50. Любовная сцена

Михаил Самуилович Качан
На фото Мона (любовь Качан и Учитель (Жорж Цикин)

У нее с Жориком Цикиным (учителем, в которого Мона влюбилась на богом забытой станции, это еще одна главная роль в спектакле) долго не получалась любовная сцена с поцелуем. Арнольд кричит Любочке:

– Ты что, никогда в жизни не целовалась. Вам что, показать, как это делается?
Люба (с готовностью):

– Покажи.

Возможно, она думала, что Арнольд покажет ей, как надо целоваться. Не тут-то было.

Арнольд встает со стула, подходит к Жорику и показывает ему технику поцелуя. Все сползают со своих стульев.

Сейчас я раздумываю над тем, как быстро я изменился, буквально за три года. С ужасом вспоминаю, каким я был троглодитом, когда самым решительным образом возражал против участия Любочки в театре, организованном в подвале нашего дома №1 по Обводной ул. артистом Ямпольским.

Мне почему-то раньше казалось, что театр – это всегда богема, а я не хотел, чтобы Любочка с кем-то обнималась и целовалась, даже если это по роли. Теперь я к этому относился значительно спокойнее. Впрочем, когда она очень натурально целовалась на сцене с учителем Жориком Цикиным, у меня под ложечкой засосало. Но к этому времени я понимал, что на самом деле с намазанными гримом физиономиями особо не поцелуешься. Да и сцена для поцелуев не очень подходящее место. Но для публики все выглядело очень естественно.

Я помню через несколько дней после спектакля студентка НГУ Женя Меджибер, изредка бывавшая в нашем доме, ходившая последние месяцы на репетиции театра и имевшая ранее виды на Володю, спросила Любочку:

– А как Вы целуетесь с Жориком?

– А как это выглядит? – в свою очередь, спросила Любочка.

– Ой ...

– Ну и замечательно, – сказала Любочка.

Это, конечно, всего лишь эпизод. Роль Моны, безусловно, очень трудная, но Любочка на сцене была такой естественной, такой красивой, такой романтичной, что не влюбиться в образ, созданной ею было невозможно.

О спектакле и труппе

Арнольд был одновременно и режиссером, и актером, как и во всех других пьесах. Он играл роль Грига, богатого дворянина, удовлетворявшего все прихоти своенравной Моны, и, конечно, играл, как всегда, бесподобно. Он был актером милостью божией. Да и все актеры играли замечательно. И мадмуазель Куку – Люся Климина и Алла Ушакова. И Удря – Володя Штерн. И начальник вокзала – Женя Савин. И ученица – Ольга Спиричева, и Паску – Юра Нефёдов, и Иким – Владимир Федотов, и кондуктор – Сережа Кудрявцев.

Это был великолепно спаянный коллектив без каких-либо натяжек. И индивидуальное мастерство каждого актера было на высоте. Здесь сказалась, конечно, работа и штатного второго режиссера Энгелины Максимовны Плехановой (на снимке), и ассистента режиссера Сережи Кудрявцева.

Все платья и костюмы, в том числе и платье Моны шила портниха ДК «Академия», Валентина Ивановна Панова. Любочка работала с ней, пока не было найдено решение, которое ее полностью удовлетворило. И действительно, платье удивительно соответствовало образу Моны. А блестящие украшения для Моны собирали всем коллективом, – Мона должна была носить драгоценности.

Спектакль прошел на ура. Зал был полон. Это был очень хороший профессиональный спектакль. И каждая роль была сыграна с мастерством. Потом коллектив сыграл этот спектакль еще два раза, в т.ч. в ТЮЗе.

Арнольд Пономаренко (запись выступления на новосибирском ТВ): «Я думаю, что каждый человек задает себе вопрос: зачем именно меня создала природа? Зачем я существую? Это не ново. Но крайне интересно, и я бы даже сказал, трагедийно. Ведь далеко не всегда, даже прожив всю жизнь, можно ответить на этот вопрос. Можно, конечно, не отвечать, избрав основой своего существования служение или личным целям, или общественным, или тем и другим в определённых пропорциях.

Мы решили подробнее разобраться в подобных человеческих ощущениях и нашли пьесу «Безымянная звезда». Действие ее происходит в маленьком провинциальном городишке, жизнь пролетает мимо в обличье скорого поезда, который никогда не останавливается, а проносится мимо. Смотрите на него, как делает маленькая ученица, убегая с уроков, смотрите повнимательней и постарайтесь ответить: зачем вы живете или хотя бы спросите себя об этом. Вот для чего мы ставили эту пьесу».

Продолжение следует: [http://proza.ru/2013/03/25/2216]