Рецензия на

Игорь Рассказов
                И. Рассказов.

                Рецензия на…


          Долго не решался сесть за написание самой длинной предлинной рецензии на один рассказ. Название его: «Солнце в ладошке». Автор? Ну, имя его я опущу, ибо имел «удовольствие» в своём прошлом пересекаться с ним и потом я не намерен сегодня «раздавать слонов» и кое-что в данной рецензии будет всё же со знаком «минус» и поэтому пусть имя автора останется, как бы в стороне от моей критики. Знаю одно, что на момент написания рассказа, автор «был в небе», а проще говоря, счастлив. Думаю так, когда мы прибываем в таком состоянии, ляпы выворачиваются из-под пера помимо нашей воли, и тогда мы становимся предметом всеобщего обсуждения.
Итак, начну. Казалось бы, название рассказа обещало море позитива. Кстати, после первого прочтения так оно и случилось, а потом когда по второму разу поводил глазами по тексту, что-то не получилось. Автор всеми силами пытался заставить читателя, а следовательно и меня, поверить во всё сказанное, придумывая иллюзорность с его якобы светлым наполнением и даже какой-то верой в происходящее.
          Замечу, что действие рассказа разворачивается в квартире и время выбрано весьма «удачно». Ага, «сонная ночная тишина». И по этой самой тишине вдруг автор решил пройтись материнским криком: «Алёнка! Алёнушка! Слышишь меня, доченька?» Вот он первый ляп: ребёнок спит себе, так сказать, сопит в две дырки, а мамке приспичило себя развеселить. А почему бы и нет, когда бессонница забрела в гости? Это мне напомнило старый анекдот, когда медсестра входит в палату и говорит: «Больной, проснитесь, примите снотворное…» Конечно, есть и другие способы себя чем-то занять, а этой вот подавай праздник для души и всё тут. Чтобы никто не избежал веселья, она во всё горло вещает: «Ну, куда же ты запряталась?  Ну-ка, вылезай… Ну, погоди, погоди, вот сейчас найду тебя и тога держись у меня…»
Не хотел бы я оказаться в тот момент на месте девочки. Таких мамок надо держать на поводке, а она свободно разгуливает по квартире и вдобавок ко всему будит маленькое создание. Что и следовало ожидать – ребёнок проснулся. Ну, а кто бы смог продолжать   изображать из себя спящего, когда родная мать обещает непонятно что: «… и тогда держись у меня…»  Представляю, что на уме у этой измученной бессонницей женщины среди ночи.
 Идём дальше. Девочка пробудилась и у неё с матерью завязывается диалог. Так-то ничего примечательного в нём  не нашёл для себя, если не брать во внимание то, что у девочки хорошо поставленная речь – она общается с мамой, как взрослая и надо отметить, что и дикция у неё отменная. Сам собой возникает вопрос: «Откуда у этой малявочки всё это?» Нет, ну случаи были, когда в неблагополучных семьях рождались нормальные дети, а иногда даже чересчур нормальные. Может, это как раз мы и наблюдаем, читая данный рассказ?   
           Второй ляп не заставляет себя ждать и после пространного диалога между дочкой и мамой, вдруг родительница произносит вот такую фразу: «Давай, давай просыпайся…» Вот мне и непонятно – а с кем только что женщина разговаривала, если её дочь до сих пор находится в объятиях сна?  Кстати, ребёнок получился у автора замечательным. Он даже, несмотря на такое непонятное пробуждение, пытается рассказать матери о своём сне, а потом ещё и показывает ей свои рисунки, где «кривовато написано: «Любимому папе», а чуть ниже вот это – «от Алёнки». Фу, ты… У меня от сердца отлегло. Я-то уже подумал, что женщина сама растит дочь, а тут получается, что всё в этой семье, как у большинства. Ну, и хорошо, что так.
  И что мы имеем?  Девочку зовут Алёной. Отличное имя. Жаль, что автор маме девочки дал несколько завуалированное имя. Я так полагаю, что оно получилось  таким благодаря дикции ребёнка, который звал свою маму так: «Яна Чаславовна». Одно непонятно – минуту назад у девочки была нормальная дикция и тут вот вам вдруг всё пошло наперекосяк. Видно, спутник ушёл из зоны действия и у ребёнка, что-то там переключилось в обратную сторону. Ну, что сказать?  Так-то задумка автора мне понятна и где-то я одобряю такой ход, ибо к фантастике отношусь с уважением.  И потом, мне взрослому человеку не составило большого труда разгадать предложенный автором ребус: маму Алёнки звали… по паспорту  Анна Вячеславовна. Из этого следует, что дедушку девочки звали Вячеславом.
Замечу, что папе Алёнки  с именем повезло меньше. Судите сами – Игоня. Прямо коняга какая-то, а не человек. Кстати, с появлением этого персонажа автор допускает ещё один ляп: девочка бежит к отцу и далее по тексту: «… вписалась носом прямо в его колено». Это наводит на мысль, что у девочки проблемы с гормонами роста – сантиметров эдак на... Это пугает, ибо, если не брать во внимание измученную бессонницей её мать, всё выглядело не таким удручающим поначалу, а тут вот ещё всё это.
 Подводим итог: у девочки нелады со здоровьем. Аномалия? А почему бы и нет? Может быть, поэтому автор пытается нас заставить поверить, что не всё так плохо в этой семье и то и дело в тексте можно прочитать такие слова: «… фантазёрка, доченька, хохотушка…» Ну, вот мне что-то смеяться уже совсем не хочется. А над чем, позвольте спросить?
            В рассказе есть и лирически такие островки. Например, когда мать Алёнки произносит: «Боже, как здорово, что он услышал меня и бросился в этот омут с головой, навсегда сделав меня самой счастливой женщиной на планете. Благодарю тебя, любимый! Благодарю за дочь, за любовь в твоих глазах и твоём сердце!»
Да, странные твои дела Господи… Повезло Игоне на всю катушку: и жена вся непонятно где, и ребёнок того… Собственно, он и сам какой-то не такой. Это же надо додуматься среди ночи подбрасывать под потолок собственную… больную дочь. Что характерно, когда в стране наблюдается массовая тяга к здоровому образу жизни, в этой отдельно взятой семье по ночам трескают пироги с яблоками и при этом ещё хохочут и топают пятками по полу. Каково соседям от вот такого семейного лада? А потом ещё вот эти восклицания на всю квартиру: «Волшебство!» Прямо шабаш какой-то.
Вот, к примеру, у моих родителей в квартире полы скрипучие и лишний раз они стараются не ходить. Ага, включат телевизор и сидят. Дело в том, что под ними, на третьем этаже живёт одинокая женщина. У неё что-то там с головой и даже справочка имеется. А всё почему? Так дочь похоронила, мать свою тоже по тому же маршруту проводила и теперь то ли живёт, то ли нет. Мои-то старики все в переживаниях. Им же иногда и покушать хочется и до ветру, а тут только начни шагать и эта соседка в милицию звонит, мол, мешают жить и всё в этом ключе. А тут среди ночи, да ещё на три голоса. Не верю и всё тут.
А мне и непонятно, что хотел сказать автор всем нам своим произведением. Если это намёк на то, что этим персонажам место в «психушке» - это один взгляд, а если идеализирование того, что со всеми нами происходит в этой жизни - здесь надо хорошо подумать, прежде чем делать какой-нибудь вывод. Если честно, мне жалко девочку. Ей-то зачем вот такая жизнь?
Поскольку я знаю, как сложилась дальнейшая жизнь автора, думаю, что этот рассказ явился эдакой увертюрой ко всему тому, что в той или иной мере имело место в его личной жизни.
           Вот, собственно и всё. Весь предполагаемый «свет» от прочитанного остался лишь в названии рассказа. Тут даже оценку «посредственно» рука не поднимается поставить. Вот такая - правда, о нашей с вами жизни со всеми её пирогами. Кушайте на здоровье.

               

                Январь 2013 г.