О сущности человека

Сергей Корягин
Сергею Борчикову. Сущность человека. Сущность – это бытие, лежащее внутри, в основании предмета. Это еще не понятие, но нечто, определяющее его внешнее бытие, его развитие в сфере объективности. Человек – объект как теоретического, так и практического духа, теории и практики. И, подобно всякому предмету в природе, своим содержанием отвечает на два главных вопроса: что он есть и для чего он есть? Простой камень мы можем определить с точки зрения его физических и химических свойства, а также – для чего он нужен. Его можно использовать и как строительный материал, и как «оружие пролетариата».

В чем сущность человека? А может, лучше спросить: какова природа человека? Но употреблен первый вариант вопроса, на этом и остановимся. Разные философы, естественно, дают и разные ответы на этот вопрос. Я скажу о том, что мне более известно. Гегель: человек – существо мыслящее, гомо сапиенс. А для чего он существует на земле? Чтобы познать самого себя. И, соответственно, построить для этого себе царство, царство мыслящих, активных людей, ведущих теоретическую и нравственную (практическую) жизнь, познающих и творящих (производящих). Кажется мне, что именно Гегель к вопросу понимания сущности человека подошел ближе других. Маркс: человек – совокупность общественных отношений, прежде всего – производственных, экономических. Во имя какой цели он живет? Главным образом, во имя создания своего материального благополучия. Все должны стать работающими по образцу пролетария, чтобы создать единую бесклассовую общность – пролетариат. Всех паразитов упразднить (речь идет о буржуазии). Легко заметить, что Марксова позиция по форме ближе гегелевской к реальности. Это и понятно: ведь он ставил своей основной задачей переделать мир. Ницше: человек – это воплощение воли к власти, реализация безудержной страсти властвовать над другими.  Каков смысл его существования в этом мире? Создать более совершенного человека, сверхчеловека, гиперборея. Как? Надо выйти за пределы традиционной морали, сдерживающей порыв, ослабевшего – подтолкнуть. Власть сильных над слабыми создаст естественную субординацию всех людей на земле и более совершенную жизнь. Феминизм, социализм и всякие уравниловки мешают. У Фрейда сущность человека заключается в том, что он – дитя Эроса, а смысл его существования – любить, плодиться, размножаться. Два слова можно сказать о христианской позиции. Человек – образ и подобие Бога. А живет он для того, чтобы исполнять Божьи заповеди, мера исполнения которых определит меру блаженства души после отпадения ее от тела. Здесь есть своя «теория» и своя  «практика».

Сергей Борчиков утверждает, что понимание сущности человека философ должен поставить выше смысла существования человека на земле. «Пусть каждый выбирает сам по себе в меру воспитания, образования, культурных традиций, философских предпочтении, чем ее наполнить». То есть какой идеологией, какой практической философией наполнить эту «сущность». Такая позиция мне кажется ущербной. Я пишу, но я не отвечаю за то, что я пишу, пусть каждый разбирается в моей философии в меру своих способностей.  Это своего рода трусость, которая и побудила Ленина сказать об интеллигенции, что это не мозг, а г… нации. Сам Ленин в этом вопросе был честен – он что говорил, то и делал. И Маркс честно сказал: для реализации моего учения потребуется революционная диктатура пролетариата.

Во всякой философии есть сугубо «мирные» вопросы, гносеологические, а также общие мировоззренческие, а если он пытается еще сформулировать и законы общественной жизни, то это уже и есть та самая идеология, которой уважаемый Сергей Борчиков так боится. Любую конкретную философию следует освещать со всех сторон, но если теоретический смысл позиции автора гласит: воля к власти – главный принцип жизни, классовая борьба – стимул исторического развития, то можно определенно сказать: идеология в ней довлеет. Поэтому сверхчеловек так легко воплотился в «нордический тип личности» (вспомним фильм «Семнадцать мгновений весны»),  а учение о классовой борьбе в террористическое государство большевиков.

Можно ли развивать сущность человек в желаемом нами направлении? – спрашивает Сергей Борчиков. И хочет получить ответ. Вот как раз Маркс и Ницше и пытались это сделать по составленному ими рецепту. Подл человек, решил Маркс: и определенной национальности он придерживается, и на частной собственности сидит. Изменим-ка мы его сущность. Отнимем у него национальность! Сгоним с мешка: пусть все его богатство станет общим! И работа закипела. Исписаны горы бумаги, завербованы десятки, сотни тысяч интеллигентов, по всему миру в популярное движение. Можем ли мы сегодня сказать, что «Красный проект» провалился? Я думаю, все-таки провалился, но со мной далеко не все согласны. Марксисты всего мира смотрят на Китай и говорят: мы попробуем еще раз, но в другом варианте. Многие из них пишут сегодня в журнал «Альтернативы» (Интернет). Слаб человек, решил Ницше, бредет за Христом еле-еле и видит свое блаженство в духовной нищете. Надо сделать его сильным, надо превратить его в сверхчеловека, а «недочеловекам» показать то место, где им по природе положено быть. И тоже работа закипела, и тоже исписаны горы бумаги. Лично я видел этого сверхчеловека своими глазами, он шагал по нашей смоленской земле и давил своим сапогом все живое. Не гнушался даже живьем сжигать людей. Так переделывается сущность человека, уважаемый Сергей Борчиков.

Русская философия пережила тяжелейший период в эпоху политического господства большевизма. Ее развитие, по сути, было остановлено. Те, кто «присосался» к марксизму, в конечном счете полюбили свое духовное рабство. А некоторые из них, устыдившись варварства, которое принес марксизм в Россию, сегодня придумывают всякие усовершенствования для своего поработителя, приставляют к нему всякие новые буковки придумывают формулы, пытаются округлить его острые углы, проклинают сталинизм. Честь русской философии спасли те ее представители, которых Ленин в свое время приказал вывезти из страны на специальном пароходе. Воскресенье, 24 марта 2013 года