Загадка юмора, или Чудо смеха

Крымчанка
Фото - откуда-то из Интернета. Хороший юмор похож на этого павлина.


Загадка юмора, или Чудо смеха


Начнём с присказки. Раз речь пойдёт о юморе и сатире, начну с истории, смешной для всех времён и народов, описанной в книге Джерома К. Джерома "Трое в лодке, не считая собаки".

"Первое своё плавание на плоскодонке я решил предпринять в компании с тремя приятелями: предполагалось, что они научат меня обращаться с шестом. Мы не могли отправиться вместе, поэтому я сказал, что пойду на пристань первым, найму лодку, немного покручусь у берега и попрактикуюсь до их прихода.
Плоскодонки я в тот день не достал, потому что все они были разобраны; мне оставалось только сидеть на берегу, любоваться рекой и ждать моих друзей.
Просидев так некоторое время, я обратил внимание на человека, катавшегося на плоскодонке; я с некоторым удивлением заметил, что на нём точно такие же куртка и шапочка, как на мне. Он явно был новичком и вёл себя прелюбопытнейшим образом. Не было никакой возможности угадать, что случится с лодкой после того, как он в следующий раз воткнёт шест; по-видимому, он и сам этого не знал. Он толкал лодку то по течению, то против течения, а порой она у него вдруг начинала вертеться вокруг шеста. И всякий раз он казался крайне удивлённым и раздосадованным результатом своих трудов.
Вскоре он стал центром всеобщего внимания, и собравшиеся начали биться об заклад, высказывая разнообразные предположения о том, что случится с плоскодонкой при следующем толчке.
Тем временем на противоположном берегу появились мои друзья; они остановились и тоже начали наблюдать за этим человеком. Он стоял к ним спиной, и они видели только его куртку и шапочку.
Конечно, они сразу же вообразили, что герой этого спектакля — я, их возлюбленный приятель, и восторгу их не было пределов. Они начали безжалостно издеваться над беднягой.
Я сперва не понял их ошибки и подумал: «Как это не красиво с их стороны вести себя подобным образом, да ещё по отношению к постороннему человеку.» Я уже собирался окликнуть их и урезонить, но вдруг сообразил, в чём дело, и спрятался за деревья.
Ах, как они веселились, как дразнили бедного юношу! Добрых пять минут они пялили на него глаза, глумились над ним, поносили его, вышучивали и издевались. Они осыпали его допотопными остротами, они даже придумали несколько новых, специально для него. Они выложили ему весь запас забористых словечек, принятых в нашем кружке, а ему, вероятно, совершенно непонятных. И тогда, не выдержав этих грубых насмешек, он обернулся, и они увидели его лицо!
Я был очень доволен, когда убедился, что у них ещё сохранились остатки совести и что они поняли, какого сваляли дурака. Они приняли его за одного своего знакомого, — объясняли они бедняге, выражая надежду, что он не считает их способными наносить такие оскорбления кому бы то ни было, кроме ближайших друзей."

В этой истории есть юмор и сатира, незлобивость и подковыристость, нелепость ситуации и типичность её. О подобных историях ещё Пушкин написал:
"...Уж эти мне друзья, друзья!
Об них недаром вспомнил я.
...Я только в скобках замечаю,
Что нет презренной клеветы,
Что нет нелепицы такой,
Ни эпиграммы площадной,
Которой бы ваш друг с улыбкой,
В кругу порядочных людей,
Без всякой злобы и затей,
Не повторил стократ ошибкой.
А впрочем, он за вас горой;
Он вас так любит... как родной."

Это присказка, а вот... рассказ мой чередом пойдёт.


Что же это за дар такой, данный нам от природы — чувство юмора, который есть не у каждого, который ценится в любой компании? И особо ценится человек с чувством юмора в опасных условиях. Что же это за чувство? Это же не рефлекс и не инстинкт.

Бывают такие явления, которые мы встречаем на каждом шагу, причём многими из них мы пользуемся из века в век, они нам помогают, и мы знаем примерно, как с ними обращаться, но абсолютно не знаем, что это такое, и почему оно такое, и почему оно на нас так влияет. Например, люди издревле пользуются компасом и весами, хотя до сих пор не знают, что такое магнитное поле и земное притяжение. Вот так же и чувство юмора. Все знают, что оно существует, у многих оно есть, многие понимают, что смешно, а что не смешно, но никто не знает, почему смешно. Никто так и не разгадал эту загадку.

Мудрецы толковали о ней, как хотели —
Ни один разгадать её толком не смог.
Омар Хайям. Рубаи (о вопросе "Было ли у мира начало?").


Почему же люди смеются? И почему бывает смешно? Причём юмору всегда нужны не только талант, но и знания. Для написания смешной книжки нужно не меньше таланта и знания, чем для серьёзной. Для математической шутки, — и чтобы пошутить, и чтобы шутку понять, — нужно высшее знание математики, нужно её чувствовать. Правда, бывают и математические шутки попроще, например, такая:

«— Сколько углов у треугольника?
— Конечно, 3. Называется-то он ТРЕугольник!
— Ну, в общем внутренних угла — 3. А если считать все углы треугольника, включая внешние, то их наберётся 9.
— Причём тут внешние углы?
— При том, что спрашивается "не сколько внутренних углов?", а "сколько вообще углов у треугольника?" Внешний угол треугольника является видовым понятием по отношению к родовому понятию "угол треугольника", так что внешний угол является углом треугольника.
— Не согласен. Прибавление прилагательного к существительному не всегда выделяет частный случай. А то пришлось бы искать у треугольника двугранные углы, телесные углы и т. п.
— К тому же, когда чертят треугольник, то изображают только внутренние углы.
— Оба вы не правы. У треугольника 6 углов!
—  Это почему же?
— Потому что 3 угла изнутри, а ещё 3 — извне. Они ведь изображены!
— Если считать углы по изображению, то треугольник вовсе не имеет углов, их число — 0.
— Ноль?!
— Почему бы и нет? Вспомните определение: "Угол — это часть плоскости, ограниченной двумя ЛУЧАМИ с общим концом". А в вашем изображении треугольника НЕТ НИ ОДНОГО ЛУЧА.
— Когда говорят "угол треугольника", то его стороны мысленно продолжают до луча.
— В таком случае у каждой вершины по 4, а всего — 12 углов.
— А это смотря как считать: у каждой вершины можно увидеть до 12, а всего — 36 углов.
— Это уж чересчур!
— Вовсе нет. Если принять во внимание, что каждый луч определяет 2 угла с величинами 0° и 360°, то их наберётся 60. Шестьдесят!
— Может быть, и этого вам мало?
— Да! У треугольника углов — тьма-тьмущая, ;. Бесконечно много!
— Не бывает!
— Пожалуйста. Возьмём произвольную точку на стороне треугольника. Ясно, что треугольник имеет угол с вершиной в этой точке. Правда, он развёрнутый. Но развёрнутый угол ничем не хуже неразвёрнутого.
— …
— Оставим бесконечность в покое. У треугольника углов может быть от 1 до 3.
— ?!
— Возьмём, к примеру, равнобедренный треугольник. Два угла при основании равны — это ведь теорема. Но в математике равные не различаются. Так же как, например, множество {1, 2, 2} состоит из двух элементов, а не из трёх.
— Хотите сказать, что у равнобедренного треугольника только 2 угла?
— А у равностороннего — 1!
— Ну и ералаш!
Дорогой читатель, сколько по-вашему углов у треугольника?»

(А. А. Азамов "Сколько углов у треугольника?". Шутка с картинками.
"Квант" №11-1988 стр. 46 и 56. На сайте архива журнала «Квант»:

Для того, чтоб придумать музыкальную шутку, надо быть очень талантливым композитором. Например:
в мультике «Пиф-пиф, ой-ой-ой!» пятая часть "Опера";
в фильме Аркадия Райкина "Мы с вами где-то встречались" в сценке "Юбилей театра" шуточное музыкальное поздравление, которое сочинил Никита Богословский;
у Йогана Гайдна есть симфония "Сюрприз" с ударами литавр для слушателей, которые любят задрёмывать во время концерта;
в фильме "Карнавальная ночь" есть выступление "оркестра пенсии и пляски";
в фильме "Весёлые ребята", когда пастух вёл стадо, пел песню и аккомпанировал себе на всех заборах и предметах, которые попадались под руку;
в фильме "Волга-Волга" несколько смешных музыкальных моментов;
у ансамбля "Весёлые ребята" музыкально смешные песни "Чашка чая" и "Чертаново";
в фильме-сказке "Двенадцать месяцев" — речь министра "Травка зеленеет...";
в фильме "Приключения Буратино" шествие Карабаса-Барабаса композитора А. Рыбникова;
в фильме "Усатый нянь", тоже Рыбникова, музыка на титрах и в конце фильма;
в фильме "Каникулы Петрова и Васечкина" композитора Татьяны Островской;
в спектакле С. Образцова "Необыкновенный концерт" — песня "Ай-яй-яй, кампанья!" и экспериментальный оркестр бытовых инструментов;
и многие другие, действительно смешные по музыке, а не только по словам.


Ещё бывают смешные ситуации в жизни. Однако для их возникновения вовсе не обязательно, чтобы у их создателей было много знаний. Чаще всего смешные ситуации возникают из-за отсутствия таковых. Например, как в сценке у Аркадия Райкина:

"Футбол: двадцать два бугая один мяч перекатывают! А вы дайте каждому этот... ну-у... каток! Дык оне, двадцать два бугая! Двадцать два бугая, да на полтора часа!..  Да на полтора часа, да на двадцать два бугая!.. Два пишем, семь на ум пошло!.. Они всё поле заасфальтируют. Да ещё зрители по рублю дадут!.. Сто тысяч зрителей по одному рублю!.. Это будет!.. Сумашедшие деньги."


Психологи и искусствоведы пытались решить "рекбус-кроксворд" о природе чувства юмора, но их исследования получились до смешного безрезультатными.

Потому что для искусства
(Ну, а значит, и для смеха)
Метод нынешней науки
Есть не помощь, а помеха.

Эти строчки пришли ко мне сами при воспоминании о прочитанных выводах "смеховедов".

Неожиданность, преувеличение и несуразность, указанные в этих выводах, присутствуют в юморе и сатире, но они — не причина, а средство. Ведь если, скажем, человек пришёл с базара домой и неожиданно обнаружил, что его обвесили и вдобавок продали ему дорого дешёвый товар, так что он заплатил до несуразности преувеличенную цену, ему совсем не будет смешно! Хотя в этой ситуации присутствует и неожиданность, и преувеличение, и несуразность.

Средства юмора уже отфиксированы.
Попытаемся понять, в чём же причина и суть смешного.

Почему у одних людей чувство юмора есть, а у других — нет? На этот вопрос ответ нашёлся.
"Смеху, как и влюблённости, не научишь. Смех — вдохновение." — сказал Лев Толстой.
Чувство юмора — это огонёк, который горит в душе человека. Он горит, пока у этого человека есть хоть капелька надежды на светлое будущее, хоть капелька веры в счастье и радость. Но бывает, что надежда гаснет. И вместе с ней гаснет и чувство юмора. Погаснувшего человека очень трудно рассмешить. Но если удастся — значит, не всё потеряно! Значит, его можно оживить.
Если кто-то безнадёжно грустит или боится, он не может шутить и не может быть борцом и счастливым человеком. А как раз этой слабости все агрессивные и добиваются. "Как моль — одежде и червяк — дереву, так печаль вредит сердцу человека", как говорил Соломон. Счастливым может быть только тот, кто чувствует себя счастливым. Поэтому, как сказал В. Раабэ, юмор — это спасательный круг на волнах жизни.

Я наблюла одно важное явление. Обычно говорят, что противоположность радости и смеху — грусть. Но на самом деле получается, что настоящая противоположность — это первопричина грусти — страх.
Безысходная грусть всегда бывает от безысходного страха за будущее. Причём самый ядовитый страх — это мистическая жуть.
"Плохо, когда боится: и беды не минет, ещё и надрожится", — гласит народная мудрость. Типичный случай – в басне Крылова "Мышь и Крыса":

— Соседка, слышала ль ты добрую молву?
Вбежавши, Крысе Мышь сказала. —
Ведь Кошка, говорят, попалась в когти Льву!
— Не радуйся, мой свет. —
Ей Крыса говорит в ответ. -
Коль до когтей у них дойдёт,
То, видно, Льву не быть живому:
Сильнее Кошки зверя нет!

А в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" есть хороший эпизод о мистическом страхе:
«Замуровали! Замуровали, демоны!» - шепчет царь Иоанн, оказавшись в лифте и с перепугу крестит дверь. В это время лифт останавливается, и дверь открывается. Царь, подняв перст к небу, восклицает: «...Вот что крест животворящий делает!»


Но поговорим ещё о другом страхе.
Как говорил Н. Гоголь, "Смеха боится каждый, даже тот, кто уже ничего не боится. Смех — великое дело: он не отнимает ни жизнь, ни имущества, но перед ним виноватый — как связанный заяц."
Упрёки человек может пропустить мимо ушей, но смех его обязательно заденет. Почему? Этого тоже пока никто не знает.
Правда, бывают люди, которые не боятся смеха и насмешек. Но таких людей мало, потому что для этого нужно иметь большую силу духа и большую веру в то, что дело твоё правое.
"Я не боялся казаться смешным. Это не каждый может себе позволить," — говорит Мюнхаузен в фильме "Тот самый Мюнзаузен".

Сатирические книги, в которых высмеиваются недостатки, читают и те люди в душе которых уже есть эти недостатки, но они ещё не успели взять их полностью под свою власть. Прочитав, во что он может превратиться, такой человек задумывается и начинает переосмысливать себя и свою жизнь. Похожий случай произошёл с Нестратовым в фильме "Верные друзья".
Он с детства любил командовать и задирал нос. Его за это друзья Индюком звали. Потом он вырос и стал академиком архитектуры. Самоуверенность в нём разрослась ещё сильнее, и он стал типичным начальником-демагогом. Но однажды он увидел одного из своих подчинённых — начальника строительства Неходу — настоящую карикатуру на самого себя. К тому же карикатуру не только смешную, но и страшную! Нехода был отпетым бюрократом и бессердечным эгоистом. Нестратова это поразило. Он потом сказал: "Я увидел и ужаснулся... Я увидел себя в отвратительно кривом зеркале. Я и есть Нехода. Отвратительно в этом сознаться, но надо иметь мужество. Я — Нехода." И это было для него первым шагом к выздоровлению.
Сатира действует болезненно, но бывает полезной, — она открывает глаза человеку. Как сказал С. Михалков, критика — это что-то вроде лекарства: любить трудно, но употреблять обязательно.

Почему смех — это великая сила?
Л. Толстой писал: "Ничто так не сближает людей, как добрый смех без обид. А в сближении людей — главная задача искусства."
Это большой талант, великое умение — сказать про кого-то что-то критически-сатирическое так, чтоб и невозможно было обидеться (правда, этого можно достичь только по отношению к достаточно не самолюбивым людям) и, в то же время, чтобы объекту сатиры было очень-очень неприятно, когда до него дойдёт, кто он такой на самом деле и что про него думают.
Так могли шутить все самые лучшие юмористы и сатирики.
Очень хорошо об умении шутить сказал Остап Вышня:
"Надо любить человека. Больше, чем самого себя. Тогда только ты имеешь право смеяться. И тогда человек вместе с тобой будет смеяться с себя, со своих недостатков, недочётов и т. д. И будет такой дружный, такой хороший смех. Тот смех, который не обижает, а лечит, воспитывает человека, поднимает его..."


В заключении перечислю снова мои "наблюдашки":

Наблюдение первое. Чувство юмора — это природная сила, существующая в пространстве независимо от того, знаем мы о ней или не знаем, признаём её или не признаём, понимаем или не понимаем. Это подобно физическим явлениям гравитации, электромагнитному полю и взаимодействию частиц (что, кстати, всего лишь три стороны одного кубика) и подобно вселенской силе любви. Она тоже существует помимо нашего сознания и можно либо приобщиться к ней и находится в её поле, либо служить только себе и своим целям, но любви не знать.
"Смех — не только признак силы, но и сама сила." (А. Луначарский)
С тех пор, как человек уже смог стать проводником чувства юмора, это творчество не утихает — юмор стремится проявиться в самых разнообразных условиях.
"Смех — это критическая сила, которая столько же возражает, сколько и утверждает." (В. Ключевский)

Например, посмотрите на несколько юмористичных и сатирических эпизодов (названия эпизодов  придуманы автором статьи):


"ПРИЗЫВ К КУЛЬТУРЕ"

— Граждане новосёлы! Внедряйте культурку!
Вешайте коврики на сухую штукатурку!
Никакого модернизма,
Никакого абстракционизма!
Сохраняет стены от сырости,
Вас — от ревматизма!
Налетай!
Торопись!
Покупай
ЖивопИсь!   
(к/ф "Операция Ы")


"ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАССУЖДЕНИЕ"

— Сейчас к людЯм надо помягше, а на вопросы смотреть ширше. Ты думаешь, это  мне дали пятнадцать суток? Нет, это нам дали пятнадцать суток. А для чего? Чтоб ты вёл среди меня разъяснительную работу, а я рос над собой! Ну, давай, бухти мне, как космические корабли бороздят... Большой театр, а я посплю.
(к/ф "Операция Ы")


"НАСИЛЬНОЕ ДОБРО"

— У меня в два дня все станут счастливыми! А кто не станет, я того в бараний рог согну, сотру в порошок и брошу акулам. У меня все враз станут счастливые!
(к/ф "Айболит-66")


"УТОЧНЕНИЕ"

— Там что-то беленькое чернеется.
— Там что-то чёрненькое белеется.
(к/ф "Айболит-66")


"ПРЕДЛОЖЕНО"

— Кого мы только не играли в своих кружках, лучше не вспоминать... Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на ВильЯма, понимаете, нашего Шекспира?
(к/ф "Берегись автомобиля")


"ОТВЕТ НА ПРЯМОЙ ВОПРОС"

— Кто свидетель?
— Я! А что случилось?
(к/ф "Берегись автомобиля")


"ПЛЮСЫ И МИНУСЫ"

— Если б я был султан,
Я б имел трёх жён
И тройной красотой
Был бы окружён.
Но, с другой стороны,
При таких делах
Столько бед и забот —
Ах, спаси, аллах!
(к/ф "Кавказская пленница")

"НАБЛЮДЕНИЕ"

— Любой женщине свойственны черты милиционера. Вначале она говорит: "Давайте не будем!" А потом: "Следуйте за мной!"
(к/ф "Три плюс два")


"КОНСТАТАЦИЯ ФАКТА"

— Я же потерял своё лицо!
— Его нужно иметь.
(к/ф "Три плюс два")


"РАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЯ СРЕДСТВ"

— Бабу-Ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своём коллективе.
(к/ф "Карнавальная ночь")


И что интересно, обычно юмор бывает двух размеров, подобно быстрому электрическому разряду или долгому статическому накоплению магнетизма. Есть короткие шутки, словно искорки или молнии, и есть длинные рассказы и истории, полные внутреннего юмора и сатиры, как у Гоголя "Мёртвые души", у Джерома К. Джерома "Трое в лодке, не считая собаки", у Диккенса "Посмертные записки Пиквикского клуба", в рассказах Остапа Вышни, в пьесе Квитки-Основьяненко "Шельменко-денщик", у Мольера, у Лопе де Вега, в стихах Пушкина, у П. П. Ершова в "Коньке-Горбунке", у Крылова в баснях и во многих-многих других.

Наблюдение второе. Почему бывает смешно? Ведь если сменить слово или порядок слов или интонацию, то становится не смешно.
Что нам придаёт разряд юмора? И как возникает энергетический канал, по которому пролетает или течёт этот разряд? На этот вопрос ответ ещё не найден. Здесь уже играет роль пока что неизвестное нам «измерение», которым мы пользуемся, но понять и изучить ещё не успели.


Наблюдение третье. "Смеховеды" уже нашли несколько средств, с помощью которых проявляется шутка и смех. Но как возникают и растут условия для возможности шутить и смеяться? Думали над этим многие умы:

"Засмеяться открытым, светлым смехом может только глубокая, добрая душа."  (Н. Гоголь)
"Не понимает человек юмора — пиши пропало! И знайте: это уже ненастоящий ум, хоть у него, может, и умнейшая голова." (А. Чехов)
"Юмор, насмешливое слово часто бывает более точным и обрисовывает даже важные вещи лучше, чем серьёзное и глубокое изучение." (Квинт Гораций Флакк)
"Если ты улыбнёшься миру, он ответит тебе улыбкой." (Ж. де Фалкенаре)

Поле юмора ещё только осматривается теми, кто имеет с ним связь. Это – необозримые просторы и непочатый край для изучения.


Наблюдение четвёртое. Страх тоже принимает участие в создании смешных ситуаций и в избавлении от них. Когда человек преобразует в себе страх в бесстрашную идею и выходит из трудной ситуации, тогда освобождается пружина энергии, сдавленная страхом, и распрямляется весёлым смехом.

"Склонность к радости и надежде — настоящее счастье; склонность к недоверчивой боязливости и к меланхолии — настоящее несчастье." (Д. Юм)
"Юмор не решает никаких вопросов, но помогает их решить" (Ж. де Фалкенаре)
"Из личных особенностей непосредственно способствует нашему счастью весёлый характер." (А. Шопенгауэр)
"Жаловаться на неприятную вещь — это удваивать зло; смеяться с неё — это уничтожать зло." (Конфуций)
"Лучше терпеть нужду и быть весёлым, чем жить в роскоши, не зная чувства радости." (Эпиктет)

Это хорошие советы победителей страха.


Наблюдение пятое. Величие юмора в том, что он поднимает человека над ситуацией, над собой, даёт взглянуть на происходящее сверху, вырвавшись из замкнутого круговорота проблем и несчастий.
Хорошо помогают юмор и шутка, которые не касаются напрямую самой ситуации, а ещё лучше помогает веселье в центре событий, но это гораздо сложнее, поскольку надо уметь отрицательную энергию подавленности, страха превращать в себе в разворот крыльев смеха и свободы, в искры шутки, в огонёк юмора или сатиры.