Страх потерять или личностная смерть

Соколов Сергей
Поверхностный взгляд по сторонам редко помогает нам в вопросах собственной жизни. Выводы из увиденного обычно однотипны: «Всем плохо… Живу, как все…» Эти выводы не добавляют оптимизма.

Конечно, можно смириться с происходящим. Многим людям даже нравится жить в показном смирении. Смирение оставляет им возможность кивнуть куда-нибудь в сторону и сослаться на кем-то установленные правила. Мол, вот она причина всех моих неурядиц. Правда, такая жизнь – жизнь «живой броуновской частицы», жизнь от одного удара до другого – обычно не устраивает человека, стремящегося сделать свою жизнь лучше.

Не каждый «смиренный» выбрал образ жизни по собственному желанию. Равно, как и не каждый «бунтовщик» добивается желаемого результата. Казалось бы, принципиально разные люди, а итог их усилий сходный. Этот итог не устраивает ни того, ни другого. Да, и внутренне эти люди похожи. Они оба противятся переменам, к которым, якобы, стремятся. Чаще всего стремятся они только на словах. На самом деле они боятся перемен в жизни. Они надеются, что перемены обойдут их стороной. Парадоксальная ситуация: они одновременно и хотят изменений, и боятся их.

Они боятся вполне обоснованно: они боятся потерять. В случае перемен они могут потерять пусть опостылевшее, но привычное бытие. Оно привычно даже в своей неустроенности. Страх новизны уживается в них с желанием жить лучше. Эти люди постоянно живут в состоянии раздвоенности. Человек, оказавшийся в таком положении, постоянно «прыгает» из одного состояния в другое. Он перепрыгивает с желания, изменить жизнь, на желание, оставить её прежней. Он перепрыгивает от «страха потерять» к «страху неведомого». Его сознание мельтешит. Неуютно от этого становится и его телу. Переменам в человеке противится всё. «Бунтарским духом» взбрыкивает сознание, и тут же гасит прежние порывы. Непонятными болями отзывается тело. Даже такая «малость», как взгляд на мир, и та сопротивляется. Активное «личное мировоззрение», эта «философия для индивидуального применения», не выдерживает критики со стороны. Оно сгибается под грузом сомнений. «Активная» его часть постепенно рассыпается под ударами аргументации смирения. И это не удивительно. Аргументация смирения – одна из самых сильных, созданных людьми.

Как поступить человеку, оказавшемуся в таком положении? Как удовлетворить естественное желание прожить жизнь, как можно лучше, как можно содержательнее?

Выйти из создавшегося положения можно довольно просто. Для этого достаточно вести себя в соответствии со своим естеством. Достаточно выбросить из жизни всё искусственное, надуманное, привнесённое в твою жизнь другими людьми. Ведь чаще всего это совершенно посторонние для нас люди.

Говорят, «ломать – не строить». Ломать что-либо в себе или в своей жизни больно.
Главное – не сломать своё «Я», не испортить переделками свою индивидуальность. Поэтому для начала не мешало бы, найти его и… выслушать его мнение.

Многочисленные примеры показывают, что мало хотеть чего-либо. Нужно точно знать суть своего желания. Нужно понимать, почему оно появилось. Понимая, ради чего придётся действовать, будет легче мобилизовать себя. Только собрав воедино силы, волю, знания и непременно здоровье, можно рассчитывать на успех. Только тогда пригодится предыдущий опыт. Только тогда наиболее эффективно сработают навыки. Следом придут и первые успехи. Вместе с ними придёт и новый опыт. Былые навыки станут более оточенными, более совершенными. Вместе с обновлением появятся и новые интересы. Они приведут к обновлению всей жизни.

Осознание собственных желаний естественно. Неестественно необоснованное упорство в достижении неконкретной, расплывчатой цели. Ухудшающееся здоровье опровергнет справедливость утверждения, что хотеть не вредно. Вредно, ещё как вредно! И причина этого, в общем-то, банальна. Причина в многократных попытках пробить собственным телом «жизненную стену», оказавшуюся на пути воплощения желания. Упрямый человек постоянно рискует навредить себе.

Желаний много. За каждым их них стоят «удары», которые непременно последуют в ответ на попытку, увидеть их овеществлённое воплощение. Желаний много, а человек один. Он один будет принимать удары, спровоцированные неконкретными желаниями. Человек, необоснованно желающий многого, реально разрывает себя на части. Его усилия постоянно направлены в разные стороны. Тело не выдерживает напряжения. Оно «рвётся». Тело рвётся не только в переносном смысле, но и вполне реально. Человек теряет здоровье.

Значительно естественнее и эффективнее оставить бесплодные попытки. Для начала стоит подумать, а ради чего они осуществлялись. Может быть, там, куда человек стремится, его просто не должно быть? Может быть, сначала найти свою жизненную стезю, «предписанную свыше судьбу», чем следовать по жизненному бездорожью на ощупь, меняя изо дня в день направление движения? Не факт, что эта мифическая «стезя» окажется под боком. Обычно она находиться достаточно далеко от событий человеческой жизни. Видно, эта виртуальная тропа не желает, чтобы её бездумно топтали.

В поисках судьбы, не найдя поблизости ровной дороги по жизни, мы, как правило, обращаемся к помощникам и советчикам. Страх, ошибиться в выборе, приводит к тому, что мы предлагаем другим, сделать это за нас. Почему? Чем вызвано такое опрометчивое решение? Да, только тем, чтобы иметь возможность в случае очередной неудачи кивнуть на советчика. Ведь нам хорошо известно, что другие люди не умнее нас. Особенно это касается вопросов нашей жизни.

Помощь – дело хорошее. Вот только заниматься коллективным поиском судьбы – это всё равно, что пытаться коллективными усилиями зачать ребёнка с заранее прописанными качествами. Советы в таком деле столь же малоэффективны. Советы базируются на чужом опыте поиска другой судьбы. Причём подчас тот поиск не дал никаких результатов.
Если нас не устраивает наше существование, нам остаётся одно: искать. Искать самим! Другого способа выйти на «свою тропу жизни» у нас нет. Страх, особенно «страх ошибиться», в этот момент – самый плохой помощник. Страх связывает руки. Он блокирует сознание.

Множество вопросов одолевают нас, когда мы решаемся взять бразды правления своей жизнью в свои руки. Каждый из них главный. Каждый хочет первым управлять нами.
Неустроенность рождает задиристое «почему?»: «Почему что-то происходит в моей жизни?»
Страх перемен рождает практичное «зачем?»: «А зачем мне это надо?»

К счастью для нас «почему?» значительно чаще одерживает победу над «зачем?». Постепенно в нашем сознании выстраивается целая череда маленьких временщиков-«победителей»: почему… почему… почему… Они подталкивают нас к действию.

Пусть сначала мы действуем с оглядкой. Действительно, страшно потерять то, что подчас далось с большим трудом. Уверенность приходит потом. Уверенность приходит с маленькими победами. Даже победу над собой нельзя одержать, не ввязавшись в «драку жизни».

Одни и те же жизненные условия по-разному влияют на людей. Одних они устраивают. Другие довольны ими частично. Третьи, ни за какие коврижки, не хотят мириться с ними. Ощущения неустроенности или комфорта индивидуальны. Эти ощущения рождаются при взаимодействии с действительностью. Страх тоже появляется вследствие этих взаимодействий. Чаще всего он рождается не материальностью мира. Чаще всего мы боимся того, чего в овеществлённом мире ещё нет. Мы боимся того, что существует только в нашем сознании. Фактически, мы боимся созданного нами образа.

Страх – это состояние, которое вызывается образом ситуации, в которую человек не хочет попасть. С определённой долей вероятности она может произойти: мы же смогли её представить. С другой доле вероятности, пусть меньшей, она с таким же успехом может и не произойти. Даже если что-то и случится, то не обязательно так, как представляет человек, и не обязательно с ним.

Страх есть дитя взаимодействия с окружающей средой. Страх – это и состояние самого человека. Страх присутствует в сфере нематериальных взаимодействий.

Страх как маленькая смерть. Он убивает в человеке желания, но при этом не имеет никакого отношения к тому, что происходит с человеком в действительности. Страх может материализоваться в конкретную ситуацию. Произойдёт это вследствие усилий самого человека или… его бездействия. Страх может разрушить человека, но никогда страх не сделает человека лучше. Нужно забыть о личностном развитии, если боишься потерять то, что имеешь.