записки охотника

Татьяна Орлёнок
                «Рационально использовать данное тебе время: великий труд, великий дар!»

     Охота перед моим тридцать седьмым днём рождения началась в двенадцать часов.
Долина реки Виноградная…. Перешли речку по камням в мелком  месте  и вышли на поле. Конец ноября, погода тёплая - плюс пять градусов, такая погода днём у нас на юге Приморья -обычное явление. Трава в некоторых местах  выше  человеческого  роста , сухая,  при  движении трещит, хрустит. Не  знаю , как  правильно сказать,  но слышно далеко…
     Бывалый  направил  меня прямо  по полю, в  конце  которого  я  должен  был  упереться  в  одну из  сопок. Сам же он  вместе  с  собаками  пошёл  в  обход.  Но,  так как я двигался  медленно ,  то косули,  как говориться- «ушли»…
      Выслушав  в  свой адрес  мягко  сказать  порицание ,мы  двинулись  дальше. По  дороге  мы поднялись  на  «хребетик». Бывалый  прикрыв  рукой   глаза  от  солнца,  осмотрел  ближайшие склоны.  Прошли ещё немного по дороге,  остановились  возле  распадка  поросшего  обильно. Дальше  я  двинулся  вниз с сопки  через  чупуру  и вышел  на  более  чистую  поляну.  Вдалеке  на небольшой  сопке  рос  манчжурский   низкий  дубок, таких   много растёт  на  сопках  юга Приморья.  Бывалый  пошёл  по  хребту , дальше  по  распадку  и  вышел  как  раз  к  тому  дубку  на  сопке. Таким  образом  мы  пытались  «шугануть»  зверя,  косулю  или  кабана,  чтобы  он  на кого-нибудь  из  нас  выпрыгнул  или  выбежал. .. Но  увы  ,из  этого  ничего  не  вышло.  Так  бывает   очень   часто… А  бывает  не  успеешь  зайти,» хлоп»  и  есть  добыча.  Охота  не предсказуема,  как  поведение  дикого  зверя.  Но  ещё  охота-это  движение  по  следу,  это инстинкт.
      Бывалый   спустился  ко  мне  в  распадочек  на  поляну.  Прошли  ещё  не  много  и улеглись отдохнуть  под  сопкой.  Там  же  с нами улеглись и три собаки, принимавшие участие в этой охоте: Шурик, Белый и Серый. О них я не заслуженно не упомянул в начале своего повествования. Шурик и Белый это две лайки. Туловище, голову-морду Шурика занимал большей частью чёрный цвет, иногда переходивший в белый. А  Белый имел одно не большое  чёрное пятно на боку. Серый был рыжий пёс с сильным туловищем, уши стояли торчком, как у овчарки, лапы короткие и толстые. По словам  Бывалого очень выносливая и сильная собака. Все трое  представляли   из  себя сплочённый коллектив, профессионально знающий свой дело.
     Собаки,  как  бы ты не старался подстроить их под свой ритм  движения,  не назойливо подстроят тебя   под   свой.  Обогнули   сопку  под которой отдыхали, прошли по не большому полю, иногда перепрыгивая через пересохшие ручьи. Поднялись на сопку на которой кроме травы ничего не росло. Внизу, под этой сопкой находилось пересохшее болотце, изредка попадались лужи. Двигаться по нему приходилось трудно, так как  часто надо было прыгать с кочки на кочку.  Но  тем не менее одолев его, мы остановились возле сопки. Она  была  больше  предидущих   и  на  ней часто  рос  манчжурский  дуб.
      Разошлись друг от друга на расстояние метров восемьдесят…  По наставлению Бывалого первым подъём начал я. Сам он вместе с собаками начал подъём через десять минут, так как эта сопка была намного больше  и круче, и на ней был настоящий лес из манчжурских низкорослых дубков. Поднимались не торопясь, осматриваясь и прислушиваясь. Зверь всегда появляется неожиданно.
     И вот она…косуля, стоит  нюхает воздух, подёргивает ушами… Меня не видит, но чувствует…Расстояние от меня пятьдесят-шестьдесят метров вверх по сопке.  Затаиваюсь, сливаюсь с общим серым осенним  фоном. Прижимаюсь левым плечом к одному из дубков. Стрелять не решаюсь, так как вооружён я в этот раз был короткоствольным, гладкоствольным оружием (ТОЗ 106). Ствол хороший, но не в данном случае… Стою прижавшись к дубку боком, дышу через раз, наблюдаю за поведением животного. Отдалённо слышу, как слева от меня на расстоянии поднимается Бывалый с собаками. Жду, когда они пройдут и окажутся выше меня. И вот  момент, выныриваю из-за  дубка, моментально беру косулю на прицел ,готовый если она пойдёт в право, то стрелять. Но зверь срывается в сторону Бывалого, через некоторое время раздаются очень частые полуавтоматические выстрелы.  Бывалый  бьёт из своего Симонова (СКС). Я бегу в вверх и влево по направлению где  звучали выстрелы. Добегаю до самого верха сопки, вижу – стоит Бывалый ко мне спиной, правой рукой облокотившись на дубок, на  левом плече висит CКС .Он смотрит вдаль на распадок. Рядом лежит косуля. В какой то момент  мне показалось, что Бывалый как бы даёт отойти энергии, что бы осталась одна плоть животного. Когда я оказался рядом с ним, хотя моё  приближение он услышал намного раньше ,Бывалый обернулся в мою сторону с невозмутимым взглядом спросил:
-Почему не стрелял?
На что я ему объяснил свою версию ,которая сработала.
-Хорошо, -сказал он ,- берём, подвешиваем…
     Конечно, я не буду  подробно описывать все подробности охотничьего ремесла, так как охотничий «люд» и так знаком с этим, а остальным знать это не зачем. Скажу лишь, что двигаться обратно с грузом за спиной, преодолевая пересохшие болотца, подниматься да и спускаться с сопок   было ощутимо труднее.  На привал  остановились на том же  месте. Я улёгся отдыхать, так как правую ногу начало сводить судорогой. Не знаю, может сказывался недавно перенесённый тяжелый грипп, может не послушался Бывалого и был в берцах, вместо того чтобы быть в лёгких резиновых сапогах. Собаки лежали рядом. Бывалый стоял, иногда прохаживался. Вдруг собаки подскочили и побежали к той  сопке, с которой мы недавно спустились, причём они не лаяли ,да и в высокую траву они не ринулись. Я посмотрел на Бывалого и спросил:
-Кошка?
Он улыбаясь ответил:
-Скорее всего ,да.
      Лицом к лицу я ни разу не встречался с этими большими кошками, пока ещё. Но о своём присутствии поблизости они  иногда оповещали.
     Рыкнул очень сильно рядом, когда в начале весны выходил по речке к КСП. Рычал отдалённо, хотя тоже не очень далеко, когда в первых числах декабря, на следующий  день после удачной охоты,  вернулся в сопки за оставленным с грузом рюкзаком. Попадал на  свежайшие  следы оставленные на снегу, на мокрой земле. И не только на юге Приморья, но и в красивейших местах Лозовского района  между Валентином и  Глазговкой.
     Юрий Михайлович Янковский в своём произведении «Пол века охоты на тигра» дал точное определение ,что эти большие кошки являются «солью» нашей Уссурийской тайги.
     После отдыха поднялись на сопку, с которой вдалеке было видно поле ,о котором я упоминал в самом начале своего повествования. В конце поля начинался небольшой лесок, который скрывает речку Виноградную.  На сопке Бывалый забрал у меня рюкзак с «грузом» и убедившись , что я правильно знаю  направление на  кордон, уверенным шагом начал удаляться. Нога опять начала беспокоить и я улёгся на левый бок. День подходил к концу. Солнце напоследок разливало свой  золотисто-оранжевый свет на всё то ,что я мог видеть: на  «хребетики» сопок, на низкорослые манчжурские  дубки. Где-то бродила, может и затаившись лежала «кошка» и на какие-то доли секунды я  испытывал то,что можно ощутить соприкасаясь  с красотой созданной Господом.
     Похожие  чувства наполняют когда одолев подъём и оказавшись на хребте взору открываются с одной стороны распадки и сопки ,уходящие в сторону  Китая,с другой- какая-то часть побережья южного Приморья, с его бухточками.
     Что-то похожее случилось в середине октября, на очередной путине на забойке, на реке Рязановке. Когда после солнечного утра подул сильный ветер. За ветром начался сильный дождь, который сменился сильным градом. Рыба шла в речку на пролом. Вместо двух подтягов за день только после обеда пришлось сделать два мощных подтяга. Перед заходом солнца стих ветер, прекратился дождь с градом и в стороне  Клёрка образовалась отчётливая огромная  двойная радуга.   
     До кордона я добрался, когда уже смеркалось, сильно уставший. Когда я зашёл в дом ,то увидел улыбающегося Бывалого, который  давно уже  вскипятил чайник. Он спросил:
     -Что тебе налить ? Чай или кофе?
      Я выбрал чай….




              «Содействует злое благому намерением не благим.»

 
    
                Моему другу посвящается.