Чемчук

Георгий Марсианин
(мораль первая)

Прокуренный, как горелый пень, дед Чемчук набил самосадом просмолённую трубку. Долго поджигал, чмокал, сопел и, наконец, выпустил облако сизого, ядовитого дыма, закашлялся на полчаса. Мучался, стонал, умирал, плевался, потом «застыл» и уставился одну точку. Вдруг… «проснулся».
- Стало быть – произнёс он, поводя трубкой, как указкой, - в человеческой жизни три точки отмеряно: родился, женился, помер. Как родился, не помнит, как помер – не знает. Одна вешка – как женился. Женился рано, как в яму завалился, всю жизнь выползать будет.
- Почему, дед, «выползать»?
- Ить, потому, голубок, што портки - то драные, а других нажить не успел, голь обнаковенная. Ишо наживёшь ли, вот вопрос?! Смекнул? Капитал-то, ить до женитьбы добывают.
- А если поздно женился?
- Коды поздно женился, всё проворонил. В позднем браке одни девки пойдут, для чужого дяди подарок. Потому в старые времена так и судили: коли сын родился, прибыль в хозяйстве, жену приведёт, а с ней и приданое. А за девкой в чужое хозяйство надо добро отдавать. Когда в доме одни девки, почитай гол, как сокол, всё нажитое на приданое раздал, сам с дыркой от бублика остался.
- Так ведь старики с молодыми остаются?
- Которым деваться некуда. Вспоминают стариков по нужде, когда самих припрёт или наследство есть, да ещё хорошие дети, совестливые. Чтобы хорошие дети были, родителям ума много надо. И к жизни приладить, и вертеться волчком, чтобы к делу пристроить. Так всегда было, есть и будет. Плохие дети – сам виноват, своего ума не нажил, чужого не вставишь, и винить некого. Молодые - родителей копия, какие родители, такие и дети. Дядя тут не при чём. Ты погляди на пенсионеров в очереди, и поймёшь, почему дети плохие. Говорят школа, мол, виновата. Школа што ль их народила?! Чей овощь-то, али фрукт? Нашенский! Вот с нас и спрос. Винить школу одинаково, што попа за проповедь. Его дело молитву править, а не разум вставлять.
Дед помолчал, почмокал, раскуривая трубку, затянулся. Уже не кашлял, «кочегарка» отладилась:
- А, бобылём прожил, одинаково как с плохой женой, скоро мужские болезни в могилу сведут. Природу не обманешь, в ней все по полкам разложено. Жена, бытно «хомут жизни». От него не удрать. И в «хомуте» худо, и без него тошно.
Помолчал, подумал  и продолжал.
- Почему в прежние времена быстро не женились? Чтобы семья крепкая была. Выбрать надо, по себе, как обувь: шоб не жало и не болталось, а в самый раз. До свадьбы, голубок, бабку выбирай. Какая бабка, такая и внучка. Бабки нет, на деда погляди, тоже полезно, хотя и не совсем то. Карахтер он вместо ума даден. Ума нет, остаётся карахтер. С умом и карахтер не нужен. Если бабка гадюка, то и внучка змея. Бабка малина - внучка ягодка. Родни нет, невеста сирота, смотри, куда у неё глаза больше косят: коли, при тебе, на мужиков и на рюмку, не твоя она. Бабе пить и курить нельзя. На пьющей женился, свою жизнь угробил. Баба пьяная - …чужая. На курящей женился, свой род «выкосил»… Так-то, голубок.



 пятница, 17 ноября 2006 г.