Пуск

Виктор Вырышев
Утром, как обычно, переоделся и пошел в цех. Немного отставали от плана. Осталось собрать несколько траков для тракторов, потому что мы задерживали сборочный цех. Такого не должно быть, так как останавливается сборка на конвейере и страдают все.
Однако, утром, на планерке, Саныч, зам.начальника цеха, ничего не сказал, но велел нам, четверым, остаться.

- Значит так, - своим начальничьим тоном начал Саныч. - Сейчас пойдете, отставить! Сейчас поедете вчетвером во второй сборочный цех, приготовите ракеты к запуску и выполните пуск.
- Какие еще ракеты? - недоуменно спросил я.
- Это вам Сергей Палыч по пути расскажет.
Палыч - это наш мастер.
- Сергей Палыч, вот связка с ключами. Тут все, и от цеха, и от пусковой установки.
- Выполните запуск ракет и на сегодня свободны.
- В смысле, потом можно домой.
- Да, потом домой и завтра возьмете отгул.
- Ух-ты! Палыч, пошли.
Мы вчетвером стали спускаться вниз по лестнице.
- Палыч, что за байда? Какие еще ракеты? - удивился я.
- Тактические, ясен пень.
- Не понял.
- Что тут непонятного, тактические ракеты с ядерным боезарядом.
- Ты шутишь?
- Какие еще шутки. Ты же видел, какую связку ключей мне Саныч вручил.
- Что, вот так вот просто возьмем и запустим ядерные ракеты?
- Ну, а ты как хотел?
- Так это же военные должны этим заниматься.
- Так, отставить разговоры.

Тем временем мы подошли к боксу. Я всегда думал, что этот бокс пустой, но Палыч достал ключи и, через несколько секунд мы были в огромном гараже. Внутри, на колодках, стоял лишь один военный уазик. Сняли его с колодок и выкатили на улицу. Глянули в бак, там еще что-то плескалось. В радиаторе залит тосол и уровень масла в движке в норме. Судя по слою пыли, который лежал на крыше уазика, он тут ждал своего часа лет тридцать, а то и больше.

- Кто у нас самый молодой?
- Генка. Только с армии вернулся.
- Э-э, - запротестовал Генка, - какой я молодой? Я дедушка КСИБВО.
- Из нас, четверых, ты самый молодой, так что не борзей, бери рукоятку и маслай.
Генка, обидевшись, взял кривой стартер в руки и стал крутить двигатель, разгоняя масло по всем его трущимся поверхностям. Крутанув раз пятьдесят, Генка достал кривой стартер и скомандовал:
- Заводи.
Палыч вопросительно посмотрел на меня.
- Я, что-ли? - удивился я.
- Ну, а кто еще? Ты где служил? В автобате?
- Да. Ну так что тормозишь?
- Я откуда знал.
- Ну, ты сам подумай, мы втроем служили в ракетных войсках, а ты один в автобате. Кто должен рулить?
- Ну, ладно, понял, просто меня никто не предупреждал.
- Как это не предупреждал? Ты на каком предприятии работаешь? На режимном?
- Ну.
- Что "ну"? Баранки гну! Тут каждый рабочий принадлежит к какому-нибудь боевому расчету на случай войны.
- А, мне никто не говорил, что я в каком-то боевом расчете состою.
- Так, некогда рассуждать. Заводи, по дороге все расскажу.
Генка с Андрюхой о чем-то уже шептались на заднем сиденье. Явно задумали что-то стырить. Когда мы сели в машину, то они замолчали. Я провернул ключ в замке зажигания и уазик завелся с полоборота.
- Во! Какая техника! - чуть-ли не хором воскликнули все. - Лет тридцать тут пылится, а завелась с полтыка.

Пока, несколько минут двигатель прогревался, я продолжил пытать Палыча.
- Палыч, Так что там про боевой расчет?
- Как что? Ты когда устраивался сюда работать, то бумаги о неразглашении подписывал?
- Ну, подписывал.
- А, ты их читал?
- Нет, там читать целый том.
- Вот и плохо, что не читал. В этих бумагах все написано.
- Генка, ты читал документы при приеме на работу о предписании в случае боевой тревоги? - Палыч оглянулся на заднее сиденье.
- Конечно, Сергей Палыч.
- А, ты? - спросил Палыч у Андрюхи.
- Я тоже читал, а потом еще зачет сдавал по тактическим ракетам.
- Слышал? - с укором посмотрел на меня Палыч. - Только один ты поленился прочесть. Так что рули, давай, двоечник.
- Палыч, а на кой мы этот уазик расконсервировали, тут пешком пройти пару километров.
- Ты, что такой тугой? В военном предписании все записано, кому, что и когда делать. Нужно не задавать глупых вопросов, а делать то, что положено по инструкции. Понял?
- Понял.

Тем временем мы подъезжали ко второму сборочному цеху. Меня все время удивляло, что как только построили эту громадину, то цех закрыли и опечатали. Теперь стало ясно - там то и находятся эти ракеты.
- Уазик загонишь в цех, но ворота в цеху не закрывай.
- Почему не закрывать?
- Что ты все время меня расспрашиваешь? Ты, часом не шпион?
- Не знаю, смотря чей шпион? Если американский, то нет, а на "штази" могу и поработать, - я пытался отбить атаку Палыча.

Палыч открыл двери, а Андрюха с Генкой раскрыли ворота для въезда. Я заехал в цех. Громадная площадь в несколько тысяч квадратных метров пустовала. Лишь, где-то в дальнем углу сиротливо ютилась пультовая. Потолки цеха уходили ввысь метров на тридцать-сорок. Да уж, вот это конспирация. Все строилось лишь для отвода глаз. Развернулся и поставил уазил передом к воротам. Захлопнул дверцу и пошел вслед за остальными к пультовой.
- Палыч, ну скажи мне, как шпион шпиону - на кой хрен мы этим занимаемся, а не военные?
- Слушай, как ты достал уже своими вопросами. У военных допуска на наш объект нет, а у нас есть. И у нас есть предписание на случай войны. Что тебе еще не ясно?
- Да, все мне ясно. Очень умно, вот, что я скажу. Военные годами учатся, чтобы эти ракеты запускать, а мы тут такие приехали и за пять минут ракеты запустили. Все нормально, какие тут могут быть вопросы. Пиндосы бы просто охренели от такой нашей военной подготовки.
- Хватит разговаривать, выноси ящики из пультовой.

Мы начали выносить огромные зеленые деревянные ящики и гигантского вида чемодан, обитый крашеным металлом. В ящиках оказались разобранные ракеты. Чемодан же и не чемоданом вовсе, а переносной пульт управления этих ракет. Все в нем выполнено в старом совково-военном стиле. Древние тумблеры и переключатели, между которыми безвкусными блямбами расположились цветные стекла индикаторов. Также, в чемодане лежал молоток, четыре сухпайка и бутыль, граммов двести, со спиртом. Под сухпайком лежала инструкция ко всей этой военной лабуде, коробка туристических спичек и какие-то предохранители. Страниц пятьсот машинописного текста. Палыч протянул эту кипу мне и сказал:
- Вот, возьми, соберешь свою ракету и выучишь. Я у тебя, потом, экзамен приму.
- Палыч, ты что, издеваешься? Я же по слогам читаю и со словарем. Мне до пенсии эту хрень не осилить.
- Тогда одевай перчатки и начинай собирать ракету.

Сборка ракеты не представляла ничего сложного, на первый взгляд. Сначала ввинчиваешь продолговатый цилиндр в головку ракеты, потом что-то щелкаешь в теле ракеты и привинчиваешь боеголовку к телу. Следующим этапом сборки была вставка четырех подкрылков ракеты или оперения. Не знаю, как они правильно называются. Их вставляешь в пазы и аккуратно проталкиваешь до щелчка. Эти два ханорика одним махом собрали свои ракеты, установили их на бетон и уже отпрашивались у Палыча:
- Палыч, нам тут кое-куда сходить нужно. Хорошо?
- Давайте.
Когда они ушли, то я спросил Палыча:
- А, куда они так вприпрыжку поскакали?
- Или Генка опять меди натырил и пойдут ее выносить или Андрюха свои покрышки кому-то впарит.
Я ошарашенно посмотрел на Палыча.
- Что уставился? Не на моем же участке они их приватизировали. А, за чужие я не отвечаю.
- Да, я ничего. Палыч, зачем тут спирт? Да еще так много. Протирать?
- Официально, чтобы контакты протирать, а неофициально - это боевые сто грамм на весь ракетный расчет. Никто же не впишет спирт в ведомость, как расходы на празднование удачного пуска.
- Логично.

Я собрал почти всю ракету, осталось лишь один подкрылок вставить в паз. Но, он никак не вставлялся. Пришлось его забивать молотком. После третьего удара подкрылок согнулся.
- Ёшкин кот! Палыч, что делать? Я подкрылок загнул.
- Дурак, твоя фамилия. Нужно было забивать молотком через деревяшку, а не лупить по металлу. Теперь аккуратно выбей обратно, положи на бетон, выправи молотком и забивай, но уже через деревяшку. Понял? Понаберут детей в армию. Ходи им тут, сопли подтирай.
Я выбил подкрылок и выправил его молотком на бетоне. Подкрылок был немного мятый, но, в общем, имел еще рабочий вид. Со второго раза аккуратно забил подкрылок на место и установил вертикально ракету на бетон. В ящиках еще лежали разобранные мачты для пуска ракеты. На нижнем конце каждой мачты находилась крупная резьба.

- А мачты для ракет будем устанавливать?
- Ты видишь здесь где-то резьбу?
- Нет.
- А, что тогда спрашиваешь?
- Как они полетят без мачт?
- Какая им разница, главное, чтобы вертикально стояли. Запустим их, они на несколько метров поднимутся, просканируют помещение и вылетят через открытые ворота. Я же не просто так тебе сказал, чтобы ворота не закрывал.
- А, если ворота закрыть, то куда они полетят?
- Куда они могут полететь? Будут кружить по кругу, пока топливо не кончится, потом упадут и нам тут Хиросиму устроят.
- Палыч, это и есть ядерный чемоданчик? - ткнул я в сторону раскрытого пульта.
- Типа того. На каждом режимном предприятии такой чемоданчик есть. Так что президентский чемоданчик это лишь один из немногих.
Палыч вставил один ключ в чемоданчик, потом второй и провернув их, активировав лампочки на пульте.
- Зачем два ключа?
- Затем что, по инструкции, два человека должны включать пульт.
- Почему ты один включал?
- Какая тебе разница? На стационарном пульте между ключами метра три расстояние и, одному человеку одновременно ключи не провернуть. Ты же не станешь делать трехметровый чемоданчик из-за этого. Но, по инструкции, все равно положено два ключа.

Палыч, тем временем, что-то крутил, щелкая тумблерами. Загорелись три красные лампочки, а четвертая никак не зажигалась. Проверенным способом, обкатанным еще на советских телевизорах, Палыч долбанул кулаком по ядерному чемодану. Что-то внутри чемодана захрустело и посыпалось, но четвертая лампочка загорелась. К сожалению, другие три погасли. Стукнув еще раз кулаком, но с другой стороны, Палыч зажег потухшие огоньки. Эдакий ядерный дед мороз с чемоданом вместо елочки. "Чемоданчик, зажгись". После второго удара Палыча, треснуло стекло какого-то индикатора, стрелка которого зацепилась за стеклянный осколок. Палыч попытался пощелкать пальцем по треснутому стеклу, чтобы оно вывалилось обратно, но его попытки потерпели неудачу.

- Да, она и не нужна, - подвел итог Палыч. - Это датчик топлива в ракете. Возьми спички и подожги фитили.
Я взял коробок охотничьих спичек и поджег маленькие черные веревочки, торчавшие из ракет. После того, как филити прогорели из этих отверстий пошел пар.
- Целый час так будут пар пускать, потом взлетят, - пояснил Палыч. - Давай по маленькой.
С этими словами Палыч открыл спирт и плеснул его в кружки.
- Консерву открой, - протянул мне нож.
Я вскрыл банку тушенки. Там было сплошное мясо, чуть жира и чуть бульона с лавровым листом.
- Отличный тушняк, - поразился я.
- Ага, раньше на оборонку такой шел.
Однако, сухари были как из каменного века. Откусить просто невозможно. Зато их было много.
- Ну, за удачный пуск, - двинул тост Палыч.
- За пуск, - поддержал тост я.
Туды ее в качель, после спирта так неприятно сохнут губы. Еще несколько тостов и мы приговорили весь спирт.
- Закрой дверь пультовой, а то у этих ракет выхлоп очень токсичный.
- Ты их раньше запускал уже?
- Нее, это я учебный фильм смотрел еще в армии, в учебке, - пояснил Палыч.
- Палыч, а ракеты на америку полетят?
- Ты что? Межконтинентальные ракеты видел? Там дуры несколько метров длиной. В наших просто топлива не хватит до америки.
- А, куда хватит?
- Та, кто ж его знает. Мне что-ли говорят? Тут на пару тысяч километров топлива, не больше. Может, спутники-шпионы собьют, а может какие-то секретные объекты у нас взорвут. В них цели забиты еще при Советском Союзе.
- Что, с тех пор цели не поменялись?
- Видимо нет.
В это время Палычу кто-то позвонил.
- Собирайся, поехали. Отменили пуск.
- Почему?
- Да, у Саныча монтеры проводку меняли в кабинете и, эту красную лампочку случайно подцепили. Горящая красная лампочка означает приказ из центра запускать ракеты. Ну, вот весь этот кипеж из-за монтеров.
- Хорошо, что не запустили.
- Ага. Ну все, поехали.
- А, как же ракеты?
- Ах, да. Их нужно деактивировать, чтобы через полчаса не улетели, потом разобрать и уложить снова в ящики. Куда эти ханорики смылись? Придется нам двоим отдуваться.
- Да уж придется.

На следующей смене меня вызвал зам.начальника цеха и показал докладную записку от Палыча.
- Мне тут Палыч написал, что ты стабилизатор у ракеты погнул, верно?
- Да, но я его выпрямил.
- Это неважно. Вот возьмешь чертежи стабилизатора и пойдешь к токарю. За него из твоей зарплаты вычту.
- Ясно.
- Сухпаек и спирт ты выпил?
- Ах, Палыч, скотина, - подумал я, - вместе же пили.
Но вслух сказал:
- Да, я.
- Значит так. Пуск ракет не состоялся, значит нечего было лезть в сухпай и спирт. Тоже у тебя из зарплаты вычту. Вопросы есть?
- Нет.
Я вышел из токарки, где заказывал стабилизатор для ракеты и посмотрел в небо.
- Ну и, пусть, зато мирное небо надо мной. Жаль, только, что дорого это мирное небо обходится. Мне дорого обходится.