Белое пятно с. флот

Виктор Широбоков 2
В каком то 196…году на Северный флот пришло пополнение- призваны были матросами служить из раных институтов студенты даже старших курсов. Кораблей строилось много и парней «постройки» военного времени не хватало. Флот- это не только корабли, но и многое другое, что требовало и не специалистов. Тогда нанимались на флот даже девушки и молодые женщины. Молодые парни, прежде чем попасть на флот, на корабли, проходили хоть и не большую , но подготовку в учебных отрядах и приходили уже специалистами своего дела- трюмные, электрики, мотористы, акустики, радиосвязисты, РТСники, шифровальщики и многие еще специальности. Но вот пришла партия и без всякой подготовки, прямо из института. Парни взрослые, изучившие, что давал институт. Их распределяли куда требовался этот контингент. В Политотдел нашей Дивизии подводных лодок попал художник из студии Грекова в Москве, фамилии точно не помню сейчас, но русской фамилии -то ли Ломов, то ли Лопатин. Его мы иногда встречали в политотделе, он бегал там, что то рисовал и чертил. Политотдел не мал- в него входили еще отделы: по комсомолу, по воинской дисциплине, сохранению секретов и т. д., возглавляемые офицерами. Там много было суеты, не знаю результатов этой работы, просто не видел её. А она меня мало, но касалась.

Дивизию возглавлял кап.1 ранга Егоров Г. М., в последующем адмирал флота, Начальник главного штаба ВМФ СССР. Хороший, степенный с деревенской обстоятельностью, деловой мужик, прошедший войну на ПЛ различных проектов.

Так Ломов- Лопатин осел в Политотделе и не скучал, как многие из его окружения. Парень был неказист на вид, не высок и немного неряшлив, его начальники пинали, недолюбливали и за походку и форму одежды.
Это было в губе Ягельная, прямо напротив входа в Кольский залив. На левом берегу Ягельной, если смотреть в море, губа Кислая, где строилась первая в Союзе Приливная ГЭС. На правом- высокая каменистая лобовина серого цвета, с крутыми обрывистыми скалами в море  какого то гранита или песчаника. Высота её была метров под двести и там почти на вершине была странная площадка. Почти геометрически правильный прямоугольник ровного наклонного сплошного камня. Она была хорошо заметна и зимой и летом: зимой на ней не задерживался снег и она серела, летом она не позволяла расти даже мхам и то же серела. 
Не скучающий художник ходил и лазал по скалам, кручам и озёрам- ему было всё интересно. Он был из захолустного подмосковья, деревенский малый со всеми проистекающими из этого достоинствами и недостатками.  Говорят, он потом работал в Большом театре художником оформителем сцены.  Так вот этот дуракаваляющий недоучка художник предложил Начпо  на этой площадке сделать картину. Вернее  изобразить портрет Ленина. Начпо, по должности, не мог отказать в такой патриотической инициативе, но пытался предварительно увидеть что там будет нарисовано. Ломов- Лопатин тут же изобразил портрет Ленина художника Решетникова, именно тот, который находится за спиной президиума в  зале дома съезда Советов, в Москве.  Понравилось это Начпо. Как можно утереть нос другим соединениям, где рисовали киргиза- узбека Ленина красками. А тут! Да ещё и мозаика! Да ещё на скале, да и без понукания человека, добровольно. За такие работы и инициативы на флоте не платили.

Освободил Начпо художника от многия- многих тяжких дел Политотдела и приказал его не привлекать и даже ему в подчинение выделил с  подводных лодок пару старшин, преданных делу коммунизма по его, Начпо,  понятиям. Даже выделяли им доппаёк для обеда, чтоб не отвлекались от важной работы на  этот флотский час отдыха. Так 5 этих человек уходили после завтрака и возвращались к ужину. А там на скале они трудились под руководством художника. Они собирали камни, сносили их на площадку и укладывали в места, где им говорил маэстро. Чаще конечно валяли дурака и грелись на летнем солнышке и забывали даже о том, что товарищи их, где то в море пашут за них. Суетился и Начпо. Он облагал данью корабли, требовал на патриотическое дело красок, ветоши и пакли. Отказывал командиру в просьбе вернуть спеца на лодку- предстоял поход. Трудился защитник родины  много, но комдива в секреты не посвящал. Дескать когда сделаю- удивлю.
Не так скоро, (когда художникам надоело) они быстро покрасили камни на той площадке, уложенные на нужных местах, и окрашенных с нужной стороны. Показал Ломов- Лопатин Начпо «картину маслом». Не мог же Начпо идти на ту площадку и посмотреть, это почти 3 км по тундровым горам, поэтому подвёз Ломов- Лопатин начальника в (нужную точку) на его газике. Расцвёл морской полковник, понравилась картина. Отблагодарил пожатием руки. А нужная точка была интересна- с неё Ильич выглядел прямо как у Решетникова.

А вот если переместиться метров на 300 влево- Ильич закрывал один глаз- подмигивал. Если вправо- подмигивал другим глазом.  Кощунство, но Ломов- Лопатин секрета этого тогда не разглашал. Мы сами разгадали позднее эту тайну его творчества. Теперь при подъёме флага мы видели при хорошей погоде портрет Ильича и конечно… 22 бригада, стоявшая левее нас, видела Ильича подмигивающим правы глазом, 212- левым. А мы 25-я  видели портрет в натуре.

Настало время доложить и показать Комдиву такое чудо человеческих рук. Начпо пригласил Егорова на причал 25 бригады и показал в нужном направлении. Комдив, как настоящая крестьянская душа, созидающая, болеющая прежде всего за дело, сразу сказал, что это красиво, но надо немедленно убрать. Это демаскирует и идентифицирует соединение с воздуха. Ведь в те годы космос начинали только осваивать и Ю. Гагарин принимал цветы в разных странах и наблюдений из космоса не велось. А вот с самолёта это можно видеть. Выходит этот портрет вождя как «зелёная цепочка» и от кого. От самого Начпо. Надо убрать- неторопливо сказал- повторил комдив. Я много ломаю голову как замаскировать с воздуха соединение, а тут… Начпо об этом не думал, он думал как он выпендрится перед Политуправлением флота, как попадёт в передовики по политической подготовке и не соглашался стереть вождя со скалы. Но комдив мысль не оставлял. На Военном совете флота он попросил командующего авиацией флота, генерала авиации, дать ему на пару часов вертолёт для решения вопросов по маскировке Ягельной с воздуха. Полетав над этой скалой часок, Комдив удивился- нет портрета с воздуха. Вроде нашел эту площадку, а портрета не видно. Думал, что Начпо послушал его и разрушил картину. На следующий день зашел к Начпо и хотел сказать спасибо за понимание важности задачи маскировки, оперативную работу. Начпо удивился. Не давал он такой команды и вместе они поехали на причал 25 бригады. Да, портрет на месте. И как это понимать? Оказалось всё просто. Художник Ломов- Лопатин не Начпо, он об этом подумал и делал так, что портрет должен быть виден только с нужных направлений. Тут согласился комдив и портрет остался.
Мы выходя в море видели его всегда и могли бы отдавать честь вождю мирового пролетариата. Но мы этого почему то не делали. Когда однажды забрались на эту скалу и понять не могли, где же портрет? На самом деле валялись на площадке камни в разных местах и их бока кое где намазаны белилами. Свалка камней.  Вот тут бы отдать должное художнику. Он всё это предусмотрел и знал как расставить камни на большой площади что бы из нужной точки слагалась мозаика портрета. Он и маскировку с воздуха учёл. Теперь эта заметная раньше площадка, хоть зимой, была не видна, её заносило снегом и она сливалась с окружающей местностью. Возможно этот портрет существует и поныне. Из космоса его не видать по Гуглу. Если кому доведётся побывать в Ягельной теперь, прошу посмотреть на эту площадку и сообщить мне, а художнику надо бы отдать должное. Этот деревенский парень был по моему талантлив. В Большой театр на работу дураков не берут.