Казаки Гречкины. Дорога на Кавказ. 1777 г

Владимир Пузиков
КАЗАКИ ГРЕЧКИНЫ

ДОРОГА НА КАВКАЗ
1777 г.

В 1775 году генерал-майор Якоби и подполковник Герман, побывав на Кавказе, составили карту местности и проект новой Азово-Моздокской пограничной линии. Но только в апреле 1777 года князь Потемкин внес Императрице Екатерине II-й доклад о пользе заселения хоперскими и волжскими казаками южной границы.

На первое место Потемкиным дипломатично выдвигалась хозяйственная целесообразность новой линии. А именно: «…Оная линия прикрывает от набегов соседних границу между Астрахани и Дона, кочевье наших калмыков и татар, подает им способ распространяться до самого Черного леса и Егорлыка, доставляя тем лучшее пропитание, и отделит разного звания горских народов продовольствием скота и табунов их от тех мест, коими нашим подданным пользоваться следует…»

На второе место ставилась важность укрепленной линии в период военных действий с соседними государствами. Линия, соединив Азовскую и Астраханскую губернии, во время войны с соседними народами «…может удерживать стремления их на наши земли, подкрепит действие войск в Крыму и в прочих местах…»

На представленной карте город Моздок оставлялся фланговым пунктом. От него укрепленная линия должна идти «…через реки Целугу, Куму, по вершинам Карамыка, Томузлова, Байбалы (Буйволы), Калауса, подле Чернаго леса, по Егорлыкам, при соединении вершин оных и вниз по Большому Егорлыку до Маныча форпостами, которые, на Маныч продолжаясь, примкнут около Черкаска к Дону». Предлагалось, в довольно сжатые сроки, построить на линии 10 крепостей.

В отношение казаков-хоперцев в докладе записано: «…Хоперскому казацкому полку, имеющему селение в 27-ми верстах от донских станиц и следовательно в ненужном месте расположенному, указать перейти туда (на Кавказ) наступающею весною, а для содержания форпостов нарядить из донского войска пристойное прикрытие, и для всех оных приготовить провиант в нужных для того местах…»

24 апреля 1777 года Государыня утвердила доклад, написав на нем резолюцию: «Быть по сему». Судьба хоперских и волжских казаков была решена однозначно: «На Кавказ!»

***

В мае 1777 года князь Потемкин направил ордера астраханскому губернатору генерал-майору Якоби (16 мая) и командиру Хоперского полка полковнику и армии премьер-майору Устинову, в которых определил план действий по переселению казаков. 
Князь велел переселять полк в количестве шести сотен казаков с семьями, выделив на обзаведение на каждый двор по 20 рублей из казны.

Он обещал хоперцам свое покровительство: «…я при настоящем переселении их не упущу употребить к благоденствию и выгодам их все то, что от власти и ходатайства моего зависит; особливо же стараться в том, чтоб доставить полку сему несравненно лучшия против нынешнего выгоды и что в переселении домовства своего не потерпят они никакого убытка. Князь Потемкин Таврический. Мая 19-го дня 1777 года, № 982».

Однако, казаки и их семьи, в период переселения на Кавказ, строительства крепостей на Азово-Моздокской линии, участия в военных действиях и несения службы, будут нести огромные трудности, тяготы и лишения. Как говорится: «Обещанного три года ждут!»

Хоперцам не раз придется обращаться к князю Потемкину, «стучаться» в вышестоящие инстанции, чтобы добиться от чиновников выделения земли, денег и списания огромных продовольственных долгов. Но, это чуть позже!

А пока, генерал Якоби лично прибыл в Новохоперскую крепость для проведения строевого смотра Хоперского полка. Полковник Устинов выставил на смотр всех наличных казаков из слобод Градской, Красной, Пыховки и Алферовки.

Губернатор Якоби выступил перед казаками с речью. Он говорил о их исторической роли в укреплении границы, о благосклонности к ним Императрицы и Светлейшего, о выделении денег на переселение и обзаведение, казенном провианте, нарезке на новом месте наделов земли.

Во время строительства крепостей охрану на линии будут нести Владимирский драгунский, Кабардинский пехотный, два донских полка и два егерских батальона. Кабардинский полк уже на линии, а остальные – подойдут из России и Дона. Сборным пунктом назначался редут в урочище Мадажары на реке Куме. Там уже заготовлен провиант, доставленный из Саратовской и Воронежской губерний.

Якоби приказал казакам Хоперского полка: «…собраться в крепости Новохоперской в первых числах июля 1777 года и затем выступить в город Царицын на соединение с волжскими казаками и драгунами, назначенными для следования на линию».

Казаки прерывали речь губернатора криками: «Любо! Любо!» в знак согласия и готовности выполнить любую задачу ради процветания Отечества. Но, когда Якоби сказал, что волжские казаки численностью в 700 человек и хоперские – 500 человек отправятся в путь без семей, по рядам прокатился гул недовольства. Якоби обнадежил казаков, что семьи отправят на новые места, как только будет построено жилье для них.

Из моих родственников, казаков Гречкиных в состав полка были зачислены только два брата: Михаил и Андрей.

***

6 августа 1777 года в Царицыне командир Владимирского драгунского полка, полковник барон Шульц, возглавив общее руководство отрядом казаков и драгун, на рассвете дал команду трубачам играть «Поход».

Впереди предстоял трудный, 500-верстовый путь по диким калмыцким степям. Территорию от Волги до реки Калаус населяли тогда кочевые калмыки, а от Калауса на запад до Кубани и Азовского моря – кабардинцы и ногайцы.

Подробных карт не имелось, из отряда дорог никто не знал, поэтому царицынский комендант, полковник Циплетев выделил Шульцу четырех калмыков-проводников из Дербетова владения. Как потом окажется, калмыки схитрят, они поведут отряд не по западному склону Ергенинской возвышенности, который богат обильными водопоями и хорошими кормами, а по восточному, где колодцы с хорошей водой крайне редки, а выпаса для скота скудны.

Возвышенность Ергени протягивается почти меридиально от реки Волги в районе Волгограда (Царицина) до реки Восточный Маныч. Длина возвышенности 350 км, ширина от 20 до 50 км, высота 160-222 метра над уровнем моря.

В Ики-Бурульском районе Калмыкии находится высшая точка – гора Шаред, 222 м. Растительность здесь полупустынная, произрастают в основном полынь, типчак, ковыль, солянки. Почвы светло-каштановые с пятнами солонцов. Восточный склон возвышенности крутой, изрезан многочисленными балками, что осложняло движение казачьих обозов.

***

Отряд под командой Шульца прошел следующий маршрут:

6 августа 1777 г. Прошли 25 верст, до Сарпинской колонии.
7-го. Прошли 20 верст. Стали на ночевку у речки Зост-Червленой.
8 – 9-го августа дневали, ожидали подвоз провианта.
10-11-го. Прошли 45 верст, пересекли реку Шангута, ночевали на реке Малой Елисте.
12-го. Дневали, выпасали лошадей.

13-14-го. Прошли довольно много – 85 верст. Пересекли реку Ельматы, привал устроили на реке Нарин-Зельмен.
15-го. Дневка.
16-17-го. Прошли мало, всего 32 версты. Пересекли реку Еласту, ночевали на реке Бургусту.
18-го. Дневка.

19-20-го. Вошли в график движения, прошли за два дня 60 верст. Преодолели балку Сукоте, привал устроили на реке Гурбун-Хар-Сала.

21 и 22 августа дневали. В пойме реки Гурбун оказались хорошие корма и колодцы с обилием пресной воды. Войска отдыхали, казаки занимались починкой обоза, приводили амуницию в порядок. Так как, впереди ожидался безводный участок, к тому же с выгоревшими от знойного солнца травами, дали отдых лошадям.

23-го. Драгуны Шульца ушли вперед, двигались они поэскадронно. Казаки пошли отдельными командами. Отряд растянулся на многие версты. За день преодолели всего 14 верст, на ночевку остановились у реки 3-й Гурбун-Хар-Сала.

24-го. Прошли 35 верст, остановились на реке Яш-Кулак-Тюнги. 25-го дневали. Люди устали, многие болели расстройством желудка из-за плохой воды. Становились и падали лошади, изможденные без корма и водопоя. Шульц принял решение: проходить в сутки больше, но дневки делать через каждый переход.

26-го. Прошли 70 верст, 27-го дневали у Красной копани.
28-го. Преодолели 50 верст. 29-го дневали у реки Маныч.
30-го августа 1777 года, пройдя из последних сил 80 верст, достигли цели: урочище Маджары на реке Куме.

Всего в пути отряд был 25 дней и прошел 516 верст.

Поход этот для хоперских казаков был «…весьма тяжелый и трудный, так как большая половина лошадей их пала, частью от непривычки к дальним передвижениям и от изнурения, а частью благодаря климатическим условиям нового края. Утрата лошадей в связи с значительным материальным ущербом во время переселения повергло казаков в большое уныние…»

По распоряжению генерала Якоби драгуны и казаки двинулись в урочище Ерашту. На реке Куре они стояли лагерем до 13 сентября. Затем 440 волжских казаков были отправлены к урочищу Баштам, при впадении реки Малки в Терек.

Полковник Шульц с драгунами и остальными казаками 25 сентября 1777 года пришел в город Моздок. Впереди казакам предстояло выполнить ответственную миссию: отстроить 10 крепостей Азово-Моздокской укрепленной линии.

ИСТОЧНИКИ:
4. Сборник исторических материалов по истории Кубанского казачьего войска. Том 1. 1737-1801 гг. Собраны и изданы И.И. Дмитренко. С.-Петербург, 1896 г.
35. Толстов В. История Хоперского полка Кубанского казачьего войска. 1696-1896. Часть 1.  Тифлис, 1900 г.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

23 марта 2013 г.
Гор. Благодарный
Владимир Пузиков