Мороз

Семёнов -Путник
Мороз.
Зима в этом году выдалась снежная  и морозная.
После ночного отдыха,  машины не хотели заводиться. Зимней стужей сковывало масло в двигателе, вымораживало за ночь кабины. Покрывались морозным инеем и снегом, подножки и буфера машин. Водогрейный котёл не справлялся, с большим  расходом воды и слабо нагревал воду. Вода плескалась из помятых и дырявых вёдер    шоферов. Протоптанная в снегу тропа к кранам для горячей воды, покрывалась льдом. Мужики падали, скользя промороженными валенками по обледенелой тропе, гремели вёдра,  и несусветный  мат разлетался над местом ледовой битвы. Вот, где-то недалеко, мат перешёл в отчаянный визг, и грохот опрокинутого ведра. Кто-то не удержался на обледеневшем буфере, и полетел вместе с ведром  воды в снег.   После  бурного запуска, всё успокаивалось, заведённые машины прогревались. Стуча зубами   в ещё  холодных кабинах, шофера переодевали облитую тёплой водой одежду,  снимали мокрую обувь, всё это укладывалось на уже горячий двигатель для просушки.  После того, как оттаивали лобовые стёкла, и прекращался лязг зубов, машины, не спеша, по одной, выезжали из снежного плена.  Осторожно маневрируя среди ещё не заведённых машин, выезжали в ворота  гаража, направляясь по маршрутам указанным в путевых листах. Укатанный снег на дороге  скрипел под колёсами тяжёлых грузовиков. За машинами тянулся длинный шлейф нагретых выхлопных газов. Деревья по обочинам дороги стояли покрытыми снежной изморосью и пушистым снегом, они были похожи на персонажи русских народных сказок замороженных злой волшебницей.  В низинах стоял морозный туман. Солнце тускло пробивалось сквозь  дымку  и промороженный  воздух.   Белый   снег, покрыл землю,  заковал мороз реки и моря ледяным панцирем, превратилось в иней дыхание леса. С треском лопались вековые ели. Стонала и сжималась земля.
  На стене деревенской столовой, висел термометр. Перед обедом мы, приезжие шофера, пробежали мимо, не посмотрев на него. Но плотно пообедав,  разомлев от тепла и еды, выйдя на улицу,   остановились на широком крыльце, закурив по сигарете, обратили на него внимание. Термометр,  покрытый  инеем,   убедительно показывал минус сорок три  градуса.
- Холодно сегодня,-
сказал один из нас и начал застёгивать меховую куртку на все пуговицы.
 - Да, морозит.- 
Подтвердил другой и поднял воротник своего полушубка.
  - Давно такого мороза не было –
 сказал я, и надел на руки меховые шубенки.
- Зима в самом разгаре,  то ли ещё будет.-
 Продолжил третий, обматывая вокруг шеи шерстяной шарф.
- Ничего, и не такое переживали,-
 оптимистически добавил мой напарник.
- Я задержусь здесь на пару часов,  в гостинице тебя догоню –
 Обратился он ко мне и, запахнув полы своего полушубка, направился к своей машине. Я не возражал, до гостиницы сто пятьдесят километров, и пока он меня догонит,  уже буду спать. Пора ехать. Ехать дальше, на север, куда везли мы свой груз, который ждали в далёких  посёлках. Бросив остатки сигарет в затоптанный снег, мы быстро заскочили в свои, ещё не остывшие кабины   и поехали дальше. Похромав немного на примороженных шинах, машина пошла мягче, и я добавил скорость. Рядом с дорогой простиралась глухая тайга. Редкие следы зайцев и лисиц,  порой пересекали эту пустынную местность.  Отопитель стал плохо справляться со своими обязанностями,  лобовые стёкла начало затягивать корочкой льда.  Я остановился и выскочил  из кабины, чтобы проверить, плотно ли закрыт утеплитель двигателя. Поправив тёплый капот, и прикрыв щели в утеплителе,  заскочил обратно и повернул ключ зажигания. Двигатель не крутился. Аккумуляторы замёрзли и не хотели запускать двигатель.  Включил фары, и накрыл  меховой  курткой  ящик с аккумуляторами. Опустив голову на руль, стал поджидать попутную или встречную машину. Прошло полчаса, машин не было.  Ещё раз попробовал запустить двигатель. От стёкол повеяло холодом. На улице тишина, только ели потрескивали от мороза, да солнце, хмуро и безразлично смотрело со своей высоты на эту замороженную землю.      Пришлось надеть ватные штаны,  валенки и фуфайку. Холод проник в кабину. Он ещё не донимал, но курить уже не хотелось. Руки мои были засунуты в отворот фуфайки  и грелись у меня под мышками. Зима, плохо зимой, холодно.  Кто любит зиму? Не понять мне таких людей.  Опять же летом тоже не сахар, комаров полно. С этой мыслью,  выскочил из кабины и, вставив заводную ручку, попытался завести двигатель вручную. От интенсивного вращения двигателя заводной ручкой,  немного согрелся,  посмотрел вокруг, разыскивая глазами ближайшую сухую  лесину.  После второй попытки запуска двигателя вручную,  я запрыгнул в заледеневшую кабину и достал спички. Прошло полтора часа.  Ещё полчаса, и  надо будет сливать воду из двигателя,    разводить костер. Холод, он проник в совсем ещё недавно тёплую кабину, ещё час назад я не думал, что есть холод, только термометр на стене столовой напомнил мне о том, что он есть. А сейчас я его ощутил. Вот он медленно сковывает металл. Охлаждает воду, в двигателе застывает смазка, и если  не разведу костёр, то он заморозит и меня. Конечно, замёрзнуть мне не дадут, всё равно кто-то поедет, но когда?
- Ждать и догонять, хуже нет,  зря напарник остался в лесхозе, нельзя по таким дорогам ездить по одному. Правда есть бензин, тайга с сухостоем  рядом,  но лучше в тёплой кабине.-
 Встряхнув  коробок со спичками, и  определив, что в нём достаточно спичек,  опять стал думать о холоде. Мелкая холодная дрожь зародилась где – то в груди, и прошлась по моему телу, разгоняя кровь по остывающим  кровеносным сосудам. Кончики пальцев на ногах ощутили лёгкое покалывание. Плохо просушенные валенки пропустили холод к моему телу. Рукам стало холодно,  кожа на них  похожа на ощипанного гуся. Щёки стянуло холодом,  лицо  как китайская маска. Я потёр щёки, руки. И снова сжался в своих тряпичных оболочках пытаясь удержать остатки тепла. Пора сливать воду, прошло два часа, как я стою без движения. А как же люди в тундре? В такой мороз, на ветру. У меня хоть ветра нет, утешал я себя. Интересно, сколько времени  можно выдержать такое испытание?    А какой - то голос внутри меня говорил, ещё десять – пятнадцать минут, может, поедет кто. По телу прошла ещё одна волна дрожи, слегка согревая его. Но это была уже скорей не дрожь, а какое - то колебание, от которого заколебалось всё тело. И мне пришлось приложить усилие, чтобы остановить его. 
 -Дааа, долго не выдержать. Уснул и конец.  Хватит, - Бодро взмахнул руками, выгоняя из тела мороз. Пора выходить.  В последний момент, перед выходом,  повернул ключ зажигания,  двигатель с пол оборота завёлся. Стараясь не дышать, чтоб не спугнуть его,  медленно и плавно нажал на газ. Двигатель заработал веселее, по моему телу пробежала ещё одна волна дрожи.  Хотя в кабине ещё не стало теплей, с этой последней дрожью  мороз ушёл от меня, я уже не думал о нём. Сейчас я думал о том, что всё кончилось,  мне не надо  разводить костёр, и сливать воду из двигателя. Мне стало тепло,  можно  ехать дальше. До  таёжной гостиницы  оставалось сто километров.