Сенатор. часть третья

Сергей Убрынский
Майор Виктор Степанович Новиков недавно отметил пятидесятилетие. 30 лет     отданы были службе во внутренних войсках. В 1953 году был он призван в Армию из Сахалина.
 Отслужив, остался на   сверхсрочную, затем учился на курсах и год за годом неторопливо поднимался по служебной лестнице, последние шесть лет здесь, на Камчатке, в посёлке Варгановка в должности командира части. Личная жизнь его не сложилась. Жил один в небольшой двухкомнатной квартире в офицерском доме, буквально в трёх минутах ходьбы от солдатской казармы.
 
 Поднявшись по привычке за полчаса до подъема, он первым делом потянулся к пачке сигарет. Пустая. Поискал в кармане шинели,- нет. Обвел взглядом комнату с одной мыслью, - где бы найти хотя  бы   одну сигарету. На неубранном столе стояло несколько пустых бутылок, тарелки с остатками пищи, пепельница полная окурков.
 В общем, в квартире царил полный беспорядок. Вдобавок ко всему голова у майора буквально раскалывалась от боли. Отыскал на кухне банку  с  солеными  огурцами,  где еще оставался рассол, сделал несколько больших глотков.

 Хотелось лечь под одеяло, лежать так целый день и никуда не выходить. Раздумывая над  этим,   постоял  ещё  немного посреди комнаты,  а  затем, приняв окончательное решение, вошел в ванную и, заранее поеживаясь от предчувствия  неизбежного, включил на полную мощность холодный душ.
 
 Растираясь большим полотенцем,  Новиков  уже был совсем другим человеком.   Состояние, из которого он так решительно себя вывел, было следствием  шумного вчерашнего  застолья устроенного по поводу проводов находившегося в части с проверкой полковника из Дальневосточного округа.

 Въедливый полковник держал в напряжении в течение  недели всё подразделение, присутствуя на разводах, проверяя посты, что-то выписывая из отчетных документов. И всё это время майор находясь возле  него, вынужден был  давать различные пояснения, чувствуя себя, как школьник, плохо выучивший уроки.

 В последний день полковник  дал   ему ознакомится с отчётом о проверке, каждый пункт которого содержал массу обнаруженных недостатков.
 -Вот, так-то, коллега, - произнес он, после того как Новиков дочитав написанное, положил отчет на стол, - если есть что  возразить, я слушаю, если нет, тогда подпишитесь вот здесь, - полковник указал пальцем на место после своей  фамилии.

 -Упущения, конечно же, есть, у кого их не бывает, - пытался оправдаться майор, не торопясь подписывать отчет о проведенной проверке. - Но вы, в такой категоричной форме все изложили, будто здесь и не воинская часть, а так,  сброд  какой-то, как же с этим согласиться?

 -Так я что, по-вашему, с потолка взял все эти данные, - полковник поднялся со стула, - здесь всё чётко расписано, где и что у вас не соответствует инструкции, от себя я ничего не добавил, изложил все, как есть и как должно быть.

 -Все это так, -  настаивал  на своем майор Новиков, - но вы,  Иван Тимофеевич, ведь понимаете, что после такого отчета...  Новиков запнулся, подыскивая слова, наконец, с трудом произнес,  - меня  же просто снимут с должности.
 -Ну, это решать не мне, пожал плечами полковник и, посмотрев на часы, строго спросил – так вы подпишите отчет?

 Майор не знал, как ему поступить, подписать, - вынести себе приговор, нет – документ  свое дело сделает и без его подписи.  Если бы можно было,   уговорить полковника,  но как это сделать, не предлагать же ему деньги. А впрочем, почему бы и нет, может он к этому  и подводит, может, не случайно, никого с собой на проверку не взял, сам, один приехал, с одним-то всегда легче договориться.

 Полковник уже застегивал шинель на все пуговицы, поправил ремень, подошел к столу.
 -Я вижу, что подписывать вы не собираетесь.  Что же, так и укажем.
 Он уже складывал отпечатанные листы отчета, чтобы положить их в папку, как майор решил использовать последний аргумент.

 -Иван Тимофеевич, давайте с вами по дружески решим этот вопрос, -  и, предупреждая готовое сорваться с губ полковника возмущение, быстро произнес: - Недостатки наши вы правильно указали, я  вам даже благодарен за это. Даю слово офицера, все исправим, но зачем же в округ об этом сообщать.

 И снова, опережая полковника, сказал главное: - Иван Тимофеевич, я отблагодарю вас, всё что пожелаете .    Ну, понимаете, я же не за спасибо прошу, бог с ним, пусть останутся замечания, но вот этот пункт, и этот тоже, - Новиков указал на отмеченные наиболее серьезные недостатки, - это уберите и все, больше ничего не прошу.

 И уже переходя   на  ты, - Иван Тимофеевич, дорогой, прошу, не губи меня, будь другом.
 -Ну, ты и поставил мне задачу, – нахмурился полковник, - конечно, я понимаю тебя, но и ты меня пойми, а если ЧП,   не дай бог, произойдет у вас. Мне, каково будет, с меня же спросят, скажут, куда смотрел. Нет, Виктор Степанович, ты на меня не обижайся, но я ничего здесь поделать не могу.
 
 Однако шинель стал расстегивать и, посмотрев на часы, заметил: - вертолет за мной прилетит часа через три, ты мне лучше скажи,  у вас в поселке кафе стоящее  есть, а то я что-то проголодался.

 Намек был настолько очевидный, что не понять его было нельзя.
 -Обижаете, Иван Тимофеевич, какое там кафе, да мы вам такие проводы устроим.
 - Вот это не надо, - рукой остановил его полковник.  Но Новикова уже было не унять, - Все давно готово Иван Тимофеевич, Да и не мешало бы вам посмотреть, как я  живу, как  говорится,  для полноты картины.

 Майор суетился около полковника, теперь опять  говорил с ним на - вы,  пытаясь во всем угодить, помог снова надеть шинель. Взяв со стола отчет, сказал: - а пока посидим, секретарша моя быстро заново отчет отпечатает, без этих двух пунктов.
 -Да, нет же, я же сказал тебе, - недовольно, но уже не так решительно произнес полковник.
 _Так я же тоже об этом, - продолжал настаивать Новиков.
 -Первый экземпляр, вот он, будет у вас, а по второму я здесь кое-какие поправки внесу, отпечатают новый. Сами посмотрите потом и, как решите, так тому и быть.
 -Эх, майор, если бы ты такую настойчивость на службе проявлял, цены бы тебе не было.
 -Да, я что, говорил Новиков, если что не так, сознаю, не отказываюсь, но ведь и исправлять тоже умею. Для меня каждое замечание ваше как приказ теперь. Вот увидите, Иван Тимофеевич, дня не пройдет, все исправим, все, как положено, сделаем.
 -Раньше надо было делать, до приезда, тогда и замечаний не было  бы.

 Полковник, приехавший из округа с проверкой, был моложе майора   лет  на  десять, но разница в звании и положение, которое он занимал, давало ему право говорить свысока, в приказном поучительном тоне. Для майора в этом не было ничего оскорбительного. Будь он на  его   месте, так же повел бы себя, определяя и голосом, и поведением   своим, дистанцию, которой должен придерживаться подчиненный. И майор, всем  видом пытался подчеркнуть полную свою зависимость от человека, у которого в отличие от него на погонах была не одна, а три большие звездочки. Конечно,  можно это делать, не унижая себя, сохраняя собственное достоинство, но в том положении, в котором оказался  сейчас Новиков, это было для него исключено, слишком многое зависело от этого полковника, и майор не упускал возможности, проявить подчеркнутое  уважение к нему.

 Помогая полковнику застегнуть шинель. Новиков все же сумел всунуть ему в карман пачку денег. Сделал это как бы незаметно, и в то же время опережая возражения, которые полковник не  спешил проявлять.

 -Это в знак благодарности Иван Тимофеевич, исключительно по дружески и не возражайте, прошу вас.
 -Какой же вы право, Виктор Степанович, даже не знаю, что и сказать.
 -Всё, всё нормально, Иван Тимофеевич, все нормально. Я там дал распоряжение, чтобы ,значит, насчет икорки, балычка, еще кое-чего , в общем, все будет нормально.
 -Даже и не знаю, - снова повторил полковник, надевая офицерскую папаху, отчего   стал и ростом выше и солидность особенную приобрел.

 Новиков,  отступив  на шаг,  не преминул заметить:  - Иван Тимофеевич, вам бы пора  сменить погоны на генеральские, вид у вас ,я   вам скажу …
 -Это  ты брось, до генерала мне еще далеко, - отмахнулся полковник, но, чувствовалось, что слова Новикова пришлись ему по душе.
 
 Вечер удался на славу. В квартире у майора все было подготовлено и стол, как положено,  накрыт и даже, чтобы не скучать, пригласили двух миловидных женщин, это лейтенант Ивков постарался.

 Гулять кончили уже за полночь.  Провожали полковника с шумным весельем на трех машинах. Возле вертолета, экипаж которого уже давно ждал своего пассажира, еще раз опрокинули по рюмке.  Полковник, хлопая по плечу майора, пообещал, что отчет представит в самом лучшем виде, но всё же еще   раз  напомнил: - Только смотри, выправи недостатки и чтобы никаких “ЧП”.

        Еще не полностью оправившись от вчерашнего, майор шел к расположению  части, с облегчением думая о том, что  худшего удалось избежать. Жаль, конечно, было денег, немалую сумму пришлось выложить, но ,дело того требовало, теперь можно спокойно жить.
Но времени  на спокойную жизнь ему было отведено немного, всего лишь сутки. На следующую ночь в подразделении прозвучал сигнал тревоги. Бежал из зоны Сенатор.

 Побег Сенатора как назло произошел на том самом участке, где накануне проверяющий отметил как один из недостатков слабую освещенность контрольно – следственной полосы.
 -Накаркал   черт  он  нам это “ ЧП”, - мысленно обругал полковника Новиков.

 Единственное, что давало   какую-то   надежду, что   побег    произошёл  сутки спустя как уехал проверяющий. Майору хотелось верить, что выгодный ему отчет о проверке уже пошел по инстанции, и пришедшее следом сообщение о побеге не будет восприниматься как следствие обнаруженных проверкой недостатков. По крайней мере, еще можно внести коррективы в сообщение, которое он обязан сегодня же передать.

 -А почему именно сегодня, - подумал Новиков, - поговорю с начальником лагеря, мужик он свой, ему тоже нет смысла спешить докладывать. А там, или этого зэка поймаем, и все будет как надо, или, по крайней мере, у меня будут еще одни сутки, чтобы надеяться, что отчет уже передан руководству округом.