Облезлый лох и утёнок с кудряшками

Наталья Анисимова 2
Было мне лет 13. Для поправки чахлого здоровья каждое лето меня вывозили на море. В тот раз я поехала с мамой на поезде. Дорога от Перми до Сочи предполагала быть долгой. В купе с нами ехала ещё одна мамаша с маленьким ребёнком.

Ближе к вечеру к нам в купе заглянул мужичок интеллигентного вида. Окинул заинтересованным взглядом присутствующих, извинился и исчез. Вскоре он снова просунул в дверь голову и робко спросил о том, не играет ли кто из дам в преферанс. Получив отрицательный ответ, исчез, но ненадолго. Далее последовало предложение дамам составить компанию в карточной игре. Он уверял, что даже не надо уметь играть, просто «посидеть на прикупе».

Обе дамы категорически отказались, но моя мама, глянув на меня, скучающую с книжкой в руках предложила:

- Наташку возьмите, пусть она посидит. Она в «дурака» играть умеет.
В «дурака» я играла всего два раза в жизни. Мне не понравилось. А вот пасьянсы из журнала «Наука и жизнь» раскладывала с упоением, задачки шахматные решала. Дядька посмотрел на меня критически:
- В каком классе учишься?
Я ответила. Интерес ко мне взрослого мужчины льстил. Вниманием сверстников я не могла похвастаться, так как была гадким утёнком с кудряшками, как у дедушки Ленина на октябрятском значке.
 - И как получается?
- Неважно…
- А с математикой?
- Трояк за год. Я  сочинения писать люблю. На свободную тему.
- А по программе?
- По программе я не читаю. Ничего.
- ?
- Скучно.

Я совсем скисла от таких вопросов. Но тут из коридора раздалось:
- Вовка, ты скоро?
- Ладно, пошли, гуманитарий! – кивнул мне Вовка. – Вы с нами? - это уже относилось к моей маме, - Мы в соседнем купе.

В голосе звучала робкая надежда.
- Я загляну к вам попозже, - равнодушно ответила маман. У неё только что завязалась интересная тема для разговора с новой соседкой.

Приятель Вовки хмыкнул, глядя на меня, предложил присесть у окна и стал раздавать карты. Одну пару кинул мне, предупредив: «Не открывай!» Сделав перерывчик, Вовка сбегал в буфет и притащил пива себе и две бутылки лимонада для меня. Всё было совсем по-взрослому.

Сидеть на прикупе оказалось неинтересно. И я начала задавать вопросы по сути игры. Мне отвечали коротко, по-деловому, без скидки на детский возраст. Первую пулю «расписали» довольно быстро. После чего я заявила, что тоже буду играть или ухожу. Мужики кисло глянули, но карты раздали как надо.

И понеслось! Давно уж как стемнело, за окном метелью проносились огоньки маленьких станций, и оранжевым блином цеплялась за тучи луна. Вовкин приятель сидел напротив меня пунцовый от выпитого пива и всклокоченный от постоянного хватания руками за голову с возгласами: «Как она это делает? Непостижимо! Я думал, она сейчас девять пик заявит, а она нагло объявляет мизер и делает меня, как пацана! Детская логика парадоксальна! Нет, ей просто повезло с раскладом! Говорил мне папа, не играй, сынок, с бабами в карты!»

Меня игра увлекла невероятно, и в азарте я даже потеряла счёт времени. Несколько раз заглядывала в купе мама, но, увидев, что всё выглядит вполне пристойно, и ребёнок увлечён новой игрой, удалялась. Я даже от ужина отказалась, а когда мама категорически заявила, что ребёнку спать пора, мужики взвыли в один голос, готовые упасть на колени:
- Ниночка Васильевна, ради всего святого, дайте хоть отыграться и мы её сами к вам приведём! Не дайте опозориться, не доводите до греха!

Вернулась я к себе, когда темнота стала превращаться в рассветные сумерки. Наши все спали. Я тихонько пробралась на верхнюю полку и провалилась в сон, как в обморок. Понятно, что всю половину следующего дня я проспала беспробудно. Меня еле растолкали, чтобы покормить. Мои новые друзья робко заглянули, но снова составить компанию им я отказалась, чувствуя себя совершенно опустошённой. Они выходили раньше нас, поздно ночью, и обещали зайти попрощаться. А я завалилась на верхней полке с любимой книжкой отдохнуть.

Преферанс всегда предполагает игру на деньги. Я была в выигрыше, но меня это мало волновало. Я даже не знала, сколько я выиграла в ту ночь, хотя ставка была копеечной. Но мои партнёры по игре думали иначе. Карточный долг – святой долг. Но как предложить ребёнку деньги? К тому же это были советские времена, когда азартные игры были под запретом. Выход всё-таки нашли. Мужчины сходили в буфет и на всю проигранную сумму накупили лимонада, пирожных и шоколада.

С трудом удерживая в четырёх руках всю эту кучу сладостей, они завалились к нам в купе, чтобы попрощаться. Жалко было расставаться с такими компанейскими дядьками. Все понимали, что вряд ли мы ещё увидимся. Поболтав немного, они поднялись, и взгляд Вовкиного товарища упал на книжку на столе, заваленном шоколадом. Понимая, что в купе едут только две женщины с детьми, один из которых даже ещё не умеет читать, спросил:
- А это чьё хозяйство?
- Да Наташка захватила в дорогу, чтобы не скучать, - равнодушно кинула моя мама.
- Вовчик, - сладко зашелестел приятель, - твоя была идея пригласить это дитя на прикупе посидеть?
- Ну…
- Баранки гну! Лох ты, Вовка! Облезлый! Лохом и помрёшь!
- Дак... это, я исправлюсь…
- Поздно, батенька! Ты в детстве что читал? «Мурзилку»? Другие книжки читать надо было!
И протянул ему сборник занимательных задач по математике Я.И.Перельмана «Живая математика».  Вовчик ядовито зыркнул в мою сторону.
- Значит, говоришь, трояк за год?
- А это не по программе! – рявкнула я, отбирая любимую книжку.

  29.03.2010г.