Правосудие Божие удовлетворил только Христос!

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПРАВОСУДИЕ БОЖИЕ УДОВЛЕТВОРИЛ ТОЛЬКО ХРИСТОС
Тобиас Крисп
Crisp T. Christ Alone Exalted. L.,1832. 2:14-25

И Господь возложил на Него грехи всех нас
Ис.53.6

Каждое слово в этом тексте, как я часто говорил вам, имеет особый вес. Речь идет о беззаконии, которое было возложено на Христа, а также о наказании за это беззаконие. "Он стал грехом за нас", то есть Поручителем за грех; Он принял долг за грех, как на самом деле свой, и вину, как свою, хотя это и не Его грех и вина, сделав их своими путем вменения, ибо в Нем "Бог примирил с Собою мир, не вменяя людям согрешений их" (2 Кор.5.19). Ибо Господь, Который возложил беззакония наши на Него, слишком достоин, чтобы дать славу Свою твари, и она есть только Его слава, в которой нет ничего от человека.
И Господь сделал это, возложив на Него вину и, как мы видим, "грехи всех нас". Наши грехи были возложены ни на кого иного, но на Него, ибо чтобы они перестали тяготеть на нас, никто не мог понести беззаконие так, чтобы отбросить его в забвение, но лишь Христос Искупитель. Только на Него могли быть возложены беззакония верующих и наказание за них. Эта Жертва, в которой беззакония наши были возложены на Христа - основание всего нашего утешения, как я покажу здесь. При этом главное, на чем я буду настаивать - это то, какова была цель Бога в этом дивном деле возложения вины на Христа, которое вызывает вопросы и удивление и ставит в тупик самые благородные умы, ибо это действие, которое само должно иметь достойную цель и способствовать устроению еще более высоких целей.
1. Первая великая цель возложения вины на Христа состоит в том, что Господь явил нам помощь в Своей силе, и видя необходимость избавить бедных грешников от греха, Он совершил эту работу целиком, а не отчасти. Беззаконие было возложено ни на кого иного, но на Христа, чтобы Божие дело не осталось незавершенным для нас; было бы немыслимо для любого человека под небом удалить беззаконие через кого-либо, но чрез Агнца Божия, Который взял грех мира. Сказать это было бы достаточно, но есть, однако, и другие дивные цели, с которыми Бог возложил нашу вину на Христа.
2. Он добился полного удовлетворения и возмещения зла, нанесенного Ему. Невозможно представить, как нарушенная справедливость Бога может быть столь удовлетворена иначе, как с возложением беззаконий на Христа. Когда согрешил Адам, в этом беззаконии участвовал он сам и все его потомство, которое вошло в состояние греха, более того, в постоянную вражду и бунт против Бога, правда Которого была нарушена, и Его Божественное величие жестоко оскорблено; и если это коснулось Бога, то для поддержания Его чести и справедливости требовалась кара за беззаконие и оскорбление Его, и как Бог не может перестать быть, так Он не может принять Свое правосудие нарушенным, ибо все, что есть в Нем, есть Он Сам. Отделите однажды справедливость от природы Божией, и она исчезнет; поэтому, говорю я, Бог был заинтересован в том, чтобы сохранить Свою справедливость и найти лучший способ удовлетворить ее сполна, ибо Он решил, что Его правосудие не должно быть нарушено, потому что Он есть Бог. "Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут"; тем паче ни одна йота и черта Его сущности не может прейти. Но, хотя Господь не есть просто справедливость, даже в самом деле удовлетворения, то если в Его вечном замысле было то, что некоторые из тварей нарушат Его волю, то это значило, что она не может быть оставлена без возмещения этого вреда. Это значит, что не просто мудрость, но Божия мудрость могла замыслить этот путь примирения Его справедливости и милосердия в спасении тварей, при котором Божия справедливость должна быть полностью восстановлена, но все же тварь, нарушившая справедливость, могла быть спасена - ибо это загадка, которую никто, кроме Самого Бога, не мог бы развязать. Эти две вещи поэтому существовали совместно в мысли Самого Бога, и Он знал, как Он может явить и поддерживать Свою правду без ущерба для нее.
Псалмопевец говорит: "Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются"; между ними есть единство и гармония. Господь хорошо знал, что если тварь нарушит справедливость и будет вынуждена сама дать удовлетворение за нее, то она должна будет погибнуть и погибнуть навеки; и этот долг будет бесконечным и разрушительным для всей твари, и это не устраивало Бога. Потому пророк Иезекииль говорит от имени Господа: "Жив Я, не хочу смерти грешника". Я не буду для красного словца заявлять о каком-то различии между желанием и волей Божией; я знаю лишь, что в отношении того, что из разума Божия нам открыто, мы можем понять, что Господь ради удовлетворения Своей правды скорее согласился бы на гибель всего творения, чем на постоянное нарушение Своей воли без возмещения, но поступи Он так, это не было бы для Него удовольствием и радостью; хотя даже гибель некоторых существ к Его славе, Он не хочет смерти грешника потому, что это не радость для Него. Я говорю поэтому, что Бог благоволит спасти некоторые из Своих творений, и все же Его справедливость не должна быть нарушена; Он решает, как эти две вещи могут быть едины и ни одна из них не противоречила другой; и для этой цели Господу было угодно явить Себя и Свой замысел так, чтобы Его люди знали о самой необходимости возмещения через кровь тельцов, козлов и других жертв, на головы которых (Лев.1.4) при предложении возлагались руки в знак искупления; и Бог благоволил к этому некое время, хотя этот способ возмещения не был вполне угоден Ему, ибо он был лишь прообразом и тенью Жертвы Иисуса Христа; и Господь видел, когда наступит полнота времени и этот путь исчерпает себя и, следовательно, Он предусмотрел лучший и более достойный путь к Себе. Что скажем на это? Посмотрев Евр.10.5, вы увидите, как апостол вполне показывает, что Господь не был вполне доволен первым путем, и кроме того, что Он устанавливает его восполнение и прямо говорит о том, чему надлежит прийти: "Всесожжений и жертв не восхотел Ты", говорит Христос; и эти слова означают и ясно показывают, что Бог не достигал удовлетворения Своего правосудия в крови тельцов и козлов, и хотя до времени это служило неким возмещением, но полному удовлетворению еще надлежало прийти. 
Но некоторые будут готовы сказать, что когда апостол говорит так о жертвах и всесожжениях, он не ставит их в соответствие Христу, Которого они представляли. На это я отвечу: не только жертвы, взятые сами по себе без Христа, не доставляли Богу никакой радости, но лишь под благодатью раскрылся их смысл, ибо если вы не увидите, что они есть знаки и прообразы Христа, и будете рассматривать их отдельно от сути вещей и противопоставив ей, то получится, что Христос, когда Он пришел во плоти в мир, чтобы угодить Богу, тоже пришел зря. Он говорит: "Вот, Я иду, как сказано: это Моя радость исполнить волю Твою, Боже", и далее: "убирается первое, чтобы Он мог установить второе" (KJV); вы видите, что Он делает различие между тем путем, что некогда дал Бог, чтобы удовлетворить Его, и путем, которым Он был удовлетворен, когда пришел Христос, Который, принеся Самого Себя, навсегда сделал совершенными освящаемых. Путь, которым пришел Христос, чтобы дать удовлетворение Богу, есть принесение Им в Жертву Самого Себя, ибо хотя Христос был прообразован в этих жертвах тельцов и козлов, но Бог не благоволил к ним так, как ко Христу, однажды предложившему Себя, и потому сказано, что принеся однажды Себя Самого, Христос "воссел одесную Бога". Поэтому Он лично понес беззакония на кресте раз и навсегда, что дало Господу полное удовлетворение; и следовательно, как вы найдете в том же послании, если Господь установил священство не прежде, чем поставив Аарона на служение, то апостол объявляет, что Он изменил его устроение, и показывает тому причину, ибо " Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними" (Евр.10.1). Поэтому была необходимость приношения за грех каждый год и томительного ожидания полного возмещения, как оно было замыслено Богом. Действительно, таким полным способом возмещения Богу была в Его тайном замысле Жертва Христова, которой Он был вполне удовлетворен и к которой благоволил, но она еще не проявила себя в тех жертвах, ибо их устроение не предполагало путь оплаты за весь грех сразу, когда Христос пришел в мир. Поэтому, когда священство было изменено, Христос стал Священником по чину Мелхиседека, и Бог возлюбил Его Жертву настолько, что Он клянется, несмотря на клятву Аарону: "Ты Священник навсегда по чину Мелхиседекову". Я еще объясню, почему Господь дал Христу такую полноту несения нашей вины, что Он считает, что нет иного пути дать за нее удовлетворение, и потому, когда появился этот путь, священство было изменено и Он стал Священником навсегда; из этого вы можете видеть, как обильно Господь был удовлетворен тем, что грех лег на Сына Его, и Он совершил сие, как не мог никто в мире.
Если бы кто-либо из людей должен был сделать нечто, чтобы искупить ближнего своего, он никак не сделал бы этого; никто не мог бы искупить другого, ибо цена души слишком велика, и надежду на это должно оставить навсегда. Ни один плод тела не ответит за грех души, ибо нужен Невинный Праведник, чтобы Его жертва могла удовлетворить Бога. Именно об этом сказано: "Вот, Я иду исполнить волю Твою, Боже", и это дает полное понимание того, почему Сам Христос взял на Себя вину. Может быть, вы скажете, что Он пришел именно тогда? Я скажу: если Он пришел, чтобы заменить Собой жертвы, что были прежде, то почему вообще Он мог быть на их месте? Именно потому, что Бог не находил в них полного удовлетворения, Христос пришел, чтобы удовлетворить Его. Когда священники приносили жертву, предложенную через них, они возлагали руки на голову животного. Но дело пришедшего Христа, угодное Отцу Его, было понести на Себе грехи Его народа, и прежние жертвы были лишь несовершенным прообразом этого полного удовлетворения, ибо прежде не было ничего подобного ему. В Притч.8.30 мы видим, как Христос под именем Мудрости говорит, что Он для Бога был "радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время". Бог не смотрел ни на что с таким восторгом, как только на Сына Его. Возможно, некоторые скажут, что это так, поскольку Христос есть Сын Божий, "радость Его пребывала с сынами человеческими", но здесь Христос видит тот восторг, что Отец нашел в Нем, до того, как Его радость пребыла с ними, и когда Он говорит об этом, Он принимает во внимание, что люди погрязли во грехе и несчастье, и все же радость Его была в том, чтобы вернуть их и вынести на берег в безопасности из бездны, в которой они тонули, и Он подхватил и вывел их, и потому Господь говорит о Его величайшем удовлетворении: Он "увидит подвиг души Своей и будет удовлетворен" (Ис.53.11-12 KJV). Что это значит? Конечно, речь идет о беззакониях избранных, которые Он вознес Своим телом на древе. Рука Божия отяготела на Нем; Совершенный был избит; беззакония народа, возложенные на Христа через поручительство, обратили на Него кары Господа, и когда Он взглянул на подвигу души Своей и был удовлетворен, воля Господня была в руках Его. Что это была за воля? Это было служение Христа взять на Себя грех мира, и потому на Него было указано: "вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Иоан.1.29). Это было главное дело Христа, исполненное в Его руках; и в Нем оно принесло такие плоды, что обрело все благоволение Господа, ибо воля Его исполнилась.
Это бесконечный интерес для нас, чтобы наши беззакония были возложены на Того, Кто мог полностью удовлетворить Бога Собой; и если кто-то представляет себе так, что пришествие Христа в мир провозглашает смягчение Божией справедливости, я думаю, что они целиком ошибаются, ибо Христос пришел не нарушить закон, но исполнить, и уж тем более не изменить сути Самого Бога. Христос должен был сделать правосудие Божие более непростительным, а не окрадывать Бога, и воля Господня не может процветать в руках тех, кто крадет у Бога то, что Его и чем Он так дорожит, и потому смягчение Божией справедливости не есть дело Христа, Который вполне угодил Богу; но Он был достаточно могуч и силен, чтобы выдержать всю тяжесть Божией карающей справедливости, и поэтому Господь благоволил к Нему: "тело Ты приготовил Мне", то есть Господь призвал и закалил Христа, чтобы Он был в состоянии принять на Себя беззаконие, уже набравшее полный ход, и оплатить сполна то, что Божие правосудие требовало за него. И это бесконечно касается нас, что Христос есть Человек, на Которого лег грех и на Котором справедливость удовлетворена в полном объеме, ибо несомненно, что если бы Господь не дал нам Поручителя, Которого Он желал, горе было бы каждому из нас, ибо не будучи удовлетворенной на Христе, Божия справедливость была бы удовлетворена на нас самих. Конечно, если бы Христос не пострадал на нас, возмещение было бы нашим, ибо все, чего требовал Бог, пришло бы на каждого человека, на котором Его правда осталась бы неудовлетворенной. Все твари во вселенной, собранные вместе, не могли бы дать Богу совершенное удовлетворение за грех, ибо в нем было то, что превышало их, и им надлежало  оказаться в гибельном положении, когда Бог  должен был прийти в пламенеющем огне для отмщения нечестивым, если бы Он не принял полного удовлетворения во Христе. Но Христос принял на Себя возмездие, которое в противном случае должно было обрушиться на наши спины и пронзило нас своим жалом навечно. Даже наименьший грех заслуживал бы всех наказаний настоящего и будущего мира, и если бы Христос не дал Богу полного удовлетворения для обоих, и не сделал это так, чтобы увидеть подвиг души Своей и быть удовлетворенным, если бы оставалось любое, что требовалось после того, как Христос совершил Свою работу. Возлюбленные, это был счастливый день, когда Он пришел, и самая радостная весть, когда-либо слышанная, что милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются; ибо если бы Бог в Своей бесконечной милости не устроил таким образом спасение через страдания и смерть Своего Сына, скорее весь падший мир погиб бы навсегда, чем славные атрибуты Божии должны были бы стереться или противостать друг другу.
3. Как возложение беззаконий на Христа было тем, что дало Богу полное удовлетворение, поскольку никто другой не мог этого сделать, так это было сделано  не без воли Самого Христа. Это правда, возлюбленные, что Христос сделал не большее, чем Отец поручил Ему, а Отец поручил Сыну лишь то, что было для Него желанным. Конечно, бедные грешники были спасены Христом, но главной целью Его было исполнить порученное Отцом: "Я совершил то, что Ты поручил Мне исполнить" (Иоан.17.4). И в другом месте: "сию заповедь получил Я от Отца, о том, что все, что Ты дал мне, ничего не потерять". Христос "принял образ раба и стал послушен до смерти, и смерти крестной, поэтому Бог превознес Его". Христос жаждал угодить Отцу Своему и воздать Ему славу, которая есть высшая цель всех вещей, и также целью Христа было приобретение спасения для Своего народа. Господь милостив к Сыну и всегда радуется Ему (Притч.8.30); Он не радуется ничему так, как Ему, и потому Он говорит: "что ни попросите от Отца, Он даст через Меня. Отец, Я знаю, что Ты всегда слышишь Меня" (Иоан.11.41 KJV). Отец может дать ради Него все, что желает; что же Христос имеет от Отца всего? "Вся радость была с сынами человеческими" (Притч.8.31 KJV); Он говорит не некоторая, но вся; Его не заботят их дела, но лишь Его благоволение к ним. Уберите от Христа Его людей, и вы уберете радость души Его. Если Бог мог и хотел дать Христу сынов человеческих, Он знал о Кресте и о том, что Христу надлежит понести на Себе беззаконие, ибо нет другого спасения бедных, заблудших, несчастных людей. Это правда, что само по себе несение беззакония не было для Христа желанным и не было предметом Его стремлений, но так как это служило великой цели и совершало то, что Он принял на Себя, это было радостью, которой Он желал и мечтал о ней.
И в доказательство этого вы можете найти множество выражений из Писания, согласно которым в мире не было ничего, чего Христос не жаждал бы так, чтобы понести грехи людей и гнев Божий за них. В Пс.19.5 псалмопевец говорит буквально о солнце на небосводе, но мистически о Христе, Который "выходит как Жених из чертога Своего и радуется как сильный на пути Своем". Христос - Солнце правды; и как восходящее солнце рассеивает утренний туман и болотные пары, делая воздух чище и здоровее, так пришедший Христос разгоняет пары греховности и гнева Бога к Его людям, чтобы представить их Ему особым народом, праведным пред Богом, не имеющим пятна и порока (Песнь 4.7, Еф.5.27).  Ни один человек не будет более горячим и страстным в бою, чем тот, кто надеется на дело избавления, совершенное Христом, сражавшимся за бедных пленников. "Он пленил плен, принял дары для людей... чтобы Господь обитал среди них". Таковы были дары Христа, даже для мятежников из народа, отведенных в плен. Не было никого более целеустремленного, чем Христос, когда Он избавлял людей от бремени греха и страданий. В Пс.40.8 псалмопевец говорит об этом: "Вот, Я иду; желаю исполнить волю Твою, Боже, и закон Твой написан в Моем сердце", или, как в одной из рукописей, "во внутренности моей", и потому Христос находил удовольствие в этом законе, чтобы понести наказание за грехи народа, как написано: "Написанное в законе - радость сердцу моему".
В Лк.12.50 вы найдете путь, на который было могущественно поставлено сердце Христа, чтобы снять грехи Своего народа: "Крещением должен Я креститься, и как Я томлюсь, пока это совершится!". Это означает не что иное, как стремление Христа принять на Себя наши грехи на кресте, как говорит и Петр: "Он Сам понес наши грехи телом Своим на проклятом древе" (1 Пет.2.24). Это было то, чего Христос так жаждал и так томился об этом духом, что Он не мог быть спокоен, пока это не совершилось, и в Лк.22.15 вы можете увидеть, как это произошло. "Я хотел есть эту Пасху прежде страдания Моего". Пасха - это закланный пасхальный агнец, образ Христа, Его дела и страдания за грех, ибо Он Сам есть Агнец. То, что Он желал есть эту Пасху, означает, что Его сердце так стремилось стать этим Агнцем, чтобы взять на Себя грехи народа, что Он едва мог остаться, чтобы участвовать в этом образе, и ради этого Он желал действовать и не мог больше ждать. Что во всем мире могло удовлетворить тоску сердца Христа? Он должен был обрести то, что так долго ждал. Это была Его тоска и жажда взять на Себя грехи Своего народа, и найдя этот путь, чего еще могла жаждать Его душа? И Его дела в его невыразимой радости и славе жаждет всякая душа, которая основана на камне этого дела, который не поколеблется. Конечно, сделать Христа жертвой за грех - это стоило Отцу такую цену, что Он мог решиться на это только по согласию со Своим Единородным Сыном, предав Его за всех нас. Как тяжела была эта задача для сердца Бога! Что в небесах или на земле могло подвигнуть Его на это, как ни тоска сердца Сына и Его собственное желание? Вы видите, как Бог возвестил уже Аврааму, что Он не пощадил Своего Единородного Сына, но отдал Его, как ни дорог Он Его сердцу, и поэтому Он говорит: "Благословляя, благословлю тебя и т.д.".  Конечно, Богу был бесконечно тяжелее любой вещи в мире разрыв с Его Сыном, Который столь по сердцу Ему, как сказано: "Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение" (Мтф.3.17), когда Он воскликнул: "Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?". И все же, когда Он отказался от Возлюбленного Сына, как это должно было коснуться Его сердца! И что могло подвинуть Отца к этом странному, беспрецедентному действию, как не крайнее нетерпение Христа? И что побудило Христа на это, если не то, что он хорошо знал, что если Он не пострадает, то Его бедное малое стадо должно будет навсегда потонуть, что Он навсегда потеряет то, что Отец дал Ему, а Его люди погибнут; и это заставило Его нести беззаконие, и Его желание сделало желанием Отца, чтобы Он понес это. Вы, отцы, смогли бы постичь это, если бы ваш единственный сын просил вас перерезать ему горло, разрывая ваше сердце! И согласились ли бы вы это сделать, если бы в вашей власти было достичь стремлений сына иначе? Но Бог сделал это для вас, и это еще не все; Он не просто был удовлетворен тем, что Христос пострадал, но Он видел Его страдания и муки, и рука Его Самого на самом деле отяготела на Сыне по определенному совету Божию о Нем; Он не только отдал Его и оставил в руках негодяев и бесов, чтобы они оскорбляли и поносили Его, но излил на Него Свой гнев на грех. Что должно было происходить в недрах Бога, что вырвалось на Его Возлюбленного Сына, чтобы избить и поразить Его, хотя бы ради Его собственной тоски и жажды! О, какова же Его бесконечная забота о нас, чтобы возложить на Христа такой груз, который был столь тяжел, и задание, столь великое, что без величайших стимулов Сам Сын не мог даже помыслить о нем без мучений, так что вы помните, что Он сказал: "Отец, если возможно, да минует Меня чаша сия". Если бы не Его тоска, горечь чаши заставила бы Его сморщиться и вздрогнуть, но в сердце Он был так настроен на это, что забыл о ней и шел на Свой тяжкий труд. Вы знаете, как презрение может воодушевить людей, как Иаков служил Лавану четырнадцать лет за Рахиль, потому что он любил ее. Любовь пробъется через все трудности; и как сердце Христа было настроено на то, чтобы грех был возложен на Него, это было сделано, чтобы удовлетворить Его тоску.
4. В конце концов, Господь возложил вину на Христа для того, чтобы показать миру и особенно Своим людям, насколько уродлива гадость и мерзость греха. Возлюбленные, это всего лишь ошибка в умах некоторых людей, когда проповедь Евангелия полагает, что Христос принял на Себя беззакония Его людей, чтобы уменьшить их опасения уродством греха. Никакая риторика не передаст вполне все ужасы проклятия закона и гнева Божия на грех, Его страшного гнева, который излился бы однажды на все творение без пощады, если бы Он не возложил беззаконие на Своего Сына - так отвратителен, мерзостен и гадок грех для Бога. Если бы весь мир должен был понести свое беззаконие и, таким образом, гнев Бога, который был бы возложен на простую тварь, не устоял бы никто; но когда Бог кладет беззаконие на Своего Сына и тратит Свой гнев на Него, это показывает все ожесточение сердца Бога против греха. Если кто-то из нас встретится с испанцем-мучителем и набросится на него в ярости, он не испытает того гнева, который нужен, чтобы собственными руками казнить собственного сына за злодеяние; но Бог не избил Своего раба, чтобы отпустить Сына на свободу, но Его сердце  было столь возмущено, что Он сделал иначе. Вот глубина возмущения, поднявшегося в Нем, и величие цели, что влекла Его! Теперь, возлюбленные, если Господь не обрушился на тварь, но на Своего Сына, и стал палачом Его и отдал душу Его за грех ради гнева Своего против греха, то это значит, что Он не такой хозяин, который спровоцировал своего слугу на преступление, а потом побил его и изгнал из дома, но Тот, Кто знал, что не может быть освобожден Сын, и иначе не могут быть спасены Его люди. Ничто иное не занимало Его, и это значит, что предание Сына Божия на смерть в той же мере, как являет Божию любовь, являет и грозный гнев Божий против греха. 
Итак, возлюбленные, если вы когда-либо видели все зло греха, что может быть большей уздой, чтобы удержать вас от этого, и если грех будет искушать вас неким удовольствием и пользой, посмотрите на Христа и узрите, что Бог не пощадил Его, но предал смерти, и это ради вас, чтобы вы не гибли под Его отмщением; и неужели вы не побоитесь совершать грех, который стоил столь многих ударов Его дорогому Сыну? Есть много и других дивных причин, почему Бог возложил вину на Сына Своего, но я не могу говорить о них сейчас.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn