Взбесить Онегина

Петр Лебедев
"Евгений Онегин" - "энциклопедия русской жизни", роман, обсуждаемый со школьных уроков литературы, институтских занятий, ему посвящено множество работ и телепередач. Много чего толкуют: то признания Пушкина о неисповедимой власти женских ножек над мужским воображением - все верно, то чудные описания природы, то остроумные лирические отступления и юморок, то голивудскость подачи дуэльной темы с мощным, добивающим наездом камеры оператора на раненного Ленского... Но что-то я не вспомню, чтобы кто-то поднял ключевой вопрос: что послужило причиной дуэли и насколько это веская причина. Вот что надо обсуждать в первую очередь, если следить за кульминацией.

Накануне званого ужина именинница Татьяна видит сон: она одна, в лесу, у ручья, ищет опору, но является медведь, она убегает, но тот настигает, хватает и относит ее в лесной вертеп Онегина, где он доминирует над кошмарными уродами-мутантами. Когда нечисть тянет руки к Татьяне, он впадает в ревнивое бешенство и прекращает дискуссию, выорнув: "Мое!" Все уроды пропали, Евгений в уединении уже готовится брать девушку, но явились непрошеные гости, Ленский с Ольгой со своей пошлой германской романтикой, чуждой тяжелому сатанизму этой минуты, сбив мушку распалившемуся Онегину. Они увидели сущность Онегина, они нарушили единственность и чистоту момента. Ленскому несдобровать.

Потом сцена повторяется на именинах. Онегин пришел, уверенный со слов Ленского, его пригласившего, что гостей кроме них не будет, а там все адово сонмище соседей, изоморфных упырям из Татьяниного сна (текстуально есть параллели, введенные Пушкиным) - и Татьяна прилюдно близка к обмороку от близости Евгения и от ужаса от начавшегося сбываться сюжета сна.

Онегин оскорблен тем, что, пригласив на такое широкое сборище без настоящего предуведомления, его поставили в крайне бестактное и неловкое положение, особенно, если Таня упадет в обморок, что его интимные отношения будут раскрыты бесцеремонно и в неподобающем виде - бледность и оторопь Татьяны нельзя не заметить. Так ему казалось - и он исполнился злобы к Ленскому, сатанинской злобы, если соотносить с метафорикой сна Татьяны. Как он посмел, мальчишка, играть его чувствами?

Потом он злобно-расчетливо провоцирует конфликт и происходит дуэль с неопытным и обреченным противником. Потом Лермонтов создает подобного же отталкивающего и монструозного героя в "Маскараде".

А по существу ситуация за столом на именинах Лариных была просто комическая, из репертуара Берти Вустера в исполнении Хью Лори.