Магаданская картошка

Александр Галин 2
 
       Ежегодно Магаданский политехникум на весь сентябрь  направлял в пригородные совхозы на уборку картошки 150-200 учащихся и 4-6 преподавателей. В основном учащиеся политехникума направлялись на уборку картошки в совхоз Тауйский, который был более чем за 100  километров от  города Магадана. Во время уборочной компании и учащиеся, и преподаватели жили в помещениях, где зимой хранилась картошка. Спали на нарах. Каждому преподавателю и учащемуся выдавали постельный комплект: матрасовка, наперник для подушки, одеяло, простынь, наволочка для подушки. Матрасовку и наперник набивали сеном каждый себе по приезду на место работы. Для питания совхоз организовывал пищеблок: полевую кухню и столовую. Готовили пищу 4-5 учащихся под руководством опытного преподавателя или повара. Питались бесплатно, вернее,  в счёт заработанной платы за уборку картофеля. Обычно её еле хватало на погашение долга за питание и постельные  принадлежности.

        Работа для учащихся была каторгой. Работали  в любую погоду и каждый день, кроме тех дней, когда шёл проливной дождь. За каждым преподавателем закреплялась бригада учащихся из 30-40 человек. Для учащихся преподаватель был безжалостным бригадиром-надзирателем, потому что совхозное начальство и партийное руководство районного и областного ранга неукоснительно  ежедневно требовали  выполнения плана по уборке картофеля и нам, преподавателям-бригадирам, ничего не оставалось, как безжалостно заставлять бесправных учащихся выполнять этот план. Некоторые учащиеся не выдерживали такого труда и уезжали домой. Таких учащихся, как правило, потом отчисляли из техникума. Такие были времена.

      Далеко не простое дело – сельское хозяйство на вечной мерзлоте, где раньше только олени могли себя самостоятельно прокормить, а сегодня во многих хозяйствах выращивают на больших площадях картошку, капусту, репу и зелёнку на корм скоту. Только в  совхозе Тауйский засаживали картошкой 500-600 гектаров. Естественно, такую площадь одним учащимся политехникума убрать было не под силу, поэтому на совхозных полях работали студенты и учащиеся из других учебных заведений города Магадана. Если бы во время картофельной уборки посмотреть на поле с высоты птичьего полёта, то это напоминало бы муравейник, потому что на поле, кто согнувшись, кто на корточках, кто ползком копошился в земле, собирая картошку. Учащиеся картофельные поля прозвали «ракодромами». Технология уборки была такая: трактором, при помощи специального агрегата, из земли выпахивалась картошка. Учащиеся её собирали в вёдра, а из вёдер высыпали в мешки. Вечером эти мешки вывозили на автомашинах  на сортировочный пункт. После сортировки картошку снова затаривали в мешки, после чего картошку отправляли  в город Магадан и посёлки на трассе.

      За годы работы в техникуме я много раз был командирован на уборку картофеля в этот совхоз. Я не любил эти командировки. Очень большая ответственность лежала на преподавателях за учащихся. Мы полностью отвечали за безопасность труда учащихся, чтобы они не попали под трактор, автомобиль, не покалечились на транспортёрах во время погрузочно-разгрузочных и сортировочных работах. Следили, что бы учащиеся на поле не бросались картошкой друг в друга. Был случай, когда один мальчик, во время, казалось бы, безобидной игры, при бросании картошкой друг в друга, серьёзно покалечил   картошкой глаз другому.
      Кроме того, некоторые учащиеся были хулиганистыми, нередко устраивали драки, ссоры, занимались воровством и приставанием к девушкам. Практически приходилось и день, и ночь находиться среди своих подопечных, следить за их поведением, кого-то надо было удержать от дурного поступка, кого-то  защитить от более нахальных и сильных. В общем, приходилось всё время быть в напряжении. Свободного времени практически не было.