Аллегория

Тимур Куян
Денис Крошкин, ученик 3-го класса, был сегодня подвергнут жестоким репрессиям со стороны отца, что выражалось в трёпке и лишении права выхода на улицу. Вины он своей не признал, так как двойку получил из-за соседа по парте Вовки Брябрина, а вовсе не из-за незнания предмета.
Но отец не мог наказать Брябрина, и поэтому вся тяжесть наказания пришлась на ягодицы Дениса, не смотря на его гневный и решительный протест. Запершись в своей комнате, он взял книжку с рассказами Чехова и принялся готовиться к уроку литературы, надо было прочитать какой-нибудь рассказ и потом на уроке пересказать его содержание.
Денис не был конченным двоечником, хотя и в отличники не тянул, учителя его способности оценивали по шаблону «способен, но ленив», в отличии от своих дворовых товарищей он любил читать интересные книжки, но дворовые соблазны часто одерживали верх над чтением.
           Перелистывая книгу в поисках самого интересного и желательно не длинного рассказа, он вначале знакомился с его названием, но ни один его пока не заинтересовал: «Репетитор», «Пересолил», «Хирургия»…
-Всё чепуха какая-то, ничего интересного.- размышлял про себя Денис.
«Хамелеон» - прочёл он незнакомое слово, оно было отмечено звёздочкой, а внизу страницы было пояснение: «хамелеон – тропическая ящерица, способная менять свою окраску в зависимости от цвета окружающей среды».
-Вот это да! Классно!- удивился Денис.- Неужели и вправду, поменял цвет и тебя не видно, хорошо в «прятки» играть или в «войнушку», никто  не найдёт.
Будучи любознательным мальчиком, он забыл про улицу и захотел    больше узнать про такого диковинного зверя, как он живёт, чем   питается    и т.п., поэтому быстренько прочитал рассказ до самого конца, но… ничего не понял.
-А где же ящерица?- недоумевал юный поклонник творчества Чехова,  глядя в книгу и почёсывая в затылке, он посмотрел на картинку, иллюстрирующую рассказ, пытаясь там найти ответ на возникший вопрос. Но на ней были изображены какой-то милиционер в фуражке и шинели, мужик в пиджаке, ещё несколько человек, собака, и все они, уставившись на землю, что-то разглядывали.
-А-а-а, замаскировалась,- догадался Денис,- она поменяла окраску, стала незаметной, а милиция с собакой пытается её найти.
Окрылённой своей догадкой, Денис прочитал рассказ ещё раз в надежде убедиться в своей правоте, но ни про какую ящерицу, тем более тропическую, не     было ни малейшего намёка. Этот вопрос до предела напряг его извилины; есть вопрос, на него должен быть ответ, и найти ответ на этот вопрос он решил во что бы то ни стало. Изучая иллюстрацию, он всё своё внимание сосредоточил на собаке, которая сидела в кругу людей.
- Может, она съела этого хамелеона, а милиционер за это хочет хозяина собаки оштрафовать?- мелькнула догадка, но эту мысль пришлось отвергнуть, рассказ был прочитан внимательно, но о ящерице не было никакого упоминания. Наконец Дениса осенило: Хамелеон- это кличка собаки, ведь все события в рассказе развивались вокруг её.
Желая убедиться в верности сделанного вывода, он прочёл рассказ ещё раз, медленно и предельно внимательно, стараясь не пропустить ни единого слова, особенно имени собственного.
-…Полицейский надзиратель Очумелов, так…купца Пичугина упомянули…, Хрюкин… так, генерала Жигалова назвали, Очумелов братом назвал Елдырина, наверное двоюродные, как мы с Брябриным… та-а-а-к…- делал выводы для себя наш герой.
Дочитав до конца, Денис опять оказался в тупике: у собаки не было никакой клички. Рассказ был изучен чуть ли не наизусть, но в тексте слова «хамелеон» не было вообще!
- Задолбанный писатель, замаскировал свою ящерицу, что и    с собакой не найдёшь.- обозлился юный читатель на всех классиков отечественной литературы и пошёл за помощью к матери, которая наводила макияж на лицо, перед выходом на люди.
-Мам, я вот рассказ прочитал, «Хамелеон» называется, а где там хамелеон, так и не понял.- поделился Денис своей проблемой, полагая, что мама всё разъяснит и наверняка отыщет этого пресловутого хамелеона, ведь папину заначку находила везде, где бы она ни была спрятана.
- Прочитай ещё раз.- раздражённо ответила мать, не отводя глаз от зеркала.
- Да я три раза прочитал, нет там никакого хамелеона.- обиделся Денис.
- А ты внимательно прочитай, а то смотришь в книгу, а видишь фигу, всё у тебя улица в голове,- посоветовала мама, повернувшись к сыну, - поэтому и получаешь двойки.
- Да я внимательно читал,- совсем уж отчаялся мальчик получить  ответ на мучивший его вопрос, - придумают всякие дурацкие названия, мучайся вот теперь.- забубнил Денис.
Мама имела среднее образование (точнее сказать- не имела   никакого),  Чехова в школе проходила, хотя никогда не читала, равно, как и всех остальных классиков и сразу растолковать сыну «значение тропических ящериц в творчестве Чехова» не могла, поэтому потребовала в ультимативной форме прочитать рассказ вслух.
Денис в четвёртый раз громко и внятно прочитал рассказ в присутствии мамы, после его прочтения в комнате повисла длительная и мёртвая тишина, нарушаемая лишь шуршанием косметической кисточки о мамины ресницы. Наконец она произнесла:
- Действительно, никакого хамелеона там нет, может, ты пропустил чего, высказала она предположение,- ну-ка дай сюда.
Впервые за последние десять лет она взяла в руки книгу и углубилась в чтение, закончив которое, решила выйти из тупиковой ситуации, переведя стрелки на отца.
- Чёрт его разберёт этого Чехова, может ошибка какая-нибудь, разбираться надо, а мне некогда, спроси лучше у папы, когда придёт, он же смотрит передачу «В мире животных», должен знать.
И она, торопливо одевшись, ушла.
Отец пришёл поздно, как всегда «балдой», поэтому Денис не стал просить его найти хамелеона, отец без маминой помощи и носки свои не всегда может найти. Так и остался вопрос без ответа.
… Прошло несколько лет. На уроке литературы учительница объясняла ученикам тему «аллегория в отечественной литературе». Денис Крошкин с Вовкой Брябриным на последней парте обсуждали возможности различных марок сотовых телефонов. Для них аллегория ассоциировалось с аллергией, поэтому они не слушали учительницу, пока не прозвучало слово «хамелеон». Денис весь встрепенулся, внутренне напрягся, в его мозгу тут же включились все микропроцессоры, подсознательно искавшие ответ на давнишний вопрос. Он тут же забыл про Вовку и жадно впитывал каждое слово учительницы.
-…так же, как и в рассказе «Пересолил», никто ничего не солил,- монотонно продолжала повествовать учительница давно наизусть заученный предмет,- это - иносказание, аллегория, ведь в рассказе никакого хамелеона нет, это Очумелов ведёт себя подобно хамелеону, меняя своё мнение в зависимости от сложившейся обстановки, то он требует истребить собаку немедля, а когда высказывается предположение, что это – собака генерала Жигалова, то сразу её защищает…
-Так вон где был хамелеон, действительно здорово  замаскировался,- пронеслась в мозгу Дениса мысль, озаряя его приятной истомой от осознания, что наконец-то найден ответ на вопрос, напрягавший подсознание на протяжении нескольких лет,- иносказание, стало быть, а по-научному значит - аллегория.