День аромата свежей зелени

Алиса Белоусова
Сегодня кто-то умрет. Она знала это. Каждый день ведь кто-то умирал. И ей всегда становилось мучительно больно. Не помогла. Не спасла. Не справилась. Она шла своей легкой походкой, будто бы и не лежало груза на плечах, шла и вглядывалась в лица прохожих. Кто из них следующий? А люди спешили, бежали, не замечали. Куда там? У них работа, встречи, магазины, салоны, сервисы, дела. А если и приходится постоять минутку, ожидая сигнала светофора, дожидаясь своей очереди или расплачиваясь по счету в кафе, они хватаются за модные гаджеты и сосредоточенно что-то в них изучают. Люди готовы на все, лишь бы отгородится от других людей. Ведь так проще жить в своем маленьком эгоистичном мирке. Так не нужно замечать осуждающих взглядов, обращений за помощью, криков души, порицаний и мнений. Так можно спрятаться. За капюшоном, темными очками, напряженным лицом, мобильным телефоном или газетой. Закрыться и не впускать даже ту единственную, что еще способна помочь. Но они стали считать себя сильными. Она с горечью улыбалась, потому что плакать не умела. Сегодня она особенно не хотела смерти. Этот солнечный, яркий день аромата свежей зелени мог бы перевернуть историю человечества. И она собиралась приложить все свои способности, чтобы люди одумались. Чтобы люди перестали умирать.

***

Света шла через парк, держа за руку маленького сынишку. Обычно малыш капризничал, расстроенный тем, что из садика его забирают последним - работа никак не позволяла Свете приходить раньше. А сегодня маленький Тёма весело припрыгивал в такт маминого шага, радостно улыбался и оживленно рассказывал, как хорошо прошел день. И кашей-то их сегодня не кормили, и весь тихий час читали увлекательную сказку, разрешая не спать тем, кто не хотел. А Тёмка относился к числу очень активных ребят, испытывая нестерпимую муку, когда его вместо игры укладывали спать, да еще и по команде. Мальчишка забавно причмокивал и неуклюже размахивал свободной рукой, делясь впечатлениями от дневной прогулки. Света смотрела на сына, и улыбка, столь редкая для ее красивого, но измученного лица, проступила вновь. Девушка смотрела по сторонам и не понимала, то ли собственная радость за сына так изменила ее восприятие, то ли с людьми сегодня и вправду что-то не то. Встречные прохожие им с Тёмой улыбались. Молодой человек, получивший в глаз игрушечным мячом, не только не обругал хозяина собаки, совершившего эту неловкость, но и с удовольствием погладил за ухом пса своего невольного обидчика. На лавочках детской площадки сидели не пьяные мужики, а мамочки с детишками. И ни у одной из них Света не увидела в руках сигареты или банки пива, что нередко здесь замечала, а потому не водила Тёмочку в этот парк на прогулки, предпочитая площадку во дворе, где гуляли только хорошо знакомые соседки. Сегодня Света решила сделать исключение, раз уж все так удачно складывалось. Она повела сына к большим горкам, а тот мгновенно отреагировал на мамино решение заразительным смехом. И на площадке незнакомые мамы и дети снова улыбались им.

Света наблюдала за лазающим и играющим сыном, потом смотрела по сторонам и приятно отмечала отсутствие привычного хамства и грубости вокруг. Подростки, проходящие мимо, не употребляли нецензурных слов. Полицейский прогуливался по парку и контролировал порядок. Света подумала, что и все перемены из-за этого. Наверняка, страж порядка прогнал местных выпивох и велел молодежи вести себя прилично. Впрочем, Света давно не видела, чтобы полицейские занимались чем-то подобным, их по вызову-то не дождешься, а тут, по собственной инициативе. Наверное, распоряжение "сверху". Быть может, в их район переехал какой-то большой начальник, вот и начали создавать условия. Но почему тогда даже парк кажется другим? Деревья будто зеленее, солнце ярче, воздух не загазованный, а с каким-то ароматом. Ароматом свежей зелени...

Света взглянула на часы и поняла, что им давно пора домой. Скоро с работы придет глава семейства и будет ругаться, если к тому моменту Света не приготовит ужин. Ее муж  вообще много работал и много ругался. Снимал свой стресс алкоголем, а потом принимался в своих служебных проблемах обвинять жену. Иногда и Тёмке доставалось. И если раньше сын не любил ходить в садик, то теперь и возвращаться домой не хотел. Света, как могла, ограждала ребенка, но немногое ей удавалось в однокомнатной квартире. Куда его там спрячешь, если даже комнаты своей нет? Уговаривая сына пойти домой, Света краем глаза видела, как к мамочкам на площадке подходят мужья. Как радостно они хватают детей на руки, как протягивают им мороженое, а женам дарят цветы. «Нет, все-таки странный день», - думала Света, уходя из парка. Она, конечно, радовалась такому обилию доброты и радости, но интуитивно продолжала искать подвох. Ведь опыт безостановочно твердил: так не бывает.

Дома Света переодела Тёмочку, чмокая розовые щечки и маленький носик. Ей очень хотелось сегодня подольше поиграть с сыном, но муж должен был прийти совсем скоро. Сыну она решила поставить мультики, но, едва включив телевизор, застыла с пультом в руках. В новостях сообщали о том, что вступил в силу новый закон, согласно которому всем матерям выплачивается ежемесячное пособие на каждого ребенка до достижения им шестнадцатилетнего возраста. И больше всего Свету поразила сумма пособия, превышавшая ее текущую зарплату. Девушка взглянула на календарь, еще раз посмотрела, какой канал работает. Нет, не первое апреля и канал федеральный. Света еще раз нажала на кнопку. По другой программе передавали о том, что на прошедшем сегодня съезде лидеров стран единогласно подписан документ о всеобщем разоружении и расформировании военных баз. Тёмочка переспрашивал у мамы, когда же начнутся мультики, а она все переключала каналы, встречая на них все более удивительные новостные сообщения. По всему миру происходили настоящие чудеса. В одной стране туристы бросились тушить пожар в доме, мимо которого проезжали в рамках экскурсии. В другой стране рекордное количество добровольцев по ликвидации последствий урагана. В третьей миллиардер пожертвовал половину своего состояния на лечение детей. В четвертой для стариков активисты организовали бесплатные туры в кругосветное путешествие. И дальше, дальше, дальше. Ведущие программ, отбросив протокол, улыбались в объективы камер, они так давно не сообщали столько всего приятного сразу. Света стояла перед экраном телевизора и не верила тому, что происходит. Казалось, что это волшебный сон. Но какой прекрасный!

Чтобы проверить свои опасения, Света позвонила соседке и по совместительству подруге. Та часто отвечала раздраженно в это время, потому как звонки отвлекали ее от любимого сериала. Но сегодня она мило болтала со Светой и подтверждала каждый факт, услышанный девушкой чуть ранее. Более того, подруга прочла о «материнском» законе еще утром и уже подала заявление. И ей все любезно разъяснили, выписали необходимый документ, и уже через несколько дней она ожидала получения первой выплаты.
 
Когда в двери зашуршал ключ, Света спохватилась и бросилась встречать мужа. За всеми этими приятными потрясениями, она не успела с готовкой. Девушка ожидала, что сейчас-то волшебный день и закончится. Но муж зашел спокойно, он был трезв и нежно поцеловал супругу. Тёмка выбежал встретить папу, и тот радостно подхватил сына на руки. Муж смеялся. Света едва ли не плакала от радости. Нет, не то чтобы он постоянно их бил или обижал. Но он давно уже не проявлял никаких положительных эмоций. «Чудесный день», - думала про себя Света.

Как в старые времена они приготовили ужин вдвоем, потом покушали все вместе, муж сел перед телевизором на кухне, а Света пошла укладывать Артёмку. Когда девушка вернулась к супругу, он начинал обнимать и целовать ее. Такой нежности и страсти от мужа Света не видела с момента рождения сына.
 
Света одевалась, отвернувшись к окну, муж курил сигарету. Девушка смотрела через стекло на улицу, не в состоянии понять, что же произошло. Как не была прекрасна сказка, у Светы не получалось в нее поверить. Она повернулась к мужу и задала лишь один вопрос:

- А что с тобой сегодня произошло?

Она сказала это мягко и нежно, а муж на некоторое время задумался, а потом, в один миг переменился в лице. И даже глаза, секунду назад наполненные нежностью, почернели.

- Погода, видно, да воздух сегодня какой-то поганый. Что стоишь?  Посудой занимайся.

Свету укололо изнутри. Она не понимала, что происходит. Она только чувствовала, что совершила какую-то непростительную ошибку. Будто вся жизнь стала прекрасным сном, а она, единственная, проснулась и разбудила остальных, заставляя их возвратиться в реальность. Света взглянула в окно и увидела мужчин на лавочке, они пили и громко кричали.

- Я тебе что сказал? Что ты там увидела? На мужиков смотришь? Хороша жена!

- Тише, Тёмочка спит.

- Ты кому говоришь, что делать? Без тебя разберусь. Тоже мне.

- Ты же только что таким нежным был…

- Ты чего несешь, дура?

Света застыла на месте. Она не верила самой себе, но по глазам и поведению мужа понимала, что он не помнит того, что произошло несколько минут назад. Она не могла пошевелиться. Не могла себе простить. Не понимала, что случилось, но боялась, что все испортила. Муж начал кричать, ругаться, размахивать руками перед лицом девушки. Но Света не реагировала. На крики в коридор вышел Тёма, он молча плакал, наблюдая за ссорой родителей. Сердце Светы сжималось от боли, когда она ловила на себе испуганный детский взгляд. Муж занес руку для удара.

***

Она прилетела так быстро, как смогла. Она стояла за спиной мужчины, замахнувшегося на собственную жену на глазах у своего ребенка. Она тихо шептала ему на ухо слова любви, доброты и прощения. Он застыл в своей позе, и вся картина напомнила сцену из немого кино. Только фильм становился катастрофой. И зачем Света задала этот вопрос? Зачем сомнениями разрушила волшебные чары? Почему нездоровое любопытство и страх подвоха победил силу долгожданной мечты? Неужели, люди просто не готовы к исполнению того, о чем так упоительно просят в своих молитвах?

Она продолжала нашептывать, но чувствовала, что пелена спадает, что обратный процесс уже запущен. Ведь главное в преображении человечества – это единение. Каждый, все до одного должны верить и творить добро, сеять мир и любовь.
 
Она чувствовала, как рука мужчины медленно движется вниз. Она боролась до последнего, хотя и слышала крики за окном, понимала, что люди стали возвращаться к своим прежним нечеловеческим ипостасям. Но пока их было немного, она все еще надеялась спасти ситуацию. Ведь она так не хотела, чтобы сегодня кто-то умер….

Звучная пощечина разбила тишину на осколки. Не спасла. Умер.
 
***

Она шла по пустынному городу и печально улыбалась, потому что не умела плакать. Вот, еще один умер. А ведь у нее почти получилось.… Такой волшебный выдался день. Она помогла людям почувствовать себя и свое тепло. Они стали принимать правильные решения. Они наполнились светом и открылись друг другу. Так много людей в один день ей не удавалось объединить никогда. Она знала, что ей помогали. Но даже с этой помощью не справилась. И он умер. Он умер, когда поднял руку на собственную жену. В этот момент он перестал быть человеком.
 
А его жена? Своими сомнениями девушка толкнула супруга на нравственную смерть. И почему люди думают, что поодиночке ничего не решают? Если бы они только знали, как один человек сегодня сумел лишить их прекрасного и нового будущего. Верить должны все. Иначе перемены не произойдут. Меняться нужно каждому. И от каждого человека зависит, что станет со всем человечеством. А иначе никакой, даже самый сильный Ангел Любви, не поможет.

Ангел шла по темному городу, пытаясь удержать день аромата свежей зелени…. Назавтра волшебство рассеется. Но, может быть, завтра люди передумают умирать…?

Видео выступления в литературной студии "Вешняки" с рассказом "День аромата свежей зелени"
http://youtu.be/vRZ6wt7-ZBI

Рассказ опубликован в Петербургском литературном альманахе "Край городов" №71 (2013).