3. 10. 07. Чайка. Кременчуг - город на Днепре

Петр Болдырев
 Чайка .
Кременчуг – город на Днепре. Комсомольск – на Днепре - город горняков. "Кременчуг- Руда" – "Ураган". 1:1. 3.10.07.



Вероятно, люди, немало повидавшие и пережившие за 8 лет, с годами утрачивают былой энтузиазм. Ведь новизна ощущений – это одна из главных жизненных потребностей футбольного фаната. С годами они повзрослели, обзавелись другими, кроме футбола, жизненными приоритетами. Например – работой. Да и о семье пора подумать.
  Этим можно объяснить нулевую активность на домашнем матче с донецким "Танталом", а так же низкую явку на выездной матч в Комсомольск. Собственно поехали только Дед и Чайка. Но в поведении Чайки было столько спокойствия и уверенности, готовности и в одиночку выполнять свой фанатский долг, что все страхи Деда, у которых, говорят - глаза велики, мигом исчезли. Посещение нового города, даже двух, футбол, интересный попутчик, неизвестность, которая манит и обещает новые приключения – сомнений нет, едем!


                Витя Чайка


   Витя Чайка. Легенда движения, он являл собой ярко выраженный тип пофигиста. Высокая, слегка сутуловатая фигура.  На голове в любую погоду – клетчатая кепочка - восьмиклинка с крохотным козыречком. Из - под нее спокойно взирают на мир холодные голубые витины глаза, всегда особо ничего не выражающие.  Давно вышедшая из моды курточка  Lonsdale, руки постоянно засунуты в карманы не менее старомодных джинс. Никто не видел смеющегося или хохочущего Витю, поэтому отсутствие выбитых в потасовке двух передних зубов не бросается в глаза. Речь Вити спокойна и невыразительна, потому, что ленива. Бывают такие люди, которым даже говорить лень. Всегда негромко и без особого выражения он говорит о последних новостях из фанатского движения, о драках и взаимоотношениях между фанатскими группировками. Как появился Витя в движении – уж никто не припомнит. Потому что все знают – Витя был всегда. Пришел однажды на сектор и стал его постоянной принадлежностью, частью  атрибутики, которую фанаты таскают за собой на выезда и домашние игры.
  Родом Витя из города Лозовая, что на Харьковщине. В свое время, на месте нынешней Лозовой, среди Дикого поля, пространства, разделившего цивилизации – монголоидные и русские, возникло поселение. Это был крайний оплот той самой Слобожанщины, призванной не пустить на русские земли орды ребят, одетых в лисьи шапки и полосате халаты, обутых в мягкие сапоги с задранными кверху узкими носами. Вооружены они были кривыми саблями и восседали на низкорослых степных лошадках.
  Населившие Слобожанщину казаки придерживались другой моды насчет кривизны сабель и другой атрибутики их движения. А также были иного мнения насчет своей независимости и свободы. Отличительной особенностью их причесок были то ли чубатые хохлы, то ли хохлатые чубы. В общем, чтобы не путать, северные соседи, собственно, те, которых они защищали от узкоглазых завоевателей, называли их просто – хохлы.
   Дабы обеспечить войско едой, оружием и обмундированием, а в мирное время -  еще и ничегонеделанием, на землях Слобожанщины образовались слобОды - поселения оседлых трудоголиков, денно и нощно пашущих, сеющих, кующих, строящих, выращивающих скот и птицу.
   В Витиной крови преобладали гены воинствующих и кочевых народов, гены же, отвечающие за трудолюбие отсутствовали напрочь. Недаром же у Вити, уверенного шатена, глаза были необычного серо – голубого цвета.
  Учиться – не вагоны разгружать и, поэтому, в  меру своей лени, Витя учился сносно и был отправлен - благословлен родителями в Харьков для обучения в харьковском универе. На обучение, не торопясь, Витя потратил 8 лет, пристрастился к футбольному болению. По инерции, после окончания универа пожил в университетской общаге. К работе сильно не тяготел. Не тяготел настолько, что нигде подолгу не задерживался. За недолгое, два месяца, знакомство с Дедом, умудрился сменить две работы. Последнее – кассиром в супермаркете. Со слов Вити, был уволен за …хороший аппетит. Работникам супермаркета предоставлялись бесплатные обеды. Витя решил скушать сразу два, а на следующий день, узнал, что уволен.
 Таким он и предстал перед Дедом на условленном месте на Южном вокзале. Между прочим рассказал, что изгнан так же со снимаемой им квартиры
 - Хозяйка, неоднократно замечала, что я забываю закрывать входную дверь. Да я уже с другой договорился. Молодая вдова, сдает жилье, живет отдельно.  Я уже и вещи завез.- 
 А вещей у Вити – спортивная сумка, да раздолбанный комп со следами кофе и борща на тусклых боках



Деда волновало – смогут ли они в таком малом составе помочь команде. Да и страшновато было. По рассказам, в прошлом году, из Комсомольского урагановский моб вывозили специальным автобусом под охраной местного РОВД – там на них почему то обиделась местная гопота*. Чайка больше волновался о другом - подъедет ли в назначенное время Минутка, со студаком** и Ньюс с растягом *.
 - А там… И похуже бывало. Нуляки * случались. И в одиночку приходилось выезжать.-
Звонок Чайки к Минутке застал последнего врасплох.
 - О чёрт! Забыл! Беру такси и еду! -


И история повторяется. За полчаса до отправления они только купили билеты и отправились, естественно, не на перрон. По 100 грамм на дорожку( на тот момент Витя уже не пил. Не мог - печень совсем уж не могла перерабатывать алкоголь и Витя закодировался). Вместо растяга – заботливо уложенная в пакет "роза" с минуткиной шеи.
Из-за невозможности Минутки и Ньюсуика поехать с ними, Чайка остался единственным претендентом на «золотник».
Покидали они Харьков в приподнятом настроении. Минутка остался на вокзале ждать поезд на Киев – там ждали дела.
Как всегда в дороге – Деду не спалось, Чайка же, немного поговорив, вдруг нечаянно захрапел.  Дед же предался воспоминанию двух последних месяцев своей жизни.  Прошло всего два месяца с момента, когда Дед впервые познакомился с участниками движения «роузовцев». Три выезда и одна домашки. Во время полтавского выезда выяснилось, что по воскресеньям «роузовцы» играют в футбол на искусственных полях «Урагана»
  - А можно и мне? –
 - Да, конечно. И здесь утвердительный ответ был получен от Рыбы. –
    В игре люди быстро проявляют себя.  Рыба вел себя авторитетно, подсказывая партнерам со своей позиции центрального защитника. Подбодрил Деда, похвалили после нескольких его удачных  действий.
  Дед в свою очередь присматривался к партнерам по команде.
 Ньюс играл хорошо. Правильно выбирал позицию, грамотно подключался к нападению, хорошо поставленным пасом начинал быструю контратаку.
  Среди всех выделялся Зварыч. Тяготеющий к атаке, он не гнушался черновой работы по отбору мяча. Стелился в подкатах. Снисходительно и в тоже время убедительно осаживал расходившегося Минутку.
 Уверовав в свое право руководить, направлять и поправлять людей, Минутка не на шутку распалялся, азарт у него превышал умение, полученное, в основном, в баталиях дворового футбола.
  Маленький и щуплый Вова Лермонтов недостаток габаритов успешно компенсировал скоростью, желанием, неплохой техникой и ударом.
 Серж Картошкин составлял неплохую компанию Лермонтову. В скорости он ему не уступал, правда, иногда становился ее заложником, часто терял мяч, не вписавшись в размеры поля.
  Артист, поэт, центр и душа любой компании Начет, таковым оставался и на поле. Свободный художник, не признающий каких либо установок и тренерских заданий, он порхал по полю, ведомый вдохновением. Когда же таковое пропадало,  махнув рукой, уходил с поля, или же начинал куролесить, сведя усилия команды на нет.
  Бескомпромиссный, мужественный крепыш Ньюс терпеть не мог необузданности Минутки и Начета, злился, ссорился, ругался, но всегда, в основном, безрезультатно.
 Правда, в серединке не хватает игрока – распасовщика. Вот если бы пригласить Вовку Бразильца. А нет можно и без серединки играть. Нагружать атаку длинными передачами, до предела упростив тактику игры.
 - Неплохую командочку можно было бы сотворить –
 подумал Дед и проснулся. Оказывается, формировал команду роузовцев он во сне.
Далее,уже наяву, он продолжал свои размышления.
  Основными соперниками в воскресных играх у урагановцев были алексеевцы, ведомые Вовкой – Бразильцем. Прозвище таковое Вовка получил за неординарную технику и страсть к сложным трюкам с мячом. Иногда Вовка заигрывался с мячом, забывая о партнерах, за что неоднократно бывал ими упрекаем.
- Впрочем, играя один раз в неделю, для удовольствия, без тренировок и участия в соревнованиях, хорошей команды не создашь. Фан турниры не в счет, - подумал Дед, когда поезд уже подъезжал к Кременчугу.


Поезд прибыл в Кременчуг в половину третьего. Здесь им предстояло провести время до обеда. А затем, на маршрутке добраться до Комсомольска–на-Днепре, города горняков, добывающих железную руду. Команда «Кременчуг – руда» и представляла горнорудный комбинат в футбольном первенстве по второй лиге. 
Для начала попили кофейку, закусили беляшами прямо на привокзальной площади. Посидели, подождали рассвета. Двинулись по улице Первомайской. Районный центр, а на улице – троллейбусы.
"Так население ж – 200 тыс., КрАЗ, Крюковский завод, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство; - на областной центр тянет", - проинформировал Чайка.
 Улица застроена пятиэтажками – "хрущевками" и строениями соцкультбыта, так же советской архитектуры шестидесятых. Прошли мимо кременчугского политеха им. Остроградского. По всему – солидная контора. Далее попадаются уже девятиэтажки, а главное чувствуется приближение Днепра. Скорее к Днепру! Но Чайка не спешит. Предлагает Деду сделать крюк, что бы пройти по аллеям сквера, ведущим к памятнику Т. Г. Шевченко. Такому же большому, как в Харькове, но композиция попроще. На аллее и на набережной вовсю работают дворничихи. Наконец они свернули к пляжу и, вот он – Днепр. Весь в туманной дымке, температура воды выше, чем температура воздуха, поэтому от купания – особое удовольствие. Дед пригласил присоединиться Чайку, но тот отказался. Раньше он так же старался искупаться в водах рек и морей, на берегах которых удавалось побывать. Теперь же только мочится, что и продемонстрировал, немного отойдя сторону ниже по течению.
 Фанаты, желая усилить эффект от поддержки команды, иногда обнажаются по пояс, т.е. «фанатеют на голом торсе». Дед подумал, что круче будет, если он искупается во славу «Урагана» в Днепре. Сентябрь, раннее утро, пляжный сезон законен. На берегу лишь старички, совершающие моцион, да любители закаливания.
Посмотрите, Николаевич, - журавлиный клин! И действительно - на фоне днепровских красот показалась улетающая на юг стая то ли журавлей, то ли гусей. Слева - панорама моста с поднимающимся средним пролётом для прохода крупных судов. Вдоволь налюбовавшись панорамой, открывающейся с пляжа, они двинулись вверх по течению Днепра, вдоль его левого берега. В начале прогулки им встретился речной вокзал. Здание вокзала, все в стекле с прогулочными надстройками, занято под какой-то банк, к причалу уже давно не причаливают пассажирские судна, его облюбовали рыбаки, потягивающие из Днепра рыбу, в основном леща.  Затем скала – памятник природы. Рядом – табличка, на которой написано, что этому памятнику – миллионы лет, а отметины на нём – уровни паводковых вод в различные годы различных столетий.
Самая высокая отметина соответствует 1941 г. Далее, вдоль одетой в гранит набережной, располагается парк с аттракционами, сохранившимися ещё с советских времен. Из-за деревьев они увидели большую комфортабельную гостиницу.  Возле нее -  автобус "Урагана". Ребята-футболисты, наверное, только проснулись – до игры еще далеко. Поэтому их внимание пока было направлено на другое. Вдалеке показалась баржа, совершающая какие-то непонятные маневры – повернется то одним бортом, то другим. Всё объясняется тем, что в районе Кременчуга Днепр очень извилист и судам приходится проделывать своеобразный слалом. Пройдя изрядное расстояние, они решили возвратиться, что бы понаблюдать за подъёмом пролёта моста. Возвратились зря, т. к. баржа обошлась без этого мероприятия. Вообще-то Чайка -  большой любитель походить и к концу их прогулки Дед заметно подустал. Пока Чайка своими длинными ногами делал шаг, ему приходилось делать два,  перейдя чуть ли не на бег трусцой. Зато они увидели: сделанный вместо речного вокзала причал для переправы на другой берег с билетной будкой и биотуалетом, заброшенный причал для причаливания к какому-то промышленному объекту, вероятно ДОКу, залив с недействующим дебаркадером и стоящим на приколе ржавым речным трамвайчиком, и, наконец, лодочный кооператив, подобный нашему, сухопутному, гаражному кооперативу. Отдохнув на песчаном берегу, двинулись обратно. На обратном пути встретили прогуливающуюся по парку нашу команду. Поприветствовали. Узнали, когда начало матча в Комсомольске. Вернувшись к речному вокзалу, по  настоятельной просьбе Деда передохнули на лавочке. Просто, беззастенчиво улеглись и поспали под комментарий прохожих (что, мол, за бомжи?). Отдохнув, Дед предложил Чайке посмотреть выставку "Дореволюционный Кременчуг в фотографиях". На афише было написано, что Кременчуг до революции входил в десятку самых крупных городов Украины. Чайку такое известие не заинтересовало, вместо выставки он предложил посетить рынок. Ну что ж, рынок - так рынок. И не пожалел. Чистота, порядок, стилизованное под обстановку сельской ярмарки оформление, а главное -  обилие вкусной и недорогой еды. Подкрепившись винцом( винцо пил Дед) и закусив, они отправились на матч в Комсомольск.
Выяснилось, что в одной с ними маршрутке ехали Артем и Роман, фанаты "КрАЗа", футбольной команды автозавода, решившие помочь им в борьбе с их врагами – "Рудой". Была у них и другая цель – поучиться у серьезных фанов как вести себя на выездных матчах. Учиться в данном случае было нечему, разве что – как не бояться быть на выезде в малом составе.
  Матч был сверх напряженным. "Кременчуг - Руда" бросил в бой все, что у него было. Особо не мудрствуя, горняки всей командой встали на защиту своих ворот, в атаке надеясь на счастливый случай. Случай этот и произошёл. Наши футболисты пропустили довольно типичный для них гол. Увлекшись атакой, оставили на мгновение без присмотра  нападающего противника. Этого мгновения и хватило, что бы ударить с линии штрафной. Удар получился сильным и точным. Руслан Нерубин, вытянувшись в струнку, бросился за мячом, но не достал.
Оставшееся время – время наивысшего напряжения в матче. Наши постоянно атаковали. Четыре глотки отчаянно пытались поддержать команду. Счёт удалось сравнять. После финального свистка - обоюдные приветствия и благодарность за игру  фанатам и футболистам.
По приезде в Кременчуг, прогулка по городу, обмен информацией, фанатские истории от Чайки, коих он знает неисчислимое количество.
Из рассказов Ромы и Артёма более всего запомнились описание  прошлогодней аварии на мосту и городских делах. Из всего следует, что Кременчуг является основным источником пополнения бюджета Полтавской области. А Полтава так – красивая вывеска.
Попрощались они с хорошими парнями из Кременчуга возле пивнушки "Пинта пива", где показывают футбол. Показывали матч Лиги Чемпионов – «Бенфика» - " Шахтёр". Блестящая игра "Шахтёра", обстановка в баре – как на стадионе. Возгласы поддержки, ликование после забитых голов.
Уставшие от всего пережитого, спали они в поезде как убитые. По прибытии же в Харьков, их встретил Минутка, прибывший из Киева. Его деловая поездка оказалась удачной. На обратном пути он ехал в одном поезде с фанатами "Эвертона". Харьков жил предстоящей встречей Кубка УЕФА.
Дед же, подогретый новыми впечатлениями и эмоциями, заверил своих новых  молодых друзей, что продолжение приключений  последует обязательно. Может быть, и тогда, когда их любимый "Ураган" поведёт борьбу с корифеями не только отечественного,  но и европейского футбола.

    растяг –  полотнище с символикой “RWR” и “Урагана”
  нуляк - невыезд на выезд, т.е. случай когда на выездном матче команда остается без поддержки
  золотник –золотой сезон, сезон в котором фанат посетил все официальные матчи команды, хорошо, что «Ураган» - команда второй лиги, не участвующая в международных соревнованиях. А то бы пришлось ради «золотника» ездить и за границу
  студак – студенческий билет, дающий право скидки на стоимость билета
  гопота – презрительное название болельщиков из других городов, не обьединенных в движение и, из зависти и хулиганских побуждений, чинящих беспорядки и нападения на приезжих фанатов

11.10.07. "Ураган" – "Жилкомсервис" Луганск 2:0