Гл. 2. и гл. 3. Формиров. идеи частн. собств

Герман Янушевский
Книга "Борьба идеологическая как борьба экономическая"


Никакая философия (никакого философа) ответ  на вопрос  зарождения и  развития идеи  частной  собственности  дать не могла. Кроме марксистской   философии общественного развития. Кроме Маркса  еще никто не говорил о том, что при первых шагах еще только приближавшейся к человеческой сущности обезьяны, как свойство психики и сознания, сформировалась двойственность (диалектичность) отношения человека к миру. К примитивизму животного, понимавшего мир как «мир для себя», будущий человек начал понимать мир как «МИР ДЛЯ ВСЕХ», начал понимать, что человек существует только в том случае, если и он сам, и окружающее родоплеменное сообщество,  существуют ДРУГ ДЛЯ  ДРУГА.  Индивидуалисту в одиночку  просто не выжить. Именно  идея общности, общественности и легла в основу человеческой сущности. Только общественный труд  требовал общения, что и породило человеческую речь как средство общения. Так человек в общем труде стал  человеком общественным и только в этом качестве и продолжил успешное развитие.
    
     Интересны  выводы из исследования, проведенного Д. Моррис и опубликованного под названием «Голая обезьяна» в  http://magov.net/blog/3418.html
     Экспериментаторы  для шимпанзе искусственно создали ситуацию «рыночного», как они понимают, поведения. Только они не знали, очевидно, научных трудов нашего академика И.П.Павлова об условных рефлексах животных, о двух сигнальных системах. И, практически, повторили его опыты по стимулированию нужного человеку поведения обезьян. Но, к чести этих экспериментаторов, они сделали научные  адекватные выводы. «Таким образом, различные представители рода приматов семейства гоминид обладают совершенно определенным свойством или качеством в организации индивидуального и коллективного поведения, которое можно обозначить как экономическое поведение. Это свойство или особенность поведения никак не связано с тем, что мы понимаем как интеллект, его обладателя можно обозначить как Homo economicus. Как и А. Смит в свое время назвал рыночных игроков, чье поведение задается холодной рациональной логикой, «homo economicus». Как мы видим, он глубоко и в корне ошибался. Homo economicus это совсем не Homo sapiens, (!!!) то есть «гоминида разумная.»               
      Только одна «малость»!  Ученые, не будучи, разумеется философами,  не поняли  различий межу «коллективным» и «индивидуалистическим»,  т.е животно-стадным  поведением обезьян, и «социальным», когда стадо превращается, благодаря  именно развитию  со-знания, в   Homo sapiens, а стадо в «социум». А это дистанция в сотни тысяч лет.
    А вообще-то, кто бы сомневался! И сами буржуазные "ученые"  оказались такими же рефлексивными шимпанзе. Они ведь репродуцируют на обезьян СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ в условиях частной собственности и наемного труда. Они и доказали, что именно частнособственнический инстинкт есть ЖИВОТНЫЙ, свойственный видам, живущих рефлексивно, в рамках первой сигнальной системы, присущей именно животному, лишенных  со-знания  и способности МЫСЛИТЬ. Т.е., лишенных второй сигнальной системы. А это рождается только вместе с человеком только в условиях ОБЩЕСТВЕННОГО бытия, общественного труда и сознания. До других условий именно человеческого гуманистического бытия им не додуматься. А почему бы не попытаться смоделировать у шимпанзе поведение в условия  социума, общественного  труда, направленного не на свою утробу, а на пользу другой особи, не на конкурентность, а на содружество и соревновательность в отношениях  всего сообщества? Наверняка не получится. Для этого надо и самому жить в условиях социальной, а не частной собственности.
 МАРКС: «В результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций — при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще расположась у себя в жилище, украшая себя и т. д., — а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному?                Правда, еда, питье, половой акт и т. д. тоже суть подлинно человеческие функции. Но в абстракции, отрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственные конечные цели, они носят животный характер».
      Шимпанзе есть ЗВЕРЬ, которому понятны только звериные частнособственнические инстинкты, рефлексия на деньги (в человеческой среде), неразвитость СО-знания, а, значит, и НРАВСТВЕННОСТИ.  Что мы сегодня и наблюдаем в буржуазном обществе, живущем по законам джунглей!
    Но животное чувство - «только я», «только для меня», «все вокруг волки», не оставило ни человеческую психику, ни развившееся сознание. Человечество оказалось зажатым  между «Я» и «МЫ»,  между «сам для себя» и  «я и общество  друг для  друга».  Человечеству предстоял длительный процесс  выбора между животным эгоизмом и социальным  гуманизмом. Точкой пересечения материализма  и идеализма  является, естественно, ЧЕЛОВЕК. Оказывается, теологическая   идея первоочередности божественного  самовозвышения человека, («если человек сам чист, то и вокруг его все чисто» Патр. Кирилл.),  хорошо сочетается с буржуазным индивидуализмом, идеей «сделай себя сам», «изменить среду можно только  саморазвитием», и пр. И оказалось, что капитализм, с одной стороны, утверждает право  человека на самодостаточность, а с другой, лишает человека  любых средств обеспечения этой возможности, оставляя ему лишь узкую дверку вынужденного наемного труда для заработка на жизнь. Фатальное противоречие, цинизм либерализма!  Водораздел, фронт борьбы   между идеализмом и материализмом в буржуазном обществе  проходит по живым людям, обывателям, наемным работникам.  Проходит прямо через сознание каждого человека. Разрывая его своей объективной генетической противоречивостью. Поэтому  главным  условием, обеспечивающим  не разрыв, а сохранение целостности сознания  человека, именно в буржуазном  обществе, есть его ОГЛУПЛЕНИЕ, зомбирование, его ДЕБИЛИЗАЦИЯ. Человек не должен думать. «Мне не нужен человек думающий. Мне нужен человек работающий» «(Рокфеллер).   
      Отто фон Бисмарк: «Русских нельзя побелить. Мы убедились в этом за столетия. Русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят сами себя»!               
    Однако, можно ли утверждать, что именно приоритет тех или других идей в сознании,  предопределяет жизнь человечества?  Такой примитивный вывод и делали подавляющее большинство философов-идеалистов с древности.  Пока не родился Маркс и не выявил, что приоритет того или иного мировоззрения  зависит от того, в каких производственных отношениях находятся члены общества. Поэтому захват богатств, а значит и власти ВСЕГДА ПРЕДШЕСТВУЕТ  их легитимизации, всегда первичны перед обеспечивающей эту легитимизацию идеологией.
      В условиях родоплеменных производственных отношений  зарождения человека, естественным образом возникает, приоритет общинного, гуманистического миропонимания. От животного индивидуализма к общественному сознанию – шаг к началу развития, в конечном счете, самого человека. Но затем начинает формироваться частная собственность,  начинает вновь  проявляться  животный частнособственнический инстинкт обезьяны, еще не сделавшей шаг к человеку. Через захватнические войны, грабежи, превращение пленников в рабов, присвоение земель и метрополии, и побежденных народов. Этот частнособственнический инстинкт преобладает и сегодня, знаменуя собою тысячелетия  войн, грабежей, революций, христианской агрессивности, и миллионов смертей, включая костры инквизиции.
      Проблема «иметь», «обладать» или «быть», т.е., быть зависимым от обладаемого или быть свободным от него, стала предметом изучения современного  немецкого  философа-материалиста, социолога, психоаналитика Э.ФРОММА.  (1900-1980)                         Мы  остановимся только на одной большой, но принципиально важной для нас здесь цитате из его  исследования.  Речь идет о самом начале истории народа израилева, о времени его Исхода. Увидел Моисей, что народ израилев в Египте, хотя и находился на положении раба, но привык вкусно есть, научился накопительству и начал терять свои религиозные убеждения. Тогда и вывел он свой народ в пустыню и повелел питаться тем, что каждый соберет сам.  А чтобы эта забота была каждый день изначальной, повелел не оставлять пищи на завтра.   (т.е трудись сам, не накапливай и потребляй в меру необходимого!)               
    «И сделали так сыны Израилевы, и собрали, кто много, кто мало. И мерили гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, а у того, кто мало, не было недостатка. Каждый собрал, сколько ему съесть» (Исход, XVI, 17 – 18).  И добавляет к этому два важных повеления: каждый должен собрать себе пищу по потребностям.»               
     Что здесь важного для нас сегодня? Бог, или НЕКТО, вовсе не отнимают собранную пищу в один  коммунальный  котел и вовсе не наделяют каждого равными долями из этого котла, не распределяют природные ресурсы по потребителям, не уравнивают размеры потребляемого. Бог ПОВЕЛЕВАЕТ: «каждый должен собрать себе пищу по потребностям»!  Обратим внимание, здесь нет даже намека и на то, что кто-то может заставить другого собирать ему пищу не по потребностям, а для накопления!
Далее Э Фромм продолжает: «Здесь впервые сформулирован принцип, который стал широко известным благодаря Марксу: каждому – по его потребностям. Право быть сытым устанавливалось без каких-либо ограничений.  Второе повеление господне направлено против накопительства, алчности, собственничества. Народу Израилеву было предписано не оставлять пищу до утра. «Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра; и завелись черви, и оно воссмердело; и разгневался на них Моисей. И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло» (Исход, XVI, 20 – 21).
     История Исхода заканчивается трагически, пишет Э.Фромм. Сыны Израилевы не выдерживают жизни без собственности, без обладания. И хотя они могут жить без постоянного жилища и без пищи, обходясь лишь тем, что ежедневно посылал им бог, им невмоготу жить без зримо присутствующего «лидера».
       «Итак, когда Моисей исчезает на горе, сыны Израилевы в отчаянии побудили Аарона сделать им нечто зримое, чему они могли бы поклоняться, – золотого тельца. Правда, можно сказать, что таким образом они расплачивались за ошибку бога, разрешившего им взять с собой из Египта золото и драгоценности. С этим золотом они несли в себе жажду богатства; и в час отчаяния возобладала собственническая структура их существования. Аарон делает из их золота тельца, и народ говорит: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исход, XXXII, 4).»
       Именно  это и через несколько  тысяч  лет подтвердил К. Маркс в своей работе «К еврейскому вопросу», которую он написал в 1843г., (в 25-летнем возрасте!)  В ней он подтверждает, что еврей и ростовщик — это родственные понятия, что еврейство — это не религия иудаизма, а религия денег, религия скрытой власти капитала, который любит тишину.  Но, если мы скоррелируем исторические факты с фактом в основном, еврейского сотава  мирового финансового правительства, то все  пазлы сойдутся! Миром правит «золотой телец»,  созданный еще в библейские времена в эпоху бурного развития частной собственности.
     Это был длительный исторический период движения народов, формирования наций, государств, империй, торжества личности тиранов и завоевателей. Поэтому можно признать  торжество частнособственнического инстинкта вполне исторически закономерным процессом, каким бы жестоким для народов он ни проявлял себя. Человечество развивалось не благодаря, но, в основном,  вопреки всему этому, оно должно было пройти этот жестокий этап жизни. Сегодня этим животным инстинктом охвачен весь мир благодаря сознательной разрушительной работе «кукловодов» и дрессировщиков с американского континента.
   Но сегодня этот животный частнособственнический инстинкт, что совершенно очевидно особенно по России, становится тормозом дальнейшего развития человечества. Благодаря своему самосознанию оно уже не может мириться ни с рабовладением, ни с авторитаризмом и тиранией, ни с диктатурой капитала, международного финансового олигархата.

             3. В природе всё  существует для всего.               
     Все есть часть всего, все составляет единую систему взаимодействия. Что относится и ко всему космосу.  Как солнце, воздух, земля, воды, так и живые существа, включая человека, используют и все блага, и даже отходы  жизнедеятельности, для своего существования. Вся природа есть и мера всего. Еще Ломоносов  заметил: «Если в одном месте чего-то прибыло, то в другом месте обязательно убыло». И все в природе потребляет ему необходимое для жизни исключительно в меру необходимости. Работает природный Закон «достаточной необходимости». Растения потребляют углекислоту в меру  необходимости, хищники  добывают пищу, убивая теплокровных,  исключительно по мере появления голода. В природе ничего не может существовать только для одного кого-то, ничто не может быть сосредоточено в одних руках в переизбытке своим потребностям жизнеобеспечения. Говоря кратко,  применительно к человеку и его сообществу, все суть социальное.
       В сознании многих еще с советских времен утвердилось мнение,  что понятия «общественное» и  «общее», «общенародное» (как вариация), есть синонимы. И это до сих пор приводит к невообразимой путанице.  А между тем, «общественное», «общество»  есть производное от «ОБЩЕНИЕ», а вовсе не от «ОБЩЕЕ» нечто.  Люди только общающиеся между собою составляют Общество. Так что «Общество» суть организация  людей, основанная на общении. И более ни на чем! И уж никак не на общем, коммунальном владении имуществом. (местами общего пользования) И поэтому  к смысловому значению  понятия собственность понятие «общественное» отношения не имеет. Понятие же «гражданское общество» обозначает классовое его деление. Либералы, часто употребляющие его, и одновременно отрицающие идеологически классовый характер буржуазного общества, сами того не желая, лишь подтверждают это. Понятие  родилось еще в классовом рабовладельческом  обществе для отличия  свободных членов, граждан, имеющих право выбора власти, право собственности, от рабов, переселенцев,  не-граждан. Такое же разделение  было утверждено и в монархической Франции, например, когда Ш.Монтескье реализовывал идею разделения властей и наделения французов  правом их выбора. Гражданами признавались только имущие. Все остальные правом голоса наделены не . были.
     Выше мы говорили о том, что в природе всё  естественным образом  принадлежит всем. И пользоваться всем может каждый. Но  это верно лишь для природы, живущей по внутренним законам достаточной необходимости. Поэтому и возможности пользования  неограничены. Так могло бы быть и в человеческом сообществе, и так и будет, по мнению Маркса, когда произойдет воссоединение человека с природой. Что означает, что человеческое развитие, труд станут таким же естественным и свободным, как все в природе. Поэтому возникла необходимость регулирования  пользования  всем общедоступным.  И члены общества сами начали создавать свои механизмы регулирования. Так у общества появилось ПРАВО  регулирования  пользованием, потреблением  предметов природы. Но общественная собственность, даже и основанная на определенном ПРАВЕ,   вовсе не может быть ОБЩЕЙ. Ибо ПРАВОМ  собственности на одно и тоже не могут обладать  несколько субъектов, тем более сразу все члены общества.  В случае же, если собственность общая, всенародная, то это означает, что она принадлежит каждому, и каждый может пользоваться ею по своему личному  пожеланию. Иначе  говоря, это собственность становится НИЧЬЕЙ, ибо никто не обладает правом  распоряжения,  управления  ею.  (вспомним злую советскую притчу – «все вокруг народное, все вокруг мое»).  Это означает и то, что она постепенно уничтожается (разворовывается, расходуется без восстановления).  Общественная (социальная) собственность, не может принадлежать  никому отдельно, но и управлять ею сообща тоже невозможно. Поэтому Общество, на основе своего права УПРАВЛЕНИЯ,  предоставляет членам общества лишь ПРАВО такого же  ПОЛЬЗОВАНИЯ ею. Происходит естественный процесс передачи прав управления. Надо сказать, что в условиях СОЦИАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ правом РАСПОРЯЖЕНИЯ владеть никто не может. Потому, что право РАСПОРЯЖЕНИЯ суть право частнособственническое. Поэтому ни само Общество, и кто-либо из его членов не вправе продать или передать по наследству хотя бы долю собственности социума.
     Широко бытует еще со сталинских времен совершенно ненаучное  представление, что государственная, кооперативная, колхозная, личная и пр. есть ФОРМЫ  собственности. Какие же зто «формы»?  Собственность не есть вещь, кому-то принадлежащая. Если она колхозная, значит это какая-то отдельная «форма» её. Полная нелепица. Понятие «собственность» невозможно отделить от понятия «ПРАВО». Нет права – нет и собственности. Поэтому  научным понятием седует принять понятие «правособственности». Тем более, что и в общем ПРАВЕ есть лтдельный раздел «Право собственности». Говоря так, мы только и понимаем, что собственность суть ОТНОШЕНИЕ  права собственности  одного к праву собственности другого. Поэтому и любая общественно-экономическая формация есть отношения собственности. Или частной, или социальной, или рабовладельческой и пр. И форм прав собственности, т.е владения, выработанных еще в древнем Риме всего только три: РАСПОРЯЖЕНИЕ; УПРАВЛЕНИЕ и ПОЛЬЗОВАНИЕ. Они и регистрируют ту или иную  ФОРМУ  отношений  собственности.
    Владения в форме распоряжения  суть частнособственническая форма отношений собственности. Владение в форме УПРАВЛЕНИЯ суть социальная  форма отношений собственности. Владение в форме пользования присуще отношениям во всех общественных формациях. А вот государственной собственности в ПРАВЕ собственности  места не оказалось. Правда, государственники либерал-коммунисты считают, что Общество каким-то образом передает свое право управления ГОСУДАРСТВУ, не имеет под собою никакого научного обоснования. Государство может только «отчуждать» у Общества это право, пользуясь правом ДИКТАТУРЫ. Например, пролетариата. «Отчуждать» средства производства, произведенный продукт, осуществлять субъективное перераспределение и пр. Кроме того, государство как штат наемных Управляющих, не может являться субъектом  собственнсти как  любой  другой субъект. Государство  как штат наемных чиновников суть постоянно изменяющаяся структура по составу управляющих. И именно по этой причине  этот штат  не может нести ответственность ни за что. Это все временщики.
      Осознав это, можно получить и объяснение всему чиновничьему беспределу, и его казнокрадству, и тотальной безответственности.  Поэтому марксистская философия и предопределяет отмирание государства в условиях СОЦИАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. Когда отомрет необходимость классов, а значит и защиты классовых интересов,  как главной функции государства. Когда право управления общественными процессами Общество передаст не штату наемников, а каждому члену социума, которые будут объективно вынуждены объединяться в ассоциации, советы, коллегии, профессиональные союзы, комитеты и пр.  для осуществления этой своей управленческой функции. 
     Поэтому, когда псевдокоммунисты трещат о необходимости национализации,  общественной собственности как общенародной, или, наоборот, о раздаче собственности как частной каждому члену общества, они сами не понимают о чем трещат. Они не понимают того, что все созданное природой и человеком НИКОМУ отдельно  ПРИНАДЛЕЖАТЬ НЕ МОЖЕТ. И штату наемных чиновников в т.ч. Таким образом, государственная форма управления  национальным достоянием есть фактически капиталистическая форма управления, а антиподом природно-естественного, принадлежащего всему  ОБЩЕСТВУ  достояния, является выражение животной,  противоестественной природе и человеку, частной  собственности. Никуда не деться от Маркса. Он объединял и частную собственность, и всеобщую, (но не общественную)  т.е. государственную. (как в СССР). По поводу «грубого коммунизма» он сказал: «это движение, стремящееся противопоставить частной собственности  всеобщую частную собственность, выражается в совершенно животной форме,…». 
  Имея  же в виду и сегодняшние   т.н. «народных предприятиях», где каждый работающий есть частный собственник, Маркс говорит: «… уменьшение денежного процента, — рассматриваемое Прудоном  (передачи прибылей работаюшим.Г.Я.)  как упразднение капитала и как тенденция к его социализации, — является непосредственно, наоборот, только симптомом ……превращения всякой частной собственности в промышленный капитал. Это есть полная победа частной собственности над всеми по видимости еще человеческими качествами ее и полное подчинение частного собственника сущности частной собственности — труду».
    Однако, каким образом само человеческое  сообщество может управлять развитием этого достояния?  Если создавать общеизвестные управленческие структуры из чиновников, то произойдет реставрация государственной формы частной собственности. А затем и олигархической, как свидетельствует история России. А тогда КАК  осуществлять эффективное управление производственными и общественными процессами?  Это и есть «камень преткновения» для всех политиков и исследователей общества. Если не государственная форма, то это, якобы, автоматически означает частную форму. И все забывают об ОБЩЕСТВЕННОЙ  ФОРМЕ УПРАВЛЕНИЯ  национальными богатствами  и развитием  самого же   общества  и «человека общественного».