Характеристика - рекомендация

Лев Ефремов
               
 
        В Советские времена для работы на судах загранплавания необходимо было иметь открытую «визу». Молодежь приходила на флот после службы в Армии с открытой визой, а те, кто не успел ее оформить в армии или, кто пришел на флот с другой работы, зарабатывали ее на каботажных судах, работая в Арктике или на пассажирских судах, работающих на местных линиях.
        Работа в Арктике на ледоколах и судах снабженцах проходит в сложных ледовых условиях. Возможны и повреждения корпуса, и винто-рулевой группы. Чтобы иметь возможность в рейсе произвести незначительный ремонт в подводной части судна, арктические суда стали обеспечивать водолазными комплексами и на специальных курсах обучать моряков водолазному делу. Так в штате судов появились должности: старшина водолазной группы и матросы-водолазы. В обычной жизни эти матросы-водолазы занимались нормальной матросской работой.
         Два года в Арктике на дизельэлектроходе «Индигирка» работал матросом- водолазом Анатолий Жолудев. Два года пытался заработать визу,но все что- то с характеристикой-рекомендацией у него не получалось. Весь рейс отработает отлично, а в конце обязательно или что-то случится,или с помполитом поругается.
        В июле погрузил д/э «Индигирка» в Мурманске  груз для полярников на Новосибирские острова. Затем проследовал в порт Архангельск. Там надо было погрузить два понтона, катер и трактор для рейдовой выгрузки в Арктике. Анатолий не успел пройти медкомиссию и получить заключение врачей о годности к плаванию, но к этому судну он был приписан.               
        Судно вышло из Мурманска в Архангельск, а заключение врачей он получил только на следующий день. 
        Покупает Анатолий билет на поезд Мурманск - Архангельск  и едет на судно. По прямой от Мурманска до Архангельска недалеко, но по  железной дороге необходимо обогнуть все Белое море. А этот поезд обслуживает местные линии и останавливается чуть ли не у каждого столба. Лето, тепло, солнце светит. Остановился поезд в очередной раз.
 - Сколько стоять будем? – Спрашивает Анатолий проводника.
- Минут двадцать, а может и больше. Будем пережидать скорый поезд  из Ленинграда.
         Вышел Анатолий на перрон, а там и на травку, размяться. Трава зеленая, цветочки полевые. Красота. Нарвал цветов, присел на травку, потом прилег. Смотрит в небо – синева безбрежная. Не заметил, как задремал.
          Очнулся – поезда нет. В поезде все вещи, документы, деньги. Из поезда он вышел в тренировочных штанах, майке и в тапках-шлепанцах.Беда. Что делать? Недалеко какие-то строения, женщины копошатся. Делать нечего, может помогут?
   - Девушки, милые! Беда случилась, как проспал поезд, не понимаю.
     Объяснил, что моряк, что едет на судно. Попросил денег на билет.Клятвенно заверил, что, как приедет сразу же вышлет. Простые русские женщины всегда были добрыми и к чужой беде отзывчивые. Дали ему денег на билет, к тому же проезд в то время был не особо дорогой.
       Добрался Анатолий до порта, а в порт не пройти. Мало того, что нет документов, так еще и видок – тот еще. Стоит в проходной пузатый мужик в тренировочных штанах, в грязной майке и растоптанных  шлепках. 
      Связались с судном, оформили ему пропуск. Съездил на вокзал, получил свои вещи. В Арктике отработал, как всегда, отлично. И на выгрузке,и на общесудовых работах. Были и экстремальные ситуации. Чуть не сгорел курсант ЛВИМУ им. Адмирала Макарова.  Грелся у костра и у него загорелись ватные брюки. Выгружали бочки с соляром и штаны у курсанта про-
питались соляром. Попала на штаны искра из костра, штаны вспыхнули.Курсант горит и бегом от костра. Бежит, а ветер еще сильнее огонь раздувает. Все сидящие у костра оцепенели, только Анатолий сообразил. Догнал курсанта, порвал на нем штаны и затолкал в воду.  Еще было несколько эпизодов, где Анатолий отличился. Но прибытие его на судно не забылось.
          После рейса, в Мурманске, просит Анатолий у помполита характеристику- рекомендацию. Тот сообщает, что характеристику он уже отправил в Отдел кадров Пароходства.  Приходит Анатолий в Отдел кадров, думает,как бы ускорить открытие визы – характеристика то есть. И тут его кадровики «радуют». Да, характеристика есть, написано много хорошего о его
работе, о человеческих качествах, но…   В конце характеристики приписка:
- Склонен к употреблению спиртных напитков.-               
          Его прибытие на судно в Архангельске перечеркнуло всю последующую работу в Арктике. Такие были порядки и люди, которые эти порядки претворяли в жизнь.