Совесть

Александр Тяпкин-Чурсин
                СОВЕСТЬ
  Несмотря на то, что в Бутландии был свой император – Никодим I, – правил страной так называемый Национальный Лидер – Пир Вурен. Правил он весьма жёстко, если не сказать – жестоко, так как презирал народ и считал его за быдло.
  Пир Вурен сидел за инкрустированным бриллиантами столом в своём кабинете, находившимся в невероятно роскошном дворце.
  Ящик стола, как всегда, был приоткрыт. На его дне лежал новенький пистолет, в любой момент готовый послужить своему хозяину, постоянно боявшемуся покушения на свою жизнь и не доверявшему даже непосредственным подчинённым.
  Национальный Лидер вздрогнул, когда раздался робкий стук в дверь.
  - Войдите, - проговорил он, непроизвольно вскинув тусклые, как запотевшие окна, глаза.
  Вошёл Мунт – Директор Службы Государственной Безопасности.
  При его появлении Вурен нахмурился; но не из-за того, что сердился на Мунта, а дабы хоть немного замаскировать глупый взгляд.
  - Садитесь, - предложил Пир посетителю стул, стоящий за противоположным концом стола.
  Директор сел. И почтительно произнёс:
  - Мне сказали, что вы хотели меня видеть.
  - Да, хотел. Мне нужно поговорить с вами об одном деле.
  - Я слушаю.
  - В последнее время в некоторых СМИ стала появляться критика в мой адрес. И даже прямые оскорбления. Так вот, необходимо это пресечь.
  - Я приму соответствующие меры.
  - Примите. И как можно скорее.
  Мунт почесал голову.
  - Вот только в нашей Конституции…
  - Плевал я на Конституцию. И на то, что она гарантирует свободу слова. А впрочем, можно, и не нарушая Основной закон, упрятать всех критиканов и хулителей за решётку.
  - А как это сделать?
  - Очень просто. Обвинить их в экстремизме. А уж когда они окажутся в тюрьме, их песенка будет спета.
  - В каком смысле?
  - А в таком – их прикончат уголовники.
  - Которые работают на нас?
  - Да.
  Национальный Лидер красноречиво посмотрел на наручные часы.
  Поняв намёк, Директор попрощался и ушёл.
               
  Арс Чигул, работавший наборщиком в газете «Столичные вести», гулял воскресным утром по берёзовой аллее. Он с наслаждением вдыхал свежий весенний воздух и слушал радостное пение птиц.
  Вдруг ему навстречу попался его знакомый – Жакт, когда-то учившийся с ним в одной школе.
  Поравнявшись, они остановились.
  - Прочитал книгу, которую я тебе давал? – спросил Арс.
  - Прочитал, - ответил Жакт. – И уже давно.
  - А почему же ты мне её не возвращаешь?
  - Я её потерял.
  По бегающим глазам знакомого и по его натянутой улыбке Чигул понял, что тот врёт.
  - Как же ты её умудрился потерять?
  - Это долго объяснять, - отвёл взгляд в сторону Жакт.
  - А может, ты её присвоил?
  - Да ты что?! Разве я способен на такую подлость?!
  Арс усмехнулся.
  А его знакомый проговорил:
  - Ладно, я пойду. Мне надо срочно попасть в одно место.
  - Что ж, иди.
  Вернувшись домой, Чигул пообедал. Затем встал посреди зала, закрыл глаза и, представив себе лицо Жакта, проговорил:
  - Пусть в тебе проснётся совесть.
  Разомкнув веки, он сел на диван и начал просматривать глянцевый журнал, в котором было много фотографий красивых девушек.
  Едва он положил журнал на столик, как раздался звонок в дверь.
  Это пришёл Жакт.
  Лицо его выражало смущение и раскаяние.
  - Я принёс тебе твою книгу, - пробормотал он, вручая томик Арсу.
  «Значит, в нём и вправду проснулась совесть», - подумал тот.
  А его знакомый продолжал:
  - Какой же я был подлец! Позарился на чужую книгу!
  - Это всё – в прошлом. Самое главное, что теперь ты стал честным человеком.
  - Значит, ты меня прощаешь?
  - Конечно.
               
  Национальный Лидер опять пригласил в свой кабинет Директора СГБ.
  - Что можете сказать? – спросил Вурен.
  - Мы достигли хороших результатов.
  - А если конкретно?
  - За прошедшие три дня были привлечены к уголовной ответственности за экстремизм около десяти тысяч человек.
  - Очень хорошо. Эти критиканы и им подобная мразь получили то, что заслужили, - улыбнулся Национальный Лидер ядовитой улыбкой.
  Тут Мунт сунул руку в карман.
  Вурен отреагировал мгновенно. Он выхватил из ящика пистолет и направил дуло на Директора.
  Тот побледнел, как труп.
  - Я хотел всего лишь достать п-п-платок, - объяснил Мунт.
  - Встаньте, - приказал ему Национальный Лидер.
  Директор повиновался.
  - Выверните карманы.
  Мунт вывернул.
  На пол упал только носовой платок.
  Вурен облегчённо вздохнул.
               
  Арс Чигул набирал очередной номер газеты «Столичные вести». Работа была монотонная и неинтересная.
  Внезапно перед ним оказались двое эсгэбэшников.
  - Вы – Арс Чигул? – спросил один из них.
  - Да, - ответил Арс.
  Спросивший вытащил из кармана смятую газету и, разгладив её ладонью, сунул под нос Чигулу.
  - Эту статью набирали вы?
  - Да, я.
  -Значит, и эти два слова – ваша работа?
  - Какие два слова?
  - Те, что подчёркнуты красным.
  Увидев подчёркнутое словосочетание, Арс в изумлении вытаращил глаза. «Чёрт побери! – мысленно сказал он. – Вместо «Национальный Лидер» я набрал «Национальный Пидер»!»
  - Да, это – моя работа, - вынужден был признаться он.
  Эсгэбэшники попросили его следовать за ними.
               
  - Как вы могли допустить, чтобы меня оскорбили таким словом?! – побагровев от ярости и брызгая слюной, крикнул Национальный Лидер Директору СГБ. И бросил перед ним на стол газету «Столичные вести».
  - Извините, но мы никак не могли предвидеть, что наборщик поставит вместо одной буквы другую.
  - К чёрту ваши извинения! Нужно срочно вводить цензуру!
  - Но она уже введена.
  - Тогда её следует ужесточить!
  - Хорошо. Мы так и сделаем.
               
  Арс Чигул получил по обвинению в экстремизме десять лет. И теперь сидел в тюрьме.
  Он находился в маленькой камере с каким-то подозрительным типом. Сейчас его сокамерник спал.
  «Вот к чему может привести невнимательность! – вздыхал Арс. – Поставил не ту букву – и тебя за решётку! А ведь этого могло и не случиться, если бы у власти стоял не Вурен… Сколько этот Вурен сделал зла народу!»
  И тут Чигул понял, что нужно делать.
  Он встал посреди камеры, сомкнул веки и, вызвав в памяти образ Национального Лидера, прошептал:
  - Пусть в тебе проснётся совесть.
               
  Пир Вурен ждал Директора СГБ. Тот почему-то опаздывал.
  Национальный Лидер недовольно взглянул на часы.
  - Уже пять минут третьего! Где эта скотина прохлаждается?!
  И тут в голове Вурена что-то прозвенело, словно в ней ударил колокол.
  В тот же миг в душе у Пира всё перевернулось. То, что он считал хорошим, стало для него плохим. И наоборот. Короче говоря, в его душе поселилась доселе ему неведомая Совесть.
  - Какой же я мерзавец! – воскликнул он. – Сколько бед я принёс своему народу! За те преступления, которые я совершил, меня нужно наказать! И наказать сурово!
  Национальный Лидер пододвинул к себе листок бумаги и ручку. Потом написал следующее:
  «Я, Пир Вурен, слагаю с себя полномочия Национального Лидера и передаю власть Императору Никодиму I».
  Подписавшись, Вурен достал пистолет, приставил дуло к виску и спустил курок.
               
  После смерти Национального Лидера Никодим I дал свободу всем политическим заключённым, в том числе и Арсу Чигулу.