На краю

Дмитрий Ерин
Я проснулся от противного звонка будильника. Едва открыв глаза, я понял, что этот день не принесёт ничего хорошего. В комнате было душно и ещё темно. Нащупав рукой будильник, я поднёс его к глазам – половина седьмого. Нервно выключив сигнал, швырнул будильник на пол. Чёртово расписание, опять к первой паре… Вставать не хотелось, но я пересилил себя и поднялся. Умылся, поставил чайник, намазал масло на хлеб – всё как обычно. Только вот настроение было ни к черту. Сегодня первой парой – электроника… Ужасный предмет, ужасный преподаватель. Я сел за стол. Неумолимо клонило ко сну. Глаза сами закрывались, голова медленно опускалась на стол. Засвистел чайник, я вздрогнул, движением руки задел чашку и та упала на пол. Осколки разлетелись по всей кухне…
- Офигительное начало дня! – я начал злится. Хотелось бросить всё и пойти спать, но… ясный ум пока что брал верх, пока что…
- Что случилось сынок – голос мамы из комнаты родителей раздражал меня не меньше разбитой чашки.
- Ничего – я постарался говорить спокойно.
- Точно?
- Да, да! – и выругался шёпотом. Собрал осколки и выкинул в мусорное ведро.
Нет, нервы у меня сегодня явно шалят. Приготовив кофе, я позавтракал. Пора одеваться и выходить. Стоп! Я не собрал сумку. Вот дурак! Меня как током ударило. Я сломя голову помчался в свою комнату. Так и есть, все тетради и книги валялись горой на столе. Я кинулся искать нужное. Взглянул на часы – 7-10. Мне уже нужно быть на остановке! Покидав в сумку несколько тетрадей и аккуратно положив  тубус, я окинул взглядом стол – вроде бы всё. Быстро надел джинсы и майку, схватил сумку, выскочил в коридор. На ходу снял с вешалки куртку, одел её и обулся. Открыл дверь.
- Я ухожу. Закрой, мам -  и не дождавшись пока она выйдет из комнаты, помчался по лестнице вниз, на улицу.
На улице было сыро: ночью шёл дождь. Я бежал к остановке, которая была на другой стороне проспекта. Подбегая к дороге, я взглянул на светофор – зелёный человечек разрешал движение. Первый раз за день я улыбнулся. Вбежав на проезжую часть, я увидел свой автобус. Вообще замечательно. Не смотря на дорогу, перебежал разделительную полосу и уже готовился пересечь вторую проезжую часть, как чья-то крепкая рука схватила меня за плечо.
- Стой, парень! –  сзади послышался грубый мужской голос.
- Какого х… - я не успел договорить. Чёрная БМВ промчалась по третьей полосе на красный. Я стоял как вкопанный, слова застряли в горле. Я ещё не совсем понимал, что случилось.
- Спасибо что ли сказал… - мужчина начал переходить дорогу.
«Спасибо» - мысленно произнёс я, но вслух ничего не сказал. Я стоял и смотрел вслед своему спасителю. Он пересёк дорогу и встал на остановке. Загорелся зелёный. Автобус подъехал к остановке. Тут я очнулся от своего вкопанного состояния. Автобус! Да что б тебя, долбаный буржуй на БМВ!  Теперь я точно опоздаю! Гнев и отчаяние начали овладевать моим разумом. Ладони сжались в кулаки, кровь прилила к голове. Пять минут показались вечностью… Загорелся красный. Я глубоко вздохнул и перешёл дорогу. Встав на остановке, я попытался успокоиться. Глубоко дышал и постарался забыть начало этого утра. Но всё это слишком сильно врезалось в память и бесило меня. Ненависть к водителю БМВ отравила  каплю радости от спасения… «Вот если б сбил меня, то точно не отвертелся бы!» Я на минуту задумался… «Ну и глупая же мысль!». Подъехал автобус. Я взглянул на часы – 7-25. Ещё могу успеть! Тут же я очутился у средних дверей автобуса. Я думаю, не нужно объяснять сколько народу в автобусе, идущем в центр города, с утра… Но это никого не останавливает. Народ прёт несмотря не на что, словно стадо баранов. И как не горько признавать, я - часть этого стада. Эх, Господи, дай мне сил! И я начал свой нелёгкий путь. Поставив ногу на ступень и схватившись за поручень, я уткнулся в чью-то спину. И тут же получил толчок сзади с криком: «Чего встал? Быстрее залезай!» Послышалась ругань. Я нисколько не удивился – это нормальное явление, неотъемлемая часть путешествия в институт.
- Разуй глаза, я не могу дальше пройти! – я выразился достаточно вежливо. И надо признать, далось мне это с трудом.
Наконец, человек, стоящий спереди меня немного продвинулся в салон автобуса, а за ним и я. Кричавший, видимо, тоже залез, потому что больше его не было слышно. Автобус забился под завязку. Двери закрылись, что являлось хорошим знаком. Итак, я в автобусе и можно вздохнуть спокойно. Но вздохнуть полной грудью оказалось не так то просто. Я чувствовал себя как брусок в тисках. А ведь ещё нужно заплатить за проезд… Мысль об этом в конец испортила настроение. Послышался голос кондуктора: «Вошедшие, оплачиваем за проезд!». Я попытался просунуть руку в карман, но уткнулся во что-то кожаное. Наверное, это была чья-то сумка, плотно прижатая к моей ноге всей перевозимой в автобусе биомассой. Продолжая попытки, я заметил, как на меня косилась какая-то старуха, стоявшая за перилами справа от меня. Чего ей надо? Может соседка, а я не поздоровался… Для них же это преступление! Но было не до неё и я продолжал пробираться к своему карману в джинсах. Кондуктор неумолимо приближался ко мне. Старуха готова была прожечь во мне дыру своим взглядом, но я уже почти не обращал на неё внимания, так как наконец достиг кармана и стал отсчитывать 11 рублей мелочью. Отсчитав, я стал осторожно вытаскивать руку с мелочью из кармана. Как только я вытащил руку, раздался крик старухи:
- Вор! Попался воришка! Женщина, проверьте сумку!
Я вздрогнул и выронил мелочь. Она со звоном ударилась о пол. Секунда замешательства, затем я встретился с недоумевающим взглядом владелицы сумки и гнев охватил меня.
- Сумка в порядке… - немного краснея и проверяя карманы сумки, сказала женщина – вы ошиблись, наверное.
- Старая с*ка – прошипел я.
- Молодой человек, оплатите проезд – из биомассы автобуса показалось жирное лицо кондуктора.
- Спросите с этой старой маразматички – я резко кивнул в сторону старухи -  Это по её вине вся оплата на полу сейчас!
- Что вы себе позволяете! – грозно откликнулась кондуктор.
По автобусу прошёл говор осуждения. Все кому не лень стали награждать меня нелицеприятными эпитетами. Старуха, из-за которой заварилась вся эта каша стояла молча с невозмутимым выражением лица.
- Сейчас – сказал я примирительно – соберу.
- Мне некогда вас ждать! Оплатите проезд!
- Вы что глухая? Вы не слышали, что я сказал?
- Умерьте тон. Если не заплатите, сойдёте на следующей остановке.
- Мне ехать до центра, успею собрать и заплатить – я изо всех сил пытался говорить спокойно, но голос порой срывался. И если бы в дело снова не вмешалась та старуха, я возможно ещё успокоился бы, но… судьба решила устроить мне весёлый денёк.
- Успеет, а то как же! Успеет спрыгнуть на какой-нибудь остановке и не заплатит. Знаю я таких. Ещё и на троллейбусах катаются, прицепятся сзади и – зайцами!
В тот момент я готов был убить её.
- Слушай ты … - но договорить мне не удалось. Автобус круто повернул влево, на меня навалилась куча народа. Я сильно ударился локтём о поручень. Послышался звенящий металлический звук – это моя мелочь сыпалась со ступенек и вылетала через щель между полом и дверьми на улицу…
- Довольна, с*ка?! Теперь я еду зайцем, что б тебя! Вот какого хрена ты разинула свой поганый рот? Тебе скучно? Решила развлечься? Нет, стоп. Может ты соседка моя, ммм? И я с тобой не поздоровался? Ну говори же, бл*! Говори, какого хрена ты решила испортить мне день! – я остановился чтобы отдышаться. Оглянулся. Удивление, злорадство, просто смех, недовольство, осуждение, презрение -  всё, но только не понимание. Лишь один взгляд отличался от других – взгляд той женщины с сумкой. В нём было и сочувствие, и осуждение одновременно. Обычно так смотрят на детей, когда они что-то натворили, смотрят, понимая, что они ещё малы и глупы… Она достала из кармана деньги и отдала кондуктору. Мне стало стыдно.
- Не стоит… я сам… - мямлил я.
- Ничего, меня это не затруднит. Тем более я, похоже, одна, понимаю в каком вы положении – лёгкая улыбка тронула её губы.
- Да уж… Большое спасибо. Как только станет немного свободнее, я ещё раз доберусь до своего кармана и всё верну – я тоже хотел улыбнуться, но улыбка получилась натянутой и не совсем искренней: я всё ещё был зол на всех и вся в этом проклятом автобусе. Я присмотрелся к ней… Её светлые волосы спадали на плечи, зелёные глаза смотрели на меня уже с более приветливым выражением, тонкие губы немного загнулись  на краях – она по-прежнему слегка улыбалась.
- Вы едите в институт?
- Да, я учусь в ПГУ.
- Тяжело, наверное… нервно… - она опустила глаза.
Я почувствовал что-то неприятное. Это «нервно» меня задело.
- Да, немного  - сказал я холодно.
- Это нормально. И… и вам не нужно бояться признать это… - она подняла глаза.
Видно было, что она старается показать участие и понимание, но я почему-то не верил ей… Может виной всему моё ужасное настроение.
Она достала и кармана небольшую карточку:
- Если вы почувствуете себя хм… если вам захочется снять напряжение, позвоните. Я психолог… - на этих словах я перестал её слушать. Мне стало плохо, я еле держался на ногах. Меня начало трясти… от гнева, подогреваемого стыдом.
- Замечательно – сказал я и не узнал своего голоса – он был хриплым и злым.
Послышался смех. Неугомонная старуха не упустила момента вставить своё слово:
- Не помешало бы вам послушать. И позвонить, а то на людей кидаетесь…
Я хотел ответить, но просто задыхался от гнева. Начала кружиться голова…  Психолог ещё что-то говорила, пихала мне в руку визитку, но я не слушал. Меня считают психом. Весь этот автобус смеётся надо мной. И этот психолог. Что ж она неплохая актриса, так натурально покраснела и взгляд правдоподобный состроила…
- Замолчи. И убери эту бумажку – психолог перестала говорить, посмотрела извиняющимся взглядом – Простите, я только хотела…
- … опустить меня перед всем этим стадом – перебил я её – Я не псих, и помощь мне не нужна, спасибо и всего хорошего.
Автобус остановился, я вышел. «С*ка» - прошептал я. Я сошёл рано. Нужно было идти пешком ещё две остановки, а потом в гору, к ПГУ. Я уже не думал о паре по электронике, о преподавателе, о разбитой чашке и промчавшейся на красный БМВ. Перед глазами были автобус, старуха, кондуктор, психолог… Чем больше я думал о них, тем больше злился на них и на свою беспомощность. Я не нашёлся, что ответить, значит я не доказал свою правоту. Комок отчаяния подкатил к горлу. По щекам покатилась капля, но это была не слеза. Начался дождь. Я шёл к институту, не обращая не на что и не на кого внимания. Кажется, кто-то спросил у меня время, кто-то посигналил, когда я переходил дорогу, кто-то пытался сунуть мне бумажку с рекламой… Я не на что не реагировал.
Дойдя до нужного корпуса, я взглянул на часы. Было 8-25. Опоздал. Я со злостью пнул дверь и быстро зашёл в корпус. Бабушка-вахтёрша начала было отчитывать меня за пинок по двери, но услышав моё «Отвали, старая дура. Не до тебя», быстро замолчала. Я взлетел по лестнице на второй этаж. 207 аудитория… вот она. Я глубоко вздохнул, постучался и приоткрыл дверь.
- Здравствуйте, можно?
Преподаватель – грозный Михаил Петрович взглянул на меня своим обычным уничтожающим взглядом. Я еле выдержал этот взгляд и начал извиняться.
- Прошу извинить меня за опоздание… - более-менее нормальной причины я не придумал, поэтому решил вообще не оправдываться.
Михаил Петрович отвёл глаза.
- Ну что ж, заходите, если вам есть, что представить.
- Конечно, есть – выпалил я.
- Проходите.
С быстротою молнии я кинулся к парте и вытащил из тубуса свою работу – схему электрической цепи. Я почти успокоился, гнев сменился страхом. Я проверил схему – вроде бы всё в порядке. Пока отчитывались другие, я сидел как на иголках. Это состояние перед казнью – самое мучительное. Я надеялся на лучшее, знал, что всё будет плохо и не был готов к этому…
- Иванов.
Пришла моя очередь. Я встал, взял лист со схемой и подошёл к своему палачу. Аккуратно положил лист ему на стол и стал ждать… Михаил Петрович хмуро смотрел на схему минуты три. Затем потянулся к карандашу. «Всё. Это конец».  Он взял карандаш и начал править схему. Делал он это со звериной злостью, нажимая на карандаш, словно желая прорвать бумагу. Я стоял и просто ждал…
- Ужасно. Заберите -  и швырнул мне лист.
Я взял его трясущимися руками и ужаснулся. Вся схема была  перечёркана толстыми линиями мягкого карандаша. А я высчитывал и вырисовывал каждый узел целую неделю! Я стоял и смотрел на попранный труд.
- Ну и что ты завис? Сядь! И убери от меня этот грязный кусок бумаги.
- Но я проверял…
- Я вас не спрашивал! Сядьте. Что вы тут стоите с трясущимися  руками. Я вам русским языком сказал, чтоб вы сели! – он начал повышать голос – Ты опоздал на 25 минут, принёс мне эту промокашку и ещё что-то мямлишь. Выйди из аудитории!
Меня начинало это бесить. Никто не рисковал спорить с ним, но в тот момент мне стало на это наплевать.
- Я попрошу вас не повышать на меня голос – я пытался говорить спокойно – И я докажу, что, например, этот узел и этот резистор на своём месте!
Он, конечно же, не ожидал такого ответа. По аудитории прошла волна одобрения. В тот момент я был почти героем, безрассудным, но героем.
- Слушай, выскочка, прикуси язык и…
- Я же просил вас не кричать. Голос сорвёте – перебил я его - И волноваться так не стоит. Это же вредно в вашем возрасте!
Глаза моих одногруппников медленно лезли на лоб. А я только разошёлся…
- Кстати о возрасте. Вы совсем ослепли к своим 60, что не замечаете очевидных вещей? Вот тут…
- Вон! – проорал что есть силы обомлевший от моей наглости преподаватель.
Этот ор остановил меня. Доигрался… Герой, блин.
- Хорошо – выдавил я из себя.
Я взял сумку и вышел из аудитории. Сел на лавку в коридоре. Я не знал, что будет дальше и что мне делать. В одном лишь был уверен – проблем я себе создал кучу… Я взглянул на схему. Злость и отчаяние стали настолько сильны, что я уже был не в силах себя сдерживать. Я стал рвать лист на мелкие куски.
- Всё испортил! Всё! – оторванные клочки бумаги летели в разные стороны.
Когда я бросил последний клочок бумаги, я не успокоился. Я встал и взглядом искал, на чём можно было выместить свой гнев. На глаза попалась только лавка. Я со всей силы ударил ногой по лавке.
- Вот дерьмо! – я схватился за ногу. Боль была почти невыносима, и на минуту я замер. В глазах потемнело. Однако боль медленно отступала. Я бессильно опустился на пол. Нервы начали успокаиваться… Я сидел на полу около получаса и был в состоянии полной стагнации: ничего не чувствовал, кроме боли, ни о чём не думал, ничего уже не хотел… Это состояние полного спокойствия и отрешённости, сменяется размышлениями, обычно невесёлыми. И вот мне пришла одна мысль, одна идея, как избавится от проблем... Странно, почему она не приходила мне раньше. Эта идея всерьёз захватила меня, однако я сомневался… От раздумий меня отвлёк голос уборщицы:
- Сынок, встань, полы протру. Чего ж ты на полу то сидишь, простудишься так…
Я встал и начал выходить из состояния стагнации. Пришедшая недавно мысль показалась мне глупой и ужасной. Казалось, что я вновь чувствую себя как обычно. Проблем только прибавилось. Проблем, в принципе решаемых… Я вышел на улицу и решил прогуляться, ища пути их решения. Я шёл по асфальтовой дорожке от корпуса к парку университета. Свежий воздух способствовал размышлениям. Пара кончилась, и парк начал заполняться студентами. В восточном крыле парка было место для курения. Оно не пустовала никогда. И тогда там обустроилась компания лиц кавказской национальности. Я не националист, но и особого удовольствия от лицезрения этих рож тоже не получаю. Я взглянул в их сторону, обменялся неприветливым взглядом с одним из них и хотел уже сесть на лавку спиной к ним, как меня кто-то окликнул:
- Дима, привет! – это был голос Ольги.
- Привет – я улыбнулся.
Ольга училась на том же  факультете, что и я. Эта симпатичная брюнетка с голубыми глазами очень нравилась мне, но наши отношения не заходили дальше дружеских. Я подошёл к ней, поздоровался с её подругой.
- Ну как учёба? – Оля начала разговор.
- Хм, если честно – хреново. Сегодня было что-то ужасное… На электронике у М.П.
- Что именно? – она обеспокоенно и вопросительно посмотрела на меня.
- Я такое ему сегодня устроил… Не знаю даже, какой вид казни для меня изберут – я мрачно улыбнулся – Я напомнил ему о возрасте.
- Дима! Ты же знаешь, как он к этому относится… Мда, тебя и правда линчевать будут. А из-за чего всё это?
- Я опоздал, он запорол мой чертёж. Схема идеальна… была. Ну я разошёлся, наговорил…
- Ясно – она вздохнула - Как выпутываться будешь?
Я открыл было рот, чтобы ответить, но нахальный голос с акцентом меня перебил:
- Эй, красавица, скучаешь без меня?  Может повеселимся вечерком? – одно из лиц кавказской национальности шло к своим собратьям в «курилку» с улыбкой от уха до уха.
Я бросил на него негодующий взгляд. Мне всегда казались противными их приставания к девушкам. Мой взгляд имел обратную силу, нахал остановился и продолжил:
- Что не отвечаешь, красавица?
- Иди, куда шёл – Оля сымитировала акцент – красавец!
Оля умела отвечать на такого рода подкаты, и я уже успел подумать, что всё на этом и закончится, но парень попался упёртый и обидчивый.
- Ты не представляешь, от чего оказываешься – Оля демонстративно отвернулась – эх, русская с*чка! – и он сплюнул в нашу сторону.
Тут я решил не церемонится.
- Извинись, скотина. И не забывай, в какой стране ты живёшь – я бросил на него полный ненависти и презрения взгляд, он ответил таким же – Если что-то не устраивает, катись обратно в горы, к своим с*чкам!
Выпалив что-то не по-русски, он кинулся на меня. Оля вскрикнула. Но я был готов. Увернувшись от его правой, я обрушил удар своей на бородатую челюсть. Однако это не остановило его.  Он замахнулся левой. Я сделал шаг назад, но не успел  - удар пришёлся мне на правое плечо. И надо сказать он был не слабым. Бить правой я больше не мог: боль разошлась от плеча по всей руке. Не успел я подумать, что делать дальше, как мой соперник опять замахнулся правой. На этот раз я успел отпрыгнуть, и, отпрыгнув, ответил левой. Мой кулак точно достиг цели – сломал нос неугомонному красавцу. Тот схватился руками за лицо, сквозь пальцы проглядывала кровь. Было видно, что он мучается от боли. Но меня это уже не могло остановить. Я ударил ещё раз. Он потерял равновесие и приземлился на руки. Начал вставать. Я что есть силы ударил правой ногой по лицу поднимавшегося нахала. Я вложил в этот удар всю накопившуюся за сегодняшний день злость. От удара кавказец вскрикнул и упал обратно на землю. Позади себя я услышал крики и топот ног. Обернулся. Вся компания из курилки стояла передо мной полукругом, все 5 человек. Может, если б я промолчал, все мои приключения закончились на этом, но я был не в том состоянии, и это был я…
- Ну вот, весь аул в сборе! Вас так мало, а я целый один!
Сначала на меня двинулся средний – высокий, широкоплечий амбал в кожаной куртке. Я приготовился. Он широко замахнулся правой, словно медведь лапой. Я успел отскочить в сторону. Амбал, промахнувшись, потерял равновесие и начал падать. В этот момент я зарядил ему правой по уху, он упал. Тут же на меня накинулись все остальные. Увернувшись от одного удара, я словил два других. Отступил назад и тут же получил сильный удар по затылку. В глазах потемнело, голова закружилась. Я уже не мог нормально защищаться. Удар в челюсть свалил меня на спину… Дальше всё было как будто в тумане. Удары ногами, крики Оли, ругань избивавших – я чувствовал только боль и  не пытался защищаться. Я просто ждал. Наконец, всё прекратилось. Пятеро убежали. Перед собой я увидел двух человек в военной форме. (Военные патрулировали территорию института и следили за порядком). Они что-то пытались сказать мне, махали руками перед глазами. Я плохо слышал, мне заложило уши. Я приподнял правую руку и жестом показал, что всё в порядке. Приподнялся, сел. Слух вернулся, и я услышал голос:
- Неси в медпункт, а ты найди мне этих  молодчиков!
- Есть, товарищ капитан! – почти хором ответили двое курсантов.
Послышался топот ног в берцах. Я повернулся в сторону голоса и увидел курсанта третьекурсника и капитана. Курсант подошёл ко мне.
- Вставай. Идти сможешь?
Я кивнул. С большим трудом поднялся и оглянулся. Вокруг недавнего поля боя столпились студенты разных курсов. Я искал глазами Олю, но не нашёл. Я посмотрел на капитана. Его холодный взгляд пронзил меня насквозь.
- Надеюсь, ты просто защищался – он по-прежнему буравил меня своим ледяным взглядом – и не лез на рожон. Но в любом случае наказаны будут обе стороны. В медпункт!
С помощью курсанта я кое-как добрался до медпункта. Доведя меня до дверей, он остановился.
- За девушку?
- Да… всегда бесило, когда они вот так подкатывают.
- Угу, поправляйся. Мы найдём их – он улыбнулся и легонько хлопнул меня по плечу.
- А толку то… но всё равно спасибо.
Мне не принесло радости его обещание. Мне было больно и физически и морально. Оля ушла.  А её поддержка сейчас была бы кстати – она умела поднимать настроение…
В медпункте меня заставили умыться. Я зашёл в грязный и провонявший туалет. Взглянул в зеркало. Жалкое зрелище. Бровь и губа разбиты, кровоподтёки занимали добрую половину лица. Вторая половина была в грязи. Болело всё. Комок отчаяния подступил к горлу. Я уже не могу вспомнить, когда последний раз плакал, но сейчас слёзы покатились сами собой. Отчаяние вырывалось из груди, я хотел кричать, громче и громче, как будто от этого станет легче. Я хотел умыться, но, задев руками бровь,  вздрогнул от боли.
- Что я делаю? Почему всё так … За что Господи, за что?! – я начал колотить руками грязную стенку – за что, а?!
Моё тело содрогалось, колени тряслись. Я упал на колени, держась руками за умывальник.
- Ты не оставляешь мне выбора, слышишь, ты?!  - я задрал голову кверху, глядя в белёный потолок – Эй, там наверху! Если ты есть, не дай мне сделать это! Помешай мне!
… Как я добрался до дома, я практически не помню. Помню лишь, о чём думал и что чувствовал. Боль. Отчаяние. Стыд. Ненависть. И непреодолимое  желание послать всё к черту! Когда я подходил к дому, я уже знал, что сделаю. Зашёл в подъезд. Вызвал лифт. Дождавшись его, вошёл. Взглянул на кнопку своего третьего этажа.
- Простите меня… все – и нажал кнопку десятого.
Двери закрылись, лифт начал подниматься. Я подумал об Оле и выключил телефон. Теперь даже она не поможет.
На табло в лифте высветилась цифра восемь. Девять. Десять. Двери открылись. Я медленно вышел, свернул на лестничную площадку и поднялся на технический этаж. Дверь, ведущая на крышу, была закрыта. Я подёргал за ручку – дверь поддавалась, замок практически не держал её. Я резко дёрнул за ручку, ещё и ещё раз. Дверь открылась. На меня дунул свежий ветер. Я вдохнул полной грудью и переступил порог. Всё, моя нога на крыше. Может, я ещё передумаю? Нет! Я перенёс вторую ногу через порог. Теперь только один путь. Я взглянул на край крыши. Странно, но высоты я боялся так же, как и всегда. Ничего, всё будет быстро. Я подошёл к краю и взглянул вниз. Высоко, очень высоко. Ну что ж, всё уже давно решено.
- Прощай долбаный мир. Я ненавижу тебя и не могу больше так жить– я закрыл глаза и поднял правую ногу.
- Для прощальных слов не очень то изобретательно!
Я вздрогнул и чуть не потерял равновесие. Быстро поставил ногу обратно и обернулся. Передо мной стояла девушка. Её светлые волосы развивались на ветру, карие глаза смотрели на меня в упор с почти насмешливым выражением. Она была среднего роста, хорошо сложена и очень симпатична. Даже находясь в таком состоянии, я не мог не заметить этого.
- Ну и что ты молчишь? Сказал бы спасибо, я тебе только что жизнь спасла! – её взгляд стал ещё насмешливее и пристальнее.
Я не нашёлся, что ответить. Я никак не ожидал такого срыва моих планов. Она наверняка, как только увидела меня, сразу же сообщила в полицию…
- В полицию я не звонила. Мы здесь одни – она словно читала мои мысли с помощью этого пристального взгляда.
- И что ты будешь делать дальше? – это единственное, что меня волновало.
- Ну, я точно не хотела бы увидеть, как ты сиганёшь вниз – она улыбнулась. С улыбкой на лице она казалась ещё симпатичнее – Меня интересует, что намерен делать ты. Теперь.
Я уже отошёл от некоторого шока, вызванного её появлением.
- Просто не мешай. Это не твоё дело – я опять взглянул вниз.
Прекратить всё это, сейчас же! Хватит с меня.
Я закрыл глаза и поднял правую ногу.
- Как тебя зовут? – тон не изменился, но послышались нотки волнения.
Я вздрогнул и опять поставил ногу на место.
- Да твою мать! – я бросил на неё гневный взгляд – Ты можешь свалить отсюда на минуту?
- Я только хочу узнать имя – она состроила обиженное личико -  и всё.
- Дмитрий. Довольна?!
- А почему так официально? – её глаза улыбались – Дима – хорошее имя…
Она стояла и смотрела мне прямо в глаза. Этот взгляд становился невыносим, она словно пыталась влезть мне в голову. Я не выдержал и отвернулся.
- Уже решился?
- Я давно всё решил. Твёрдо – я повернулся к ней – Прошу, не мешай.
Слёзы навернулись на глаза: я вспомнил всё произошедшее со мной, и это убедило меня в том, что назад пути нет. Я начал наклоняться вперёд.
- Прости, Господи…
- Нет, стой – девушка вскричала, вмиг очутилась около меня и схватила за руку.
- Какого хрена ты творишь! – я схватил её за плечи и стал трясти, надвигаясь на неё – Что тебе от меня надо? Ты не хрена не знаешь! Ты не знаешь, почему я делаю это.  Ты не представляешь, как больно и… и сложно мне теперь просто жить. Я больше так не могу! – я смотрел на неё глазами, полными слёз отчаяния. В её глазах был страх и… жалость.
- Ты прав, я ничего не знаю. Но могу узнать! Расскажи и может… может тебе станет легче – она неуверенно смотрела на меня.
- Зачем тебе это? – сказал я немного спокойнее. Я был удивлён.
- Я попытаюсь помочь…
- Ты не поможешь! Не пытайся! – и я направился к краю крыши.
- Не пытайся! Ты говоришь так, потому что боишься передумать! Ты - слабак!
Я встал как вкопанный. Эти слова подобно холодному клинку, кольнули моё сердце. С минуту я стоял молча.
- Да, может и так – произнёс я, не поворачиваясь к ней – Но я держался, сколько мог. Сегодняшний день – последняя капля. Он просто ужасен, начиная с самого утра…
Она тихо подошла сзади и взяла меня за руку.
- Продолжай.
Я почувствовал, что хочу поделиться с ней, хочу рассказать. К тому же прыгнуть я всегда успею…
- Разбил чашку, чуть не попал под колёса какого-то психа, затем прокатился на автобусе, с концертом просто – я мрачно усмехнулся – опоздал на пару… Ты слушаешь?
- Да. Но это не причина. Всё это слишком обыденно. К этому привыкаешь.
- Ты не дослушала! Я не на шутку разозлил препода. Это очень серьёзно… - я видел, что она смотрит на меня с подозрением - … и в довершении всего был избит стадом спустившихся с гор!
- Поподробнее.
- Это из-за … девушки, они…
- … стали приставать; когда получили отпор, оскорбили, ну а ты бросился отстаивать попранную честь своей девушки и своё уязвлённое самолюбие, я угадала?
- Хм, в общем да. Стандартно?
- Конечно.
- Только вот…
- Что?
- Она не моя девушка, ну то есть ..  она мне нравится, но … Забудь. Зря я это – почему-то мне стало стыдно, я мямлил как провинившийся школьник. Она заметила это, и я опустил глаза.
- А ты болтун. Ещё и получаса не прошло, а ты уже открыл мне что-то личное.
- Но..
- Шутка – она улыбнулась – Посмотри на меня – она руками приподняла мою опущенную голову – Вот уже может быть причиной.
Мне стало как-то не по себе – она докопалась до самого сокровенного в моей душе. Докопалась до таких глубин, которых я сам не желал касаться вот уже год.
Я посмотрел в её глаза. Теперь в них не было и тени насмешки. Только сочувствие, искреннее… Меня поразило, насколько выразительным может быть её взгляд, насколько точно он передаёт чувства.
- Да, ты права – трудно было это признавать. Её руки спустились мне на плечи и крепко держали меня – Ты не удержишь.
- Возможно. Но я хотя бы выиграю некоторое время, чтобы…
- Чтобы, что?
- Узнать причины.
- Ты узнала всё, вкратце, конечно, но всё. Теперь отпусти меня – я взял её за руки и попытался убрать их, но она ещё сильнее схватилась за мои плечи. Я посмотрел в её глаза, в них было замешательство. Она лихорадочно думала, что сказать мне, чтобы остановить.
- Я забыла представиться – она натянуто улыбнулась.
И правда, забыла… Я отпустил её руки. Она вздохнула. Её глаза вновь наполнились уверенностью.
- Юлия – она убрала руки с моих плеч, и протянула правую мне. Я пожал руку.
- Хорошее имя. Неоригинальное, но хорошее – я слегка улыбнулся, но быстро согнал эту улыбку с лица.
- Что за манера, говорить комплимент с оговоркой!
Её шутку я не оценил.
- Это пустая болтовня. Она ни к чему не приведёт, и  я всё равно прыгну.
Её взгляд стал серьёзен  и даже зол.
- Прыгнешь? Ну, валяй! Только сначала ответь мне на вопрос: ты ведь не сирота, у тебя есть родители, братья, сёстры, а?
- К чему это?
- Ответь!  – она повысила голос.
- Да. Я живу с родителями и младшей сестрой. Куча родственничков имеется…
- Тогда ты ужасный эгоист! Ты решил прыгнуть, но ты даже не подумал, что будет с ними после этого прыжка! Какое это горе для них. Родители не должны хоронить  детей…
Её слова достигли цели. Я и правда ни разу не подумал о них за сегодняшний день, ни разу… Мои глаза наполнились слезами.
- … представь, как их вызывают в морг на опознание того, что от тебя останется, представь похороны, представь…
- Хватит! – отчаяние сдавило грудь, перед глазами была ужасная картина…
- … представь, как закидывают сырой землёй твой гроб, ставят крест, представь лица, лица твоих близких на похоронах, их глаза полные слёз и отчаяния. Только представь всё это! А потом скажи, сможешь ли ты так жестоко поступить с ними. Самоубийство, Дима – это проявление величайшего эгоизма и жестокости по отношению к близким людям.
Я слушал всё это молча, не двигаясь. Когда она закончила, я почувствовал себя слабым, физически и морально. Настолько слабым, что, казалось, не смогу совершить задуманное. Я сел прямо на крышу. В голове крутились последние слова Юлии…
Юля села рядом.
- Ты не один такой. Многим приходят такие мысли, но большинство понимает, что это не выход.
- Или боятся…
- Все боятся! Хочешь сказать, ты не боишься смерти?!
- Как видишь…
- Вздор! Это временное помутнение. Приставь я тебе час назад нож к горлу, ты бы умолял не трогать тебя! Да и высоты ты боишься…
- Что? Нет!
- Боишься, я видела – она хитро улыбнулась.
Мне стало как-то не по себе. Кто она такая? Она копается во мне и вытягивает всё, что ей интересно…
- Так что там с той девушкой? – спокойно и непринуждённо произнесла она – Сказал А – говори Б.
- Сказочная наглость! – воскликнул я, хотя на самом деле уже не удивлялся.
- Я слушаю тебя – произнесла она всё с той же улыбкой на губах.
Я вздохнул.
- Ты не отвяжешься, не так ли?
В ответ она помотала головой.
- Ясно… - и я начал свой рассказ – Впервые я увидел её прошлой осенью. Шёл дождь, она быстро шла к остановке у университета, где и был я. Она сразу показалась мне симпатичной. Её длинные тёмные волосы намокли, но от этого она выглядела ещё более красивой… Она укрылась на остановке от дождя. Мы обменялись взглядами, я улыбнулся, начал разговор.  Спросил, учится ли она в ПГУ. Получив утвердительный ответ и улыбку, я пошёл дальше… Всего за 15 минут мы нашли кучу общего: от места учёбы и предпочтений в музыке, до проблем с младшими сёстрами. Её глаза  всё время улыбались. Её смех был заразителен. Я чувствовал себя с ней, как с давним другом… – я повернулся к Юле – Другом она мне и осталась.
- Ты хотел большего – она с неподдельным интересом посмотрела мне в глаза – что же мешало?
- Не знаю. Сначала я подумал, что у неё есть кто-то. Но она сама развеяла мои догадки и сомнения: мы так часто виделись, что на кого-то другого у неё просто не хватило бы времени. В конце концов,  я захотел поговорить с ней на чистоту. Набрался сил и… получил ответ. Смутный, непонятный, скорее отмазка, а не ответ. Как я не старался, ничего больше я из неё не вытянул. Для меня это был сильный промах.
- Продолжай. Я чувствую, осталось самое интересное.
- Хватит читать мои мысли! – я улыбнулся, но улыбка быстро сошла с лица – Да, самое интересное – у неё был парень. Как тебе? Я так разозлился, я почти возненавидел её. Но со временем всё прошло, она осталась другом. Теперь уже, наверное, навсегда…
- Интересная история.
- Неужели? – я недоверчиво посмотрел на неё.
- Да. И не каждого судьба балует интересными поворотами!
- Да, меня по ходу избаловала!
Она засмеялась, мне тоже стало смешно, и я не стал сдерживаться…
- А если серьёзно, Дим, то её можно понять. Она увлеклась тобой, ты ей понравился, и всё было прекрасно, пока ты не полез выяснять отношения. Она испугалась чего-то серьёзного,  ведь у неё уже был парень.
- Возможно… хватит о грустном. Ты же меня хочешь отговорить от прыжка, а не добавить причин для его осуществления!
-Ого! Как ты заговорил – она засмеялась, я опять подхватил этот лёгкий и непринуждённый смех.
Она начала расспрашивать меня о всяких мелочах. Она отвлекала меня от моих проблем, пыталась найти самые светлые уголки моей души…
 И у неё это прекрасно получалось. Теперь это уже был дружеский разговор, а не допрос. Она уже ничего из меня не вытягивала, я готов был рассказать ей всё, что она хочет знать. Причём легко и просто.
- У тебя есть сестра, как я поняла.
- Да. Её зовут Юля -  я улыбнулся.
- Значит, тебе и вправду нравится это имя.
- Да, я настоял на нём, когда мы с родителями выбирали ей имя… Она у нас главный миротворец в семье – я засмеялся.
- Да? Мириться всех заставляет?
- Угу. Помню, как-то раз родители поругались. Она обманом завела их в одну комнату и закрыла там. Сказала, что пока не помирятся, не выпустит! 
- Молодец!
- И сработало! Я был очень рад. Нет, я был в восторге от такой смелости и сообразительности с её стороны. Я ненавижу, когда родители ссорятся…
- Это тоже причина?
- Нет. Они не ссорились в последнее время… Промах, госпожа психолог!
- Ничего, я ещё успею всё выяснить.
Наши взгляды встретились, и я не мог оторваться. Её глаза притягивали, в них была целая гамма чувств,  и все они были адресованы мне. Эти глаза делали её невероятно  красивой…
- Говорят, что глаза – зеркало души. У тебя это не зеркало, это сама душа…
Её руки обвили мою шею. Она притянула меня к себе, я закрыл глаза. Наши губы встретились. У меня закружилась голова - это было настолько приятно…
- Я не мастер в этом. Хм, практики маловато… - мой голос дрожал от волнения.
- Неплохо, очень даже неплохо – она открыла глаза, и улыбка осенила её прекрасное лицо.
- Что дальше?
- На что это ты намекаешь? – она сделал вид, что удивилась – Продолжим терапию!
- Ну ладно, спасай заблудшую душу.
-Мм, какое твоё самое приятное воспоминание? Подумай хорошенько.
Я задумался, перебирал свою недолгую жизнь буквально по минутам. Сначала я подумал, что быстро найду среди всего этого серого и будничного, яркое, приятное воспоминание. Но, подумав с минуту, я понял, что ошибся. В моей жизни было много хорошего, возможно даже больше, чем у некоторых… Просто я не всегда замечал это, не всегда понимал, не всегда ценил. Удивительное множество ярких моментов моей  жизни пробегало перед глазами. Я пытался выбрать самое самое, но это было так сложно.
- Слишком много? Не можешь выбрать? – Юля направила взгляд своих прекрасных глаз на меня – Значит, ты – счастливый человек, Дима.
- Сомневаюсь. Но кое-что я всё-таки расскажу.
- Конечно, давай!
- Мне было 12. Я впервые увидел море. Был уже вечер, солнце садилось, образуя на воде  ослепительно-белую, блестящую полосу. Дул лёгкий бриз. Я стоял на берегу и дышал полной грудью, как будто хотел вдохнуть каждый кубический сантиметр этого свежего воздуха. Небольшие тёплые волны ласкали ноги. Лучи солнца пробегали по всему телу, разнося невероятно приятное тепло. Я нырнул в воду. Это было не с чем не сравнимое удовольствие. Даже солёная вода, попавшая в рот, не могла испортить впечатление. Родители потом долго пытались вытащить меня из воды – я усмехнулся – ведь я не умел плавать.
- Это прекрасно – она не отрывала от меня глаз – ради таких моментов и стоит жить.
- Я бы согласился с тобой, если бы жизнь состояла только из таких моментов – я горько усмехнулся – но они встречаются реже, чем…
- Подбери губу то! Ты слишком многого хочешь. Говорят, жизнь -  это зебра: чёрная полоса, белая полоса. И пусть белая полоса обычно уже, но нужно уметь радоваться и черной полосе. Когда преодолеваешь трудности одну за другой, тебе разве не приятно? Это невероятное удовольствие – осознание того, что ты преодолел сложности, справился с ними и стал сильнее! Оно сравнимо с самыми приятными впечатлениями, даже с твоим. Счастье в обеих полосках зебры. Научись его видеть, и ты будешь счастлив всю свою жизнь.
Её глаза горели, разговор увлёк её.
- Ничего подобного я ещё не слышал. Ты просто излучаешь оптимизм. Его в тебе хватит ещё человек на десять. И я, похоже, облучился им – я засмеялся, она – тоже.
- Это хорошо!
- Проблема в том, что я не могу так смотреть на мир, я давно снял розовые очки и не собираюсь их снова одевать.
- Разве я сказала, что сложностей не бывает или что не надо обращать на них внимание? Нужно видеть и преодолевать их, с уверенностью, что всё получится, потому что другого пути нет!
- Есть – я указал на край крыши.
- Нет! Это не выход. Как же ты не поймёшь, что это просто глупо. Пустить под откос ещё толком не начавшуюся жизнь. Уничтожить всё: надежды, планы, мечты, воспоминания. Глупо, жестоко, эгоистично. И крест у тебя на груди ведь не для красоты.  А ведь грешно даже думать о самоубийстве.
- Крест сейчас ничего не значит. Ношу, потому что крестили и подарили его. Он не даёт и капли веры.
- Ты ошибаешься. Не будь в тебе и капли веры, ты бы его давно снял.
- Я не верю! Там никого нет – я вскочил и ткнул пальцем в небо – Нет!
Юля встала вслед за мной.
- Там никого и не должно быть. Он должен быть здесь – она приложила правую руку к моей груди.
Мне стало стыдно за свои слова. Я опустил поднятую руку.
- Да, ты права – я обнял её, мы прислонились щека к щеке – Тогда, после драки, я просил его помешать мне – я посмотрел ей в глаза -  и вот появилась ты… Ты ангелом подрабатываешь? – я тихо засмеялся.
- Да, немного – она крепко прижала меня к себе – на общественных началах – и тоже засмеялась.
Всегда приятно осознавать, что рядом с тобой человек, которому не безразлична твоя судьба. У меня стало на одного такого человека больше. Я забыл о своих проблемах. Ко мне вернулась вера в то, что я со всем справлюсь. Этот момент моей чуть было не оборвавшейся жизни надолго останется в памяти.
- Скажи честно, ты любишь её?
- Я даже не знаю, что ответить… Как выразить то, что чувствую – я глубоко вздохнул – Скажем так, если бы она пошла навстречу, я бы полюбил её. Влюбился бы по уши! Но она не захочет этого, она не пойдёт навстречу…
- Да, ты сильно запутался.
- Но сейчас разобрался, не так ли – я поцеловал её в щёку.
Тут в голову пришёл вопрос. Как-то неожиданно и в то же время логично.
- Почему ты тут? Почему помогаешь мне? Откуда прилетел такой ангел?
Она немного ослабила объятия, взглянула мне в глаза.
- Не знаю – она как-то невесело улыбнулась – Главное, что я тут – и отвела глаза.
Улыбка моментально исчезла с моего лица. Тут! Но зачем?! Как она тут оказалась?! Захотела прогуляться по крыше?
- Посмотри на меня, Юля! И скажи, почему ты тут.
Моё сердце колотилось с бешеной силой, противное сомнение закралось в душу. Сомнение, разрушавшее веру в хороший исход дня. Я пристально смотрел на неё и ждал ответа.
Юля не отвечала. Она молча стояла и смотрела куда-то вдаль.
-Юля?!
- Прежде, чем я скажу… Ты должен знать, что всё сказанное мною сегодня – правда и я… а, ладно.
Она достала из кармана маленькую карточку и протянула её мне. Я дрожащей рукой взял её.
«Быстрова Анна Сергеевна, психолог».
- Это моя старшая сестра. Она встретила тебя в автобусе. Попросила меня присмотреть за тобой. Мне всегда нравилось то, чем она занимается. Вот, я и здесь…
Внутри словно что-то оборвалось. Всё хорошее в раз ушло. Да и было ли оно? Осталась пустота, быстро заполняющаяся отчаянием, болью и злостью… Визитка выпала из дрожащих рук.
- Ты тоже считаешь меня психом, а?
- Вовсе нет! Моя сестра… она заметила, что … что ты в таком состоянии и решила… - она говорила быстро, запиналась, подыскивала нужные слова – она уже встречалась с такими случаями.
«Случаями… Она просто психолог и просто делает свою работу. Всё.»
 - А ты тут причём? На полставки у сестры работаешь? А я то думал, какого она тут делает?! – я схватился руками за голову, которая разрывалась от кучи невесёлых  мыслей.
- Дима, пойми меня правильно, я не могла сказать тебе сразу – она коснулась моих рук – ведь тогда бы ты точно спрыгнул.
- И было бы лучше! – я резко оттолкнул её руки и отошёл на несколько шагов к краю…
- Нет! Постой!
- Не мешай! Ты хотела спасти меня этим трёпом?! Пустым трёпом, этой ложью?! Ты просто изображала участие, сочувствие… Всё это ложь, враньё! – я пятился к краю, подходил всё ближе и ближе к нему.
- Дима, послушай меня, прошу – она медленно подходила ко мне – Я не соврала тебе ни разу за этот день! Мне правда жаль тебя. Я хочу спасти тебя, Дима! Остановись! – её умоляющий голос срывался на плач, она протягивала мне руки, но я всё так же неминуемо приближался к краю.
Все мои неудачи и невзгоды вновь свалились на меня и толкали меня на эти последние в моей жизни шаги. Я видел лишь один выход, один. И он был в полутора метрах от меня. Полтора метра и конец. Конец всему.
- Ты ведь уже передумал! Я чувствовала это!
До края осталось полметра – два небольших шага.
- Стой же! Помнишь, я попросила тебя рассказать о самом приятном воспоминании. Ты рассказал только одно. Вспомни ещё, прошу тебя!
Я взглянул на неё и медленно помотал головой.
- Нет…
- Ну почему же?
- Потому что я хотел рассказать про этот день! – я почти выкрикнул последние два слова.
Я остановился. Я не ожидал, что смогу сказать это. Юля тоже встала. Она опустила руки. Её глаза, полные самого искреннего сострадания, блестели от слёз.
- Про этот день. Про тебя. Про нас. Это было бы самым приятным воспоминанием, ведь ты могла спасти мне жизнь. Спасти и одновременно наполнить её новым смыслом, новыми чувствами. Но теперь… ты ведь просто выполняла просьбу сестры, какое тебе до меня дело!
- Это совсем не так. Как только ты начал рассказывать о себе, открывать мне свои чувства, я поняла, что должна спасти тебя. Спасти не потому, что мне хочется показать себя перед сестрой, а потому что мне стало жаль тебя. Жаль человека, сбившегося с пути, человека, собирающегося прервать свою жизнь, потому что ему показалось, что всё кончено! Человека, отступившего перед трудностями, не из-за того, что он не в силах их решить, нет, из-за временного заблуждения, вызванного кучей навалившихся проблем. Что, разве не так? Ты можешь преодолеть эти проблемы. Ты сильный, ты справишься! Самоубийство – проявление слабости! Прыгнув, ты ничего не изменишь. Просто убежишь от проблем, как трус. В жизни много проблем, Дима, и ты знаешь это. Проблем много, а жизнь – одна. И она стоит того, чтобы дорожить ей!
Она ударила в самое сердце. Её слова лезли в голову сами собой и тянули меня к ней. Я повернулся и посмотрел вниз. Всё было спокойно. Люди, как муравьи бегали по тротуарам, занятые своими мыслями и не обращавшие на меня никакого внимания.
- Ты и правда не звонила в полицию.
- Я не успела. Думала встретить тебя ещё на улице.
- А как ты узнала, где меня искать, где я живу?
- Я живу в соседнем доме, сестра – ещё через дом. В окно видно остановку. Сестра очень подробно описала тебя, сказала ждать, когда ты приедешь домой. Я сидела и ждала полтора часа, не отрываясь от окна. Увидела тебя и побежала… Странно, да?
- Да. Но это спасло меня. Спасибо.
- Подойди ко мне – Юля вытянула руки и стала подходить ко мне.
Я последний раз взглянул вниз и понял, что всё так же сильно боюсь высоты. Голова закружилась, ноги задрожали. Я решил встряхнуть голову, чтобы стало лучше. Но как только я сделал пару движений в разные стороны, меня зашатало, голова стала кружится ещё сильнее. Я начал терять равновесие и падать…
- Дима!
Юля подлетела ко мне в тот момент, когда я уже нагнулся над краем крыши. Она схватила меня за руку и рывком вытащила обратно. Рывок был сильный, и мы упали на крышу… Мы посмотрели друг на друга. Мы сильно испугались.
- Спасибо. Я и правда боюсь высоты…
- Я же говорила – она улыбнулась.
- Прости меня, я…
- Не надо. Теперь всё хорошо.
Я взглянул в её глаза. «Всё хорошо» - повторяли они. Мне стало спокойно. Через тёмные тучи начало проглядывать солнце. Юля обняла меня. И мы долго ещё сидели так, в объятиях друг друга, наслаждаясь самым дорогим, что у нас есть – жизнью.

сентябрь-октябрь 2011 года. Для конкурса Академии Коммуникаций Wordshop и сайта Кинопоиск.