Старые письма

Жанна Арефьева
Решила собрать свои собственные фотографии в один приличный альбом. Дай-ка, думаю, потесню дочерины, освобожу для себя один какой-нибудь, и принялась за работу. Надо же ... обычно просматривая её альбомы, постоянно натыкалась на свободные странички, а тут сунулась - да некуда теснить, надо свой отдельный покупать. За разбором коробки с фотографиями провела два дня. Мало того, в пакете с открытками нашла вчера стопку старых писем , провела вчерашний вечер за чтением. Обнаружились письма, присланные дочерью из санатория в Туапсе ещё в 2001-м году, детские трогательные, смешные и наивные. Прочитала, вспоминая, как мы с мамой поехали встречать её на вокзал. Уже по пути до меня, мамаши, дошло, что ночью перевели часы. С каким кирпичом на душе я ехала в автобусе, рисуя картины одну печальнее другой. Обошлось - поезд опоздал на полтора часа, так что нам самим пришлось дожидаться его. Оля тогда только посмеялась над моими переживаниями - сама большая, где дом знает! А я-то представляла, как стоит она одинокая , никем не встреченная, на перроне и рыдает. Это я к себе, конечно, ситуацию приложила. Я бы так и сделала. Не от беспомощности, а от обиды. Дети теперь абсолютно другие, не такие, какими были мы, а я всё стараюсь предположить, что я лично делала бы в такой ситуации. Вот и выходит, что неправильно у меня что-то в голове устроено.

  Письма, письма ... от сестры из Донецка, от человека, которого я когда-то не могла бросить в практически безвыходной ситуации... 

    Слова, предложения, строчки. Чьи-то почерки .. разные, торопливые, корявые, беглые, кругленькие, старательно выписанные на листочках в клетку.

 Письма на красивых белых листах с неярким рисунком в нижнем левом углу. То писала мне когда-то девочка из Чехословакии. Андреа из города Бановце-над-Бебравой. А я уж думала, что не осталось этих коротеньких аккуратных писем! "Ах,почему ты мне пишешь такие короткие письма?" -восклицала я в каждом послании. Вот дурища.. Человек, моя ровесница пишет на чужом для себя языке и ещё должна ублажать глупую советскую пионерку длинными письмами. А сама на английском языке, который тоже активно изучали, много могла бы отписать подробностей? А Андреа старалась, извинялась за ошибки, которых, кстати, было так мало.

  А вот единственное письмо от девочки из Югославии. Крупный детский почерк, наверное, леворукий. Я так и не поняла названия города, хотя попыталась тогда ответить. Тоже потешалась над настойчивостью незнакомой Даринкицы непременно со мной переписываться и дружить.

 Вчера я страшно утомилась морально,читая свою давнишнюю жизнь. Помните,как ловили летящую пушинку и запихивали её за пазуху,  чтобы непременно пришло письмо? А ведь, примета ни разу меня не подвела! Моя чехословацкая подружка писала постоянно. Да и после поездок в пионерские лагеря, после лежания в больнице, я непременно заводила новых друзей по переписке. Я всегда любила писать письма. Они у меня вечно были бесконечно-длинные. Жаль, что этот жанр канул в прошлое. Слова героини Екатерины Васильевой из фильма "Приходи на меня посмотреть" -"Что бы мне осталось от твоего отца, будь в окопах телефоны.." так горьки. Мобильная связь, скайп вытеснили необходимость общаться письмами, посылать родным и друзьям праздничные открытки, которые можно вот так же через много лет взять в руки, подержать, увидеть живые буквы, прочитать интонации. Поколения до девяностых помнят ещё, как скупались перед праздниками открытки в киосках, конверты. Для Андреа я выбирала непременно Авиа,чтобы дошли мои письма до адресата как можно быстрее. Даже не дошли, а буквально долетели самолётом! А ещё я считаю,что письмо, написанное на бумаге,несёт в себе энергию человека написавшего, передаёт его эмоции, ведь по почерку всегда заметно - торопился ли пишущий, может, волновался или даже плакал.

Сегодня обнаружилась другая стопка писем. И опять вечер воспоминаний. Несколько писем от свекрови,братовы армейские, от брата мужа из армии. Господи, да в них целая жизнь, ведь это восемьдесят восьмой и восемьдесят девятый годы. Карабах, вывод войск из Афганистана. В девяносто пятом мой брат Мишка пишет из Севастополя, что в море не ходят из-за флага. Ни одно государство в мире не желало признавать советский красный флаг над нашими военными судами, а Андреевский ещё не был принят Российским правительством. Так и проторчал мой братец всю службу на корабле в Севастополе. Из-за сложной тогдашней распри по поводу деления флота на Российский и Украинский их не пускали в увольнения, до них не доходили посылки и письма шли по несколько месяцев. Слава Богу, нашлась в Севастополе добрая душа Светлана Фёдоровна, очень выручавшая нас всех в то тяжёлое время. Мишкино письмо всё пронизано беспокойством о мамином здоровье, о том ,как учится племянница. Сейчас читаю и думаю -дааа, надо же какой был заботливый мальчик, когда оторвали от дома родного.

Обнаружились в стопке и письма мне в роддом от мамы и от теперь бывшего мужа.Как же все меня любили и беспокоились.Кушает ли дочка,плакса ли она,просьбы не есть несвежее и посуду сразу же передавать обратно! Серёгу волновало только-скоро ли МЕНЯ выпишут. О двоих речи пока не было, не привык ещё к роли папаши. Зато как меня веселило это приписанное в конце "цИлую". Как-то позже сказала ему, помнится,что это очень выглядит смешно. Как мы тогда поругались! Он спорил,что нет слова "цЕлую"... Эх,оказалось, что это в принципе не главное в жизни. Очень нравилось мне написанное мамой первое письмо мне в роддом. Оно длинное, с перечислением тревог того февральского дня, как отнёсся Мишка к появлению племянницы. А подпись такая "Целуем, я, бабушка, Миша, Орлаша, папаша, Серёжа и Василий". Из непонятных имён могу объяснить, что Орлаша - это собака(почти брат), а Василий-мишкин хомяк. Мне так весело и легко тогда стало на душе, что меня все любят и ждут домой, а мы тут с ребёночком одни на другом краю города, почти Земли. И молока пока нет, и тараканы ходят без стеснения, а дома  тепло, мама ждёт.

Последнее письмо от свекрови тоже и грустное, и счастливое. После моей телеграммы, где я поздравила её с пятидесятипятилетием. К тому моменту с её сыном я развелась, но свекровь свою я очень любила и всегда говорила, что муж бывший,а она одна и настоящая. Хотя ничего особенного и выдающегося для меня она не сделала, но я легко принимала её со всеми грехами и недостатками, с её нравом и характером. Ничего плохого о ней я помнить и знать не хочу. Она была такая, какая была, светлая ей память. Не знаю, как за спиной, а в глаза я от неё ничего худого в свой адрес не слышала, за что благодарна по сей день. Рада, что дочь моя бабушку тоже хорошо помнит и чтит её память.

  Вот такая история в письмах. Не получаю их давно, хотя почтовые ящики вечно набиты всяческми бумажками - ненужным мусором. А вот настоящего бумажного письма от живого реального человека там нет и не знаю будет ли. Как жаль...