ЦДХ. Как я на фестиваль ходил

Сергей Козин
http://maxpark.com/community/2023/content/1789244

Решил я тут намедни по музыке ударить. А где в Москве можно хорошую живую музыку послушать без серьезных финансовых потерь? Аншлаговые стадионные концерты эстрадных звезд меня уже давно не интересуют, да и недешево стало в последние годы. В клубах, конечно, каждый день проходит несколько десятков любопытных выступлений, но заплатив за вход символические деньги, потом придется, примостившись в уголке, весь вечер любоваться на жующих и пьющих за столиками малолеток и жуликов. В Консерваторию мне пока подаваться рано, я еще не дошел до того, что бы кадрить там одиноких пенсионерок-меломанок. Не догадались еще? Подскажу – как ни странно, Центральный Дом Художника на Крымском Валу.

Недолгое изучение интернет-Афиши поведало мне о том, что там как раз проходит весьма любопытный музыкальный арт-фестиваль «Система координат». Что должно означать сие название, мне осталось неизвестным, но любопытный состав участников вдохновил на новый культ-поход. Анонс обещал выступление двух весьма оригинальных и талантливых гитаристов, мало известных широкой публике. Малочисленные ролики на Ю-тубе это вполне убедительно подтвердили. В качестве приятного бонуса светило еще и ознакомление с многочисленными новыми художественными выставками и галереями, расположенными на обширных площадях ЦДХ. Я там не был уже давненько и наивно надеялся на приятные неожиданности.

Было еще около трех дня, но уже на дальних подходах стало заметно определенное оживление и направленность потока народа, спешащего на свидание с прекрасным, что ввело меня в некоторые сомнения по поводу наличия билетов. Огромная вывеска на фасаде «Фестиваль дикой природы Золотая Черепаха» и вовсе привела в замешательство. Развлекли лишь одетые в разноцветные вязаные свитера, а не раскрашенные, как сначала показалось, деревья в парке. Они настроили меня на легкомысленный лад, а зря. Мои худшие опасения подтвердились, когда из-за деревьев обозначились две неслабые очереди. Долго выьирать показалось излишним, и, вздохнув, я пристроился к дальней, показавшейся мне несколько короче.

Полчаса на свежем морозце под лучами ласкового январского солнышка пролетели незаметно, и вот я достиг вожделенной кассы. Надо сказать, что в худших традициях соцархитектуры помпезные фасады скрывают за собой шикарные парадные помещения и убогие вспомогательные, типа гардеробов, туалетов и касс. В пространстве 2 на 3 метра с трудом втискивалось от силы с десяток любителей искусства. На вопрос о концерте фестиваля хозяйка кассы сделала большие глаза и послала меня в соседнюю, назвав ее концертной, хотя на двери ее маячил плакат фестиваля. Высказавшись кратко и выразительно, хоть и не лицеприятно, я побрел в конец правой очереди, успевшей существенно прибавить в длине.

Вечерело, а тем временем морозец крепчал, утверждая меня в решимости поскорее попасть в храм художеств. Передо мной смиренно ожидали своей очереди молодые пары с малыми детьми на руках, вокруг носились сорванцы постарше, да и я уже начал пританцовывать в предвкушении заветного тепла. Наконец толпа внесла меня в распахнутые двери и добрая кассирша, переспросив, ушла в недра ЦДХ выяснять, а что же за мероприятие у них оказывается проходит уже вторую неделю. Впрочем, не прошло и пары минут как досадное недоразумение благополучно разрешилось ко всеобщему ликованию. Оказалось, что для посещения концерта требовалось всего лишь приобрести билет на выставку всего за смешные по нынешним временам 300 р.

Уговаривать меня не потребовалось и я, спустя более часа, все же проник внутрь. В фойе оказалось не менее многолюдно и шумно, но номерка в гардеробе не пришлось ожидать слишком долго. Как догадываетесь, меня более всего теперь интересовали 2 вещи - стакан горячего чаю и…впрочем, об этом потом. Ресторан в это время, увы, не функционировал, но прямо посередине зала была устроена зона питания вокруг чего то, напоминавшего полевую кухню. Сначала я принял этот артефакт за благотворительность кришнаитов, но ценник в 250 р за ланч развеял мои надежды на халяву. Впрочем, по московским меркам, грибной суп, салатик, лапша с куриным стейком в панировке и морс за такие деньги были выгодным предложением, которым я с удовольствием воспользовался.

Подкрепив свои силы, за длинной ширмой я обнаружил, кроме цели №2, еще и весьма богатые сувенирные и книжные магазинчики, забитые шикарными альбомами и буклетами по искусству. Трепеща от вожделения, я перебирал фолианты по архитектуре, мебели модерна и монографии художников, о которых в пору студенчества я мог только мечтать. Впрочем, и такие цены на них 30 лет назад я мог бы увидеть лишь в страшном сне. Да и захламлять ненужной уже давно макулатурой свое скромное пристанище при нынешнем развитии интернета было бы явно глупо. Однако устоять перед альбомом А.Мухи за 550 р. мне не удалось и отяготившись им, я отправился на поиски зрительного зала.

Поднявшись чуть выше на антресольный этаж, я обнаружил там тоже самое художественное безобразие, о котором писал уже в своих записках про посещение ММАМ. Видимо, исходя из коммерческой ценности, все маловысокохудожественное теперь размещают на нижних ярусах. Живописные эксперименты художников пера и кистеня задержали меня ненадолго, и я поднялся на второй уровень. Там и проходила выставка дикой природы. Там царило дикое оживление, вдоль стен с фотографиями пейзажей и животных сновали дети и взрослые, но мне туда было не нужно. Лишь у стола с красками я задержался, борясь с желанием присоединиться к рисующей детворе. Получив толстенный журнал «Вокруг света» в презент, я продолжил поиски.

Эскалатор поднял меня на третий этаж и тут я понял, что концерт будет теперь проходить не в киноконцертном зале, как было всегда раньше, а прямо посреди широкого экспозиционного холла, где находилась маленькая сцена, и были расставлены стулья для зрителей. Я поспешил занять свободное место и вовремя. Ведущий объявил выступление выдающегося радиожурналиста и виртуоза Дмитрия Малолетова, владеющего необычной фортепианной техникой игры на электрогитаре «двуручным независимым теппингом». Входя в пятерку лучших гитаристов России, он аккомпанировал многим нашим звездам – Пугачевой, Ротару, Долиной, Аллегровой, Королевой и другим. Свои восторги от услышанного я оставлю за кадром, а судить об уровне его игры предоставлю вам самим.

В перерыве я прошелся по длиннющей анфиладе залов, в которых, как ни удивительно, размещались точно такие же картины, что и в подземном переходе к Парку Культуры. Единственным светлым пятном среди царства банальщины, пошлости и кича мне показались изысканные и сюрреалистичные офорты, несомненно, талантливого графика Юрия Лаптева. К сожалению, в инете о нем содержатся весьма лаконичные и не вполне позитивные записи, но о художнике лучше всего рассказывают его картины, не правда ли? Могу лишь сказать, что он участник множества российских и международных выставок, а его работы находятся во многих частных коллекция у нас и за рубежом. Полагаю, вам будет так же любопытно познакомиться с его творчеством.

Отсняв гравюры, я вернулся к началу второго 40 минутного сета, в котором участвовал еще один замечательный гитарист и композитор Андрей Шепелев. Окончив МАрхИ в 1981 г. он параллельно стал профессиональным исполнителем на редком музыкальном инструменте «До;бро», шестиструнной резонаторной гитаре, отличающейся встроенным металлическим резонатором, работающим по принципу диффузора громкоговорителя. Используя слайдовую технику игры, он играл с Интегралом, ДДТ, Машиной времени, Браво, Лозой, Меладзе, Бичевской, Буйновым и другими исполнителями, стал основателем групп Кукуруза и ГрАссМейстер. Могу лишь сожалеть, что севшие аккумуляторы не позволили мне записать весь концерт полностью.

Надеюсь, ваши положительные впечатления от услышанного совпали с моими, и их не испортили даже непоседливые дети, развлечения ради постоянно сновавшие перед сценой, не говоря уже о великовозрастных чудаках, без стеснения срезавшие путь перед моим объективом. Часть отснятого там я выложил на Ю-тубе. Если заинтересовало и понравилось, могу и пополнить коллекцию. Покидал я ЦДХ, когда уже ярко светила полная луна, а окрепший мороз придавал бодрость моему шагу, и сожалел лишь о том, что не пришел сюда неделю назад, когда тут в рамках фестиваля выступали Ирина Сурина (экс-Кукуруза) и легендарная группа «Последний шанс», которую я не слышал уже лет 30. Нужно будет теперь почаще заглядывать в онлайновую Афишу.