Доброта, это когда

Александр Парфёнов Ржевский
- Ребята, завтра пойдём с вами на экскурсию смотреть на собачек,- сказала Анна Ивановна, заканчивая последний урок, - Оденьтесь потеплее.
- А их кормить можно? – спросил Игорь Пономарёв.
- Я не знаю,- ответила учительница, - Но на всякий случай возьмите по бутерброду. Если нельзя, то сами скушаете.
  На следующий день к школе собрались все, кроме Оли Кокориной.  Её мама позвонила учительнице и повелительным тоном сообщила, что она не разрешает своей дочери «ездить неизвестно куда». Анна Ивановна ответила  ей, что «это дело добровольное и никто заставлять ребят не будет».
 На автобусную остановку третьеклассники шли, взявшись за руку, чтобы не потеряться. Учительница взяла на всех билеты и мальчики-девочки, весело щебеча, отправились на встречу с «собачками».
  Приют для бродячих животных располагался на окраине города, в трёхстах метрах от конечной остановки. Прийти сюда можно было в любое время, только  предварительно предупредив начальника этого заведения.  В клетках содержалось около ста собак, и эта армия постоянно пополнялась. Люди бездумно заводили щенков, а когда понимали , что они им не нужны - безжалостно выкидывали их на улицу подальше от своего дома.
  - Ну, вот мы и пришли, ребята,- сказала Анна Ивановна у калитки приюта, - Просьба близко к клеткам не подходить и слушаться дяденьку – сторожа.
Василий Николаевич поздоровался с ребятами и, улыбаясь в усы, попросил:
- Поднимите руки, ребята, у кого  есть дома собака!
Больше половины детских ручонок взметнулись в небо:
-У меня!
- У меня!
-И у меня!
-Хорошо,- сказал сторож,- Пойдёмте я вам покажу наше хозяйство.
 Собаки здесь были разные и породистые и дворняжки, и большие и маленькие.
- А как вы их по клеткам сажаете? Как узнаёте, кто с кем должен жить? – Спросила Машенька Медведева.
 - Да по – разному бывает, - усмехнулся Василий Николаевич,- Как подерутся, рассаживаем. А так многие привыкают друг к другу и живут.
- А покормить их можно? У нас бутерброды  есть, – не унималась Маша.
- Можно. Раз бутерброды есть – их надо будет съесть! –ответил Василий Николаевич, - Только, чур, давать ваши бутерброды буду я.
  Целый час продолжалась экскурсия. Ребята узнали, какие породы собак бывают, как их кормят, дрессируют, как за ними надо ухаживать. Василий Николаевич уже попрощался с ребятами и стал их провожать, как вдруг Маша Медведева спросила :
- А можно у вас взять собаку домой?
 -И я, хочу!
- И я!
- И я тоже!
 - Ребята, взять можно, только вам необходимо посоветоваться с родителями.
     На следующий день Анну Ивановну вызвали в кабинет директора школы.
 - Вы что себе позволяете? Почему меня не поставили в известность? Родители ваших учеников оборвали телефоны нашей школы и отдела образования! Назревает скандал и я не знаю, как мы выкрутимся из этой ситуации. Ваши ребята просят родителей взять домой собак их приюта! – кричала директриса.
- В этом нет ничего плохого. У детей есть чувство  жалости и сочувствия. И   это необходимо развивать, чтобы не вырастить их чёрствыми и неравнодушными! – стала возражать Анна Ивановна.
 Спор двух педагогов продолжался всю большую перемену. После его окончания учительница пришла в свой класс и дала ребятам задание написать сочинение на тему «Что такое доброта?». Пока детишки выводили «Доброта – это когда ты помогаешь брошенной собаке найти свой дом..», Анна Ивановна на чистом листе бумаги писала «Прошу уволить меня по собственному желанию в связи….». Прочитала своё сочинения, порвала. Потом решительно взяла листок и снова написала то же самое.
 После звонка она собрала тетради, уложила их стопочкой на столе и отправилась в кабинет директора.