Вирадоло. Глава2

Светлана Давыденкова
     Королева Жизнь любит делать ходы своими подданными, пешками-людьми. Кого-то она, благословляя,  ставит сразу на нужное место, а кем-то манипулирует, словно в игре, переставляя с одного места на другое.

     Я, пожалуй, не отношусь к разряду ее способных  учениц: уроки плохо усваиваю. И  играет со мной  Великая Госпожа, обучая жить по своим законам.

     В Вирадоло я приехала в  четвертый раз. Впервые - на замену, затем, - спасаясь от безвыходной ситуации с документами, нуждающимися в продлении; в третий раз,- решив попрощаться с Италией навсегда, последний раз подзаработав денег. Ну а сейчас - уже и навсегда, то есть, пока старики не уйдут в загробный мир.

     Поначалу мне казалось, что худшего места и не придумаешь: двое дряхлых стариков, вилла,где много уборки; далекое от города село, из которого по выходным не всегда и выберешься; относительно невысокая зарплата  и невыносимая скука.

     В самом начале работы здесь я часто спорила с хозяевами по поводу моих прав. Было и такое, что уже искала на свое место замену, рассчитывая найти новое место. Луиза и сама была бы  не против избавиться от такой строптивой работницы, говоря: «Такая  дерзкая, как ты, мне не нужна».

     Однако проходили дни, потом недели, месяцы, а я все не уходила. Наоборот, возвращалась. Я начинала ценить в стариках уважение к себе; они во мне увидели доброту и порядочность.  И, наконец, произошло то, что и должно было произойти: мы  приняли все недостатки друг друга, сделав акцент на достоинствах, и сумели ужиться.

     Обычно мы с Луизой отправляемся спать после десяти, но сегодня засиделись допоздна: по телевизору шел интересный фильм об Энцо Тортола, ведущем одного из телеканалов, в 80-х годах незаконно осужденном за продажу наркотиков.

     К полуночи довольная проведенным интересно вечером, приготовленная ко сну старушка появилась в супружеской спальне. Укладываясь, она услышала недовольное бормотание мужа: «И тебе не стыдно в твоем возрасте засиживаться  так допоздна?» За прошедший вечер, полусонный,  он, как привидение, раза три приходил в комнату, где наше внимание было поглощено разворачивающимися событиями на телеэкране, настойчиво  призывая жену одуматься и идти спать. Луиза только отмахивалась.

     Улеглась. Я поправила простыни, подоткнула старикам одеяло со всех сторон, услышала от старушки ежевечерние слова: « Спасибо за все», мы пожелали друг другу доброй ночи. Пошла отдыхать и я. Луиза принялась за чтение ночных молитв. Как обычно,  встрял снова недовольный Луиджи: «Говори тихо! Ты мне уже разрушила весь вечер!»  « Спи!  » - коротко ответила жена ухе шепотом продолжая  свои  молитвы.

     Вскоре старики засыпают, и для меня наступает лучшее время  суток - отход ко сну. После дневной суеты,  зайдя в свою комнату, я наслаждаюсь вдруг  внезапно появившейся тишиной. Ни старческих ворчаний, ни уличный шум, ни приход друзей или родни, ни навязчивых звуков телевизора - тихо. Я подхожу к окну, смотрю на полянку, озаренную луной, вдыхаю свежий вечерний воздух и слушаю, слушаю тишину. Так мирно и спокойно! Я раздеваюсь, ложусь в постель и перед тем, как заснуть, искренне благодарю Бога за прошедший день.

     А утром все начинается сначала: в восемь - завтрак старикам в постель. Уборка, готовка, если надо,-поездка  в магазин. В десять встает Луиза. Луиджи  же поднимается и в одиннадцать, часто выпрашивая  полежать еще минут десять. 

    Его жена, несмотря на  93 года, молодец. Хоть и с моей помощью, но еще передвигается; не потеряла вкус к еде,  любит посплетничать, интересуется политикой и не забывает о своей внешности. Проговаривая уже  утренние молитвы,  целый час, сидя на стуле, плещется перед умывальником в ванной, тщательно  моя уши, шею, лицо и руки. Затем протирает лицо лосьоном, накладывает на него крем и не забывает побрызгать на себя духи,которые каждый год на Рождество дарит ей сын.  Я помогаю ей одеться и причесаться, и мы потихоньку отправляемся в гостиную. Луиза садится там на свой заветный стул с двумя подушечками, на котором она и  проводит весь день: звонит по телефону по делам и просто поболтать, храня в уме уйму  телефонных номеров, ворчит на мужа, смотрит телевизор, развлекается с внучками, принимает гостей, обедает.
 
     Пара прожила вместе более шестидесяти лет. Супруги были счастливы, делили между собой и горе и радость, а теперь Луиза слышит от мужа: «Я с тобой разойдусь. И чей,  в конце концов, этот дом? Твой или мой?» Луиза отвечает: «И твой, и мой». Тогда Луиджи советует ей убираться жить в гараж, а он останется здесь, со мной. « Нет, уж, это ты иди жить вниз. А я останусь здесь и Лучию ( то бишь, меня) тебе не отдам. Если хочешь, заведи себе любовницу. Пенсию же твою мы поделим пополам».

      Может, другая и расстроилась бы, услышав подобные слова от мужа, но Луиза - мудрая оптимистка, и мы до слез смеемся над  слабостями ее супруга.
   
     Проходит  день, а за ним и другой, и третий, и еще череда, а я никак не пойму странностей  Ее Величества Жизни. Казалось, в старости только и живи, пожинай счастливо плоды своей надежности, преданной отдачи. Ан, нет!   Мало, что болезни одолевают, тело начинает изменять, так еще от самых, что ни на есть близких  начинаешь получать пинки по душе!

 Чего-то же хочет еще перед смертью Жизнь научить!  Понять бы Ее замыслы… .