Ложь в Неммерсдорфе

Бьёрн Сандмарк
Можно ли по происшествии времени восстановить исторические события таким образом, чтобы быть уверенным, что историческая правда восторжествовала? В течение 1900-гг. путём возрастающего освещения в СМИ пропаганда о войне была фактором, ещё больше усложняющим возможность получить истинную картину того, что происходило на самом деле. За последнее время нам напомнили об этом во время войн в Персидском заливе, Боснии и Афганистане. Опасность пропаганды о войне заключается и в том, что, возможно, в связи с их зачастую бурными событиями они перерождаются в мифы и спустя несколько лет подаются как новые исторические факты. Историки-ревизионисты, в последние годы все более смелеющие в попытке отрицать Холокост, пожалуй, самая большая группа тех, кто формирует общественное политическое мнение и кто систематически актуализирует тенденциозные преувеличения той же геббельсовской  пропаганды.

Совсем ещё недавно, формируя общественное мнение для объединения стародавних немецкоязычных районов Польши и России, начали уделять особое внимание тому, каким страданиям было подвергнуто мирное немецкое население, когда в 1944 году Красная Армия вошла в Восточную Пруссию.

Нет никаких сомнений, что во время наступления на  Германию части Красной Армии были виновны в ужасных насилиях против мирного населения, но никогда нельзя скидывать с весов, что было тому причиной и следствием. Красная Армия месяцами шла сотни километров через разорённые сёла и разрушенные города. Не надо обладать чрезмерным воображением, чтобы понять, что чувствовали советские солдаты, когда ступили на немецкую землю.

Ревизионисты и правые экстремисты в Германии сейчас все чаще стали говорить о "замолчанных" немецких страданиях на востоке. Символ этого страдания - название первой немецкой деревни, завоёванной Красной Армией в конце октября 1944 года - Неммерсдорф.(1)
Сталин хотел во что бы то ни стало в очередную годовщину Октябрьской революции заявить, что советские солдаты уже воюют на немецкой земле.    Неммерсдорф оставался захваченным ими всего несколько часов, прежде чем немцы отбили деревню. Большой прорыв на Восточном фронте произошёл лишь в январе 1945 года.

Бернхард Фиш, немецкий исследователь, будучи молодым солдатом Вермахта, видел воочию Неммерсдорф. Его книга «Nemmersdorf, Oktober 1944 Was in Ostpreussen tats;chlich geschah»(2) противостоит попыткам снова вдохнуть жизнь в геббельсовскую пропаганду.

Фиш проштудировал все доступные источники о Неммерсдорфе и пришёл к выводу, что Геббельс распространял откровенную ложь о масштабах  разрушений и смертей. Целью этого было запугать гражданское население и мобилизовать большее противодействие русским. Как обычно, в газете V;lkischer Beobachter (3) вышла пропаганда, в которой говорилось  о более чем 60 убитых мирных жителях, распятых на дверях сараев, о пригвождённых младенцах, об изнасилованных русскими солдатами, об уничтожениях и т.д. На самом деле речь шла о не более чем 20 убитых, ничего неизвестно ни о каких изнасилованиях, ни о каких распятых, ни о каких пригвождённых младенцев, ни о каких разрушениях. Фиш был одним из первых, кто вошёл в деревню после того, как русские отступили, и к своему удивлению, отметил, что не было ни грабежа, ни вандализма. Было похоже, что грабёж произошёл во время отступления немецкой армии. Несколько дней спустя Фишу и его товарищам довелось увидеть кинохронику о Неммерсдорфе с самыми ужасными изображениями участи мирных жителей, полностью срежиссированную пропагандисткой машиной. 

Таким образом, символическое значение Неммерсдорфа ограничено. Некоторые правые радикалы пытаются сравнить его с Лидице, деревней в Чехии, стёртой с лица земли в отместку за убийство Рейнхарда Гейдриха (4). Это также не сопоставимо, о Неммерсдорфе тогда речь шла не как о плановой или систематической мести, а о том, что происходило на военных фронтах. Другие же не здравомыслящие авторы упоминают Неммерсдорф в своих статьях, пытаясь выдвинуть теорию одну не лучше другой относительно Освенцима. Убийства и уничтожения совершались  с обеих сторон, и, следовательно, в этом нельзя  обвинять  только нацистов.

Cамая коварная форма ревизионизма – {nj фальсифицировать  хронологию и смешивать причину и следствие, жертву и преступника. Благодаря британским источникам газета «Экспресс» (5) разоблачила миф о Неммерсдорфе для шведских читателей уже в ноябре 1944 года. Геббельс признавался в своём дневнике, что зашёл слишком далеко в этом вопросе. Люди больше не верили чрезмерно кричащим историям. Это только вчерашние фанатики  пытаются использовать историческую ложь, чтобы узаконить личное стремление к власти и личные завуалированные мотивы. Неммерсдорф, скорее, является символом неудавшейся нацистской пропаганды.


1. Неммерсдорф – деревня в Восточной Пруссии, ныне село Маяковское Калининградской области
2. Неммерсдорф, октябрь 1944 Что на самом деле происходило в Восточной Пруссии (нем.)
3. V;lkischer Beobachter (нем.) – «Народный обозреватель». Немецкая газета, «боевой орган национал-социалистического движения Великой Германии».
5. Ре;йнхард Три;стан О;йген Ге;йдрих , нацистский деятель, начальник Главного управления имперской безопасности
6. «Экспресс» (швед. Expressen) — одна из двух национальных вечерних газет Швеции


Авторизованный gеревод со шведского и пояснения Шахризы Богатырёвой