Одноглазая Сова по дороге в Ад - фрагмент 96

Альтаф Гюльахмедов
''Одноглазая Сова'' по дороге в Ад - фрагмент 96




"Одноглазая Сова"
В/Ч № 778

***

Мамед Велимамедов: "Одноглазая Сова"
                Всем бойцам отдельного батальона
                специального  назначения минобороны
                Азербайджана посвящается.   


    Отдельный батальон специального назначения при министерстве обороны Азербайджана(в/ч778) был создан в декабре 1991 года. Первым командиром подразделения был подполковник МНБ Риад Ахмедов. При нем был проведен первый набор в подразделение. Многие из первого состава были ветеранами Афганистана. При Р.Ахмедове первый состав батальона работал группами по 4-5 человек, работали по личным поручениям командования, по неизвестным остальным направлениям и задачам.
К концу января 1992 года, группы батальона работали в Лачинском районе и у села Туршсу Шушинского района. 25 января 1992 года, Р.Ахмедов вместе с группой бойцов батальона участвовал в операции у села Дашалты Шушинского района. В ходе операции азербайджанские войска понесли тяжелые потери, а сам Риад Ахмедов погиб.
        После смерти Риада Ахмедова, командиром батальона был назначен майор Виктор Мудрак.  Сам В.Мудрак был командиром разведбата 295 МСД,. Его батальон размещался в Сальянских казармах в Баку. У Мудрака мать была азербайджанка. На него вышли люди из минобороны Азербайджана, по согласованию с которыми, он послал разведбат по одному маршруту пешком, а оружие по другому. В результате оружие разведбата попало в руки минобороны Азербайджана, а сам В.Мудрак перешел на службу в азербайджанскую армию. 
        После назначения В.Мудрака командиром батальона он ужесточил дисциплину и усилил подготовку. Из его бывших подчиненных, в батальоне появились специалисты  по снайперскому делу, минеры, радисты, разведчики и так далее. Были ужесточены требования к поступающим на службу в батальон: рост обязательно выше среднего, специализация в каком-нибудь нужном деле и обязательное поручительство гарантов, т.е. лиц уже служащих в батальоне. Плюс разные тесты, у всех по-разному.
       Название «Одноглазая Сова»  батальону дал Мудрак. Имелась в виду, скорее всего прицеливающаяся в полете сова. В свою очередь личный состав батальона объяснял это по-разному, то ли после Риада Ахмедова сова потеряла свой глаз, то ли просто раненая и злая. А сова потому что ночью и очень тихо. При Мудраке бойцы батальона большую часть времени тренировались по ночам, а днем отсыпались или устраивали спецзанятия.
     В задачу батальона входило: вести разведку, а в случае необходимости, нарушение управления войсками противника, устранение командиров противника, уничтожение пунктов управления, нарушение связи, разрушение транспортных коммуникаций. На ряду с этим, батальон также использовался при проведении войсковых операций.   Батальон участвовал в проведении операций практически по  всему северному направлению фронта и район до села  Куропаткино Ходжавендского района.
       Летом 1992 года, батальон принимал участие в наступление азербайджанской армии в Агдеринском районе. Бойцы батальона принимали участие  в освобождении населенных пунктов Чайлы, Левонарх, Маргушеван, Неркин-Оратаг, Дамирли, Касапет, Хейвалы и города Агдере. В ходе наступления наших войск летом 1992 года,  «Одноглазая Сова» провела ряд успешных диверсионных операций в тылу противника. После ряда удачных операций в Агдеринском районе, бойцам батальона, министром обороны Рагимом Казиевым были выданы часы. 
       После участия в боевых действиях в Агдеринском районе, подразделение было переброшено в Лачинский район, где приняло участие в освобождении населенных пунктов расположенных к северу от Лачина. Совместно с 123 МСП, бойцы "Одноглазой Совы" принимали участие в боях за стратегически важную высоту Сарыбаба. В первых числах сентября в окрестностях Сарыбабы бойцы армянской разведгруппы попали в заготовку батальона,  в  результате чего погибло около  12 бойцов разведгруппы и семеро сопровождающих их.   Пулеметное гнездо, которое  в целях обороны успели организовать  армяне, с неопределимым количеством обороняющихся, было завалено скалой при помощи РПГ. Бойцы батальона также  принимали участие в наступлении на Лачин в октябре 1992 года. В ходе этого наступления некоторые группы подразделения даже проникли в сам города Лачин. Но, к сожалению, в силу разных причин, освободить Лачин и перекрыть сухопутный коридор между Арменией и Нагорным Карабахом не удалось. После окончания наступления, батальон занял позиции  к северу от Лачина.  Подразделение находилось в Лачинском районе 4 месяца. За это время бойцами подразделения было проведено много успешных разведывательно-диверсионных операций. Так бойцами батальона была проведена диверсионная операция по подрыву важного моста, через который армянскими войсками осуществлялась переброска резервов. Фактически в течении почти полугода подразделение беспрерывно принимало участие в боевых действиях и понесло потери.
      Надо также отметить, что такое длительное и беспрерывное участие в боевых действиях, начало сказываться на состоянии батальона. В Лачинском районе батальон находился в сложных природных и географических условиях. Среди личного состава батальоны появилось много больных. В своих рапортах от 18.10.92 и 19.10.92 на имя командования, командир в/ч 778 подполковник В.Мудрак, указывал: «физическое состояние личного состава в/ч 778 батальона спецназа неудовлетворительное. Ранеными и убитыми потеряно 21 (двадцать один) бойцов, в том числе офицеров. Около 30% личного состава небоеспособны из-за травм и соматических заболеваний. У 75% личного состава выявлен педикулез. Ситуация осложняется выпавшим снегом и тяжелым состоянием дорог. Большинство личного состава поражены чесоткой.» В связи с этим В.Мудрак просил вывести батальон из района боевых действий в расположение постоянной дислокации для установления режима обсервации или карантина.  Однако, даже несмотря на нахождение в таких сложных условиях, подразделение продолжало выполнять  разведывательно-диверсионные операции, в том числе и в тылу противника.      
       В декабре 1992 года, батальон был выведен из Лачинского района в пункт постоянной дислокации в г.Баку. Началось переформирование батальона. У самого В.Мудрака начались проблемы с органами прокуратуры, которые начали тягать его на допросы. Скорее всего, все эти действия были связаны с тем, что многие в руководстве Азербайджана начали опасаться усилившегося Сурета Гусейнова и начали гонения на военных которые были к нему близки. В начале 1993 года, В.Мудрак был арестован. На его место, командиром батальона, почему-то был назначен бывший начальник финчасти Ханышев.
       В начале февраля 1993 года, батальон был брошен в Агдеринский район, где совместно с 123 МСП принимал участие в освобождении села Гозлу(Вагуас) и в боях за Артуюгономер.  После чего был переброшен к Сарсангскому водохранилищу.  При этом подразделение использовалось как строевая часть, так и для проведения специальных операций, в том числе и тылу  противника.
     Надо отметить, что почти беспрерывное участие в течении года в боевых действиях, использование подразделения на самых сложных участках и для выполнения самых тяжелых задач, арест командира, приход к командованию батальоном лиц не пользовавшихся авторитетом у личного состава  и т.д., привели к текучке значительной части бойцов из батальона в другие подразделения. Итогом  стали события 4 июня 1993 года в Гяндже, когда бойцы батальона несмотря на приказ, отказались принимать  участие в операции против отрядов Сурета  Гусейнова. После этого батальон фактически распался или был разогнан. Кому как нравится.
     Небольшая группа ушла в морпехи, часть ушла во 2 батальон 708 бригады к Хатаи Бахышеву,  часть образовали костяк и штаб шестого батальона 708, кто-то ушел в 777, два-три человека в 776 и соответственно в свои территориальные части, некоторая часть в 709 бригаду и так далее. Некоторые пошли в ОМОН и в муниципальную полицию. Фактически в июне 1993 года, история «Одноглазой Совы» закончилась.  Потом некоторая часть бывших бойцов батальона пыталась создать новую часть 788, но  у них ничего не получилось.
     Ушедшие из «Одноглазой Совы»  в другие части бойцы же, продолжали с честью выполнять свой долг.  Так, 12 июня 1993 года, бойцами разведывательно-диверсионной группы 2 батальона 708 бригады (укомплектованной в основном из бывших бойцов «Одноглазой Совы»), в бою у села Марзили Агдамского района был уничтожен известный армянский террорист Монте Мелконян.
      Вплоть до окончания Карабахской войны, бойцы «Одноглазой Совы»  в составе других частей, с честью и доблестью выполняли свой долг и защищали свою Родину. Даже после окончания войны, многие бойцы «Одноглазой Совы» продолжали работать с глубинной разведкой и на линии фронта.

http://vetenperver.net/odnoglazaya-sova/

http://samella.ru/publ/avtory/mamed_velimamedov/61-2-2






СООТНОШЕНИЕ СТАТУСОВ КОМБАТАНТОВ,
НАЕМНИКОВ, БЕЖЕНЦЕВ И ВПЛ
В КАРАБАХСКОМ КОНФЛИКТЕ
Сергей Минасян
http://www.noravank.am/upload/pdf/143_ru.pdf

***
Одной из важнейших составляющих Карабахского конфликта является проб-
лема соотношения статусов комбатантов, наемников, беженцев и ВПЛ (вы-
нужденно перемещенных лиц)…

***

Приложение
***
Документы о незаконных поставках1 вооружений
азербайджанской армии и участии наемников2

Документ 1.
***
Рапорт офицера-наемника министру обороны Азербайджана
Министру обороны
Азербайджанской республики

Рапорт

Настоящим докладываю, что физическое состояние личного состава в/ч 778
батальона спецназа неудовлетворительное. Ранеными и убитыми потеряно 21 (двадцать один) бойцов, в том числе офицеров.
Около 30% личного состава небоеспособны из-за травм и соматических заболеваний.

У 75% личного состава выявлен педикулез. Платяные вши обнаружены на
складках одежды, теле больных с множественными расчесами, сопровождающимися
зудом. Усилиями врачей мед. службы в/ч 778 созданы условия для кипячения
обмундирования, купания в импровизированных банях, на обращение в отдельный
батальон материального обеспечения о выделении машины ДДА для организации
полноценного купания военнослужащих был получен ответ о невозможности в
ближайшее время выслать эту спецмашину. Ситуация осложняется выпавшим сне-
гом и тяжелым состоянием дорог. Большинство личного состава поражены чесот-
кой. Применение серной мази в полевых условиях не дало положительного эффекта.
Больные были отправлены в медроту для проведения необходимого лечения.
У 30% военнослужащих выявлены грибковые заболевания н/конечностей.
Проводилась постоянная обработка йодом. Наблюдались рецидивы. В настоящее
время такие больные есть в наличии.

В батальоне выявлены случаи дифтерии верхних дыхательных путей. Больные
с жалобами на затруднение дыхания и глотания, болей в горле; повышение t* (40* С),
упорный кашель доставлены в медроту, где были госпитализированы, а затем от-
правлены в Баку. Особенно тяжелое течение заболевания наблюдалось у Курбанова
Мехти Аяз оглы, которому был выставлен диагноз 27/10/92г. В связи с угрожающей
опасностью распространения дифтерии произведена вакцинация личного состава
очищенным адсорбированным дифтерийно-столбнячным анатоксином с уменьшенным
содержанием антигенов в разовой дозе 0,5 мл. Одновременно проведены беседы
с личным составом о значении правил личной гигиены.

Несмотря на проводимые мероприятия и наличия контроля со стороны врачей в/ч 778 в батальоне сложилась угрожающая эпидемиологическая ситуация.
В связи с этим прошу Вас принять действенные меры. Считаю необходимым
вывести батальон из района боевых действий в расположение постоянной
дислокации для установления режима обсервации или карантина.

Командир батальона спецназа
в/ч 778 п/п В. Мудрак
18/10/1992г.


Документ 2
***.
Рапорт офицера-наемника о боевых потерях в подчиненном ему
подразделении ВС Азербайджана

Командиру в/ч 002
Рапорт


За время боевых действий в батальоне спецназа в/ч 778
понесены следующие потери:

Убитыми:
Бабаев Гудрат Сарыбыла оглы – ряд. III роты
д-з: огнестрельная рана головы,
Назимов Исиандер Аштарович – ряд. II роты
д-з: расчленение тела снарядом,

Абдурахманов Джавад - ряд. II роты
д-з: слепое огнестрельное ранение в обл. лев. почки,
Гурбанов Мехти Аяз – ряд II роты – дифтерия
Ахундов Нахир Анвер оглы – ряд. СПГ
д-з: осколочное ранение в обл. сердца.

Ранеными:

Латыщев Вадим – снайпер, огнестрельное ранение в/конечностей и живота;
Гумбатов З.- шариковое ранение лев. н/конечности;
Асадов Ульвт – разрыв барабанных перепонок;
Шиндиев Гамид – осколоч. ранение правого бедра;
Бабиев Габиль – огнестрельное ранение лев. в/конечности;
Юсифов Асиф – огнестрельное ранение прав. в/конечности;
Махмудов Ровшан – огнестрельное ранение головы, прав. в/ко-
нечности;
Манеров Айдын – осколочное ранение грудной клетки;
Юсибов Хафиз – огнестрельное ранение прав. н/конечности;
Биналиев Вагиф – игольчатое ранение в прав. н/конечность;
Самедов Вугар – проникающая рана живота – огнестрельная;
Изаулов Вадим – проникающее огн. ранение грудной клетки справа, гемо- и пневмоторное;
Абассов М.А. – огнестрельное ранение мягких тканей головы;
Абущев Эльщан – осколочное ранение лев. в/конечности;
Сафаров Фахраддин – пулевое ранениеправ. в/конеч ности;
Сулеймонов Бахщали – проникающее пулевое ранение живота.

Около 30% личного состава небоеспособны из-за соматических заболеваний и
травм.

Командир батальона спецназа
в/ч 778 п/п В. Мудрак
19/10/92г.