Помним об убитых нацистами православных

Матвеев Владимир Иванович
Их мольбы стучатся в наши сердца

24.10.2011 | Filed under: АНАЛИТИКА,ГЕОГРАФИЯ,СНГ,СТАТЬИ,Украина
Политклуб.рф Posted by: Матвей Владимиров

Убийства православных священников фашистами и коллаборационистами во время Второй мировой войны призывают нас сделать возвести Мемориал иерархам и священникам, погибшим от рук как групп бандеровцев, так и НКВД.

Бурные геополитические изменения и политические события конца 20-начала 21 веков, расколовшие украинское общество, выкристаллизовали тенденцию дотоле «не замечавшуюся» многими – тенденцию возрождения идеологии и практики коричневого оттенка. Православная и прогрессивная международная общественность с глубоким возмущением узнала о кощунственных действиях по переименованию улицы Мира в улицу им. батальона «Нахтигаль» во Львовской области Украины.

Всеукраинское объединение «Свобода» 12 октября 2011 года подтвердило информацию о том, что их депутат инициировал переименование улицы Мира в селе Райлив Стрыйского района Львовской области в улицу «Воинов батальона «Нахтигаль». «Депутаты сделали это с целью почтения памяти всех воинских формирований, которые были причастны к борьбе за независимость Украины», – отметил тогда по этому поводу инициатор переименования Берездецкий.

Напомним,  что незадолго до нападения на СССР в Германии из числа украинских националистов были сформированы диверсионно-разведывательные батальоны «Нахтигаль» и «Роланд», которые с первых дней Великой Отечественной войны осуществляли террористическую деятельность в тылу советских войск, проводили «зачистки» на оккупированных территориях совместно с войсками нацистской Германии. 30 июня 1941 года батальон «Нахтигаль» вместе с немецкими войсками вошел во Львов, где участвовал в уничтожении мирного населения. Немецкий историк Вальтер Брокдорф, очевидец тех страшных событий, в своей книге «Тайные команды второй мировой войны» пишет, что зверские расправы с львовянами украинские националисты из батальона «Нахтигаль» начали осуществлять сразу же по прибытии во Львов утром 30 июня 1941 года (см. Без права на реабилитацию. Киев, – 2006, – С. 315).

Несмотря на то, что Нюрнбергский трибунал признал эсэсовские организации преступными бывший Президент Украины Виктор Ющенко присвоил своим Указом Р. Шухевичу, а также С. Бандере звание «Герой Украины».  В связи с этим, важно отметить, что Высший административный суд Украины окончательно отказал в возможности пересмотра дел о незаконности присвоения звания Героя Украины главнокомандующему УПА Роману Шухевичу и лидеру ОУН Степану Бандере. 12 октября 2011 года ему в ходе судебного заседания в Высшем административном суде Украины Донецкий адвокат Владимир Оленцевич официально сообщил, что коллегия судей ВАСУ своими постановлениями отказала в допуске к производству Верховного Суда Украины заявлений (среди авторов заявлений был и экс-Президент Украины Виктор Ющенко) о пересмотре двух постановлений Высшего административного суда Украины от 2 августа 2011 года, которыми были оставлены без изменений постановление Донецкого апелляционного административного суда от 21 апреля 2010 года, постановление Донецкого окружного административного суда от 2 апреля 2010 года и определение Донецкого апелляционного административного суда от 23 июня 2010 года, которыми были признаны незаконными Указы Президента Ющенко о присвоении Р.Шухевичу и С.Бандере званий Героя Украины.

Решение суда является справедливым, восстанавливающим историческую справедливость, поскольку архивные и свидетельские факты неопровержимо свидетельствуют о массовых злодеяниях ОУН -УПА под эгидой фашистов против Православной Церкви и человечности:

Всего на Украине от рук фашистов погибло 5 млн. 300 тыс. мирных граждан, 2 млн. 300 тыс. трудоспособных украинок и украинцев было угнано в Германию. От рук карателей – бандеровцев погибло 850 тысяч евреев, 220 тысяч поляков, более 400 тысяч советских военнопленных и еще 500 тысяч мирных украинцев. Убито 20 тысяч солдат и офицеров Советской Армии и правоохранительных органов, примерно 4 – 5 тысяч своих же «вояк» УПА, недостаточно «активных и национально сознательных». Документально подтверждено, что все основные звенья УПА заняли, как и Р. Шухевич, офицеры германской разведки  и гестапо.

Созданный с началом Великой Отечественной войны членом Черновицкого областного провода ОУН Войновским Буковинский курень (около 500 человек) 22 сентября 1941 г. прибыл в Киев, где с 28 сентября принимал участие в массовом убийстве ни в чем не повинных людей разных национальностей в Бабьем Яру. Тогда были лишены жизни 350 тысяч человек.

Некоторые исследователи утверждают, что среди 1500 карателей в Бабьем Яру было 1200 полицаев из ОУН и только 300 немцев.  Архивные материалы, подготовленные к печати исследователем С. Давыденко и рядом других ученых, свидетельствуют об античеловеческой сущности отрядов ОУН-УПА (см. также: Преступления ОУН –УПА в годы Великой Отечественной войны.
В частности, когда в начале 1942 года батальон «Нахтигаль» был переформирован в 201-й полицейский батальон СС и во главе с капитаном Шухевичем направлен в Белоруссию для борьбы с партизанами, в основном нахтигалевцы стерли с лица земли белорусскую деревню Хатынь, волынское село Корбелисы, в котором убили свыше 2800 мирных жителей.

В книге «Без права на реабилитацию» ( Киев, 2005) приведен фрагмент из трофейного документа от 23 марта 1944 года, в котором содержится стенограмма беседы члена Центрального провода ОУН-б Герасимовского с гитлеровским сановником в дистрикте «Галиция» оберштурмбанфюрером СС Витеской: «… ОУН (группа Бандеры) обязуется представить в распоряжение полиции безопасности все разведданные о большевизме, коммунизме и о польском движении сопротивления. Кроме того, ОУН готова сотрудничать с немцами во всех военных областях, которые окажутся необходимыми в борьбе против общего врага. С целью обеспечения интенсивности ведения боевых действий против общего врага ОУН желает, чтобы немцы конспиративным путем поставляли ей боеприпасы, оружие и взрывчатку. Доставка оружия и диверсионных материалов с немецкой стороны через линию фронта в боевые подразделения должна осуществляться по всем правилам конспирации, чтобы не дать повода большевистскому режиму выставить оставшиеся за линией фронта украинцев как германских пособников и агентов и отреагировать соответствующими акциями по истреблению… ОУН желает впредь вести переговоры и заключать соглашения лишь централизовано, и чтобы партнером по переговорам с германской стороны была по возможности, полиция безопасности, так как она знает правила конспирации и умеет их использовать, в то время как другие инстанции и заведения такими знаниями не владеют»  (ЦГАВОВ Украины, ф. 4628, оп. 1, дело 9. Л. 2).

№ 90/44 Совершенно секретно Государственной важности 13 марта 1944 года.

Командующему полицией безопасности и СД в Генерал-губернаторстве оберфюреру СС и полковнику полиции Биркману (лично).

«Краков: … 5.03.44 г. состоялась встреча моего референта с одним украинцем, назвавшим себя Герасимовский и утверждающего, что он уполномочен центральным руководством бандеровской группы ОУН вести переговоры от имени политического и военного сектора этой организации, представляющей все территории, на которой проживают украинцы….» 1. Группа ОУН под руководством Бандеры дает следующие обещания:  Группа Бандеры соблюдает безусловную и полную лояльность относительно всех германских интересов… 2. Бандеровская группа ОУН предоставляет в распоряжение полиции безопасности добытые ею разведывательные данные о большевизме, коммунизме и польской стороне и позволяет полиции оценивать и использовать эти сведения по своему усмотрению. 3. Бандеровская группа ОУН будет использовать свои военные силы против советских банд и других военных акций подобного рода… Содержание дальнейших действий УПА должно определиться на предстоящих переговорах» (Документы изобличают. Издание третье. Киев, 2005, – С.39).

30 июня 1941 г. Ворвавшийся на рассвете вместе с немецкими передовыми частями в г. Львов батальон «Нахтигаль» под командованием Р. Шухевича в первые дни уничтожил более 3 тысяч львовян-поляков, в том числе 70 ученых с мировым именем. А в течение недели батальон «Нахтигаль» Р. Шухевича зверски уничтожил около 7 тысяч мирных граждан, в частности детей, женщин, стариков. Во дворе Святоюрского собора митрополит Андрей Шептицкий провел богослужение в честь «непобедимой немецкой армии и её главного вождя Адольфа Гитлера». С благословения главы Украинской греко-католической церкви и началось массовое уничтожение мирных жителей Украины бандеровцами, нахтигалевцами и бойцами дивизии СС «Галычина».

В документах, представленных в книге «Документы изобличают» (2005 год), приведены неопровержимые документы и материалы из различных источников – оуновцев, нацистских спецслужб и советских государственных органов, которые свидетельствуют об идейном и политическом родстве оуновцев и немецких фашистов, их многолетнем сознательном сотрудничестве, совместной борьбе против украинского народа и его конституционного государства, против Православия, преступлений против человечности, массовых злодеяний на украинской земле.

Фашисты активно разыгрывали религиозную карту и опирались на лидеров и активистов украинских греко-католиков. Показательно, что по архивным данным и данным ряда исследователей вербовку рядовых крестьян в УПА осуществляла в основном бандеровская служба безопасности с помощью ультранационалистических пропагандистов и греко-католического духовенства, которое и сегодня идет на сближение, религиозный диалог с митрополитом Владимиром (Сабоданом). Те жители, которые решительно уклонялись от вступления в УПА, подвергались жестоким наказаниям, вплоть до убийства, как об этом свидетельствуют бандеровские документы, фотокопии которых опубликованы, к примеру, в книге «Без права на реабилитацию» жестоким наказаниям подвергались и родственники таких жителей.

Митрополит греко-католической церкви Андрей Шептицкий (1865-1944 гг.) всемерно расширял влияние Ватикана и униатской церкви на украинское население. Показательно, что накануне Первой мировой войны А. Шептицкий вместе со служителями УГКЦ проводил активную пропаганду нетерпимости к Православию и русскому народу, ориентируясь на установки Ватикана и австро-германских правящих кругов. В 1930-х годах Шептицкий связал реализацию своих замыслов с экспансионистскими планами Гитлера: «Многим из нас, – говорит митрополит Шептицкий с амвона церкви, – Бог дает эту милость – проповедовать в церквах правобережной и левобережной Великой Украины вплоть до Кубани и Кавказа, Москвы и Тобольска» (Галан Я. Тень чужих богов. Избранное. – Москва, 1958 С. 535).

По данным свидетелей и архивных источников, Митрополит Шептицкий с ликованием встречал в июне 1941 года вторжение гитлеровских войск на территорию Украины и в своем Обращении к греко-католическому духовенству требовал отслужить повсюду молебны за победу уже упоминаемого «Нахтигаль». «Около 3 часов утра 30 июня 1941 г. вошли в город первые патрули немецких армий. Это были украинцы из батальона под командованием Р. Шухевича. Они представились митрополиту Андрею Шептицкому. Согласно очевидцам, выслушав доклад И. Гриньоха, капеллана спецбатальона СС «Нахтигаль», глава церкви благословил их…. Во дворе Святогорского собора митрополит провел богослужение в честь непобедимой немецкой армии и ее вождя Адольфа Гитлера. Шептицкий говорил: «Искренне просим Всевышнего о победе немецкого оружия… Благословляю вас, сыны мои, на священную борьбу… Начинайте с Богом» (Газета «Вільне слово», 1941 г., 16 июля; Документы изобличают. К., 2005, – С. 104-105). 23 сентября 1941 года А. Шептицкий написал письмо Гитлеру. «Ваше превосходительство! Как глава УГКЦ я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины – златоглавым городом на Днепре Киевом… Судьба нашего народы отныне отдана богом преимущественно в Ваши руки… я буду молить Бога о благословении победы, которая станет гарантией длительного мира для Вашей Экселенции, германской армии и немецкой нации. С особым уважением, Андрей граф Шептицкий, митрополит» (Архив КГБ СССР. Альянс: ОУН-СС//Военно-исторический журнал, 1991, № 4). В письме на имя Рейхсканцлера Германии от 14 января 1942 года Шептицкий пишет: «Мы заверяем Вас, что руководящие круги на Украине стремятся к самому тесному сотрудничеству с Германией, чтобы объединенными силами немецкого и украинского народов завершить борьбу против общего врага и претворить в жизнь новый порядок на Украине и во всей Восточной Европе» (Архив КГБ СССР. Там же).

В благодарность за помощь митрополита нацисты отблагодарили Шептицкого: с апреля 1943 года из казны фашистской Германии на счета Шептицкого «на особые нужды» стали ежемесячно перечислять по 360-370 тысяч дойч марок. Во время совещания сотрудников Абвера в феврале 1944 года генерал Лахузен отмечал «Реальную помощь в борьбе с партизанами на Украине нам оказывает агентура из высшего духовенства и украинских националистов. Приятно отметить, в частности, роль митрополита Андрея Шептицкого, который всегда был и остается нашим активным приверженцем» (Славянские новости, 2011, 18-25 октября).

Когда в 1943 году Кубийович стал формировать по поручению Адольфа Гитлера дивизию «СС-Галичина», греко-католические церкви превратились по сути в вербовочные агентства. Я. Галан пишет по этому поводу: «Где не помогают уговоры и обещания, там на головы непослушных валятся угрозы, которые предвещают вечные муки на том свете и незавидную судьбу в земной» (Галан Я. Тень чужих богов. – Москва, – С. 536). 11 июля 1943 г. на село Осьмиговичи во время службы Божьей напали бандеровцы и зверски убили верующих христиан. Неделю спустя напали на наше село… Маленьких детей побросали в колодец, а больших закрыли в подвал и завалили его. Один бандеровец, держа младенца за ножки, ударил его головой о стену. Мать того младенца орала, пока ее не пробили штыком.

С целью всяческой поддержки деятельности ОУН-УПА Шептицкий превратил в указанные годы Святогорскую гору в место регулярных встреч с Бандерой, Мельником и другими лидерами ультранационализма, на которых вырабатывались меры по активизации антироссийской деятельности. Больше всего, по данным ученого Валерии Маламуры,  от бандеровского террора пострадали православные в Западной Украине. Есть предположения, что в общем счёте там было уничтожено около 300-400 священнослужителей, о чём может свидетельствовать жёсткая политика Церковной Рады/ Бандера и бандеровцы замешаны в политике уничтожении Православной Церкви на Украине. – 2011.//http://www.otechestvo.org.ua/main/20111/1515.htm/.

В связи с изложенным, для православных христиан реабилитация бандеровцев, приравненных Ющенко к ветеранам Великой Отечественной Войны, означает признание и поощрение властями их злодеяний- массового убийства православных священников во главе с митрополитом Киевским и всея Украины Алексием (Громадским) за преданность Матери-Церкви и отказ переходить в автокефалистский раскол. В 1943-44 г.г.нацисты из ОУН-УПА уничтожили на Волыни сотни православных священников канонической Украинской Православной Церкви.

Начиная с 1942 года (по материалам ГРУ), немецкие власти всемерно поощряют открытие раскольнических приходов на Востоке Украины, служителей для которых доставляли из западных районов Украины и Галиции. Тех, кто был против автокефального раскола, в особенности священнослужителей, забирали, пытали и убивали. Среди самых известных жертв автокефалистов и бандеровцев числятся фамилии отца Александра Вишнякова, служащего епархиального управления А. Канаренко, а также епископа УПЦ Мануила (Тарнавского).

Валерия Маламура в своем исследовании подробно описывает зверства бандеровцев по отношению к православным.11 сентября 1941 года племянник Петлюры Степан Скрыпник, который стал так называемым «епископом» УАПЦ Мстиславом, направил верноподданническое обращение к рейхскомиссару Украины с заверениями его в лояльности. В начале 1942 года руководители автокефальной церкви окончательно встали на путь коллаборационизма, выступив против канонической Православной Церкви. В тот период началась экспансия украинских националистов «автокефалов» в Донбасс. Ещё в конце 1941 года в регион прибыли агенты ОУН, которые обосновались в местных оккупационных учреждениях и развернули националистическую агитацию в фашистской прессе, а также чистку духовенства – стали уничтожать противоборцев УАПЦ. В «Мариупольской газете» от 18 ноября 1941 года было написано: «Довольно уже нам русификации и полонизации в Церкви! Национальное сознание украинского народа требует немедленного строительства украинской родной Церкви+ всяким москвофилам не место в духовном соборе Украинской Православной Церкви!

Одной из главных задач «украинизация» православной Церкви с тенденциями раскола единства общерусского Православия, складывавшегося столетиями. Для Православной Церкви на Украине был принят статус Экзархата Московской Патриархии.

Представителии "автокефалистов проводили гонения против неугодных православных.  Священники, отказавшиеся переходить на их сторону, были подвержены гонениям. По словам львовских и винницких свидетелей, многих приходили забирать группами, не предъявляя никаких бумаг, не объясняя причины ареста, их просто забирали. Отпускали немногих – тех, кто каким-то небывалым способом смог оправдать, или защитить себя, или тех, чья смерть могла вызвать волну протестов.

Ещё более антирусская направленность и стремление поддерживать всякую форму церковного раскола видны в проекте январского указа Розенберга Коху (1942 год): «Русскою православную церковь в рейхскомиссариате «Украина» ни в коем случае не поддерживать, так как она является носительницей великорусской и панславянской идей. Автокефальную и Украинскую церковь, напротив, следует поддерживать в качестве противовеса русской православной. А в директивном письме рейхсминистра от 13 мая 1942 года прямо указывалось, что украинцы должны иметь свою, «отдельную Церковь». В 1942 году УПА во главе со Степаном Бандерой устроила террор против Православия на Украине. Как и последователи бандеровцев сегодня, в время Великой Отечественной войны бандеровцы делали все возможное для создания независимой Украины с независимой «поместной церковью».

Митрополит архимандрит Клавдиан (Моденов), участвовавший в погребении, писал позднее следующее: «По поводу убийства митрополита Алексия должен сказать вам следующее: когда я приехал в Кременец впервые, Владыка меня очень тепло принял и приютил у себя в своих покоях, а в течение трех дней приглашал к себе обедать и ужинать, и приходилось мне с ним беседовать часа по два-три, и он один раз говорил: «Отец архимандрит, голубчик, меня убьют украинские самостийники». И как я ни старался отвлечь его от этих мыслей, он оставался непреклонным в своем убеждении. А такое убеждение сложилось у него на том основании, что когда-то, когда они были под Польшей. Владыка был единомышлен с ними (т. е. националистами), а потом отошел от них, поэтому и ждал с их стороны мести. На Пасху, в конце недели, он приехал в Лавру и намерен был там пробыть несколько дней, но вскоре ему из Кременца позвонили и сказали, что его вызывает к себе рейхскомиссар в Луцк и он вынужден был немедленно выехать из Лавры. Епископ Иаков (Заика), тогда архимандрит и ризничий, лично мне говорил, что Владыка, уезжая из Лавры, поклонился всем лаврским святыням и неоднократно говорил ему: «Прощайте, отец архимандрит». Когда же он возвратился в Кременец, то ему на второй день гебитскомиссар прислал утром свою автомашину и своего шофера, и он часов в 9 утра выехал в сопровождении секретаря протоиерея Феодора Юркевича и переводчика Марка Жихарева. Гебитскомиссар не один раз почему-то по телефону справлялся: «Что, митрополит въехал или нет?» Между прочим. Митрополит говорил, что ехать им надо не через Смыгу, а другим путем, так как в лесу близ Смыги орудуют бандеровцы и там может произойти неприятность, но шофер отклонил это, говоря: «Я много раз этим путем ездил и никаких бандитов никогда там не встречал». И они поехали через Смыгу. Через час или два после отъезда Митрополита в Кременец по телефону сообщили, что Митрополит и его спутники близ Смыги в лесу убиты. Подробностей всех я, конечно, теперь уже не помню, но говорили, что Митрополит лежал на обочине дороги и в нем было обнаружено шестъ огнестрельных пуль крупнокалиберного оружия. И каждая из них для него была смертельной. Из вещей при нем не оказалось белого клобука и сапог. Погребение митрополита Алексия совершалось в монастырском храме Богоявленского монастыря города Кременца. Отпевали его епископ Феодор (Рафалъский), тогда епископ Острожский, и епископ Никодим (Максименко), который был духовником Митрополита, поэтому и разрешительную молитву над покойником читал он. При погребении было много духовенства, в том числе и пишущий эти строки».


Важной задачей православных является возведение Мемориала Православным иерархам и священникам, погибшим от их рук.