь, Витька то защитился.
       - Да ты что, мы же вместе начинали. Когда же он успел.
       - Да вот как-то работал, писал, ездил, пробивал, доказывал. Заметили.
       - Ну, молодец. Рад за него.
       - А Семён, помнишь высокий такой.
       - Да кто же его не помнит. Что тоже защитился.
       - Да нет, он же троечником был. Куда ему. Но тоже молодец. Сначала работал на СТО на хозяина, потом сам открыл маленький сервис. А через десять лет уже гладишь - целая сеть.
       - Да, ну. А деньги то откуда взял, небось, родители помогли? Говорили, у него отец большая шишка.
       - Да нет, из принципа не взял. Сказал, что должен все сам. Вкалывал по двенадцать часов. Все делал, все контролировал. Взял кредит. Не доедал. Да и пробился.
       - Да, молодец.
       - Ты, тоже мог бы. Тебе же Витька предлагал переходить к нему. Набрался бы ума разума.
       - Да нет, стар я уже что-либо менять, да и интерес пропал. Ну, я пойду, а то от твоих рассказов что-то сердце разболелось.
       - Да это у тебя не от рассказов, а от пива.
       - Да иди ты. Тоже мне совесть нашлась.
       И только слышно - хлоп! Хлопнула дверь в парадной. Или нет.



       Дверь четвертая.

       - Папа, давай я тебе куплю мобильный телефон.
       - Нет, дочка, не нужно. Что я с ним буду делать.
       - Да ты ничего с ним не должен делать. Я тебе буду звонить. У тебя же сердце.
       - Я уже старый. Мне и обычный телефон сойдёт.
       - Да какой ты старый, Тебе всего-то пятьдесят пять.
       Хлоп.
       - Мама, давай я тебе книжки привезу. Интересные, тебе понравятся.
       - Да нет доча. Глаза уже не те. Я уже своё отчитала.
       - Да нормальные у тебя глаза. Всего-то плюс один. Да тебя ещё в космос могут запросто взять.
       - Потом голова разболится. Я лучше телевизор посмотрю, да с соседкой поговорю.
       Хлоп.
       - Давай пойдём, купим тебе новую обувь. Твоя уже совсем поизносилась.
       - Не надо, на мой век хватит.
       Хлоп.



       Дверь пятая.

       Хотим мы того или не хотим, но все двери, что мы открыли, будут закрыты. В чем же тогда разница. Зачем платить больше. Зачем напрягаться. Зачем усердствовать, покорять вершины, искать неизведанное, работать в поте лица, растить детей, строить дом.
       Таков путь прогресса, цивилизации? Новая ветвь эволюции?
       А иначе? Шесть веков тьмы? Охота на ведьм? Войны? Голод? Эпидемии? Разруха?
       Возможно.
       А счастье?
       Сложный вопрос. Что такое счастье?

       Дверь шестая.

       Конечная остановка. Поезд дальше не идёт. Пожалуйста, покиньте вагоны. Осторожно, двери закрываются.


http://thecoreua.livejournal.com/