Когда я был певцом. Приходи на меня посмотреть

Виктория Любая
 «Когда я был певцом»
---------------------------------------
Жанр – мелодрама
Режиссёр – Ксавьер Джианолли
Автор сценария – Ксавьер Джианолли
В главных ролях – Жерар Депардьё,  Сесиль де Франс
Оператор – Йорик Ле Со
Композитор – EuropaCorp. Distribution
Длительность – 112 мин.
Страна – Франция
Год – 2006

Дополнительная информация:
-----------------------------------------------
Награды и премии:
Номинация на главный приз Каннского кинофестиваля
Фестиваль «Сезар» – лучшая музыка

Интересные факты:
----------------------------------
Все песни в фильме Депардье исполнял сам (!)

Cюжет
=======
Ален Моро (Жерар Депардье) поёт шансоны во французской провинции. Он не звезда, но хорошо зарабатывает своими выступлениями на дискотеках и в казино городка Клермон-Ферран. Его мир – это белые пиджаки, романтические шлягеры и верная публика, которая стареет вместе с ним. То, что было бы неприемлемо для других, для Алена является всем, чего он хочет от жизни. Однажды на его концерт случайно попадает красавица Марион (Сесиль де Франс). Возможно, Алену в последний раз выпадает шанс на хеппи-энд. И стареющий ловелас без промедления делает для этого всё возможное.



Интимное лирическое отступление
================================

В жизни каждого (рано или поздно) наступает момент, когда человек понимает (будем надеяться): «Этот мир обещан мне, и в нём ещё много чего, что я не видел, не трогал, не пробовал. Но, похоже, пришло время умерить свои аппетиты (или уменьшить свои запросы) и направить свои силы и умения туда, где я их ещё успею реализовать». Ну, или что-то в этом роде.

Бывают, разумеется, исключения (как в одну сторону – т.е. значительно более ранний «отказ», так и в другую – «игра без тормозов»). Но данный фильм не о крайностях, а о процессе, так сказать, естественном, поступательном.

Причины, когда приходится «сбавить обороты» могут быть разными: от пресловутого «возраста», до внезапной болезни (катастрофы) и т.п. Т.е., такой поворот событий – вовсе не конец, вот, что главное, а возможность выявить новый угол зрения: на себя, любимого. Это важно.

Не секрет, что жизнь сегодняшняя – это культ молодости, а не старения. Мечта человечества, методом проб и ошибок, испытывает одну технологию омоложения за другой, продвигаясь в сторону вожделенного бессмертия… (Кому охота помирать? Вот и в Древнем Египте не очень-то уже хотели с сей данностью смириться, да и в древнем Китае)… «Тема жизни вечной» – любимая тема не только фантастов, философов, но и  геронтологов (последние, кстати, утверждают, что тот «набор» которым мы обладаем в виде тела и его органов, функционально можно поддержать не более, кажется, 120 лет. Мда. Они кучу опытов и исследований сделали. (Отдельно от клонирования).

Но мои рассуждения о фильме – не посмодернистский гипертекст, поэтому, можно и остановится. На чём? На любви, конечно.


Жизнь, допустим, продлить можно, а воскресить, так сказать, в человеке чувственную сторону? А любовь? А взаимность? Не зря же сказал гениальный поэт: «Любви все возрасты покорны…», но ведь он и представить себе не мог того пути, по которому будут бодро шагать  его потомки.

Тема эта непростая. И очень интимная. На эту тему создано немало произведений искусства, подтверждающих тот факт, что да: «…все возрасты покорны…», но последствия, между тем, бывают разными.

Во-первых, конечно, довлеют (и очень мешают) законы общества (мораль). Во-вторых (и это, на мой взгляд, главнее) человеку, всё-таки, мало ПРОСТО ЛЮБИТЬ, вот в чем беда, ему подавай, ВЗАИМНОСТЬ. А это (особенно в таком необычном ракурсе), сродни чуду-чудесному…

Что поделать? Ох… Так устроен человек.



Жизнь упала, как зарница*
========================


«Когда я был певцом», отчасти,  история об этом. Встречаются два разновозрастных (в наиболее типичном раскладе) он и она. У него – своя жизнь, немного «в тогда», у неё – «в теперь». Разные «скорости», разные интересы, разные, в конце-концов, возможности. Но… тянет, как магнит…. потому что такого больше нет, почему-то, нигде, и именно это, почему-то, интересно и почему-то надо.  А будет ли желание продолжаться долго или нет – легкомысленно – но не интересно вовсе (особенно, во Франции). Улёт, одним словом. В такие мгновенья «вырастают крылья», мир видится «через розовые очки» и вообще – нет ничего невозможного: «тряхнём стариной», «прогнём под себя изменчивый мир», поворотим (как реки) время вспять!… Эйфория.

Представьте себе, человек считает, что уже «отжил своё»: кряхтит-пыхтит, а тут у него открывается «второе дыхание». Ну, не чудо ли?! А тому, кто подарил такое чудо, невзначай, – не кайф ли? … Короче говоря, здесь примерно такая история.

Только вот одно но. (О, это всегдашнее, труднопреодолимое, всегда не вовремя возникающее «но»!!!!)

….Впрочем, смотрите фильм, иначе, неинтересно ;):) Пересказывать не стану. Аннотация к фильму, как обычно, ведет не туда. Так что… думайте сами.



Как в стакан воды – ресница*
=============================

Фильм – взрослый. И, хотя я пишу к нему не рецензию, а пространный комментарий, надеюсь, те, кто его прочитает, будет старше 18 лет. Почему? Потому что, вообще-то, раньше 18 лет не понять (нечем, пока что, а раньше – тем более): что можно находиться «на верху блаженства», просто слыша ровное дыхание любимого человека, спящего с тобой рядом. Луна или фонарь отбрасывают на стену его подрагивающую тень, слишком громко (хотя и в другой комнате) тикают часы и всё… Больше – никаких звуков, только – дыхание. Нет ни слов, ни нежностей, ни вздохов, ни обещаний… А всё равно – блаженство. Вне зависимости, кстати, был ли перед этим «феерический секс» или нет. Это – о другом. Люди могут встречаться в постели каждый день; чуть реже, но – регулярно и… ничего (из этих, описанных выше, испытываемых ощущений близости и покоя) гарантировать нельзя. Скажу банальность, но да: у всех это случается (когда случается) по-разному. Ясное дело, что у меня – бывало, раз я так настойчиво об этом пишу и со знанием дела напираю на то, что «не всегда» одно является непременным гарантом другого. Если хочется просто секса, вы его получите. Но не более. Однако для того чтобы произошло то, что «больше нежности» – нужно доверие, нужна близость. В вас, самих.

В принципе, когда поэты, художники, музыканты говорят про свои частые влюбленности, они говорят о том же, о чем писал В.В. Маяковский:
«Поэзия –  та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды»…

Конечно, кто-то перекапывает руду, потому что, скажем, «рудокоп»… Ага. Ему всё равно чего и сколько раз перекапывать. Ему важен процесс, а не результат, а уж, тем более, не то, что выпорхнуло «между».

Есть классический образ Дон Жуана, ненасытно эту «руду» сквозь себя пропускающего (тоже, на самом деле, товарищ находится не в поиске чего-то эдакого, просто для него остановка – смерть, – Донна Анна не даст соврать). Здесь каждый раз интересно «а что там, за поворотом?»… Очень увлекательный, да и утомительный, надо заметить, для дон жуанов процесс; ну, а дальше-то, что?…

Короче, не хотела бы я быть ни на месте его пассии, ни (упаси Боже!) на месте самого несчастного (по мне – так это несчастье какое-то, честное слово). Был ещё Казанова. Этот тип гораздо интереснее, хотя бы тем, что в партнерских отношениях его искренне интересовало то – что не он. Как-то так. Однако  я всё равно не об этом.

Чудно и похвально, когда есть некто, кто тебя бережно переведет через «Стикс» и ничего с тобой, кроме поразительных открытий (которым произойти дОлжно, да, смотря с кем и как, мда…) не случится: никакого горя утраты, потери самого себя или иной гадости. В тоже время, и умелое, бережное отношение – не в силах «сотворить» чудо встречи с чем-то таким, чему и названия, наверное, нет. Мы привыкли называть это – Любовью. Увы, мы  настолько истрепали это слово, настолько прикрепляем его невесть к чему, что лучше случившееся вообще никак не называть. «Нечто». И всё.


Ангел в светлой паутине*
=========================

С «рудокопами», более менее, ясно. С художниками, «ради вдохновения» перепрыгивающими из одной постели в другую (часто путающими б-во с вдохновением), тоже, примерно, понятно (пол, в данном случае, существенной роли не играет, подставьте, что хотите)… Но ведь есть и «другая сторона медали», и там тоже, каким-то образом (а каким – секрет, конечно же), может произойти то, ради чего вся эта, вышеупомянутая компания профессионалов: роет, скачет, обольщает или, напротив, галантно так, «обучает».

Я, например, знаю историю (невыдуманную, реальную) про одну, средних лет, повариху, испытавшую это  «нечто» (не с духом, нет) с проезжим дальнобойщиком. Он укатил (куда он там катил), а она… вдруг… (восемь неполных классов образования, исковерканная личная жизнь, да профессия повара «в городской столовке») стала… видеть всё иначе. И не просто видеть, она стала об этом писать очень робкие, очень неуверенные (если человек и сочинение-то в последний раз писал по понуждению, и то, чуть ли не тридцать-сорок лет назад) – стихи!  Мало того, она сколотила «бригаду» и организовала возле трассы для  водителей-дальнобойщиков столовую с горячими обедами. Не для Него, понимаете (?!!), а потому что… «что-то» изменилось и потребовало иного воплощения той деятельности, которой она была давно обучена. И никому она свои стихи не навязывала (и навязывает), на конкурсы «разносторонне развитых поварих» не посылает. Но готовит (ах!) каждый раз так, словно ДЛЯ НЕГО. «С Душой приготовлено», – нахваливают проезжие «водилы». А она – знай себе, улыбается, где-то: небольшого росточка, неказистая с виду, среди чанов, половников и кастрюль и не видать, кому спасибо-то, сказать. И чему улыбается?  Бог, её знает…


Ни к чему и невпопад*
=====================
 
На мой взгляд, очень важно: сбросив с плеч груз прожитых лет, не сбросить с ним, второпях,  то, что, оказывается, тебе дорого и мило, хотя  в новой-то жизни, пожалуй, и смотрится несколько… устарело (это если смотреть на это «чужими глазами». А если – СВОИМИ?)

Ну, в тот момент, когда  в мозгу крутится только одна картинка-пластинка (из серии «как дрожала губ малина…»), понятное дело, застящая настоящее, прошедшее и будущее заодно, застопорившаяся в чарующем «здесь и сейчас», – разглядеть что-либо реальное, действительно сложно. Но когда высокая температура  «лихорадки» спадает? (О, да! «Накал страстей» ведь, «спадает». Причем, нас же, человеков, жалеючи: иначе любой из «счастливцев» становится попросту, одержимым. А вот когда «градус взаимоотношений» не зашкаливает, можно и на всю ситуацию посмотреть спокойно. Например, на то, ЧТО, сгоряча,… выкинул. Тогда, быть может, хватит ума, чтобы набраться храбрости и вернуться ТУДА, где тебе, вообще-то, было хорошо.

Внимание! Если из «выброшенного» вам, точно ничего не нужно, или если вы, как Дон Жуан (дремавший до поры, до времени), снова готовы отправиться в путь, ради «всегда и всегда нового» – вперед! В смысле, вас же всё равно, при таком раскладе,  ничто не остановит. Но, кто сказал, что любить что-то одно – больше, чем всё остальное; относиться к этому с искренностью и даже нежностью – это «обычный страх» перед переменами и прочее «слабо»? Не слабо! А – супер!!!  Прикосновение Любви сделало в Душе «инвентаризацию»: выбросило лишний хлам, а тому, что было «дорого и мило» добавило недостающее (так уж получилось) …. «нечто». И теперь оно, «старое» (личное, то есть), заиграло по новому, согревая не только других, но и тебя самого, удивительным, ровным, незадуваемым светом- теплом.

Нет, ну понятно, нас так воспитали-выучили: во всём должна быть «польза» (а лучше – выгода). А если даже постеснялись кое о чем сказать напрямую, то позже, оно всё равно, «сказалось»: в виде обоюдной любви, «разрядки» или невроза... Но я-то, как всегда, про То, ЧТО в этом мире «презренной пользы» не имеет: о безвозмездной любви; о возможности любить самому и дарить любовь другим через то, что любишь сам: например, готовить, мастерить, петь!..

Найти себя, благодаря хрупкому лучику любви, сотворившим настоящее чудо: занимать не чьё-то, а СВОЁ место: возле любимого и любящего тебя человека или трудиться на любимой работе, занимаясь любимым делом … Что, может быть в этой жизни чудеснее?!

… И об этом тоже поёт в своих песнях (причём, реально, сам актёр!) – уже немолодой герой фильма, блестяще и иронично сыгранный Жераром Депардьё.

В общем, повезло ребятам – т.е. главным героям фильма «Когда я был певцом» – жизнь вручила им по-настоящему счастливый билет: ВСТРЕТИТЬ друг друга…А они сумели им правильно (что тоже, представьте себе, – редкость!) – распорядиться.


 




(в подзаголовках использованы строки из стихотворения О. Э. Мандельштама):

***
Жизнь упала, как зарница,
Как в стакан воды - ресница.
Изолгавшись на корню,
Никого я не виню.

Хочешь яблока ночного,
Сбитню свежего, крутого,
Хочешь, валенки сниму,
Как пушинку подниму.

Ангел в светлой паутине
В золотой стоит овчине,
Свет фонарного луча -
До высокого плеча.

Разве кошка, встрепенувшись,
Черным зайцем обернувшись,
Вдруг простегивает путь,
Исчезая где-нибудь.

Как дрожала губ малина,
Как поила чаем сына,
Говорила наугад,
Ни к чему и невпопад.