Байки у костра

Марат Хабибуллин
Вокруг костра удобно расположились трое рыбаков. Ночь была теплая, звездная. Полная луна отражалась на речной глади. Где-то ухала сова. Стрекотал сверчок. Уха была давно съедена, водка выпита в достаточном количестве, головы отуманены хмелем. Спать мужикам не хотелось, и потому они курили и вели задушевные беседы.
 - Вот такая же ночь была в прошлом году, когда я увидел русалку, - сказал рыбак Тимофей и мечтательно взглянул  на водную гладь, - да как сейчас помню…
 Его товарища, конечно же, как всякого человека говорящего правду подняли на смех.
 - Хи-хи-хи, ты чего Тимофей водки али перепил, али совсем ума лишился, - усмехнулся рыбак Илья, бросив «бычок» в костер.
  Тимофей не обиделся, он подбросил дров в костер. Языки пламени, жадно пожирая сухие ветки, отражали его медное морщинистое лицо с сединой на висках.
 - Если хотите я расскажу вам свою историю.
 - расскажи, расскажи, а мы послушаем.
 Тимофей вздохнул, немного подумал и начал свой рассказ.
 - Дело было  летом. Решил я съездить на рыбалку, один, потому что когда я взял однажды жену, то рыбалка превратилась в сплошную нервотрепку. Уф, но не об этом сейчас, - не обращая внимания на зевающих товарищей, он продолжал свой рассказ, - дело шло к вечеру, смеркалось. Наловил я  окуней десяток штук и думаю промеж себя, что пора и к костру; уху сварить, да самогону выпить. Но вдруг вижу посреди реки голова девичья показалась, поглядела на меня и нырнула с головой и тут мужики я чуть ума не лишился, гляжу вместо ног-то у ней хвост рыбий. Тут-то я понял ах вот ты кто! Речная Сатана – русалка. Гляжу, русалка вновь показалась и над рекой, словно колокольчик пронёсся неожиданно звонкий голос: « ты что?» - грит она, - «рыбак Тимофей сестёр моих наловил тебе что окуней мало? Отпусти коли жизнь тебе дорога». Глянул я в ведро мужики и впрямь дьявольщина твориться вместо окуней лежат десяток маленьких русалок. И каждая галдит, шумит, требуя свободы. «Ах ты сатанинское отродье! Пропади! Сгинь!» Пнул я ведро, и оно опрокинулось; русалки одна за другой дьявольски хихикая, нырнули в воду. А та речная сатана глумиться: «и братьев моих тоже освободи!» Глянул я ведро с карпами, а там парни-Нептуны, шумят, галдят. Не знаю я что со мной тогда сделалось, схватил я ведро и бросил его в реку. Побежал к машине, а за спиной слышу я голос этой бестии речной: «хи-хи-хи, эй рыбак постой, сеть-то ты забыл» Оглянулся, ужас! Выскочила из воды сеть и взлетела птицею ввысь и как парашют на меня упала, запутался  я в ней и не выбраться никак. Целый хор голосов загалдел над рекой: «теперь понял каково детям нашим в сетях рыбацких, ха-ха-ха». И внезапно исчезло это дьявольское отродье. Не помню как я выбрался из сети и бросив все на бешенной скорости уехал прочь…Вот так!
  Мужики были весьма удивлены после услышанной истории.
 - Не может этого быть, - отмахнулся  Степан.
 - Вот те крест! Русалку видал, как тебя вижу.
 - Русалка? Ну, ты даёшь, - усмехнулся Степа.
 - Русалку он видал, - квакнул доселе молчавший Илья, - я вот прошлым летом самого призрака  встретил.
 - Призрака? – переспросил Тимофей.
 - А ну расскажи, - попросил Стёпа.
 - Охотно, - согласился Илья, он закурил и, пустив дым, помрачнел неожиданно и начал свой жуткий рассказ, - Прошлым летом было, как сейчас помню, еду я домой, один. Ночь стояла темная, звездная, полная луна сияла в небесах. Проезжаю мимо деревни глухой, ну знаете, за Южным холмом есть деревня  татарская?..
 - Знаем, знаем.
 - Вижу, девица голосует. Жалко стало её, остановился я и вышел. «Подвезите до перекрестка», - просит девушка, - «прошу вас, пожалуйста, приехала вот, а уехать никак». Не догадался я спросить тогда мужики, чего её ночью-то не спиться в город потянуло. Очумела что ль.
 - Взял её?
 - Ага. Да только пожалел  потом. Села она в машину и поехали мы. Странная девица была, скажу я вам. Бледная, молчаливая, о чем-то все думает, о своём. Я не знал, кто она и откуда и имени своего она мне не назвала. Ах ты, черт, думаю может бандитка или наркоманка, убийца. Ну щас все выясним. Хотел, было, я расспросить её, да вдруг она просит остановить. Гляжу кладбище старое заросшее орешником и терновником, церковь тени отбрасывает на сухие тополя. «Спасибо что подвез человече», - сказала так и вышла из машины. Я следом. Вижу я, мужики не поверите, смерть возле ворот кладбища стоит…
 - Смерть?
 - Ага.  В черном плаще, капюшоне с косой.  Протянула Смерть руку девушке, и исчезли они оба. Я там чуть ума не лишился, братцы. Сел в машину и домой.
 А на утро в новостях рассказали об убитой девушке, чей труп был найден в лесу грибником. Гляжу я на фото, та самая девица моя попутчица. Вот такое бывает.
 - Да уж…
 - Истинная правда, - окрестил себя Илья.
 Мужики не ответили. Потом слово  взял Степан.
 - Еду я как-то домой на телеге в город ездил мясо продавать барыне Самойловой. В пути меня застала ночь, и дорога моя шла через кладбище. Остановил я коня, привязал к оградке и лег на телегу, решил я мужики храбрость свою испытать и переночевать на кладбище…
 - Совсем что ли мозги от самогона поплыли, - крякнул Илья, - ночевать на кладбище, вот забава.
 - … Вдруг чую я, мужики могила соседняя растворяется, притаился я,  гляжу, выходит из гроба мертвец в саване белом и убежал. Я недолго думая схватил крышку гроба и спрятал. Вернулся мертвец хвать! Ан крышки – то нету. Стал искать и нашел меня. Я человек смелый не испугался. «Отдай» - говорит крышку гроба. «Не отдам». «Отдай добрый человек, не то я тебя съем». Схватил я топор «да я сам тебя на куски разрублю. Говори куда ходил и что делал». «В деревню ходил невесту и жениха уморил». «Как их воскресить?» - спрашиваю. «Отрежь от моего савана кусочек и сожги его, от того дыма воскреснут мертвые». Отрезал я кусочек от савана и вернул ему крышку гроба. Тут-то петухи запели. Мертвец хвать крышку и упал боком в гроб так и остался лежать. Я это приметил. Могила растворилась. Я распряг коня и пошел в деревню. Проходя мимо одного дома, вижу стон и плач там слышаться. Вхожу, узнал  что в этом доме нынче ночью погибли молодые. Ну и я сделал как меня тот мертвец учил. Ожили невеста и жених. Родные накинулись, коли воскресил значит и уморил. Хотят суда народному предать. Еле уговорил их на кладбище пойти, показал им могилу вырыли и вскрыли а там мертвец в неестественной позе лежит. Вкололи ему в сердце осиновый кол и сожгли тело. А прах по ветру развеяли.  А меня с наградою отпустили. Вот такая история…
 Ещё долго сидели рыбаки у костра теша себя байками, рожденные либо воображением от выпитой водки, либо реальными событиями. А это уж вам судить правда это или вымысел.