Моя страна. Как это было...

Носкова Елена
"Читайте, завидуйте,
я - гражданин
Советского Союза." (В.Маяковский)

Я горжусь страной, в которой я родилась.
Я родилась в СССР и говоря, что горжусь этим, я не испытываю ни капли неловкости, ни грамма стыда. Только удивляюсь тому, как быстро забыли люди моего поколения и старше все хорошее, что было в прошлом.  Тому, что говорят про мою страну молодые люди, никогда не жившие в ней, я не удивляюсь: невозможно правильно представлять себе ту жизнь, если тебе старательно пропагандируют, как «там» все было ужасно.

А помните ли вы, что гордиться тем, что ты родился в СССР учили нас если не с самого рождения, то во всяком случае с малых лет?

Начальная школа. Ну разве можно назвать младшеклассника гражданином? Что он понимает о том, в какой стране он живет? Он еще ничего кроме игр не разумеет. Так? А вы помните старый букварь? На самом первом развороте картинка «Наша Родина – СССР». Это ли не забота о том, чтобы с малых лет воспитать патриотизм.

В нашей школьной столовой висел маленький плакатик: «Один кусочек хлеба в нашей стране стоит 1 копейку. Во Франции – 40 копеек. В США – 1 рубль». Ну, это же ничего не значит, скажут мне, ведь в разных странах разные денежные курсы. Но что ребенок знал об этих курсах? Главное, что он понимал – это то, что в нашей стране самый дешевый хлеб. Значит наша страна – самая лучшая!

Мы читали и разучивали множество стихов, наполнявших нас гордостью за свою Родину. Множество книг для детей рассказывали нам не только об играх и забавах наших сверстников, но и о героях, отдавших жизнь за любимую Родину – Советский Союз. Вспомнить хотя бы Гулю Королеву из «Четвертой высоты»!

Мы слушали песни по радио и телевизору, разучивали на уроках пения в школе. Сколько из этих песен было посвящено Родине, пронизано любовью к ней! «Мы каждую березку сбережем в лесах любимой Родины!» или «Я люблю тебя, Россия, дорогая моя Русь» - эти строки легко ложились на память, рождая в детских душах и любовь, и ответственность за свою страну.

А фильмы! Всего два канала телевидения было, потому не было нужды забивать эфирное время пустыми передачами и бессмысленными одноразовыми фильмами. В каждом фильме тех лет – люди, на которых хотелось быть похожими. Не обязательно эти люди совершали подвиг, хотя фильмов про подвиги людей на войне и в обычной жизни было очень много. Но во всех фильмах герои были мужественными и честными, бескорыстными и смелыми, умели дружить и любили свою страну. И наверное поэтому фильмы, содержащие идеи, чуждые современной политической линии, до сих пор нередко встречаются в сетке телепрограмм, несмотря на кажущееся изобилие современных фильмов, сериалов и передач.

 Каждая передача советского телевидения содержала действительно интересную и полезную информацию. И даже программа новостей побуждала людей гордиться своей страной: новые достижения в науке, строительстве, спорте; репортажи о людях, прославивших своим трудом свою малую родину, свой завод или фабрику, или колхоз.

Может, и не все понимал ребенок в этом многообразии информации, но эти моменты уже ложились в его память маленькими кирпичиками. Из таких кирпичиков строились крепкие стены любви и гордости к своей стране.

Но помимо воспитания любви и гордости за свою Родину, я благодарна стране, в которой я родилась, за воспитание вообще, каждого своего гражданина с малых лет. За то, что не выдумывали еще в то время странных для человека, которого, как известно, создал труд, ограничений в этом труде. Интересная теория, что детей нельзя «эксплуатировать» родилась совсем не в те времена, когда эксплуатация человека была в нашем обществе запрещена. В школьные годы мы все занимались самым разнообразным трудом: дежурили по классу, причем дежурство включало в себя и мытье полов в кабинете после уроков, делали регулярно генеральные уборки в школе, прибирали территорию у школы, работали на пришкольном участке и помогали осенью убирать овощи колхозам. Никому не приходило в голову, что нас «эксплуатируют». Напротив, этот посильный вклад в трудовую жизнь школы сближал нас, нам было интересно делать что-то вместе, и приятное чувство гордости за хорошо выполненную работу наполняло нас.

И конечно это не мешало нам помогать родителям в домашних делах. Тогда как сегодняшнее «антитрудовое» воспитание в школе создает многим родителям трудности в приучивании ребенка к самообслуживанию и помощи старшим. Воспитанное в новых веяниях дитяти приносит домой странные теории о том, что его труд должен заключаться лишь в хорошей учебе, заставлять же ребенка помогать по дому – чуть ли не преступление.
Большое внимание уделялось не только трудовому воспитанию. В школе и в садике педагоги приучали будущее поколение быть вежливыми, добрыми, не обижать слабых, помогать отстающим, не мусорить, говорить правду, отвечать за свои поступки. Всему этому учили нас так же фильмы и книжки, и даже мультики.

Вы скажете, эти же мультики показывают и сейчас. И книжки можно прочитать, и фильмы посмотреть. Конечно, но помимо тех хороших и добрых фильмов, которые сохранились и сейчас, сколько совершенно негативных, с главными героями – бандитами и хулиганами транслируется ежедневно на десятках каналов? Соотношение доброго и злого наверное составит 1 к 10, а если добавить сюда еще массу передач и фильмов, не несущих явного негатива, но засоряющих ум, таких как реклама, различные ток-шоу…Выбрать в этом потоке правильно пример для подражания не под силу даже некоторым взрослым. Что уж говорить про незрелую детскую душу.

Наши дети сегодня получают массу информации, но общество устранилось от обязанности фильтровать то, что дается с экранов телевизоров, через Интернет, из газет и журналов. Имея в руках гигантские информационные ресурсы, оно упускает возможность воспитывать с их помощью своих граждан. Все отдано на откуп родителям. «6+», «12+», «16+»  - читайте дорогие родители эти значки, формируйте сами приоритеты своих детей. Но возникают вопросы: а все ли родители сами в состоянии отфильтровать «зерна от плевел»? В тех семьях, где взрослым не все равно,  что смотрят их дети, и, что немаловажно, у родителей есть возможность следить за этим, напоминалочки о возрастных ограничениях просто не нужны. В других же семьях сами родители смотрят при детях кровавые боевики или шоу с руганью и матом. Им тоже не нужны эти «16+» и выше. Им все равно.

И что же мы уже сегодня получили?
Помню, будучи ребенком, я училась в школе во вторую смену, да еще и в музыкальную ходила после уроков, и возвращалась домой осенью уже по темноте. Но это не было чем-то опасным, хотя и жила я довольно далеко от школы, и район, где я жила, в 7 часов вечера был довольно безлюден. Но не было слышно ни в нашем районе, ни в поселке вообще ни о каких хулиганских выходках, драках, а тем более преступлениях. А сегодня ходить темным вечером по поселку страшно. Неоднократные случаи грабежей, драк, даже убийств, происходят в некогда спокойных местах. Почти все они совершаются молодежью.
 
Если нам в детстве случалось слишком расшалиться, совершить что-то неподобающее, обычно любой взрослый, находящийся поблизости, урезонивал нас, и это сразу же возвращало нас в рамки приличия. Да что ребенку, даже взрослому, сделавшему что-то не так, могли сделать замечание оказавшиеся рядом свидетели. И, как правило, это приводило к тому, что человек одергивал себя, исправлялся. Люди были так воспитаны, что мало кому приходило в голову в ответ на справедливое замечание проявлять агрессию.

Но и это утрачено сегодня. Взрослые люди равнодушно проходят мимо ребятишек, затеявших драку, обижающих меньшего, мучающих животное или затевающих опасные игры. А вот замечание подростку лет 14-ти и старше уже и не рискнешь сделать: ребята этого возраста  стали очень агрессивными и опасными. Заметив группу таких подростков, даже и молча не рискнешь пройти мимо, опасаясь, что детишкам вдруг самим захочется развлечься и избить случайного прохожего.

Еще об одной стороне воспитания, которое бесплатно давала всем советская страна, хочется мне вспомнить. Культурное воспитание. Приобщение людей не только к массовым развлечениям, потребление которых не требует ни напряжения ума, ни  развития души, но и к мировому искусству. Картинные галереи, музеи, театры, концертные залы и филармонии. Все это и сегодня доступно посетителям, разве что цены во многих местах стали рыночными. Но дело ведь не только в доступности.

Я помню, как приезжали к нам в поселок с концертами артисты областной филармонии и актеры областного театра. И школьники непременно посещали такие концерты. Конечно, это было обязательным внешкольным мероприятием, и не всем нравилась такая обязаловка. Но как нельзя питаться одними сладостями, а нужно для нормального развития есть серьезную, полезную пищу, так и воспитывать ребенка, да и взрослого человека нужно не на одних только развлекательных передачах и незатейливых песенках. И я, и мои сверстники слушали серьезную классическую музыку на уроках музыки, нас вывозили учителя в каникулы в большие города, где мы знакомились с собраниями лучших музеев и картинных галерей.

И не могу не упомянуть в этой связи о прекрасной музыкальной школе, в которой я училась. Моя преподавательница по фортепиано старалась всем своим ученикам привить любовь к классической музыке, не только давая нам прослушивать эту музыку в записи со своей, драгоценной в то время коллекции пластинок, но и регулярно вывозя нас на лучшие концерты, проходившие в нашей областной филармонии, а так же в Москву и в Ленинград. Она работала с нами над композициями, далеко превосходящими обычную программу музыкальной школы, стараясь, чтобы мы росли как исполнители, и наш интерес не ослабевал. Не ограничиваясь рамками программы, наша преподавательница знакомила нас и с другими жемчужинами искусства: произведениями живописи, литературы, поэзии. При этом много рассказывала о тех, кто создал эти произведения, прекрасно зная биографии художников, писателей, композиторов, многие интересные случаи из их жизни и из жизни их творений.

Сегодня я, имея возможность сравнить музыкальную школу моего детства и нынешнюю, с сожалением вынуждена признать, что нынче даже такое специализированное учебное заведение изменило направление своего обучения, сдавшись на потребу современных интересов. Классика уходит на второй план, ей на смену пришли эстрадные композиции. Как и во всем обществе, сегодня не потребности человека подтягивают на определенный уровень, а снижают уровень обучения в соответствии с низким уровнем воспитания и, как результат, простейшими потребностями.

«Спрос рождает предложение» - это девиз общества потребителей. Но он губителен для воспитания человека. Есть множество вещей, как правило, нематериальных, потребность в которых нужно взращивать упорно и бережно: культура, хорошее воспитание, правильное поведение.
В стране с забытым названием СССР об этом знали и не жалели усилий на воспитание настоящего человека, достойного представителя разумного, культурного государства.
Нельзя повернуть время вспять, но заимствовать то хорошее, что было в нашей истории не только можно, но и нужно. Жизненно необходимо.