Максим Исповедник о свободе воли

Борис Пинаев
+

 Свобода и воля совсем не есть произвол.
 И свобода ВЫБОРА не только не принадлежит к совершенству свободы;
 напротив, есть умаление и искажение свободы.

 Подлинная свобода есть безраздельное, непоколебимое, целостное
 устремление и влечение души к Благу.
 Это есть целостный порыв благоговения и любви.
 "Выбор"
 совсем не есть
 обязательное условие свободы.
 Бог волит и действует в совершенной свободе,
 но именно Он не колеблется и не выбирает.
 Выбор
 (то есть собственно "предпочтение", как замечает сам Максим)
 предполагает
 раздвоение и неясность,
 т.е. неполноту и нетвердость воли.
 Колеблется и выбирает только грешная и немощная воля.

 Падение воли,
 по мысли преп. Максима,
 именно в том и заключается,
 что утрачена цельность и непосредственность,
 что воля из ИНТУИТИВНОЙ становится рассудочной,
 что воление развёртывается
 в очень сложный процесс
 искания, проб, выбора.
 И вот в этот процесс привходит
 личное, особенное.
 Так слагаются личные желания.
 Здесь сталкиваются и борются несоизмеримые влечения.

 Но мерило совершенства и чистоты воли есть простота,
 т.е именно цельность...
 И возможно это только через
 "Да будет воля Твоя!"
 Это и есть высшая мера свободы,
 высшая действительность свободы,
 приемлющей первотворческую волю Божию,
 и потому и выражающей
 подлинные глубины самой себя.

 ...Воля Божия не есть нечто внешнее
 для воли человеческой, но именно её источник и предел, начало и цель.


 Протоиерей Георгий Флоровский. Византийские отцы V - VIII века. Минск, 2006. С.274-276.

 +++