Тополь и кипарис

Мария Марианна Смирнова
   Вдоль  станицы- тополя,
Восхищаюсь ими я.
На сто вёрст- поля, поля.
Это- Родина моя!
Напоённый солнцем рай,
Мой родной Кубанский край!

Очень жаркий, нынче, день.
Я под тополь села в тень.
Будто снег, кружится пух.
Подошёл ко мне пастух.
Расспросил про то, про сё,
Про здоровьице моё.
Напоил меня кваском,
Рядом сел, ну а потом:

« Ты, послушай»,- он сказал,
«Что от бабки я слыхал.
Был у речки ветхий дом,
И жила в домишке том
Красна девица, она,
Черноброва и стройна,
Хороша была собой.
И вечернею порой
Пела песни у реки.
Собирались казаки
У высокого крыльца,
Слушать дивного певца.
Даже рыжий бабкин кот,
Местный говорил народ,
С бабкой к речке приходил.
Песни, бабку ли любил?
Тополиной- соловьём
Звали дивчину, притом
Злая бабушка моя
Обожала соловья!
Что- то я не верил ей,
Хитрой бабоньке моей!
А, хотя, зачем ей врать?»
Начал мой пастух вздыхать.
Повздыхал, да замолчал.
От речей своих устал?
Дальше бы послушать мне…
Струйка пота по спине
Поползла, был жаркий день.
Не спасала даже, тень.
Вынул трубку старый дед.
Сколько деду было лет?
Не решалась я спросить.
Девяносто может быть?
Он ещё коров пасёт?
По утрам, конечно мёд
С молоком, в прихлёбку, пьёт?
Потому он и живёт!
Потому и крепок он!
А меня вот, клонит в сон,
Ну совсем, сомлела я!
Да, головушка моя
Разболелась, жарко ей.
Надо бы домой скорей!
Но прервал молчанье дед:
«Знаешь что? Ты на обед
Приходи сегодня к нам.
Видишь, там за ивой, Храм.
А за Храмом,  серый дом.
В этом доме мы живём
С сыном, с внуком и снохой.
Дом построил прадед мой.

Стал мне тяжек летний зной.
Подсоблю снохе, постой,
Белоусов я, Андрей.
Да гляди ты веселей!
Сказку расскажу потом.
На обед сегодня- сом.
Сын  в Кубани изловил.
На реке он утром, был.
Ну гляди, я жду тебя!
Как зовут?»-« Светлана-я!»

-2-
Дом длиннющий, в два крыльца,
Блеет у плетня овца,
Держит бедолагу шнур.
Важно ходят пять, шесть  кур.
На крыльце старик сидит.
Увидал меня и вмиг
Встал на ноги и ко мне.
И, похлопав по спине,
Пригласил радушно в дом.
Зашагали мы вдвоём
 По дорожке, до крыльца.
Ни единого словца
Дед со мной не  проронил,
Но галантно усадил
За старинный круглый стол,
А потом и сын пришёл.
Поклонился чинно мне.
Рядом сел и о вине
Неспеша заговорил,
Да отцу вина налил.
Предложил хлебнуть и мне,
Но не смыслю я в вине:
«Нужен сладкий виноград?»-
Винодел, совет дать, рад.
Пригубила я чуть- чуть.

Ох, неловкая, на грудь,
Неумеха, разлила!
И хозяйка увела,
Чтоб кофтёнку застирать,
Да «владенья» показать.
Завела меня в подклеть,
Позволяя разглядеть
Все постройки и жильё,
А желание моё
Заглянуть в чудесный сад,
Было тот-час без преград
И исполнено снохой.
Изумилась я, Бог мой!
До чего красивый сад!
Абрикосы, виноград
Сливы, вишни, жердела!
А в беседке, у стола
Астры, розы и жасмин!
В глубине беседки- сын
Мастерит, не видя нас:

«Он закончил пятый класс»,-
Говорит хозяйка мне:
«Старший, всё ещё в Чечне.
Всхлипнув, вытерла слезу,
Ну пойдём, ужель грозу
К ночи снова  ожидать?
Солнце жжёт, и подавать
Мне давно пора обед.
А тебе- то сколько лет?»
Мне?  В растерянности я:
«Много, просто жизнь моя
Не такой лихой была.
Утром дольше я спала,
И ложилась раньше, спать.
Старше я тебя. Гадать
Ни к чему. Мне много лет.
Приглашай на свой обед».
             
                3
Сом, конечно, был хорош!
У снохи старик взял нож,
Аккуратно наточил.
И порезав, разложил
Сын его, усатый Глеб
На тарелку белый хлеб.
Ели молча, не спеша.
Как лапшичка хороша
Та, что сделала она,
Валя, Глебова жена! .
Ну, а дальше- пироги
И компот, из кураги.

"Где ж обещанный рассказ,
Может слышанный не раз
Здесь, вечернею порой?"
Дед гуторил не со мной
О житейских пустяках.
Даже появился страх,
Что меня не замечал.
Значит зря он обещал
Рассказать о чём-то мне?
Может дело всё в вине?
Выпил, обо мне забыл?
Вдруг старик заговорил.
За обед благодарил,
Повернувшись, пошутил,
Гостья, дескать, заждалась.
А, потом, не торопясь,
Встал и помолился дед.
Это значило, обед
Подошёл сейчас, к концу.
И блаженство по лицу
Растеклось у старика.
Он, обняв меня слегка,
На диванчик усадил,
И с улыбкою спросил:
«Будешь слушать? У реки
Собралися казаки.
Счастьем полнилась душа,
Дева чудно хороша!
Пела лучше соловья.
Сказывал об этом я
Помнишь, там, у тополей?
Ну так слушай, нет смелей
Той девчонки молодой.
Каждый вечер над рекой
Песня чудная лилась.
И надумал как-то князь,
В горы увезти её,
За Кубань, в жильё своё.

Слишком он лукавым был.
Тополину ли любил?
Или песенную трель?
Кто всё разберёт теперь?
Деву привезли к нему.
Как украли, не пойму?
Были рядом мать и брат.
Князь, конечно, деве рад.
Похититель был хитёр,
Закатав её в ковёр.
На коня и в горы,…князь,
На своих джигитов злясь,
Им грехи, тот час простил,
Очень рад  подарку был.
Лиходеев похвалил,
С миром в горы отпустил.

Тополину- соловья,
Даже бабушка моя
Попыталась отыскать.
Но, велел коней седлать
Василёк- казак лихой.
Тополину он- женой
В дом мечтал свой привести.
У казачек был в чести
Этот стройный паренёк,
Белокур, красив, высок,
Храбр, таких и не найдёшь,
И зазнайства- ни на грош.
Да и вся его семья,
Обожала соловья!

            

    - 4-

А станичный соловей
Спрятан князем  меж камней.
В башне князь её закрыл,
И взбешен отказом был
Юной дивчины, она
Недоступна, как стена.
Тополину берегут,
Утром сладости дают.
А она всю снедь- в обрыв
Но однажды позабыв,
Что пленённая она.
Спела песню у окна.
Разудалый ветерок
Песнь разнёс на семь дорог.
Песню услыхал джигит:
«Отчего душа болит?
Почему ушёл покой?»-
Не в ладу джигит с собой.
В песне так нежны слова,
Даже кругом голова!
Возвратился он домой,
Ходит хмурый, сам не свой,
И отец чего- то зол?
Княжич к башне подошёл

И услышал песню вновь.
Пела дева про любовь:
«Где-то, юноша-джигит
О любимой загрустит,
А сейчас не знает он,
Что его возьмёт в полон
Та, которая о нём
Плачет ночью, плачет днём»-
Голос милый звал и звал.
Мешкать юноша не стал,
Подошёл к двери, а там
Стражник,  удивившись сам,
Задаёт вопрос ему,
Дескать- что, да почему?
Лишь Аллаху самому
Беспокойного понять.
Стражу смог кинжал унять.
Все повержены. Герой
К ней вошёл: « Цветок какой!»
Прошептал и руки к ней:
«Мне не жалко жизни всей
За тебя отдать»,-сказал.
Девицу к груди прижал.
Не перечит соловей:
«Хоть за тридевять земель
Я с тобою полечу»,-
Говорит: «С тобой хочу
Рядом быть, мечта моя!
Мой желанный, это я!
Бог свидетель, для тебя,
Эти песни пела  я!
Дождалась, родимый мой.
Ты дарован мне судьбой.
Твой отец украл меня.
Как три ночи, и три дня
Быть мне тягостно одной!
Стану  лишь твоей женой!»

Ошарашен Кипарис,
Тополину, старый лис,
Подхалим и звездочёт
Предрекал, мол заберёт,
Жизнь, невеста у него.
А джигита самого
Тайно к морю отвезут,
Мёртвым на скале найдут.
Княжич лиса осмеял,
С глаз долой ,его прогнал:
«Вздор какой!»–твердил не раз,
Эта звёздочка сейчас
С ним, в объятиях его..
Как отца он своего
Обойдёт? Украсть её?
«Ты, сокровище моё!-
Выше в горы мы уйдём»-
Прошептал джигит: « Там дом
Я построю для тебя,
Знаю, что безумец я,
У отца  с десяток жён,
Я тобой сейчас сражён,
Ослеплён, повержен я,
Ты, бесценная моя!
Не отдам отцу, тебя,
Помолюсь Аллаху я,
Попрошу его простить,
За желание любить!»

Ныла от желанья грудь.
На руки дивчину, в путь
Сразу же собрался он,
Но, о горе, тяжкий стон
Вырвался из юных уст
В тишине раздался хруст
Может треснуло седло?
Но лицо, белым- бело
У джигита: «Милый мой,
Что случилось, мой герой?»
Кто джигиту плечи сжал?
В спину острое- кинжал…
Наземь  бросил, темень, ночь
И Аллах не смог помочь.


Тополину увезли.
Василёк, к своей груди
Нежно деву прижимал:
«Что с тобою?»- он сказал-
«Вырываешься? Зачем?
Он- убит, он- глух и нем.
Он наш враг, ну что с тобой?
Не кричи, что он живой.
Я- твой друг, люблю тебя,
Но глазам не верю я!
Неужели он любим?
Сын злодея? Князя сын?

Увозили соловья
В край казачий, там семья,
Мать, брат, бабки и дядья,
Там Кубань, её земля.
Соловья встречал народ,
Только чёрен небосвод.

Было солнце- дождь идёт.
Тополина не поёт.
Сокрушались казаки:
«Дни и ночи у реки
Слёзы горестные льёт,
Тополина не поёт!»
Девицу взяла река,
Говорлива, глубока.
Вырос тополь у реки,
Изумлялись казаки:
«Тополь строен и высок,
Мал на тополе листок!»
Сразу из- за серых туч
Брызнул солнца жаркий луч,
Сразу ожила земля
И пшеничные поля
Веселёхоньки стоят,
Колоски друг к другу- в ряд.
А теперь их, тополей
Много, на земле моей!
         -5-

И джигита  увезли,
Нет, конечно не спасли.
Не в себе он был три дня,
Не нашла его родня.
А красавец молодой
Был морскою смыт волной
Раны юноше обмыл,
Ласков с ним, и нежен был
Бесконечно смелый бриз.
Не его ли злой каприз,
В том, что вырос кипарис
У морской водицы?  Он-
Солнцем, морем опьянён.
Так  хорош, не рассказать!

Будешь ты легенду знать…
А её грустнее нет»,
Мило улыбнулся дед:
«Что же вместе им не быть?»
«Не позволил Бог любить»,-
Сокрушённо дед сказал:
«Одного я горца знал.
Он жениться не посмел,
Потому, что не велел
В брак вступить ему закон,
Сокрушался очень он.
Вера разная была.
Но един ведь Бог! Скала
Стала  для него концом,
Был безусым он юнцом,
Жизнь померкла для него.
Не понять лишь одного,
Что толкает в бездну нас,
Но о нём, другой рассказ».
          -6-
«Если это не секрет,
Сколько вам, дедуля, лет?»
«Девяносто, с гаком мне,
Шесть сынков, и на войне
Трое полегло, а Глеб
Самый маленький. Обед
Как, понравился тебе?
Ну прощай, а о войне
Как- нибудь я расскажу,
А сегодня погожу.
Утомил рассказ меня».
Благодарна деду я
За рассказ, и за обед:
«В чём же, дедушка, секрет
Ваших крепких, долгих лет?»
«Не прошёл я мимо бед»-
Помогал чем только мог»-
Дед сказал: « Конечно Бог
Уважал за доброту,
Не любил я клевету,
И соседям не грубил,
Просто, я людей любил».

Солнце село, за рекой
Был особенный покой,
Что приходит к ночи лишь.
Что-то бормотал камыш.
«Недалече ты живёшь?»-
Дед спросил-«Сама дойдёшь?»
Зашагала к речке я,
А кругом поля, поля
Вдоль станицы тополя.
Это Родина моя!