1. Тайны апокалипсиса

Михаил Максимус
Будет ли будущее у человеческой истории? Что день грядущий нам готовит? Выйдем ли мы, наконец, из этой долины смертной тени? В то время, как философия истории оставляет нас без ответа на этот простой, но вместе с тем жизненно важный вопрос, есть еще последняя  надежда – найти ее в Библии.

Многих пугает тема конца света, часто толкуемая как гибель всего человечества. Слова «Армагеддон» и «Апокалипсис» часто используются для названий фантастических кинофильмов, изображающих ужасы мировой катастрофы. Поэтому есть необходимость, отметая все  необоснованные вымыслы, в конце - концов понять, что же в действительности говорят пророческие книги Библии о будущем человеческого рода.

Библейские пророчества правдиво предсказали главные события всемирной истории, которые исполнились в прошлом и исполняются сегодня в современном мире. Следовательно, есть все основания доверять такому источнику, тем более  успешно выдержавшего критику главного исторического рецензента – времени.

Предлагаемый читателю труд «Тайны апокалипсиса» представляет собой серию статей глубокого аналитического исследования книг пророка Даниила (ок.530 год до н.э.) и Откровения (70-90 годы н.э.), который основан на знании библейской и мировой истории. Использование автором фактического материала дало возможность по-новому прочесть и осмыслить библейские тексты. Это, бесспорно, вести для сегодняшнего времени, которые обращены к людям мира, имеющим пытливый ум. В материалах, предложенных читателю в виде конспекта вышеназванных книг Библии,  будет предоставлена возможность под иным углом посмотреть на историю мира, посмотреть с точки зрения незаангажированного политическими влияниями сознания.

Главы расположены в хронологическом порядке, подкреплены соответствующим фактическим материалом, снабжены иллюстрациями и графиками, что прекрасно адаптирует смысл изложенного в них для восприятия человеком, не искушенным в вопросах истории.  Труд охватывает период с конца VII века до н.э. по настоящее время, и дальше - до конца истории. В книге также достаточно много различных цифр и чисел, обозначающих даты событий, периоды и сроки их исполнений.

Автор книги ставит перед собой цель развенчать мифы о многочисленных, так называемых, кодах для раскрытия тайн Библии и познакомить читателя с малоизвестными фактами истории…   
               
«Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв тайны рабам Своим, пророкам» (Амос 3:7).

Исследование второй главы книги пророка Даниила.
 
Бессилие вавилонской премудрости.

Противостояние двух систем богопоклонения (языческой религии и религии богооткровенной) нашло свое особое воплощение в исторических судьбах Вавилона и Иерусалима в конце VII – начале VI веке до Р. Х. По всей вероятности, вавилонская «академия наук» претендовала на высшее знание не только земных тайн, но и тайн небесных, касающихся сверхъестественного мира. Посредством людей из академической элиты сатана искусно оказывал свое влияние не только на правителей Вавилона, но и на все общество блистательной столицы мира.

Магизм и тайноведение было основой языческих религий, тем фундаментом, на котором зиждилось религиозное миропонимание древних и более поздних мистических культов. Поэтому вопрос, поднятый во второй главе, действительно ли вавилонские мудрецы, тайноведцы и гадатели обладают истинным знанием, затрагивал не только авторитет группы ученых, но и ставил под сомнение всю систему языческой религии, опиравшейся на магию.

Разум царя Навуходоносора и всех его слуг был окутан влиянием предрассудков, и чтобы говорить к их сознанию, Бог должен был развеять эту тьму. Во все века лучи божественного света проникают к людям после разоблачения и крушения излюбленных идолов. Только после того, как кумиры падают, открывается дорога для духовного развития личности или общества. Так было и в те дни, вначале эпохи нововавилонского царства.

Последний расцвет вавилонской цивилизации, охвативший по времени около 70 лет, (с 606 по 538 гг. до н. э.), был тем блестящим периодом в истории Месопотамии, который окончился ее вечным закатом. Вавилонская цивилизация эпохи Навуходоносора вобрала в себя всю многовековую традицию предшествующих языческих культур Шумера и Аккада, и предыдущих царств Междуречья. Вавилон справедливо считал себя наследником самой древней после потопа цивилизации. Таинственное влияние его двухтысячелетней истории ощущали на себе все окружающие народы.

В те дни, когда недавно восшедший на престол Навуходоносор, стоял перед великим выбором: как использовать представленные ему исключительные возможности — Бог  послал ему сон, значение которого он не смог понять. Вторая глава книги пророка Даниила сообщает нам, что царь был сильно встревожен необычным сном, который посетил его и тут же исчез из памяти. На Востоке придавали особое значение толкованию сновидений, и Провидение использовало на этот раз именно такую возможность.

Обеспокоенный и взволнованный Навуходоносор вызывает к себе мудрецов, чтобы они напомнили ему забытый сон и дали его истолкование. Знающие себе цену, мудрецы, как всегда, с достоинством и почтением предстали перед монархом. Но на этот раз разговор оказался исключительно коротким и принял неожиданный и крайне опасный для них оборот…

               
- Что беспокоило Навуходоносора, царя Вавилонского?
«И сказал им царь: «сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон».

-  Что вынуждены были признать мудрецы, когда царь потребовал, чтобы они открыли и объяснили ему сон?
«Халдеи отвечали царю и сказали: «Нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный,  не требовал подобного ни от какого тайноведца, гадателя и халдея. Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью»  (ст.10- 11).
               
- Кому была открыта тайна пророческого сна и каким образом?
«И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил благословил Бога Небесного» (ст.19).
 
- Что сказал Даниил, когда предстал пред царем?
«Даниил отвечал царю и сказал: «Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни»  (ст.27- 28)

- Что видел во сне царь?
«Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие... вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был его вид. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь и руки его из серебра, чрево его и бедра его - медные, голени его железные, ноги его частью железные частью глиняные»  (с.32-33).

- Каким образом истукан был разбит? 
«Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан: в железные и глиняные ноги его, и разбил их» (ст.34).

- Что случилось с обломками истукана?
«Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю»   (ст.35).
 
ПРИМЕЧАНИЕ. 

Камень в Писании часто обозначает Христа (Исайя 8:14; 28:16; 1Петра 2: 6-8), а гора – неоднократно символизирует Бога (Втор. 32:4 и 15). Таким образом, камень, оторвавшийся от горы – это Христос, пришедший от Бога. Камень, наполнивший всю землю – символ Царства Божьего, неограниченного пространства. Одновременное разрушение всех пяти частей истукана говорит об определенной преемственности культур и истории. Хотя Вавилон, Персия, Греция и Рим правили миром поочередно, все они передавали последующим царствам свой опыт и культурное наследие.

- Кто, по словам Даниила, дает правителям государств власть?
«Ты, царь, царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу; и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими.  Ты - это золотая голова!»  (ст.37-38).

ПРИМЕЧАНИЕ.

Вавилонская империя как раз соответствовала тому металлу, каким она была представлена в истукане - золотой голове. Это было царство золотого века. Столица государства, город Вавилон, достиг в царствование Навуходоносора непревзойденной красоты и славы. Он представлял собой четырехугольник, был окружен высокой стеной и глубоким рвом, наполненным водой.

Для того времени он считался неприступным городом. Его массивные укрепления, богато украшенные храмы и дворцы, высокая башня - все это составляло гордость Вавилона. Сады, расположенные на террасах, известные в истории как «висячие сады», считались одним из семи чудес древнего мира.

- Каковым было царство, последовавшее за Вавилоном? 
«После тебя восстанет другое царство, ниже твоего» (ст.39).

- Кто был последним Вавилонским царем?
«В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит. И Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет» (Дан.5:30-31;см.также ст.1-2).

- К кому перешло царство Валтасара?
«Разделено царство твое и дано Мидянам и Персам»  (Дан.5:28).


Хронология правителей Мидии, Лидии и Персии (до Р.Х.)

Мидия   (727-550 гг.)009
Дейок 727-675
Фраорт 675-653


Скифское господство 653-625 Скифы вместе с вавилонянами участвовали в разгроме Ассирии.
Киаксар 625-585
Астиаг 585-550 Персы присоединили Мидию в 550 г.
Лидия   (685-546 гг.)010
Гиг 685-652
Ардис 652-605
Алиатт 605-560
Крез 560-546 Персы завоевали Лидию в 546 г.


Хронология персидских царей (700-331 гг.)011
Камбиз I         600-559
Кир II (в Иране) 559-530
Кир II (в Вавилоне) 539-530 Издает декрет об освобождении евреев из плена в 538 г.
Камбиз II 530-522
Бардия         522 Временная задержка строительства храма.
Дарий I Гистасп 521-486 Подтвердил указ Кира (в 520 г.). В 516 г. храм был освящен.
Ксеркс 486-464
Артаксеркс I Лонгиман 464-423 Осень 457 г. - указ о восстановлении Иерусалима и статуса независимой Иудеи в составе Персидского царства.. 
Дарий II 423-404 В 15-й год правления Дария Иерусалим был восстановлен (408 г.).
Артаксеркс II 404-359
Артаксеркс III 359-338
Арс         338-336
Дарий III 336-331 Последний царь Персии


-Каким металлом представлена Мидо Персидская империя в истукане?
«Грудь его и руки его - из серебра» (Дан.2:32).

-Какой металл представлял в истукане Грецию, сменившую Мидо Персию?
«Чрево его и бедра его - медные» (ст.32).«И еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею» (ст.39).

ПРИМЕЧАНИЕ. 

На смену Персии пришла Греция; это известно из истории (Дан.8:5 8;20-21).

- Что сказано о четвертом царстве?
«А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать»  (ст.40).

- Какое место Писания подтверждает, что римские императоры управляли всем миром?
«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле» (Луки 2:1).  В 4 году до н.э. вышел ценз Октавиана (указ о переписи населения).

ПРИМЕЧАНИЯ. 

1. Описывая завоевания Рима, историк Гиббонс употребляет те же выражения, которые упомянуты во второй главе Даниила. Он пишет: «Войско республики, всегда победоносное, быстро продвигалось по направлению к Евфрату, к Дунаю, к Рейну и к океану. Изображения из золота, серебра и  меди, которые могли представлять собой другие народы и их цари, были одно за другим сломлены железной властью Римской империи»...               

2. Август (древнеримск. священный) -личный титул племянника и воспитанника римского императора Ю. Цезаря  Октавиана  (27 г. до н.э.-14 г.н.э.). Этот титул был дарован ему сенатом в 27 г. до Р.Х. Позже титул Август относился и к другим императорам в значении высочайший. Например, Ап. Павел (Деяния 25:25) потребовал «суда у Августа» (в это врем имератором был Нерон). 

3. Римские граждане считали себя господами PAX ROMANA - Римской державы, за пределами которой лежал варварский мир – поле будущих завоеваний. По их понятиям все остальные народы–греки, варвары, иудеи, египтяне имели право на существование постольку, поскольку служили римским императорам (как это созвучно с текстами талмуда!).

«Все дороги ведут в Рим» - отсюда исходят законы, правительственные указы, отсюда маршируют легионы, обратно стекаются награбленные богатства и поступают подати от покоренных народов. Римская дипломатия, руководствуясь принципом «Devide et impera» (разделяй и властвуй) искусно использовала противоречия подвластных народов, чтобы направлять все события в полезное для Рима русло. В одних покоренных странах римляне оставляли большую степень самоуправления, в других – меньшую, посылая туда своих прокураторов. Их гибкая глобальная политика была коварной и дальновидной.

Не случайно пророчество говорило об этом: «И при уме его и коварстве будет иметь успех» (Дан.8:25). И, хотя языческий Рим пал, духовный Рим продолжает жить до конца мировой истории. Об этом свидетельствует Книга Откровение гл.13.

- Что собой представляет смесь железа и глины в ногах и пальцах истукана?   «А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, частью из железа, то будет царство разделенное» (Дан.2:41)

ПРИМЕЧАНИЕ. 

Варварские народы, покорившие Римскую империю, основали на ее территории царства, из которых впоследствии образовались государства современной Европы.

- Что указывает на непостоянство десяти разделенных государств? 
«И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое» (ст.42).

- Делались ли попытки снова объединить распавшуюся Римскую империю?
«А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются чрез семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною» (ст.43).

ПРИМЕЧАНИЕ.

С тех пор в Европе всегда были сильные и слабые государства. Они наследовали элементы римской культуры, а также свои национальные обычаи и традиции. Мечта о восстановлении великой Римской империи жила в умах монархов на протяжении веков. Матримониальная (лат. - посредством брачных союзов) политика европейских императоров и королей всегда ставила своей целью посредством родственных связей объединить европейские  государства. Они, действительно, смешивались через «семя человеческое», но так и не слились в единую империю. Образование национальных Государств в Европе завершилось только в XX столетии.

Такие правители, как Карл Великий, Карл V, Людовик XIV, Наполеон, Вильгельм II, Бисмарк, Гитлер - все старались соединить распавшиеся части Римской империи, но не имели успеха. Делались попытки посредством браков, всевозможных союзов и договоров воссоединить отдельные части Европы, однако все было напрасно.

Со времени падения Римской империи в 476 году границы между странами много раз менялись, но Европа до сих пор остается разделенной. Попытки воссоединения Европы продолжаются и в наши дни введением единой валюты - евро. Однако тот замечательный сон, объясненный Даниилом, представляет собой в краткой форме точную и безошибочную историю мира со времени Навуходоносора до конца мировой истории и установления вечного Божьего Царства.
 
Пророчество, как видим, подтверждается современной  историей, констатируя наличие политических и экономических (иногда острых) противоречий между странами – участницами Евросоюза.  Со времени пророческого сна (603 г.), по 538 г. до Р.Х. управлял миром Вавилон. Затем власть перешла в руки мидян и персов.   

В 331 г. Греко-Македония одержала победу над Персией и стала править миром. Вплоть до 168 г. Греко Македония сопротивлялась могуществу Рима, однако с того времени власть над миром переходит к римлянам. Таким образом, четыре мировые державы сменялись одна другой пока, наконец, в 476 г. нашей эры Римское государство перестало существовать; на его развалинах образовались «разделенные» царства, изображенные в видении пальцами истукана.

- Что должно случиться во дни существования европейских государств?
«Во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет Царство, которое во веки не разрушится... оно сокрушит и разрушит все царства, само будет стоять вечно» (ст.44).
 
ПРИМЕЧАНИЕ. 

Этот стих говорит об установлении еще одного всемирного государства -Царства Божьего. Это Царство придет на смену устанавливаемой сегодня        глобальной империи (царства антихриста) и оно будет стоять вечно. Время установления Божьего Царства указано: «во дни тех царств». Это не относилось ни к одному из предшествовавших четырех мировых империй, ни ко времени первого пришествия Христа в т.ч., поскольку в то время еще не существовало «разделенных царств», образовавшихся на развалинах Рима. Установление Божьего Царства относится к будущему времени и это очевидно.

- Насколько велико будет Царство Божие, изображенное в пророчестве камнем?   «А камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю» (ст.35).

- Как пророчество Нов. Завета подтверждает идею установления Царства Божьего?
«И седьмый Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Откр.11:15).

- С каким событием связано установление вечного Божьего Царства? 
«Итак, заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его» «(2Тим.4:1).

                * * *               

               


                ______________  П Р И Л О Ж Е Н И Е  ______________
               
Вавилон в истории и в Библии.

Библейские сведения, ссылки, исторические сведения (даты до Р. X.)

1 . Вавилон был одним из городов царства Нимрода в стране Сеннаар. Быт. 10:10 1 . Вавилон основали шумерийцы в III тыс. до н.э. Вавилон был столицей древневавилонского царства приблизительно с 2240 по 2050 г.

2. Строительство Вавилонской башни положило начало известности Вавилона. Господь смешал языки строителей так, что они не могли понимать друг друга и отсюда рассеялись по всей земле. Вавилон - значит "смешение". Быт. 11:1-9 2. Во время раскопок Вавилона в северной части храмовой территории обнаружен древний фундамент огромной башни, на котором Навуходоносор II возвел семиступенчатый храм-зиккурат Этеменанки. Предположительно - это то место, где находилась недостроенная Вавилонская башня в глубокой древности.

3. Амрафел, царь Сеннаарский, современник Авраама. В союзе с тремя другими царями совершил поход в район Мертвого моря. Был изгнан оттуда благодаря Аврааму. Быт. 14:1 3. Около этого времени (1900 г.) аморреи основали новую династию в Вавилоне. Около 1792-1750 гг. до Р. X. - правление известного законодателя царя Хаммурапи, современника патриархов.

4. Халдейский князь Меродах-Валадан, царь Вавилонский, послал послов к Езекии, царю Иудейскому, чтобы поздравить его с выздоровлением. 4Цар. 20:12 4. Клинописи подтверждают, что он царствовал в Вавилоне с 722 по 710/703 г. под именем Мардук-ап-ла-Иддин II. 626-539 гг. - правление халдейской династии. Набопаласар - с 625 по 605 г. , Навуходоносор II - с 605 по 562 г.

5. Иудейский царь Иехония царствовал в Иерусалиме 3 месяца. Отведен в плен в Вавилон и с ним 10 тысяч пленных иудеев. 4Цар.24:8- 15 5. 597 г. - захват Иерусалима Навуходоносором II.

6. Иерусалим взят штурмом войсками Навуходоносора II, город разрушен. Иер. 39, 52; 4 Цар. 25:6 6. 586 г. - разрушение Иерусалима, пленение иудеев.

7. Амель-Мардук (в Библии Евилмеродах), вывел Иехонию, царя Иудейского, из темницы и устроил его жизнь в Вавилоне. 4 Цар. 25:27-30; Иер. 52:31-34 7. Последние цари Вавилона: Амель-Мардук 562-560 гг. Нерглиссар 560 - 556 гг. Лабаши-Мардук 556 г. Набонид 556-539 гг.

8. Валтасар и его пир во дворце во время взятия Вавилона персами (Дан. 5). Иосиф Флавий "Иудейские древности" X. 11. 4 (Дан. 5) 8. Валтасар -- соправитель с 553г., младший сын Навуходоносора II. Примечание. Набонид женился на вдове Навуходоносора II и усыновил ее сына Валтасара.

Исторические события эпохи пророков, описанные в Библии и подтвержденные археологическими данными.

Историческое событие эпохи пророков.
Где об этом говорит Библия.
Свидетельства историков.

Библейские свитки, найденные в Кумранских пещерах (перечень свитков)

Амусин И. Д. Кумранская община. М., Наука, 1983. С. 315-325.

Падение Северного израильского царства, 722 г. до Р. X. 4Цар. 18:9-11; 4Цар. 17:4 ANET, 284-287, pp. 195. Jak Finegan, Light From the Ancient Past (2d ed) p. 210, 1959 by Princeton University Press. SDA BSSB. V. 9, p. 518.

Ультиматум Сеннахирима (Синаххериба) царю Езекии о сдаче Иерусалима. Второе нашествие ассирийцев на Иерусалим, 701 г. до Р. X. Ис. 36 Sennocherib. Annals, trans. J. P. Prichard ANET (2d ed) pp. 287, 288. SDA BSSB. V. 9, p. 518. W. F. Albright the Biblical Period, pp. 43, 44. SDA BSSB.V. 9, p. 519.

Гибель ассирийской армии у стен Иерусалима Ис. 37:36; 4 Цар. 19:35 Тураев Б. А. История Древнего Востока. Л., ОГИЗ, 1936, т. 2.

Нашествие скифов в Азию, 630 г. до Р. X. Книга Иоиля Britannica Great Books. Encyclopedia Britannica, Inc. 1953. Геродот. История, т. 1, § 104-106.
Падение ассирийской державы, 612 г. до Р. X. Книга Наума ANET 304, 305, p. 201.

Пленение Иехонии, царя иудейского в 597 г. до Р. X. вавилонянами 4 Цар. 24:12 Babylonian Chronicle, table BM 21946, trans in D. J. Wiseman. Chronicales of Chaldaeans Kings (London: The Trusteers of the British Museum, 1956), p. 73.

Осада Лахиса, 597 г. до Р. X. 4 Цар. 18:14 ANET 287, 288, p. 201.

Взятие Иерусалима, 586 г. до Р. X. Иер. 39:2; 4 Цар. 25:3 W. F. Albright. Recent Discoveries in Bible Lands. (Pittsburgh: The Biblical Colloguium, 1955), pp. 101, 102. SDA. BSSB, v. 9, p. 521.

Взятие Вавилона персами. Евреи и другие народы получили свободу по повелению Кира Персидского, 583-537 гг. до Р. X. Езд. 1:1 - 11 ANET. 306, 307, pp. 203, 204. Th. Pinches, Cuneform Inscription of Western Asia, v. 5, p. 35. Также см. Хрестоматия по истории Древнего мира. / Перев. Липина Л. А./ М., 1950, т. 1. С. 211. Также SDA BSSB. V. 9, р. 521 .

Указ Артаксеркса I в 457 г. до Р. X. о восстановлении юридического статуса Иудеи и Иерусалима после вавилонского плена Езд. 7: 8-28 Тураев Б. А.

История Древнего Востока. Л., ОГИЗ, 1 936, т. 2. С. 1 92.

История Древнего мира в 3 т. под ред. И. М. Дьяконова. М., Главная редакция восточной литературы, 1986, т. 2. С. 192. Р. Сантала.

Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистичиских писаний (пер. с англ.) СПб., Библия для всех, 1 995. С. 88. Ж. Дукан,

Стенание земли (пер. с фр.). Заокский: Источник жизни, 1993. С. 204.

Неемия восстанавливает стены Иерусалима, 444 г. до Р. X.

Книга Неемии Те же авторы указывают и дату - 444 г. до Р. X. The Tower of David museum of History of Jerusalem, 1992, Where Jerusalem Begins, p. 14.

Некоторые документы, косвенно касающиеся библейской истории, можно найти в русском издании "Хрестоматия по истории Древнего мира", В Зт. под ред. Струве В.В. М., Учпедгиз, 1950, переизд. 1963, т. 1. Также см. "Хрестоматия по истории Древнего Востока", т. 1, 2. М., 1980.               

Большинство из приведенных здесь документов хранятся в Британском музее в отделе WA. См. Т.С. Mitchel, The Bible in British Museum, British Museum Press, 1992.

                * * *
                Древнейшие переводы Библии

Самым древним переводом Библии с древнееврейского языка на греческий является перевод семидесяти еврейских ученых. Этот перевод по-гречески называется Септуагинта. Он был выполнен для Александрийской библиотеки по заказу египетского царя Птолемея Филадельфа (284-247 гг. до Р. X.).

Около 250 г. по Р. X. Ориген собрал восемь библейских манускриптов, написанных в разное время, и составил сравнительный кодекс в восемь столбцов текста(октопла).

Перевод на сирийский язык, названный Пешитта, т. е. простой, верный перевод, находится в церковном употреблении у всех сирийских христиан и христиан Индии. Время происхождения его неизвестно. С Пешитты сделаны переводы Евангелия для персов и арабов и переводы Библии на грузинский, армянский языки (436 г. по Р. X.).

Древнейший перевод всей Библии на латинский язык совершил ученый Иероним.  С 386 по 409 гг. по Р. X. он работал в Вифлееме, где ему оказывал помощь ученый-раввин. Этот перевод носит название Вульгата.   

С VIII в. до 1609 г. по Р. X. Вульгата была общепризнанной Библией на латинском языке, используемой в католических странах Западной Европы.
Для славянских народов перевод сделали братья св. Кирилл и Мефодий  (863-885 г.)  Этот перевод впоследствии положил начало для распространения Евангелия среди моравов, чехов, хорватов, словенцев, болгар и др.

На русский язык Библия была переведена в 1825 году, однако, из-за распрей внутри Синода РПЦ по поводу смыслового перевода некоторых слов с оригинала, в печать Библия пошла только в 1875 году. Библия в переводе Синода РПЦ называется Синодальной.

Африканский континент получил ранние переводы Библии на египетский, эфиопский, нубийский языки.