Малые реки

Юрий Филиппович Луценко
МАЛЫЕ РЕКИ


Вот уже много времени прошло, а меня не оставляют впечатления от статьи Александра Абрамова «Хроники уходящей воды» в Рязанском приложении к АИФ» (№ 34, 2006). И кажется, со временем впечатление это не стирается, а, наоборот, возрастает, становится ярче и рельефнее.
У меня, как и у многих людей старшего поколения, на дне души хранятся самые светлые детские воспоминания, и свое место там занимает милый друг – река детства.
Помнится, такое же впечатление возникло после выхода в свет статьи талантливого журналиста прошлого века Василия Пескова. Его публикации в защиту поруганной Природы были желанной изюминкой «толстушки» – воскресного номера газеты «Комсомольская правда». А пронзительная повесть «Река моего детства», написанная будто бы точно по теме сего дня, свидетельствует о том, что и тогда уже эти проблемы будоражили умы наших граждан.
Творчество Пескова отмечено самой высокой наградой того времени – Ленинской премией. И, как все талантливое, повести эти и сейчас остаются злободневными.
И вполне заслуживают того, чтобы их переиздали.
А еще Константин Паустовский… Песков признавал его своим учителем. Как жаль, что творчество этого талантливого писателя стало сейчас «не модным». А ведь он, южанин по происхождению, так искренне восторгался природой мест российского Нечерноземья. С огромной любовью, избрав постоянным пристанищем баню своего друга, гравера Пожалостина в рязанской Солотче, он уводил благодарного читателя в глубину таинственной Мещеры с ненавязчивой прелестью ее родников, неповторимой красотой рек и озер, вечной тайной загадочных торфяников и буйной растительности.
Как хотелось бы, чтобы и его книги о природе Рязанского края не уходили из памяти читателей!

А мое детство прошло на окраине Киева в дачном поселке Пуща-Водица. Это те места, где по очень тихой «водице» ; речушке с тенистыми, заросшими пышным кустарником берегами ; проходила граница между курортной зону большого города и пригородным селом с лирическим названием Горенка.
Речка та была, вероятно, в прошлом свидетелем больших исторических сражений древних русичей с татарами во времена их нашествия. Ибо за ней так и сохранилось татарское имя ; Карачун.
Вода в реке была такой чистой и прозрачной, что сквозь нее просвечивали волны золотого песка на дне, рельефно выделялся каждый камешек.
Над водой резвились стрекозы всех цветов радуги.
Немного выше по течению мы любовались золотыми рыбками в специальных прудах. Рыбок плескалось так много, что иногда даже воды не было видно.
То была река «моего детства».
Я всегда с огромной ностальгией помнил о ней. Но возможность приехать на свидание представилась почти через двадцать лет.
Реки с прозрачной водой уже не оказалось. Не было стрекоз и золотых рыбок...
Детской сказке положила конец наступающая цивилизация.
В том месте, где мы когда-то купались, прошла дорога. Под мощным слоем щебня и гладко укатанного асфальта была погребена Красота.
И лишь края этой дороги, заболоченные, покрытые буйной растительностью, напоминали о том, что где-то здесь затаился и пытался в одиночку бороться за свою жизнь наш друг с татарским именем. Так хотелось упрятаться в эту сочную зелень подальше от надоедливой цивилизации и поплакать, вспоминая о прошлом.

Борьба малых рек за свое существование не везде и не всегда в этом мире проходит вот так – незаметно и с малыми потерями.
В том же Киеве, там, где раньше ; я хорошо это помнил ; был трамвайный парк им. Красина, уютный стадион, какой-то городской заводик и довольно приличная по тем временам, почти еще новая школа, во время очередного моего посещения родного города, вся территория показалась мне обновленной и перестроенной. Казалось бы, ничего странного для нашего времени. Но что-то было не так…
Школа та еще в июне 1941 года стала местной знаменитостью. Около нее для киевлян практически началась Великая Отечественная война.
Вся страна тогда знала песню «Двадцать второго июня / Ровно в четыре часа, / Киев бомбили, нам объявили, / Что началася война». Так вот - первая немецкая бомба упала ранним утром 22 июня 1941 года и поразила именно это здание.
Тогда, словно на экскурсии, на Куреневке побывали многие киевляне. Глядели со страхом, как в натуре выглядит эта война.
Разрушения от бомб были небольшие, но психологический шок от их разрывов уже установил границу между разными эпохами – мира и войны.
Школа была перестроена, но в другом месте. Трамвайный парк им. Красина исчез. Завода и стадиона не было и в помине… А вместо жилых домов в три-четыре этажа послереволюционной постройки возводились новые, высотные.
Старые знакомые весьма охотно, но под большим секретом рассказали мне, что весной 1961 года здесь развертывались трагические события.
Знакомых двое: он и она. Мужчина ; непосредственный очевидец событий. Но он давал подписку «о неразглашении государственной тайны», а потому молчал, исполняя долг, хотя и подтверждал рассказ жены кивками… И в глазах его таился ужас.
Женщина же, не будучи прямым очевидцем, знала все из рассказов свидетелей, а подробности ясно разглядела «внутренним зрением».
О виновнике трагедии – ручье, по-украински «струмке», они говорили «Он», стараясь не называть его имени. Так люди упоминают кого-то с таинственным, темным прошлым, опасаясь накликать на себя беду.

Над Куреневкой в тех местах нависла гора с крутыми обрывами и откосами ; как бы северный форпост верхнего этажа города.
На горе, по самому ее краю, как крепостные тюремные стены с решетками на окнах, высились мрачные корпуса «психушки». Киевляне называли ее Кирилловской больницей – вкратце «Кирилловкой».
А за больницей (снизу, с Куреневки этого не видно) располагалась всему миру трагически известная местность с глубокими оврагами, один из которых и звали Бабьим яром.
Это был, как говорят, самый глубокий овраг в окрестностях Киева. В глинистой почве его били родники, вода их собиралась в ручей. А ручей этот, на всем пути к реке Почайне, отличался всегда неуживчивым, скверным характером. Самостоятельного имени ему не дали, звали по имени оврага, им порожденного, ; ручей Бабьего Яра.
Люди его, должно быть, часто обижали, как обижают соседей со скверным характером. Перегораживали в разных местах, заваливали мусором с кладбищ, которые были на его берегу: еврейское и православное…
А во время оккупации Киева немцы нашли применение оврагу.
Там они расстреляли более ста тысяч киевлян ; и молодых мужчин, и стариков, и женщин, не жалели и детей.
Трупы с немецкой аккуратностью посыпали хлорной известью и слегка прикопали землей.
А власти после освобождения города от захватчиков с захоронением обошлись тоже весьма просто недостойно.  Не по-человечески. Объяснить это можно лишь тем, что тогда был период послевоенного антисемитизма на партийном и государственном уровне. Хотя, кто может учесть, сколько там погибло евреев и сколько украинцев, русских, цыган…
Несколько лет огромный овраг просто засыпали, пытаясь сравнять с землей.
На этом месте, как говорят, планировали построить даже городской спортивный комплекс с огромным стадионом. Мусор возили со всего города и мощными земснарядами намывали грунт. Рассчитывали на то, что вода испарится, грунт зацементируется. Однако строители не приняли во внимание то, что там был еще живой строптивый ручей.
Грунт оседал, в нем образовывались трещины, ручей понемногу просачивался и постепенно вымывал человечьи кости.
Так прошло несколько десятилетий.
Овраг был мировой знаменитостью, а о ручье с его именем давно забыли.
Сменились поколения. У города возникали новые проблемы, все более масштабные, амбициозные, и забывались прежние – мелкие.
И ничто не предвещало беды.
А в марте 1961 года с горы по старому руслу через Куреневку с весенними водами пробил себе узенькую дорогу небольшой поток жидкой грязи.
Это была пока только разведка ручья, но даже близко живущие люди не почуяли опасности, приняв ее за весеннее половодье.
Только говорят, что крысы и уличные собаки еще ночью ушли куда-то.
А оказалось, что ручей затаился и за долгие годы накопил таки огромный запас злой энергии. И утром 13 марта 1961 года (а дата-то какая!)  Река вязкой грязи, более километра шириной, сорвав препоны из ветхих построек, заборов и вывернутых с корнем деревьев, для усиления таранной мощи подняла сто тысяч полуразложившихся трупов и ринулась на беззащитный город в поисках нового места для их захоронения.
Начинался будний день. Улицы миллионного города были заполнены людьми, народ торопился на работу. Трамваи выходили из парка и тут же на площади заполнялись пассажирами. Час пик!
Сель, с неистовым ревом и грохотом, на скорости курьерского поезда, отравляя все вокруг себя смрадом, в течение нескольких минут смел с лица земли постройки на стадионе, трамвайный парк и сами трамваи.  И с пассажирами, и пустые…
Он не пощадил никого, кто оказался перед его мощью полностью беззащитным. Выламывая окна и двери, волны, несущие на себе трупы, вторгались в школу, в больницу, в корпуса инструментального завода, в жилые дома…
Огромная черная лапа вырвалась на улицу Фрунзе – основную автомагистраль Куреневки, соединяющую северный район украинской столицы с центром, ; и, выхватив из потока машин львиную долю своей добычи из автобусов, легковых и грузовых автомобилей, стала с грохотом бросать их на стены домов.
Вспыхивали пожары. Как факелы, горели трамваи, распространяя черный дым, пар и смрад, выбрасывая снопы искр.
В этом аду сразу оказались тысячи человек. Для того, кто попал в это пекло, спасения не было. Плыть в жидкой грязи невозможно, нельзя даже удержаться на ее поверхности; укрыться негде. Кто не утонул сразу, горел или погибал от разрядов энергии высокого напряжения.
Дети, остававшиеся дома, пытались спасаться сами, кто как мог. Некоторые выбирались на крыши, другие сидели на подоконниках. На крыши больничных корпусов выбирались и больные в халатах. Снимать их стали только через сутки, когда прилетели военные вертолеты
Помощь пожарников, милиции, солдат из воинских частей, поднятых по тревоге, оказалась малоэффективной. С таким врагом сражаться никому из них еще не приходилось.

Потом все остановилось.
Оказалось, что подпитка адской энергией внезапно закончилась. Поток замер, будто выключили электричество. Сель развалился на земле, как уставший зверь, и умер на уродливом поле брани.
Вокруг толпилось множество народа, но помочь попавшим в беду никто так и не смог.
Место катастрофы тогда оцепили милицией и солдатами.  И зорко следили за тем, чтобы, не дай Бог, кто-нибудь что-нибудь не сфотографировал.
А потом…
Позже, после политических перемен, по всей стране был бы объявлен день траура, приспущены государственные флаги. Обнародовали бы списки жертв. Пострадавшим и членам их семей оказывали бы материальную помощь. Тогда же все было совсем по-другому и предельно просто. Приняли все меры для того, чтобы весть о катастрофе не распространялась по большой стране именуемой СССР. Территорию бедствия оградили, прикрыли, замаскировали. Основную трассу перенесли.
В историческом справочнике по Киеву 1966 года нет ни слова не только о катастрофе на Куреневке, но даже о трагедии Бабьего Яра в сентябре 1941-го.

Вода с места происшествия ушла в Днепр, оставив за собой огромную площадь, закованную в мощный бетон.
Раскопки длились более двух лет.
Постепенно, тихо и скромно прошли захоронения и жертв происшествия 1961 года ; одновременно с огромным количеством разрозненных костей, вынесенных грязью из Бабьего Яра.
Началась застройка микрорайона многоэтажными домами.
А человеческие потери, материальные убытки были подсчитаны с максимальной точностью, результаты доложены «кому следует»… и строго засекречены от всего остального мира.

Названы и виновники трагедии: весеннее половодье, «человеческий фактор» (люди, намывающие песчаной пульпой место захоронений)… Однако люди знают: маленький, невзрачный ручей с грозным именем так наказал людей и за циничное отношение к погибшим, и за неуважение к нему самому.

А «Лыбедь», или, как в народе говорят, «Лыбедушка», для старого Киева – имя знаковое. Именно так когда-то называли красавицу княжну ; родную сестру князя Кия, родоначальника города, Хорея и Щека.
Для увековечения памяти о ней именем этим назвали реку, впадающую в Днепр южнее от Киева. Сейчас еще Лыбедь ; имя, полное старинных тайн и преданий. И река еще довольно многоводна за счет целого ряда своих вассалов ; родников и ручьев. А русло ее уже в черте города.
Оно защищено мощными железобетонными сваями… До поры до времени красота реки спрятана от любопытных глаз и от человеческой неряшливости. И укрыта под землей вместе с канализационным коллектором.
Но время освобождения ее еще настанет. Лыбедь возродится в прежнем величии и украсит город. Проектная документация отделения ее живых вод от канализационных стоков разработана давно, еще до Чернобыльской трагедии.

А рязанская Лыбедь – родная сестра и тезка киевской. И, конечно, не простое это совпадение, а свидетельство того, что народы в прошлом вышли из одного гнезда.
Когда более тридцати лет тому назад мы переселились в Рязань, я был очень рад тому, что город, несмотря на сложную судьбу, сумел сохранить хоть часть своих малых рек с такими лирическими названиями.
Но меня ожидало разочарование.
Трубеж, правда, еще жив и по мере своих все более слабеющих сил несет свою службу. Издали, со смотровой площадки Кремля, он и выглядит довольно красочно, как бы дополняя величественную архитектуру.
А вот пенистый, ядовитого цвета ручей, вытекающий из канализационной трубы у подножия Кремлевского вала, кажется уже явной насмешкой над гордым именем знатной боярыни княжеского рода. И даже дикие уточки, перезимовавшие в этой теплой помойке, не изменили впечатления. Они были под стать реке, такие же грязные. Люди, живущие в округе, ручеек этот презрительно зовут «Поганкой».
Не раз приходилось мне видеть и Плетенку в разных состояниях. Жизнь ее постоянно под угрозой. И воду ее никак нельзя назвать «живой». А о том, что грязный ручей, протекающий рядом с новым районом Кальное, и есть река Быстрец, узнал я только после публикации в газете.
И все же, даже после некоторого разочарования, я как-то примирился с фактами. Смог понять и горожан, а тем более часто меняющихся руководителей города. Сумел войти в их положение.
Вина их ведь не много больше других, каждый из них на должности работал временно и недолго. И исправлять то, что сотворилось до них, у очередного руководителя просто руки не доходят.
Не до малых рек им, когда в городском хозяйстве проблем сотни и все требуют немедленного решения. А денег всегда не хватает!
Многим жителям города хотелось бы, конечно, посидеть на скамеечке в тенистом парке, на берегу красавицы речки, помечтать, поглядеть на детвору, которая резвится и плещется в прозрачной живой воде…
И была бы прохлада в жаркий день, и дышалось бы легко, несмотря на промышленный смрад, и экологическая обстановка всего города могла бы заметно улучшиться. Ведь каждый маленький ручеек, пробивающийся из толщи земли,; это неоценимый подарок Природы человечеству.
«Рек незначительных нет, ; свидетельствует Василий Песков. ; Надо беречь каждый ключик, каждый ручей. Только так можно уберечь Радость, которую дают нам текущие воды, и возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет на Земле напитка лучше, чем стакан холодной чистой воды».
Как хорошо бы и гостей – заезжих туристов, конечно, когда Рязань включат в число городов «Золотого кольца» ; провести по паркам и показать им наши вполне даже живые малые реки с живописными берегами, ажурными мостиками и детскими пляжами. Не каждый город может похвастаться таким богатством!
Но что поделаешь ; нет парков. И реки только такие, какие есть. Приходится довольствоваться парой фонтанов в центре города…
А на «живую» воду можно посмотреть по «телику» в Байкале, а если уж очень захочется попить, можно купить в супермаркете ту, что в пластиковых бутылках.

Но в последнее время такой взгляд на решение проблем малых рек у меня начал основательно разрушаться. Я понял, что мощная парадигма, сконструированная в «благополучные» советские годы, стала размываться и давать трещины. Особенно в том, что касается основных лозунгов: «Мы не можем ждать милостей от природы…» и «Человек ; царь Природы!»
А сейчас, кроме статьи Александра Абрамова, возникло еще одно немаловажное обстоятельство.
Почти в это же время состоялось мое знакомство с материалами об исследовании Воды (именно «Воды!») японским ученым Масару Эмото и русским исследователем Юрием Андреевым.
Благодаря им у меня (и думаю, что и у многих из тех, кому посчастливилось прочесть их книги) зачесались те места, где удобно располагалось до этого чувство терпимости ко всему, что успело сотворить наше «разумное» общество, не ведая глубины содеянного. И у проблемы Воды малых рек и самого их существования возникла новая грань.

Я искренне советую людям небезразличным к Природе познакомиться с книгами Масару Эмото, который изучает энергию Воды, и с набором открыток на эту же тему. А заодно и с книгой Юрия Андреева, полной убедительной информации о Воде во всех мыслимых аспектах. Автор назвал ее довольно громко: «Вода – наместник Бога на Земле»; а издатели зовут книгу энциклопедией.
И неважно, что книги эти упрятаны на нижние полки отдела какой-то там «эзотерики», куда серьезные люди считают для себя зазорным и заглядывать.
Об исследованиях Воды еще предстоит в нашем обществе много диспутов, разговоров и споров. Но как сейчас отнестись к этой информации? Просто игнорировать?
Эти публикации, прежде чем оказаться в книжных магазинах Рязани, прошли большой путь в нашей стране, да и во всем мире. Ясно: пока кто-то на самом верху иерархической лестницы, кому дано право определять «научную государственную концепцию», не высказал положительного мнения по данному вопросу, пробиться в мир официально признаваемой «Науки» ; задача необычайной сложности. Еще сложнее, даже доказав безусловную ценность и огромную пользу от такой интерпретации, добиться выделения средств для практического воплощения этой идеи…

Люди всегда делились по признаку разного понимания мира. В научной, основанной на прагматизме концепции всегда господствует холодный, расчетливый Разум. Все остальное почитается «околонаучным» или «лженаучным» и без жалости отметается как вредное и недостойное внимания.
А люди с духовным складом внутреннего мира свои постулаты обретали без видимых доказательств, на основании Веры, опираясь на Святые писания, факты из Вечных книг, примеры жития святых и мучеников… Каждое понятие в духовном аспекте – это Истина. Она не требует доказательств, потому что Вера дается свыше.

Книги о Воде, о которых я говорю, ; одно из первых окон между Разумом и Верой, пробитых «частными лицами». Это прорыв, обещающий единение людей, которые по-разному видят мир.
Эмото, проведя серию многолетних опытов и разъезжая с докладами и лекциями по всему миру (в «приватном» порядке!), по-моему мнению, вполне доказал, что Вода на нашей Земле является живой разумной сущностью с очень высоким уровнем интеллекта и духовности и составной динамичной частью другого живого, разумного существа – планеты Земля.
Подтвердил это исследователь при помощи разработанной им методики постоянного живого диалога с Водой.
И то, что для нас пока не более чем анекдот про забавного японца, который, сливая воду в унитазе, не забывает просить у нее прощения, умываясь, благодарит ее, после знакомства с результатами его опытов не кажется таким уж смешным.
Этот анекдот о себе он, кстати, рассказал, сам.

Эмото разглядел под микроскопом и запечатлел на фотобумаге на первый взгляд невинные картинки: на них изображены снежинки, резко различающиеся по конструкции в зависимости от источников пробы и от методов воздействия на Воду перед замораживанием.
И еще от вопросов, которые были ей заданы.
Опыты убеждают: формой кристаллов, как условным шифром, будто специально принятым для контакта с человеком, Вода не только сознательно и адекватно реагирует на заданные изменения условий, но и отвечает на вопросы, а что особенно важно ; она делает это на высоком интеллектуальном уровне.
Для воды нет языковых барьеров, она ; природный полиглот. Одинаково четко реагирует на письменные обращения в любой транскрипции, на устное обращение на любом языке.
По оценке Ю. Андреева, который опирается на свои собственные опыты и результаты Эмото, вода доказала, что именно она является ЭТАЛОНОМ АБСОЛЮТНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ! Например, прекрасные кристаллы возникают в ответ на слова «любовь и признательность», произнесенные ли вслух или написанные на бумаге, так же как на слова молитв любой конфессии.
Вода отлично, демонстрируя отменный вкус, разбирается в музыке. Положительно реагирует на классические мелодии, народные мотивы, а на музыкальную фразу из «железного рока» отвечает неряшливой свалкой форм.
Бранные слова, даже самые невинные, типа «дурак» или «козел», она, будто впротестуя, отмечает аморфными, изломанными формами. Как и портреты исторических злодеев, Гитлер, например.

Выводы появляются сами собой.
Форма кристаллов размороженной воды ; это образ, шифр, условный язык, с помощью которого исследователям удалось установить контакта с РАЗУМОМ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВОДЫ.
Причем цивилизация эта на Земле появилась задолго до создания человека разумного, и у нее, что вполне естественно, прав на эту Планету значительно больше, чем у людей.
Кроме того, Кем-то еще более могущественным, но с Ее, Воды, активным участием, созданы единственно возможные условия, в которых у человека появилась возможность существования, размножения, развития…
Допустимо и такое дополнение:
Человечество, мечтающее о встрече с «братьями по разуму», и подозревать не могло, что «жидкий минерал», наполняющий реки и моря, системы водопровода и канализации, минерал, который утоляет жажду, который преданно и верно служит нам… и есть такой «брат по разуму».
И одновременно этот самый «брат» ; еще и ближайший наш, даже «кровный» родственник (или «родственница»?), потому что более 80% тела человека состоит из той самой Воды.

А нравственное лицо человека разумного?
Несмотря на нашу «кровную, родственную» связь с водой и несмотря на любовь к нам Воды, которую она не перестает демонстрировать, отношение к ней человека было и остается не совсем дружелюбным и братским. За любовь и неоценимую помощь мы платим черной неблагодарностью.
Действительно, о том, какими были наши реки, большие и малые, до знакомства с нашими предками, мы можем судить только по сохранившимся сухим руслам или по заболоченным зловонным участкам. Даже самые крупные водные артерии давно отравлены, берега их лишены охранной растительности и загажены. Вода используется мегаполисами (в основном для «технических целей») настолько рьяно, что ниже городов она исчезает, так и не добравшись до моря. Большая часть малых рек, постоянно пополнявших основные водные артерии, прекратила существование, другая ; изгажена и загнана в канализационные трубы.
И это в благодарность за то, что исторически люди всегда жались к Воде: селились на берегах рек и озер, кормились с них, передвигались по ним.
Как ни странно, Вода (пока еще) продолжает нас опекать и любить. И это вопреки тому, что Она, как доказал Эмото, прекрасно осведомлена о весьма невысоком уровне нашего интеллекта и нравственности, и нашего к ней уважения.

Очень важно, что в нашем городе есть несколько высших учебных заведений с лабораториями, достаточно оснащенными для того, чтобы при желании перепроверить результаты опытов Эмото. Можно было бы расширить программу и с огромной пользой продолжить изучение диалога с Водой в условиях даже нашего региона. Как, например, для укрепления нашего понимания Добра и Зла по «Эталону абсолютного их значения». Это необходимо, ибо в нашем обществе значение этих понятий крайне искажено. Появляются и эрзац-определения, подменяющие значение этих слов вселенского значения.
Трудно переоценить значение таких опытов в духовном становлении молодежи. Как и использование Воды в лечении больных при помощи изменения ее заряда, что с большим успехом делает Эмото.
Существует множество новых направлений для экспериментов, включая чисто техническое применение Воды с Ее же консультационной помощью.
Простой опыт провел японский исследователь с вареным рисом, помещенным в две стеклянные банки. На одной из них он приклеил клочок бумаги с набором бранных слов, на другой ; со словами любви и признательности. Рис в первой банке испортился, покрылся плесенью уже через несколько дней, во второй же долго оставался свежим. А ведь жидкость в организме человека аналогичным образом реагирует на бранные слова, которые у нас без разбора, часто и охотно употребляются в разговорной речи. Что наносит огромный вред нашему здоровью!
Есть много сторонников (даже и в среде культурных людей) вольного применения откровенного мата в литературных произведениях, телепередачах, на сценах… Нетрудно представить, какой урон наносит такая неразборчивость здоровью нации, особенно поражая молодежь и детей.
Юрий Андреев рассказал о значении Воды в трех направлениях: Вода, которая учит, Вода, которая лечит изнутри, и Вода, которая лечит снаружи. По его словам, в России уже давно ведутся опыты по изучению Воды, выпускались и книги, защищались диссертации.
Один из принятых у нас методов изучения ; при помощи измерения изменения ОВП (окислительно-восстановительный потенциал) в различных условиях. Разные подходы к проблеме и общность результатов внушает уверенность в правильности достигнутого. Только в С.-Петербурге, пишет Андреев, обладают необходимыми приборами и автономно работают над проблемой, с постоянными консультациями друг с другом, четыре исследователя... Безусловно, подобные опыты проводятся и в других странах и городах. Одно из главных открытий таково: Вода является универсальным накопителем и передатчиком информации практически на любые расстояния.
Жители Рязани, в числе многих других, могут быть довольны. Ведь точная информация об отношении к Воде вообще и к малым рекам в частности в нашем регионе давно уже внесена в «черную книгу» Мирового океана.
Для Мирового Океана и самой Земли человеческая цивилизация ; не более чем многочисленные колонии мелких насекомых или бактерий, занятых своими корпоративными играми, переходящими в криминальные разборки и войны. Вся деятельность в «колониях», если присмотреться, направлена на конкуренцию в создании комфортабельной и веселой жизни для избранных. А используется для этого все, что попадется под руки, с уничтожением флоры, фауны и самой Планеты…
Так, чтобы уж ничего не оставить потомкам.
И все же пока Вода еще нас терпит, должно быть, потому, что человек создан по «подобию Господа». И право выбора ; как жить ; остается за ним…
Но терпение, должно быть, уже на исходе.
И может статься, что пришло время для последнего, наиболее эффективного метода: лишить людей разума, и они сами себя накажут ; постепенно деградируют и вымрут.
Правомерно предположить, что такая Система уже включена и мы являемся свидетелями ее действия, а одновременно и подопытными кроликами.
Так, может, стоит, хоть в разовом порядке, поверить и вступить в диалог, пользуясь кодом снежинок Эмото?
Сейчас проблема малых рек, водоемов, родников и прудов в городе и регионе предстает уже в несколько другом аспекте. Чистая, живая Вода не только в состоянии улучшить экологическую обстановку, пополнить атмосферу кислородом и озоном ; она может дать и то, чего не купить в пластиковых бутылках ни за какие деньги, не обменять на нефть, на газ и лесоматериалы. Вода способна подарить людям, а особенно детям, заряды добра, бодрости и любви ко всему живому, потому что Она сама заряжена в глубинах Земли.
Вода родников ; уникальное богатство Природы именно потому, что Она живая. (Это понятие точно и доходчиво описал в своей книге Ю. Андреев). Проявление заботы о малых реках, расчистка их русла, восстановление их течения и растительности вдоль берегов могло бы оказаться и началом искупления нашей вины перед разумной стихией и улучшению ее отношения к нам.