След предка

Хачхарджи Константин
    
      Просвещённый истеблишмент сегодня всё больше зарится на космические дали, чем на земные красоты.  На высокогорном плато, в пустыне Атакама, вдали от цивилизации и городской  суеты, на самом  сухом месте  планеты, где, практически, не выпадает осадков и небо идеально прозрачное, установлен, и уже начал работать, самый большой в мире наземный радиотелескоп  ALMA, состоящий  из 66 параболических антенн.  Учёные верят, что, используя мощнейший потенциал know how  им, наконец-то, удастся  заглянуть в затаённые лабиринты Вселенной.
 
      Вот, только не надо петушиться: «Не говори гоп, пока не перескочишь!»

            По сравнению с древлянином мы,- и это правда, - стали практичнее, но, увы, далеко  не умнее их. Одна беда: в древности знания были изотерическими, что было прерогативой одних  избранных, то бишь – полубогов.  Современники Аристотеля  ни сном, ни духом не знали, кем он был для них на самом деле.

             Труды несравненного Аристотеля получили широкую огласку и научную  значимость  лишь спустя тысячелетия.  В историческом разрезе примеров подобного рода – превеликое множество, вследствие  чего по пути к нашему, так называемому, прогрессу, много чего было безвозвратно потеряно, особенно в области астрономии и медицине.  Однако, к чести будь сказано, предок наш, по всей видимости, к земле относился с большей любовью, чем мы. Об этом свидетельствует средоточие жизни в местах, где Бог разместил свои земные резиденции, что сегодня называют  не иначе, как земля Обетованная…

 Израиль крохотная, но сказочная страна, окружённая четырьмя морями -  Средиземным, Красным, Мёртвым, Галилейским (пресноводным, расположенным на 213 метров  ниже уровня мирового океана) и Иудейской пустыней,  частью обжитой бедуинами.   Написал и вдруг вспомнил одну, запомнившуюся с детства, фразу.
 
                "Когда евреи шли к Богу, - говорил мне дед, -

                греки оттуда уже возвращались!"


               Круто, но правды тут  фифти-фифти.  В эллинистический период,  в промежутке после смерти Александра Великого в 323 году до нашей эры и до римского завоевания Сирии в 63 году до рождения Христа, здесь   было создано чудесное содружество городов, наподобие современного Евросоюза, названное Декаполисом, что с греческого, буквально,   deka – это десять,  polis -  город, или, если по-русски, -  Десятиградие.
 
                Группа из десяти античных полисов  располагалась  восточнее Иорданской долины, с юго-западного плоскогорья  Голанских высот до современного Аммана. Города жили автономно, то есть не было меж ними ни союза (в нынешнем понимании этого слова), ни какого-то там политического хитросплетения, наоборот, всё было предельно просто: общность их строилась на базе языка, культуры, географического расположения и политического статуса каждого полиса в отдельности. Вот они:

1. Дамаск, столица современной Сирии. Дамаск был значительно севернее других городов и, по мнению некоторых, являлся «почетным членом» содружества.

2. Филадельфия (Равва Аммонитская), современный Амман, столица Иордании.

3. Рафана, на территории современной Иордании.

4. Скифополь, ныне  Бейт-Шеан  на территории Израиля.

5. Гадара, на территории современной Иордании.6. Хиппос, на территории современного Израиля.

7. Дион, на территории современной Иордании.

8. Пелла, на территории современной Иордании.

9. Гераса, ныне  Джараш (Иордания).

10. Каната, на территории современной Сирии.
 
               Декаполис был регионом пересечения двух культур: колониальной греческой и местной семитской. Это зачастую приводило к конфликтам. Греки были шокированы практикой обрезания, а семиты были не согласны с доминирующим и ассимилирующим характером эллинистической цивилизации.  Тем не менее,  63-тий год до нашей эры  стал для этих городов  эпохальным, так как  свой отсчёт лет они вели именно с римско-византийского периода…

 Так, скажите на милость, где сегодня реально можно узреть след  предка?
 
К счастью, он есть – это ныне здравствующий Хамат-Гадер («горячие источники Гадары»). Поблагодарим душевно матушку-историю  за то, что Гадара, один из тех десяти эллинистических городов, и поныне пребывает   в своих прежних границах, в долине реки Ярмук, на  стыке границ Израиля, Иордании и Сирии.

                Современный  Гадара находится в 4,5 км от заповедника, на территории  Иордании. На этом месте, давным-давно, может быть даже  три тысяч лет назад, древний скиталец обнаружил, бьющиеся из под земли,  горячие источники, содержащие серу  в концентрации 4,7 % и другие важные минералы.  Естественно, археологи, эти любопытные ищейки, заинтересовавшись возможностью открыть врата старины, лопатой и киркой докопались-таки,  и открыли   термы, построенные римлянами именно на этом месте во втором веке до нашей эры.

               Неделю назад, точнее 20 марта (2013 г.), посетив Хамат-Гадеру, я первым делом, спустился по старым базальтовым ступенькам в «римскую баню», к этим старинным каменным топчанам, на которых возлежал древний римлянин в томлении духа.  Мне было интересно видеть арки, архитектуру, чтобы живо ощутить на себе дыхание времени….

                Хамат-Гадера в наши дни  – это, прежде всего, – визитная карточка Израиля.  Бизнес и туризм здесь заключили меж собою негласный брачный союз, в котором в главных ролях выступают abgemacht  и  gesheft.  Всё обустроено в рамках современного дизайна: крытые и открытые бассейны, водопады горячей воды, под которыми можно, стоять, сидеть, лежать, кому, что по силе и интересам.
 
                Водяной поток 500—700 кубометров в час сохраняет постоянную температуру +42;по Цельсию. Вода, в сочетании с качественными процедурами, ускоряет обмен веществ и обновление клеток, оказывают болеутоляющее действие. Напор местного термоминерального источника так велик, что вода полностью обновляется каждые 4 часа…

                Так в чём же цимус?  Не скажите, главное есть божественно красивое  место, где можно и себя показать и на других посмотреть. Женщины, памятуя заветы несравненной Клеопатры, прохаживаются вдоль и вокруг бассейнов в лёгком интиме, элегантно прикрывая лишнее, что не туманит взор, и в то же время -  с предельной откровенностью всё, что «шаманит» бой-френда, иные же, кто помоложе, вообще,  чуть ли, но не совсем...…

                Я тоже поначалу пошёл грудью, но потом   подумал:

                «Что за нужда греть свои  «бейцела» в кипятке?»


                И тут (надо же!) вспомнил один жуткий способ стерилизации баранов, используемый австралийскими фермерами. Они надевают на яички барана теплые меховые мешочки, и через некоторое время баран превращается в евнуха.

               После чего – я пулей вылетел из «противного» бассейна, и пошёл осматривать другие достопримечательности курорта: отели, рестораны, крупнейшую на всём  Ближнем Востоке крокодиловую ферму, в которой проживают около 200 симпатичных пупырчатых зеленых всех мастей и размеров, и местный «оперный театр».
 
                В пределах парка размещены вольеры со всякой живностью:  змеи, горные козлики, черепашки, петушки, павлины, обезьянки, посредине – небольшое помещение, выполненное в стиле амфитеатра, где в час дня в роли оперных певцов выступают попугаи разной окраски и размеров. Они поют свои восточные песни, говорят человеческим голосом, тащат  мини-каретку, крутят педали, катят миниатюрную тележку  по воздушному канату. Дрессировщик тоже вместе с ними бегает по сцене, очертя голову, каждый раз одаривая артиста вкуснятиной за великолепно выполненный номер, словом, как у людей: сделал дело – получи еду.
 
              В полуденный час, когда крокодилы выползли на берег, чтобы погреться и подремать на солнышке, неподалеку от забора я заметил одного острорылого аллигатора, он лежал без каких-либо признаков  движения.
 
«Вот, где настоящая житуха», - подумал я, - поесть, поспать и все дела!"

 Чтобы, хоть как-то растормошить его, я стал размахивать руками, горланить,  что есть силы, свистеть и плеваться -  всё без толку!
 
«Да что он окочурился,  что ли?» - возмутился я вслух.
 
 «А ты перемахни  через заборчик, - услышал я совет со стороны, - и сразу убедишься, какой он бывает прыткий, но лично для тебя это будет в первый и в последний раз!»
 
«Дураков нет» - сказал я себе.

И к ассоциациям.
 
               Среди прочих затрапезных  заведений есть ресторан  «А-махбат» («Сковорода»), где вас  могут угостить экзотическим блюдом – из австралийского  сибаса:  от англ. sea bass (морской окунь).  Может статься, что поначалу вы не удивитесь, дескать, да мало ли что! Не спешите, сенсация в том, что эту рыбу израильтяне ловят (да ни в коем рази не догадаетесь!!!) - в пустыне Негев!
 
« Мы пробурили скважину глубиной почти в километр, - говорит израильский учёный Ами Бунковски, - откуда  поступает соленая вода, по своему составу близкая к морской. В ней прекрасно живут любые морские виды. Добыча здесь  не чета морской, не  надо целый день болтаться на волнах в ожидании, повезет - не повезет:  15 минут и полная сеть австралийского сибаса,- это настоящий деликатес. Сказка стала возможной  благодаря компьютерам, которые следят за состоянием водоема, и решают: хватает ли рыбам корма и кислорода, не загрязнилась ли вода и, если надо, - накачивают чистую, а загрязненную сбрасывают в специальный бассейн неподалеку, где ее очищают особые бактерии».
 
 Выходит, други мои,  - «Все, что ни делается — все к лучшему!!!»