+
Свобода и воля совсем не есть произвол.
И свобода ВЫБОРА не только не принадлежит к совершенству свободы;
напротив, есть умаление и искажение свободы.
Подлинная свобода есть безраздельное, непоколебимое, целостное
устремление и влечение души к Благу.
Это есть целостный порыв благоговения и любви.
"Выбор"
совсем не есть
обязательное условие свободы.
Бог волит и действует в совершенной свободе,
но именно Он не колеблется и не выбирает.
Выбор
(то есть собственно "предпочтение", как замечает сам Максим)
предполагает
раздвоение и неясность,
т.е. неполноту и нетвердость воли.
Колеблется и выбирает только грешная и немощная воля.
Падение воли,
по мысли преп. Максима,
именно в том и заключается,
что утрачена цельность и непосредственность,
что воля из ИНТУИТИВНОЙ становится рассудочной,
что воление развёртывается
в очень сложный процесс
искания, проб, выбора.
И вот в этот процесс привходит
личное, особенное.
Так слагаются личные желания.
Здесь сталкиваются и борются несоизмеримые влечения.
Но мерило совершенства и чистоты воли есть простота,
т.е именно цельность...
И возможно это только через
"Да будет воля Твоя!"
Это и есть высшая мера свободы,
высшая действительность свободы,
приемлющей первотворческую волю Божию,
и потому и выражающей
подлинные глубины самой себя.
...Воля Божия не есть нечто внешнее
для воли человеческой, но именно её источник и предел, начало и цель.
Протоиерей Георгий Флоровский. Византийские отцы V - VIII века. Минск, 2006. С.274-276.
+++