Малоизвестные татарские разности - 36

Альтаф Гюльахмедов
***
Компиляции
***


ИСЛЯМОВ Исхак (Исаак) Ибрагимович
Картотека Офицеров РИФ

***
(27 июня 1865 - 4 июня 1929, Констп, Турция), ген-м Корп Гидоргф
Магомет, Холост (1904)
в служб с 1882
1885, произв в подпорч Корпуса Гидр Флота.
1.01.1892, Лейт
1892-1894,  Морск Никол Акад.
в загр плав:
клип РАЗБОЙНИК 1887-1890
тр АМУР 1901-1902
пом зав метеор част при Гл Гидрфч упр 1896-1904
1904,  13 ФЭ
Участник РЯв
ст штурман бр СЕВАСТОПОЛЬ
1916, нач-к Морск базы в Иоанке на Мурманск побережье.
1918-19, служил в Одесском воен порту.
-1919, заведщ Гидрографич частью Рус морск базы в Константиноп.
Нарг РИФ: зн Морск акад (1894)
серО в п царств Алдра3(96)
ст3 (18.04.1899)
влад4 сХиБ (5.07.1904)

***


ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ СУДЕБ:
ПОЛЯК ЯН НАГУРСКИЙ И ТАТАРИН ИСХАК ИСЛЯМОВ
(Из истории полярной авиации и освоения Aрктики)
***
http://www.flyham.net/files/Ian_Nagurskiy.pdf



Ислямов, Исхак Ибрагимович

***
Исхак Ибрагимович Ислямов (27 июня 1865 — 3 июня 1929) — офицер флота Российской империи, гидрограф, исследователь Арктики. В 1914 году объявил о принадлежности России Земли Франца-Иосифа и поднял над ней российский флаг.

Участник белого движения и белой эмиграции.

Биография
***
Родился 27 июня 1865 года в Кронштадте в семье унтер-офицера 1-го флотского экипажа.
Осенью 1885 года завершил обучение в «Техническом училище Морского ведомства» по штурманскому отделу, получил звание подпоручика корпуса флотских штурманов и был зачислен в «1-й Его императорского высочества генерал-адмирала Константина Николаевича экипаж». Через некоторое время был переведён на клипер «Разбойник» и в 1887 — 1890 годах совершил на нём кругосветное плавание.
В 1894 году Ислямов закончил гидрографическое отделение «Николаевской морской академии» и в дальнейшем принимал участие в морских экспедициях в качестве гидрографа.
В 1897 году участвовал в экспедиции по исследованию Карабугазского залива в Каспийском море.
Получил звание лейтенанта флота 22 июня 1898 года. С 2 мая по 16 августа 1899 года участвовал в испытательном плавании ледокола «Ермак» под командованием С. О. Макарова к Шпицбергену. В экспедиции вёл метеорологические и гидрографические наблюдения. Накопленные материалы были изложены Ислямовым в статье, опубликованной в журнале «Записки по гидрографии» и затем изданы отдельной книгой. Служба Ислямова на «Ермаке» продолжалась до 1901 года
Принял участие в боях Русско-японской войны 1904 — 1905 годов в должности старшего штурманского офицера на броненосце «Севастополь» в Порт-Артуре. За проявленный героизм награждён несколькими орденами.
В 1910 — 1911 годах Ислямов командовал канонерскими лодками «Вихрь» и «Шквал» на реке Амур. 6 декабря 1912 года произведен в капитаны 1-го ранга. Занимал должность начальника речной базы г. Хабаровска.

Экспедиция к Земле Франца-Иосифа
***
В 1914 году Ислямова назначили руководителем западной спасательной экспедиции, направленной морским ведомством на розыск пропавших без вести экспедиций Г. Л. Брусилова, Г. Я. Седова и В. А. Русанова.
В экспедиции участвовали четыре судна: барк «Эклипс», пароход «Печора», паровые шхуны «Герта» и «Андромеда». «Эклипс» под командованием Свердрупа должен был пройти на восток Северо-Восточным проходом, а остальные суда — осмотреть район Новой Земли и Земли Франца-Иосифа.
Для поисков впервые в мировой истории использовалась полярная авиация: лётчик Ян Нагурский на гидросамолёте «Фарман МФ-11» исследовал с воздуха льды и побережье Новой Земли на протяжении около 1060 километров[1].
«Эклипсу», в свою очередь, потребовалась помощь по время зимовки 1914 — 1915 годов у северо-западного побережья полуострова Таймыр. Эвакуацию части моряков с «Эклипса» произвела сухопутная экспедиция на оленях под руководством Н. А. Бегичева. Освободившись от льдов, «Эклипс» достиг острова Уединения и осенью 1915 года поднял над ним российский флаг.
Шхуна «Герта» под командованием Ислямова на своём пути к острову Нортбрук разминулась с возвращавшейся в то же время в Архангельск шхуной «Святой мученик Фока» экспедиции Седова (с единственными выжившими членами экспедиции Брусилова Альбановым и Конрадом), но послание, оставленное ими на базе Джексона на мысе Флора, было Ислямовым обнаружено. Ислямов водрузил на Земле Франца-Иосифа российский флаг и объявил архипелаг российской территорией.

Дальнейшая жизнь
***
В 1915 году проводил работы по углублению выхода в Гельсингфорсский рейд. В 1917 году вышел в отставку с военной службы в звании генерал-майора корпуса гидрографов.
В 1917 году был избран членом Гельсингфорсского мусульманского исполкома армии, флота и рабочих.
Принимал участие в Гражданской войне в 1918 — 1919 годах в составе Белой армии, служил в Одесском военном порту. С конца 1919 года — в белой эмиграции в Константинополе заведовал гидрографической частью Русской морской базы. Занимал должность вице-председателя совета «Союза морских офицеров», преподавал в Стамбульском морском училище, составил словарь татарских корней в русском языке.
Скончался в Стамбуле в июне 1929 года в возрасте 64 лет.
Сын генерала Ислямова, мичман Яков Ислямов, погиб в 1926 году во время одного из первых авиационных перелётов через Атлантику. [2]

Библиография
***
Ислямов И. И. Пробное плавание «Ермака» на Севере в 1899 г. // Записки по гидрографии. — 1901. — Т. XXIII. — С. 192-218.
Ислямов И. И. Пробное плавание «Ермака» на Севере в 1899 г. — Спб., 1901.
Ислямов И. И. Экспедиция для поисков старшего лейтенанта Седова и его спутников. - Морской сборник, 1918, т. 404, № 7/8, с. 95 - 114; т. 405, № 9/10, с. 73 - 90; т. 406, № 11, с. 23 - 44, ил.

Ссылки
***
Судьба некоторых галлиполийцев. Международный благотворительный фонд имени генерала А. П. Кутепова. Архивировано из первоисточника 16 апреля 2012. Проверено 26 января 2010.
Ислямов Исхак Ибрагимович. Департамент внешних связей Президента Республики Татарстан. Архивировано из первоисточника 16 апреля 2012. Проверено 26 января 2010.

http://ru.wikipedia.org/wiki/,_

***

Ислямов Исхак Ибрагимович
***
Соборная мечеть в Санкт-Петербурге. Построена в 1909—1918 гг. для удовлетворения религиозных нужд в основном татарской общины. До 1929 г. татарская мечеть действовала и в военно-морском Кронштадте. Одним из ее прихожан наверняка был Исхак Ибрагимович (Ибрагим-оглы) Ислямов (1865—1929). Из кронштадтской флотской унтер-офицерской семьи, исправный служака Ислямов стал первым в России татарином — капитаном первого ранга. В 1917-м Временное правительство уволило его со службы в звании генерал-майора.

Биография. Юнга Илья Исхакович Ислямов водружал русский флаг на Земле Франца-Иосифа. В революцию 1917 г. Илья, сын старого служаки капитана Исхака Ислямова, встал, разумеется, на сторону эксплуататорского класса. Участвовал в захвате вспомогательного крейсера «Орел» и изгнании с него революционных матросов. На крейсере ушел во Вьетнам. При Колчаке вернулся во Владивосток, воевал с красными партизанами в Приморье — против своего народа. После восстановления на Дальнем Востоке в 1920 г. Советской власти бежал вместе с другими гардемаринами на «Орле» в Европу.

После продажи в 1921 г. крейсера «Орел» работал таксистом в Каире, потом перебрался к отцу в Стамбул, а оттуда — в США. Стал инженером. Работал в компании Эдисона в Нью-Йорке, а потом в авиаракетных фирмах, в частности у Сикорского. Проектировал оборудование для баллистических ракет «Сатурн», «Поларис» и «Першинг», предназначенных в первую очередь для уничтожения нашей страны.

Биография. Ни спасти, ни арестовать Седова не удалось, «Фока» добрел до России сам, З.Ф.И.—РУССКИЕ, № 7/2009, c. 35; тем не менее «за отличную организацию поисков и самоотверженность» незаметный и исполнительный Исхак Ибрагимович Ислямов был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени. Для сравнения: нашумевший и трагически погибший Седов не то что не удостоился посмертных почестей — его старому бедствовавшему отцу было отказано в какой бы то ни было пенсии за потерю кормильца.

В Первую мировую Ислямов служил на Черноморском флоте, после революции короткое время — в Гельcингфорсе (Хельсинки), где был избран членом Гельсингфорсского мусульманского исполкома армии, флота и рабочих. 11 сентября 1917 г. И.И. Ислямов приказом морского министра Временного правительства был произведен в генерал-майоры с увольнением от службы по болезни.

В годы Гражданской войны и интервенции Ислямов служил на Черноморском флоте у белых. После их разгрома обосновался в Константинополе и преподавал в турецком морском училище. Есть сведения, что в Турции он составил словарь тюркских корней в русском языке.

Мусульманин Ислямов был женат на русской подданной лютеранке.

Российский флаг с серьезными же намерениями был установлен на архипелаге в 1914 г. — командой шхуны «Герта», которую привел И.И. Ислямов.

Экспедиция на «Герте» не преследовала ни спортивных (рекорд — полюс), ни исследовательских целей. «Герта» пришла на З.Ф.И. без всякой шумихи и без пиара, как сказали бы сейчас. Пришла со спасательно-полицейской функцией — как нынешнее МЧС. В начале 1914 г. общественность начала беспокоиться исчезновением «Св. Фоки» и настаивать на поисках. Возглавить спасательную экспедицию морское ведомство поочередно предлагало нескольким флотским офицерам. Каждый, подумав, отказывался. Почему? З.Ф.И.—РОК, в след. номерах. Лишь после исчерпания списка более видных кандидатов руководителем экспедиции по следам пропавшего «Фоки» назначили дисциплинированного Ислямова.

Сообщалось, что Ислямов вез с собой приказ морского министра вернуть Седова в Россию, а в случае неповиновения — подвергнуть его аресту. И то: страна уже одной ногой стоит в мировой войне, а ст. лейт. Седов укрывается во льдах, а с ним еще десяток мужчин призывного возраста. В июле 1914 г., буквально накануне Первой мировой, «Герта» вышла из Александровска-на-Мурмане (ныне город Полярный) на север.

В полярном плавании на «Герте» принял участие его 15-летний сын Илья. Юнга Илья Исхакович Ислямов и водрузил российский флаг на высоком берегу мыса Флора. Капитан-отец объявил архипелаг принадлежащим России, предложил упразднить наименование З.Ф.И. (в те самые дни Россия вступила в первые бои с Францем-Иосифом на полях Империалистической войны) и назвать его Землей Романовых (всего год назад страна гуляла на пошловато-официозных меропри-ятиях, посвященных 300-летию дома Романовых), З.Ф.И.—ИМЯ, № 6, с. 27. Инициатива Ислямова осталась без внимания: страна романовским режимом была ввергнута в страшную войну, переименователи же были озабочены сменой центральной вывески «Санкт-Петербург» на «Петроград». До ничейных ли маргинальных островов им было.

Одновременно с «Гертой» Седова (а заодно и пропавших в тот же период Русанова и Брусилова) искал «Фарман» — гидросамолет, доставленный на Новую Землю.

***

Исхак Ибрагимович Ислямов (1865—1923), генерал-майоре флота (1917; а не контр-адмирал)
16.07.2010
***
Служба татар на флоте с середины XIX до начала XX века
Учреждение должностей имамов на флоте — Кронштадтский мусульманский приход —
Морской устав 1914 года — И.И. Ислямов, первый офицер российского
Военно-морского флота из татар —
Йоканьгская база Северного флота

        Начиная с середины XIX века произошло изменение средств вооруженной борьбы на море. На смену деревянным парусникам пришли паровые корабли, одевшиеся в броню. Все это вызвало необходимость военной реформы в России, в результате чего возросло процентное отношение служащих на флоте мусульман к представителям основной религии. Надо сказать, что духовные руководители разных религий практически не соприкасались друг с другом. Каждый по своей линии подчинялся своему непосредственному духовному начальству: православные подчинялись протопресвитеру, католики обычно на¬ходились в ведении административного декана на местах, лютеране — адъюнктов, мусульмане подчинялись своим мусульманским центрам, раввины — своим раввинатам.

       С целью недопущения конфликтов на религиозной почве в 1845 году в воен¬ных портах на Черноморском и Балтийском флотах были учреждены долж¬ности имамов. В портах Кронштадте и Севастополе было по одному имаму и помощнику, а в прочих портах — по одному имаму, избиравшемуся из нижних чинов и обеспечивавшемуся государственным жалованием, в котором кроме государства принимали участие мусульманские мечети, на чьей территории находились подведомственные имаму воинские части.

Статья 92-я Устава внутренней службы гласила: «Хотя Православная вера господствующая, но иноверцы пользуются повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной». Принятие присяги мусульманами в российском флоте в дореволюционной           России являлось религиозным обрядом — обещанием перед Аллахом. Матрос давал присягу не только государству и народу, но и самому Аллаху, в Кого он верил, на Кого надеялся и от Кого ждал помощи.
         Нарушение присяги считалось большим грехом перед Аллахом и людьми. Если военнослужащий преступал клятву — он покинул Аллаха и сам был покинут Аллахом, и он уже не настоящий верующий. Такая присяга имела большее значение и большую силу, чем нынешняя присяга, которая имеет исключительно светский государственный смысл. В дореволюционной России принимал присягу не командир, а духовенство.
         Для проведения ритуала присяги из штаба флота вызывали имама, который приезжал и принимал присягу у мусульман. Если же в расположении части не было соответствующего священнослужителя, то принимал присягу командир при участии корабельного или полкового священника, но при этом мусульмане клялись на Коране.
       
....
          Известно, что в г. Кронштадте функционировал мусульманский приход, ду¬ховные потребности в котором исполняли как служащие Военно-морского флота, так и гражданское население. В Российском историческом архиве хранится документ, свидетельствующий о попытке строительства мечети в Крон¬штадте для местной общины (РГИА. Ф. 821. Оп. 193. Д. 41). В 1908 году был создан Кронштадтский мусульманский приход, который несколько предрево¬люционных лет возглавлял ахун Балтийского флота Ибрагим Бедретдинович Алтонбаев.
           К чести высшей военной администрации и государственных деятелей нужно отметить, что к началу XX века в вооруженных силах, как и во всем обществе, преобладал принцип веротерпимости. Это свидетельствует о высокой духовной культуре, знании конфессиональных основ и истории России не только специалистами в этих вопросах, но и государственными деятелями империи. Д.А. Аминов в своей книге «Татары в С.-Петербурге» описывает такой случай. Когда военные корабли из Кронштадта уходили в дальний поход, то по традиции от причалов их провожали православный священнослужитель и мусуль¬манский ахун.
            Старый матрос рассказывал: «Однажды вместе со священнослужителями на проводах присутствовал Император Николай II. Приблизившись к причалам, он подал руку сперва ахуну, а затем митрополиту». На вопрос: «Почему Вы так поступили, Ваше Величество?» — он ответил: «Татар на кораблях меньше, чем русских, так сделаем им уважение».

      С началом Первой мировой войны в Морском уставе 1914 года в 4-м разделе: «О порядке службы на корабле», говорилось: «Иноверцы нехристианских исповеданий, совершают общественные молитвы по правилам своей веры, с разрешения командира, в назначенном им месте, и по возможности одновременно с православным богослужением. Во время продолжительных плаваний, они увольняются, по возможности, в свою церковь для молитвы и говения» (ст. 930).

***
Одним из первых офицеров российского Военно-морского флота из татар и, как записано в послужном формуляре, «магометанской веры», был Исхак Ибрагимович Ислямов. Судьба этого человека требует отдельного описания.
   Впервые широкая общественность узнала о нем из Татарского энциклопеди¬ческого словаря, вышедшего в 1999 году. Первая мысль была: «Кто это? Возможно, контр-адмирал советского Военно-морского флота?» Ведь в российском императорском флоте кадры офицеров готовил Морской корпус — аристократическое учебное заведение, комплектовавшееся кадетами морской роты Александровского кадетского корпуса. В корпус принимались только лица следующих категорий: дети флотских офицеров; представители титулованных и древних благородных дворянских родов; дети чинов первых четырех классов согласно «Табели о рангах». Редкое исключение среди дослужившихся до адмиральского звания не потомственных дворян составляли выдающиеся личности, такие как Степан Осипович Макаров. Но из записи следовало, что мусульманин служил именно в российском императорском флоте, и именно в офицерском звании.
     Как же сложилась судьба этого человека? Как получилось, что представитель татарского народа дослужился до столь высоких чинов? Об Исхаке Ибрагимовиче Ислямове (1865—1923), генерал-майоре флота (1917; а не контр-адмирале), полярнике, географе-гидрографе и ученом, удалось узнать следующее. И.И. Ислямов — первый высший офицер в российском военном флоте, татарин по национальности. Американцы сказали бы о нем, что он «сделал себя сам», ибо не имел ни богатых и именитых предков, ни состояния, ни протек¬ций. Но волей Аллаха ему был дарован ум ученого и неуемное стремление к знаниям. Он был одним из образованнейших представителей нашего народа того времени, блестяще окончил Николаевскую Морскую академию, умел оригинально и нестандартно мыслить.
    До конца своих дней Исхак Ибрагимович был предан вере отцов, чтил Коран и исполнял предписанные обряды. В послужном списке Ислямова за 1916 год записано: «Звание — капитан 1-го ранга; вероисповедание — магометанин». Будучи магометанином, дослужиться до звания даже капитана 1-го ранга — уже только это говорит о незаурядном уме и способностях этого человека. До 1917 года неукоснительно соблюдался указ Екатерины II от 1 ноября 1783 года, данный генерал-фельдмаршалу князю Потемкину, о зачислении в воен¬ную службу татарских мурз и чиновных людей1 и о награждении их чинами не выше премьер-майора (майора или капитана 3-го ранга. — Прим, авт.). На кораблях свято соблюдалось православие, распорядком дня предусматривалось обязательное посещение молитв, служили корабельные священнослужители. И вот в этих условиях Ислямов не только сохранил свою веру, но и заслужил высокое звание генерал-майора флота. Кто же он — Ислямов Исхак Ибрагимович?
     Родился 27 июня 1865 года в Кронштадте, в семье временно-отпущенного унтер-офицера Первого флотского экипажа Ибрагима Ислямова (предполо¬жительно, выходца из села Айбаш, ныне Высокогорского района Республики Татарстан.) До 1880 года фамилия была записана как Исланов, однако на основании свидетельства, выданного 3 сентября 1880 года архивом Оренбургского магометанского духовного собрания подтверждается запись в метрической книге по г. Кронштадту о рождении Исхака 27 июня 1865 года, и фамилия его пишется как Ислямов. Мать — Гильми-Зямалы Измайлова, сведения о ней отсутствуют. Справка архива подтверждает также рождение Исхака от закон- ного брака. Обучаясь в Кронштадтском реальном училище, мальчик показал хорошие способности и острый, пытливый ум. В дальнейшей судьбе мальчика большое участие принял родной брат матери — Нигматулла Абрамович Измайлов — отставной коллежский секретарь, помогший ему поступить в марте 1881 года в Морское инженерное училище Императора Николая I по классу штурманов. В училище принимались лица, окончившие 5—6 классов гимназии или реального училища. Летом 1881 года с 5 июня по 19 августа И. Ислямов в составе IV (младшего) класса убывает на учебную практику в 75-дневное пла¬вание по Балтийскому морю на корвете «Богатырь». В ходе плавания воспи¬танники класса штурманов посетили 12 рейдов и портов, вели навигационную прокладку и другие практические занятия, присущие будущим штурманам. (ЦГАВМФ. Ф. 434. Ед. № 500, 502).
      В 1883 году И.И. Ислямов участвовал в «съемках и промере на мысе Вахтола около Выборга» (ЦГА ВМФ. Ф. 434. Ед. № 500, 502), в мае — августе 1885 года являлся производителем работ по съемкам и промерам Кронштадтских рейдов и гаваней. Осенью того же года, после четырехлетнего срока обучения в учи¬лище, Ислямов получает звание подпоручика «корпуса флотских штурманов» и зачисляется в «Первый Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала Константина Николаевича экипаж». Через год службы, в 1886 году, молодого штурмана прикомандировывают к Восьмому флотскому экипажу для занятий в Главном морском штабе.
      1 апреля 1887 года И.И. Ислямова назначают младшим штурманским офице¬ром на клипер «Разбойник» с переводом из Первого в Шестой флотский эки¬паж;. На клипере под командованием капитана 2-го ранга Вульфа И. Ислямов участвовал в плавании по Балтийскому морю, а затем совершил кругосветное плавание. Во время кругосветного плавания команда клипера «Разбойник» выполняла гидрографические исследования на Дальнем Востоке, в частности в заливе Петра Великого. В память об этих исследованиях остались названия на морских картах побережья Приморского края. Одна из бухт в заливе Стрелок носит название Разбойник, а один из мысов, находящихся в бухте Новик, назван в честь Ислямова.
       1 января 1888 года И.И. Ислямов на клипере «Разбойник» под командованием капитана 1-го ранга Вульфа снова ушел в кругосветное плавание. Вновь команда клипера занимается гидрографическими исследованиями, изучением и описа¬нием побережья дальневосточных морей. Плавание длится ровно год и закан¬чивается 1 января 1889 года. После краткого отдыха И.И. Ислямов в 1889 году совершает еще одно годичное кругосветное плавание, а затем четвертое — в 126 суток.
        В октябре 1890 года И.И. Ислямова назначают старшим штурманом клипера «Разбойник». В декабре 1890 года его как опытного штурмана, совершившего четыре кругосветных плавания и детально изучившего побережье Дальнего Востока, вновь откомандировывают в Восьмой флотский экипаж для занятий в Главном морском штабе. Первоначально командировка планировалась до 1 апреля 1891 года, однако в связи с большим количеством материала исследо¬ваний срок командировки продлили на год; в то же время Ислямов был произ¬веден в поручики.
        28 апреля 1892 года И.И. Ислямова переводят в Девятый флотский экипаж и утверждают старшим штурманским офицером на эскадренный броненосец «Наварин»; с июля по октябрь на портовом судне «Лоцман» он назначен для проведения «гидрографических работ по лоции Кронштадского порта» под руководством подполковника Соловьева.
       Осенью 1892 года И.И. Ислямов, блестяще сдав вступительные экзамены, за¬числяется в Николаевскую Морскую академию по гидрографическому отделу. На время учебы И.И. Ислямова прикомандировывают к Морскому кадетскому корпусу. В 1894 году, блестяще окончив академию «с предоставлением прав и преимуществ первого разряда», И.И. Ислямов продолжает службу в своем экипаже. Вскоре его переводят в экипаж Главного морского штаба «для исчис¬ления морского ценза». В 1896 году И.И. Ислямов назначается помощником заведующего метеорологической частью при Главном гидрографическом управлении. Он производится в штабс-капитаны и неоднократно исполняет обязанности заведующего метеорологической частью. В 1897 году И.И. Исля¬мова командируют на 79 дней на Каспийское море «для исследования Карабугазского залива».
    22 июня 1898 года И.И. Ислямов, согласно порядку производства в военно-морские чины (после 50-месячного стажа плавания), «Высочайшим приказом переведен на флот лейтенантом». Он участвует в работе комиссии для произ¬водства практических испытаний гардемаринов Морского кадетского корпуса и старших воспитанников Морского технического училища по штурманскому делу. В 1899 году за отличия в службе награжден орденом Св. Станислава 3-й степени.
    В 1900 году И.И. Ислямова освобождают от обязанностей помощника заведую¬щего метеорологической частью при Главном гидрографическом управлении, зачисляют в Тринадцатый флотский экипаж и назначают вахтенным началь¬ником на минный транспорт «Амур». С 1900 до начала 1904 года минный транс¬порт «Амур» под командованием капитана 2-го ранга Борща находился во вну¬тренних и заграничных плаваниях, а также был занят на работах по зимнему промеру съемки Балтийского моря.
    24 марта 1904 года лейтенант И.И. Ислямов назначается старшим штурманом броненосца «Севастополь» и убывает в Порт-Артур к месту базирования. В период русско-японской войны 1904—1905 годов броненосец «Севасто¬поль» под командованием капитана 1-го ранга Н.О. Эссена (будущего коман¬дующего Балтийским флотом) совершил семь боевых походов, участвовал в обороне Порт-Артура и в бое с японским флотом в Желтом море 28 июля 1904 года. Два раза — 10 июня и 10 августа 1904 года — подрывался на минных заграждениях противника, но оставался на плаву и после заделки пробоин вновь вводился в строй. Лейтенант И. Ислямов участвовал во всех боевых походах; как старший штурман он отвечал за навигационную безопасность плавания броненосца, прокладывал боевые курсы и помогал командиру осу¬ществлять маневрирование. 5 июля 1904 года за проявленные мужество и храб¬рость И. Ислямов награждается боевым орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. Во второй половине 1904 года И. Ислямова назначают флаг¬манским штурманом — офицером штаба начальника эскадры Тихого океана. В ночь на 3 декабря 1904 года при стоянке в бухте Белый Волк броненосец «Севастополь», на котором служил И. Ислямов, подвергся атаке девяти япон¬ских миноносцев и, получив попадания трех торпед, во избежание гибели приткнулся к берегу, где лег на грунт. Утром 20 декабря 1904 года, накануне капитуляции Порт-Артура, броненосец «Севастополь» был взорван экипа¬жем по приказанию командования крепости. Всего за 1904 год И.И. Ислямов находился в плавании 301 день.
     После окончания русско-японской войны И.И. Ислямов приобрел опыт поляр¬ного плавания. В мае 1905 года по распоряжению Главного морского штаба его отправляют в распоряжение Министерства путей сообщения «для помощи экспедиции к устью реки Енисей». Ислямов в должности помощника Началь¬ника экспедиции самостоятельно вел караван из восемнадцати судов от Гам¬бурга до Мурманска, в дальнейшем командовал отрядом пароходов и лихтеров. 148-суточный полярный переход был завершен 16 ноября.
     После возвращения из полярного плавания И.И. Ислямов получил очередное звание капитана 2-го ранга и две награды: Аннинское оружие с надписью «За храбрость» и орден Св. Станислава 2-й степени с мечами. В 1906 году И. Ислямов получил право ношения серебряной медали на Александровско-Георгиевской ленте за участие в войне 1904—1905 годов в Порт-Артуре. В апреле 1906 года его откомандировывают из Министерства путей сообщения. В 1907—1908 годах И.И. Ислямов служит в Девятом, Восьмом и Втором Балтий¬ских флотских экипажах. 2 апреля 1907 года за примерную службу его награж¬дают орденом Св. Анны 2-й степени с мечами. В этот же период И.И. Ислямов по ходатайству Министерства торговли находился несколько месяцев в Анг¬лии. После возвращения из Англии назначается посредником на морские маневры. Как разносторонне подготовленный морской офицер, И.И. Ислямов работает членом Военно-морского суда в Петербурге, исполняет должность старшего корпусного офицера Морского корпуса при занятиях с гардемари¬нами, является Председателем экипажного суда.
    В 1908 году Ислямов назначается членом Комиссии «для окончательного ре¬шения дел в Главном Управлении кораблестроения и снабжения, возникших по обстоятельствам военного времени». В это время во флотских кругах идут дискуссии о дальнейшем развитии флота, толчок которым дало поражение России в войне 1904—1905 годов. В них участвует и Ислямов. Об этом свиде¬тельствуют его статьи под общим названием «Где и какой флот нам необхо¬дим», опубликованные в 1908 году в нескольких номерах газеты «Котлин». В своих статьях И.И. Ислямов вносит вклад в разработку морской концепции Российского государства на ближайшие годы, обосновывает важность и необ¬ходимость морских сообщений и морской торговли: «Государство, не имею¬щее флота, не может считаться великим государством». И.И. Ислямов писал о необходимости создания сбалансированного флота, в котором наряду с тяже¬лыми броненосными кораблями, необходимо строить и легкие крейсера и миноносцы. Его слова о воссоздании флота как никогда актуальны и сегодня: «...вот почему вопрос о воссоздании флота не может и не должно решать одно морское министерство: оно в состоянии выработать лишь типы судов, соот¬ветствующим образом вооружить корабли, воспитать и обучить личный состав, оборудовать базы. А морская сила государства и ее распределение — предметы ведения коллективного, если можно так выразиться государствен¬ного ума».
     В начале 1909 года И.И. Ислямов получает под свое начало посыльное судно «Бакан», на котором совершает внутреннее и заграничное плавание, которое длилось 242 дня. 18 января 1910 года И.И. Ислямова зачисляют в Сибирский флотский экипаж и назначают командиром речной канонерской лодки «Вихрь». Летом 1910 года поручают временно заведовать Хабаровской прови¬зионной базой Амурской речной флотилии, а 31 августа 1910 года назначают командиром речной канонерской лодки «Шквал», которой он командовал до 1912 года. 27 февраля 1912 года И.И. Ислямова зачисляют в береговой состав в Либавский флотский полуэкипаж, прикомандировывают к Свеаборгской отдельной флотской роте для денежного довольствия. По прибытии к новому месту службы Ислямов назначается председателем Комиссии по внезапным и периодическим проверкам всех портовых содержаний и временным членом Временного военно-морского суда. 5 мая 1912 года Ислямов избирается чле¬ном Призового суда в память Императора Александра III. 6 декабря 1912 года ему присвоено звание капитана 1-го ранга. В начале 1913 года И.И. Ислямов заведует мобилизационной частью порта, далее строевым отделом конторы порта. Кроме этого он председательствует в комиссии по проверке сумм, обращающихся по конторе найма мастеровых и рабочих порта. В марте 1914 года И.И. Ислямова зачисляют во 2-ой Балтийский флотский экипаж и назначают начальником экспедиции для розыска полярного исследова¬теля старшего лейтенанта Г.Я. Седова и его спутников, отправившихся к Северному полюсу на судне «Святой Фока». При отплытии экспедиции носились упорные слухи, что Ислямов везет с собой приказ военно-морского министра вернуть Седова в Россию, а в случае неповиновения — арестовать. В газете «Архангельск» была напечатана заметка, подтверждающая эти слухи. Опровержения она не вызвала. Зная местонахождение «Святого Фоки», экс¬педиция Ислямова его не нашла. Все три судна, посланные за Седовым: «Анд¬ромеда», «Печора» и «Герта» опоздали. Два первых — с самолетом — выяснили, что «Святой Фока» с Новой Земли ушел. Третье судно, «Герта», тоже опоздало. Когда Ислямов на «Герте» прибыл к мысу Флоры, он нашел там только записку седовцев. «Святой Фока» начал переход к Северному полюсу, был зажат льдами, команда частично вернулась на Новую Землю, частично вместе с Седовым продолжила путь к Северному полюсу по льду. К великому сожалению, Г.Я. Седов и его спутники так и не смогли достичь Северного полюса и погибли в пути. За отличную организацию поисков и самоотверженность И.И. Ислямов 6 апреля 1914 года был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени. В октябре 1914 года он был освобожден от должности начальника поисковой экспедиции и направлен в комиссию по приему новобранцев.
    С началом Первой мировой войны И.И. Ислямов отличился при мобилиза¬ционных мероприятиях, за что был награжден светло-бронзовой медалью «За труды по отличному выполнению всеобщей мобилизации 1914 г.». В феврале 1915 года И. Ислямов находился в командировке в составе Комиссии по расширению и углублению входов на Свеаборгский рейд. Награждается светло-бронзовой медалью в память 200-летия Гангутской победы. Осенью 1915 года И. Ислямова направляют на Черноморский флот, где он назначается на долж¬ность коменданта пункта высадки войск, а затем начальника базы высадки войск. С 24 октября по 1 декабря 1915 года, то есть 38 дней находился в плава¬нии на борту транспорта № 20 «Григор» по Черному морю, а со 2 декабря по 15 февраля 1916 года (76 дней) — на транспорте № 15 «Владислав». На начало 1916 года числился во Втором Балтийском флотском экипаже. С началом войны перед российским командованием остро стал вопрос о выходе в мировой океан с целью налаживания коммуникаций с западными союзниками. Ведущие боевые действия Черноморский и Балтийский флоты оказались отрезанными проливами. Согласно императорскому указу от 3 июля 1916 года с целью защиты морских перевозок от нападения германских надводных кораблей и подводных лодок сформирована флотилия Северного Ледовитого океана. Этим же указом И.И. Ислямов переводится на флотилию Северного Ледовитого океана. Перевод обусловлен богатым опытом полярных плаваний. Служба на флотилии Северного Ледовитого океана требует особых качеств. С наступлением зимы (а она наступает на Севере тогда, когда под Петроградом листва на деревьях только начинает желтеть) все вокруг непрестанно сотрясают продолжительные шторма, бураны, пурга, снежные заряды. После их прекращения наступает глубокая снежная тишина. Для людей из средней полосы России, а Петроград здесь и считают средней полосой или даже югом, ощущения возникают самые необычные. Побывавший в то время в тех местах известный маринист С. Колбасьев писал: «...на Мурмане страшный воздух: разреженный и сладкий, как мороженный картофель. От него бывает цинга и политическое безразличие...»
     20 июля 1916 года в Святоносском заливе при поселке Йоканьга была образо¬вана Йоканьгская военно-морская база. Главный Морской штаб быстро понял, что из Иоканьги проще всего контролировать горло Белого моря и восточный сектор Баренцева. Строительство началось еще в 1915 году. Йоканьгская база — впоследствии знаменитая Гремиха. На рубеже 1970-х — 1980-х годов здесь базировалась 11-я флотилия подводных лодок: 35 атомных лодок, плавремзавод, береговая база по перезарядке реакторов, на флотилию замыкались полк ПВО и бригада ОВР, не говоря уже о рейдовых делах, гидрографах и связистах. Все четыре дивизии АПЛ были живой историей советского подплава! 17-я дивизия — первые атомные лодки СССР (включая «Ленинский комсомол»). 18-я дивизия — первые ракетные лодки СССР (включая печально известную «Хиросиму»), 41-я дивизия — первые стратегические ракетоносцы СССР (два командира — плавающие контр-адмиралы!). 3-я дивизия — первое соединение торпедных АПЛ СССР.
Это самая удаленная и самая суровая по климатическим условиям военно-морская база Северного флота. Практически в любое время года в Гремихе какая-то взвесь в воздухе. Мерзость, а не дождь. Исключение составляют зима (полярная ночь) и две-три недели летом, когда бывает тепло (не каждый год). Ветер дует здесь всегда! И даже если его нет, то он всё равно дует, но не здесь, а на сопке или за углом дома.
   Не зря в 1918—1920 годах в период гражданской войны и интервенции здесь была устроена Йоканьгская каторжная тюрьма. Во-первых, отсюда абсолютно невозможно сбежать. Во-вторых, здешний климат — и есть самое суровое наказание.
   Ислямов был назначен первым начальником Йоканьгской военно-морской базы. На его долю выпали все организационные мероприятия по налаживанию службы и быта в этом отдаленном пункте базирования. Необходимо было при наличии своих ограниченных сил организовать дозорную службу, обеспечение безопасности проходящих транспортов. База служила проме¬жуточным убежищем на пути из Архангельска в Романов-на-Мурмане (буду¬щий Мурманск) и местом стоянки тральных и дозорных сил флотилии. Через Йоканьгскую военно-морскую базу шли транспорты союзников в Архангельск. Здесь опять пригодилось безупречное знание И. Ислямовым английского языка.
   После Февральской революции, с началом распада российской армии и флота, нижние чины сводят счеты с командованием. Доходило до прямых физических расправ с особо ненавистными офицерами, допускавшими в свое время рукоприкладство. С требовательными, но справедливыми, расправлялись по другому. 15 мая 1917 года общее собрание личного состава базы выразило И.И. Ислямову недоверие за халатное отношение к своим обязанностям и потребовало его удаления. И.И. Ислямов возвращается на Балтийский флот. В июле 1917 года он избирается членом Гельсингфорского мусульманского исполкома армии, флота и рабочих. 11 сентября 1917 года И. Ислямов при¬казом военно-морского министра произведен в генерал-майоры флота с увольнением от службы по болезни, с мундиром и пенсией (для присвоения звания контр-адмирала ему не хватило плавательного ценза). В годы гражданской войны служил в Черноморском флоте Белой армии. После разгрома белого движения эмигрировал в Турцию. Профессор турецкого морского училища (Стамбул), Ислямов много занимался научно-просветительской деятельностью, являясь автором словаря татарских корней в русском языке. Писал труды по мореплаванию.
Умер И.И. Ислямов 4 июня 1929 года в Константинополе в возрасте 64 лет. Генерал И.И. Ислямов был женат на дочери губернского секретаря, дворянке лютеранского вероисповедания Вере Александровне Панаш. У них было двое детей: Яков (1897 г. р.) и Илья (1899 г. р.). Обоих сыновей крестили и вырастили в православной вере. Сыновья избрали путь морских офицеров, но свер¬жение самодержавия и последующая Октябрьская революция нарушили ход событий.
Яков Исхакович Ислямов в 1917 году окончил Морской корпус, получил зва¬ние мичмана. Погиб 26.09.1926 года при перелете через Атлантический океан. Илья Исхакович Ислямов в 1920 году окончил Морское училище во Владиво¬стоке, получил звание корабельного гардемарина. Участвовал в гражданской войне на Дальнем Востоке на стороне Белого движения. После эмиграции в США работал разнорабочим. В 1925 году получил диплом инженера по элект¬ротехнике. В начале 1927 года поступил в авиационную фирму Сикорского, где стал ведущим инженером по модификации амфибии S-36 и бомбардировщика S-37. Илье Ислямову удалось успешно внедрить в производство новые модели самолетов фирмы и обеспечить их своевременную поставку заказчи¬ку. В 50-х годах XX столетия Илья Ислямов руководил разработкой оборудования, предназначавшегося для хранения, сборки и отладки баллистических ракет «Сатурн» и «Першинг» — основы атомно-ракетной мощи США, а также исследованиями по некомпозиционным материалам. С 1963 года, будучи уже на пенсии, он работал консультантом по новым материалам и технологиям в Центре космических исследований США, в лаборатории инженерного производства. За годы работы в ракетно-космической промышленности Ислямов опубликовал 27 научных работ. Скончался в 1977 году в Алабаме (США).
Еще одним воспитанником Морского инженерного училища Императора Николая I был Ильяс Ахметович Рахимов. Родился он 2 марта 1878 года в Крон¬штадте. Татарин. Вероисповедание магометанское. Проживал по адресу: г. Кронштадт Морской части, 2-го участка, угол Соборной улицы и Северного бульвара, дом Коклюшкиной, квартира № 1. Отец — штабс-капитан Рахимов Ахмет, служил в МВД. Умер в 1890 году. Мать — Рахимова Макуба, была гра¬мотной женщиной и постаралась дать сыну хорошее образование. Она лично написала прошение на имя управляющего Морского министерства разрешить И. Рахимову поступление в Морское техническое училище. 4 июля 1898 года такое разрешение было получено, и 7 августа Макуба Рахи¬мова подает прошение на имя начальника Морского технического училища Императора Николая I:
«Желая определить сына моего Ильяса Рахимова в число воспитанников Мор¬ского технического училища Императора Николая I по механическому отделу, казеннокоштным, препровождаю при сем нижеследующие документы:
Засвидетельствованную копию с метрического свидетельства о рождении
сына моего Ильяса за № 14;
Обязательство о взятии обратно из училища по требованию начальства;
Засвидетельствованную копию с Указа об отставке отца;
Аттестат об окончании 6 классов Реального училища за № 248.
Прошу уведомить меня о получении документов, а также о том, будет ли сын мой согласно прилагаемого Свидетельства об окончании 6 классов освобож¬ден от дополнительного экзамена.
Августа 7 дня 1898 года
М. Рахимова
Вдова отставного штабс-капитана».
Перед поступлением в училище на Ильяса Рахимова была заведена карточка поступающего: «Возраст на момент поступления — 20 лет 5 месяцев 28 дней. Родители — офицер МВД. Окончил реальное училище. Магометанин. Списочный номер 48. На вступительных экзаменах получил следующие оценки: Математика — 9 баллов; Алгебра — 7 баллов; Тригонометрия — 9,5 баллов (высший балл среди всех остальных кандидатов на поступление); Русский язык — 6 баллов; Физика — 6,7 балла; Рисование — 3 балла. Сумма баллов — 48,2; Средний балл — 6,9».
Наложена резолюция: «Принят сверх комплекта». По результатам экзаменов начальник училища отправил извещение в Кронштадт:
«Ильяс Ахметович Рахимов. Рождения 2 марта 1878 года. Магометанин. В Кронштадтское городское по воинской повинности присутствие. Рахимов поступил в училище. Просьба приписать к Кронштадтскому участку об отбытии воинской повинности».
К сожалению, И.А. Рахимову не было суждено надеть офицерские эполеты. В 1902 году согласно приказа № 299 воспитанник механического отдела Ильяс Ахметович Рахимов был уволен из училища с выдачей документов. Документальные сведения о причинах увольнения отсутствуют.

http://www.tatveteran.ru/generaly/?id=125





Марс Джемалович Искандеров

***

Гасырлар Авазы. Эхо веков.
М. Д. Искандеров - первый вице-адмирал из татар на российском военном флоте 

Марс Джемалович Искандеров родился 27 октября 1927 г. в Казани, на улице Г. Камала, в семье военнослужащего. Его отец сражался на фронтах гражданской войны, воевал с белополяками, боролся с басмачами в Средней Азии. С 1926 по 1930 г. он служил в Татаро-башкирском полку. Затем началась служба в разных гарнизонах, разбросанных по востоку страны.

Марс с детских лет полюбил морскую форму, мама одевала его в любимые матроски с бескозырками. Росший в военной среде, он не мог не выбрать профессию военного, защитника родины. В этом выборе его укрепило знакомство с матросом из линкора «Марат» Балтийского флота. С ним 10-летний Марс встретился в одном из аулов Татарстана, куда лётом его привезла мама. Высокий, сильный, красивый, моряк вызывал восхищение деревенских мальчишек, которые ходили за ним толпой. Свою роль сыграло и чтение произведений Станюковича, Сергеева-Ценского, Новикова-Прибоя. Желание Марса связать свою судьбу с морем становилось все крепче.

С началом Великой Отечественной войны отца Марса направляют на фронт, а семья эвакуируется в Казань. Здесь он закончил в 1943 г. 8-й класс в школе № 4. Куда идти учиться дальше? В то время в ряде городов страны было открыто несколько специальных школ — артиллерийских, авиационных и военно-морских — для подростков, желающих посвятить себя военной службе. М. Д. Искандеров поступает в Ленинградскую военно-морскую специальную школу, эвакуированную в г. Тара Омской области. В 1944 г. эта школа переименовывается в Ленинградское военно-морское подготовительное училище (ЛВМПУ). Ее учащиеся становятся курсантами. С этого времени практически начинается военно-морская служба М. Д. Искандерова, продолжавшаяся непрерывно 47 лет, до увольнения в запас Вооруженных Сил СССР по возрасту.

В 1945 г. после окончания ЛВМПУ М. Д. Искандеров был зачислен в Высшее военно-морское училище им М. В. Фрунзе, ныне Военно-Морской институт — Морской корпус имени Петра Великого. Большинство тогдашних его профессоров и преподавателей начинало службу офицерами российского императорского флота, а затем в годы революции и гражданской войны добровольно перешло на службу Советской власти. Это были высокообразованные, культурные люди, которые не только давали курсантам профессиональные знания, но и воспитывали у них любовь к Отечеству.

Четыре года учебы пролетели незаметно. Выпускник М. Д. Искандеров, имевший право выбора места службы на флоте и рода военно-морских сил, не колеблясь, выбирает Северный флот и подводные силы. Северный флот — самый крупный флот страны. Хотя и тяжело служить на нем, но интересно и перспективно. Подводные силы также набирали мощь и фактически становились главной ударной силой Военно-Морского Флота.

Службу М. Д. Искандеров начал в звании лейтенанта на должности штурмана Краснознаменной подводной лодки «С-101», одной из наиболее легендарных и отличившихся в Великой Отечественной войне субмарин. Опыт ее экипажа по осуществлению противолодочных действий М. Д. Искандеров возьмет на вооружение.

После двух лет успешной службы на «С-101» М. Д. Искандеров был направлен для повышения штурманской квалификации на учебу в Высшие специальные офицерские классы Военно-Морского Флота (ВСОК ВМФ). В 1930-е гг. они назывались Специальными курсами командного состава Военно-Морских Сил РККА имени ЦИК Татарской АССР.

Окончив в 1952 г. офицерские классы, М. Д. Искандеров получает назначение на должность командира штурманской боевой части новой подводной лодки «С-154». На ней он как лучший штурман дивизии обеспечивал государственные испытания при приеме подводной лодки от промышленности и вводе ее в боевой состав Балтийского флота.

В 1954 г. М. Д. Искандеров вновь учит ся в офицерских классах, но теперь уже на отделении подготовки командиров подводных лодок. Сдав выпускные экзамены, он становится старшим помощником командира подводной лодки «С-338», а вскоре — командиром подводной лодки «С-197», входившей в состав 297-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота.

Эта бригада создавалась как уникальное соединение подводных лодок Северного флота. В конце 1950-1960-х гг. в военно-морских силах США (наиболее вероятный противник советского ВМФ) разворачивалась стратегическая ракетно-ядерная система морского базирования. Ее основу составляли атомные подводные лодки типа «Джордж Вашингтон», имевшие на вооружении по 16 баллистических ракет большой дальности с ядерным боезарядом. Эти подводные ракетоносцы несли постоянное боевое патрулирование вблизи территориальных вод Советского Союза. Для борьбы с ним и была сформирована 297-я отдельная бригада.

Задача обнаружения, слежения и в случае начала военных действий — уничтожения атомных ракетоносцев являлась основной и одной из сложнейших. В советской военно-морской теории она только начала получать разрешение, так как до сих пор речь шла о подготовке подлодок к боевым действиям против надводных кораблей.

Весомый вклад в решение этой задачи внес М. Д. Искандеров. Он разработал технологию ведения гидроакустической разведки и усовершенствовал главный командный пункт подводной лодки для успешного ведении противолодочной борьбы. Им также была обоснована, разработана и испытана технология стрельбы противолодочными торпедами с глубин 80-100 метров, против прежних 50-ти метров. Это позволило многократно увеличить боевые возможности наших подводных лодок.

В 1959 г. в звании капитана 2-го ранга М. Д. Искандерова назначают начальником штаба 297-й бригады подводных лодок Северного флота. Здесь он сплачивает творческий коллектив офицеров штаба и направляет его усилия на разработку тактики одиночных и групповых противолодочных действий подводных лодок. Ряд выдвинутых коллективом теоретических положений, проверенных на практике в ходе проведения учений, вошел в руководящие документы Советского Военно-Морского Флота по вопросам подготовки флота к противолодочной войне.

В 1962 г. М. Д. Искандерова направляют на учебу в Военно-Морскую академию в Ленинград. Во время напряженной учебы он продолжает заниматься вопросами теории противолодочной войны. Через три года выпускника академии назначают командиром той же 297-й бригады. В этот период на вооружение Северного флота начинают поступать модернизированные подводные лодки среднего класса, из которых создается соединение, специально предназначенное для борьбы с атомными ракетными подводными лодками ВМС США. Командиром соединения становится капитан 1-го ранга М. Д. Искандеров. Под его руководством подводники осваивают новые субмарины, добиваясь наиболее эффективного использования их боевых возможностей.

В 1967 г. М. Д. Искандеров был назначен заместителем начальника оперативного управления штаба Северного флота. За время службы в управлении он основательно изучил тактику действий и боевые возможности надводных кораблей. М. Д. Искандеров часто выходил в море для руководства учениями и решения задач, связанных с подготовкой разнородных сил флота к войне на море.

Опытного штабного офицера решением главкома ВМФ СССР, адмирала С. Г. Горшкова и Военного совета ВМФ направляют в Москву для учебы в Академию генштаба Вооруженных Сил СССР. В 1971 г. после окончания с отличием академии М. Д. Искандеров назначается в штаб Северного флота на должность начальника оперативного управления с присвоением звания контр-адмирала. Находясь на этой должности, он продолжает много плавать, выходить в море как на подводных лодках, так и на надводных кораблях.

На начало 1970-х гг. пришелся разгар «холодной войны» между СССР и США. Понятие «холодная война» менее всего подходило для Военно-Морского Флота СССР. Фактически силы советского ВМФ находились в соприкосновении с вероятным противником, только без применения боевого оружия на поражение, подвергались облетам авиации. Корабли Северного флота несли боевую службу во всех основных районах Атлантики, в Норвежском и Средиземном морях, в морях, непосредственно прилегающих к побережью Северной Америки. Непрерывно в море находилось не менее 70-ти атомных подводных лодок Северного флота. При взаимном слежении постоянно происходили столкновения между ними и кораблями ВМС США, НАТО на воде и под водой. Заметим, что в эти годы все боевые корабли имели на вооружении ракетно-ядерное оружие, способное поразить любые объекты на море, на суше, в воздухе и в космосе.

Оперативное управление поддерживало с каждым боевым кораблем радиосвязь, обеспечивало своевременное пополнение каждого корабля топливом, продовольствием, водой, планировало и организовывало смену оружия, подмену экипажей, замену и своевременную госпитализацию заболевших моряков. Одной из сложных задач являлась организация помощи терпящим бедствие кораблям в условиях шторма, организация ремонта и приведение в готовность оружия и технических средств кораблей в случае их аварий и поломок. Каждый боевой корабль флота действовал строго в соответствии с разработанным оперативным управлением планом. В 1973 г. контр-адмиралу М. Д. Искандерову поручили почетную обязанность — командовать парадом кораблей в День Военно-Морского Флота в городе Североморске, главной базе Северного флота. Через год за успешное руководство деятельностью оперативного управления и разработку планов боевого использования разнородных сил Северного флота он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1977 г. М. Д. Искандеров назначается на должность первого заместителя начальника штаба Северного флота. Он много занимается вопросами совершенствования управления силами Северного флота, возглавляет ряд государственных комиссий по приемке на вооружение флота новых автоматизированных систем управления и связи, руководит модернизацией командного пункта. М. Д. Искандеров находит время для научной работы. В 1981 г. он успешно защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата военных наук. За боевые успехи в области управления силами флота его награждают вторым боевым орденом Красной Звезды. В 1982 г. М. Д. Искандерову было присвоено звание вице-адмирала.

В 1983 г. вице-адмирала М. Д. Искандерова назначают начальником центрального научно-исследовательского института Военно-Морского Флота. На этом посту, как нигде, проявился его творческий подход к вопросам строительства и деятельности военно-морских сил страны. Он пишет ряд научных трудов по военно-морской тематике, руководит целым рядом научно-исследовательских работ. М. Д. Искандеров становится основоположником научной школы управления военно-морскими силами, под его руководством институт разрабатывает ряд руководящих документов по боевой и повседневной деятельности Военно-Морского Флота. В 1990 г. М. Д. Искандеров защищает докторскую диссертацию, ему присваивается ученое звание профессора. Доктор военных наук, профессор М. Д. Искандеров внес большой вклад в решение проблем информатизации в ВМФ. По данной тематике им написано более 80 научных трудов, имеющих практическое значение.

После увольнения с действительной военной службы по возрасту в 1991 г. М. Д. Искандеров продолжает трудовую и научную деятельность. Он служил девять лет главным государственным инспектором в Федеральном надзоре за ядерной и радиационной безопасностью. Затем М. Д. Искандеров работает преподавателем в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга. Им подготовлены программа, учебные пособия по дисциплине «Основы национальной безопасности государства». Профессор университета МВД Российской Федерации, Института государственной противопожарной службы МЧС России, М. Д. Искандеров является действительным членом трех общественных академий.

М. Д. Искандеров известен и как активный участник общественной жизни. Он был делегатом II Всемирного конгресса татар от Санкт-Петербурга, а на самом конгрессе его избрали членом исполкома конгресса.

Будучи членом совета моряков-подводников России и членом Морского собрания Санкт-Петербурга, М. Д. Искандеров прилагает много усилий для налаживания шефских связей Республики Татарстан с российским Военно-Морским Флотом Российской Федерации. Он проводит большую работу в архивах и библиотеках ВМФ, изучая материалы и публикуя работы о вкладе татарского народа, других народов Республики Татарстан в становление, развитие и укрепление российского Военно-Морского флота. Не без его участия малому противолодочному кораблю «МПК-205» в 1998 г. было присвоено почетное наименование «Казанец», командование которого заключило соглашение об установлении шефства с администрацией г. Казани. Прочные шефские связи с Республикой Татарстан ныне имеют атомные подводные лодки «Ак Барс» и «Казань», сторожевой корабль «Татарстан».

В 2001 г. М. Д. Искандеров был избран председателем Совета ветеранов войны, военной службы и правоохранительных органов при Татарской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга. По его ходатайству с 2002 г. в День памяти погибших подводников в Соборной мечети Санкт-Петербурга читаются поминальные молитвы. Ежегодно из Татарстана в Ленинградскую область прибывает отряд поисковиков для проведения раскопок на местах ожесточенных сражений за Ленинград. М. Д. Искандеров встречался с поисковиками, участвовал в торжественно-траурной церемонии перезахоронения останков бойцов, павших на легендарном Невском пятачке.

М. Д. Искандеров является также председателем Совета Татарской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга и с успехом исполняет эту ответственную и нелегкую должность. При его участии ведется работа по созданию татарского культурного центра Санкт-Петербурга, было подготовлено и подписано соглашение «О проведении взаимных мероприятий, связанных с 300-летием Санкт-Петербурга и 1000-летием города Казани». Активная общественная деятельность М. Д. Искандерова, в том числе по налаживанию культурных связей Татарстана и Санкт-Петербурга, отмечена Почетной грамотой Республики Татарстан. Почетная грамота была вручена ему президентом Республики Татарстан в торжественной обстановке при открытии в Санкт-Петербурге мемориальной доски, посвященной первой татарской газете «Hyp» и ее редактору А. Баязитову. В октябре 2002 г. М. Д. Искандеров отметил свое 75-летие. Его тепло и сердечно поздравили письмами и телеграммами командование ВМФ Российской Федерации, руководство Республики Татарстан и татарская община Санкт-Петербурга. Несмотря на почтенный возраст, Марс Джемалович Искандеров продолжает активно участвовать в общественной жизни, вести научно-преподавательскую деятельность. Он передает свои обширные знания и жизненный опыт в стенах Академии МВД РФ. Его сын Юрий Марсович продолжил военную династию Искандеровых. Он является полковником, кандидатом военных наук, начальником отдела Научно-исследовательского центра связи ВМФ.