Церковь над прахом генерала Потемкина

Борис Дубман
       В Военной галерее Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, входящей в настоящее время в экспозицию Государственного Эрмитажа, находятся триста тридцать два портрета  прославленных полководцев Отечественной войны 1812 года. Среди них и портрет  генерала Потемкина Якова Алексеевича, судьба которого сложилась так, что закончил он свой жизненный путь в Житомире, где и похоронен.

       Родился 16 октября 1781 года в Петербурге в семье генерал-майора Алексея Яковлевича Потемкина – дальнего родственника светлейшего князя Григория Александровича Потемкина-Таврического. Получив хорошее домашнее образование, в 1794 году поступил в 1-й кадетский корпус, из которого переведен в Пажеский корпус. В 1797 определен в камер-пажи при Павле I, сопровождал императора во время его поездки в 1798 году в Казань. В 1799 году пожалован в поручики лейб-гвардии Конного полка. В марте 1801 года принят в лейб-гвардии Егерский батальон. В 1803 году произведен в штабс-капитаны, в 1804-м — в капитаны.

     В 1805 году уже в чине полковника участвовал в бою под Аустерлицем. В Шведскую войну 1808 года Потемкин участвовал в составе корпуса Барклая-де-Толли. В 1810 году по расстроенному здоровью вышел в отставку, но в январе 1811 года опять принят на службу с назначением шефом 48-го Егерского полка и командиром 3-й бригады 17-й пехотной дивизии.

       В 1812 году командовал арьергардом корпуса, отличился под Витебском и произведен в генерал-майоры. Сражался при Смоленске, под Бородином, Можайском, Тарутином, Малоярославцем, Вязьмой, Дорогобужем, Красным. В декабре 1812 года назначен командиром лейб-гвардии Семеновского полка, шефом которого состоял Александр 1. Во главе этого славного полка Яков Алексеевич Потёмкин участвовал в сражении под Кульмом, где у посёлка Гелленберг, благодаря его мужеству и распорядительности, была спасена гвардейская артиллерия, за что полку пожалованы Георгиевские знамена. Был в Лейпцигской битве и в походе во Францию в 1814 году, за что пожалован в генерал-адъютанты. На обратном пути в Россию Потёмкин находился при особе Государя, посетил вместе с ним Лондон и Оксфордский университет, был избран в почётные члены этого учебного заведения и получил диплом на звание доктора юриспруденции.

       Потемкин не скрывал сочувствия к своим подчинённым, сумел в самое короткое время приобрести общую любовь офицеров и нижних чинов. «Офицеры любили его без памяти, – пишет знаменитый мемуарист Ф.Ф. Вигель, – и было за что: в обхождении с ними он был дружественно вежлив и менее взыскателен перед фронтом, чем другие полковые командиры». По его настояниям в полку были отменены телесные наказания, что было неслыханным примером в то время. Граф Аракчеев усмотрел в этом подрыв воинской дисциплины, нежелательный пример для других командиров частей, и в 1820 году добился перемещения генерала Потёмкина, представив его Александру I «неспособным, по излишнему мягкосердию, командовать полком». Вскоре Потемкин был переведён из столицы в Рязань. После этого офицеры и солдаты Семёновского полка взбунтовались, и он был раскассирован.

       Между тем Потемкин был назначен в мае 1821 года начальником 4-й пехотной дивизии, а в декабре 1824 года произведен в генерал-лейтенанты. В 1828 -1829 годах принял участие в Русско-турецкой войне на Дунае и на Кавказе. С этого времени закончилась его боевая долголетняя карьера. Вот перечень наград, которыми генерал Яков Алексеевич Потемкин был удостоен за годы своей службы: ордена Александра Невского с алмазами, Св.Анны 1-й и 2-й степени с алмазами, Владимира 2-й, 3-й и 4-й степени, Георгия 3-го и 4-го класса, почетный кавалер Иоанна Иерусалимского; прусские Пур ле Мерит и Красного Орла 2-й степени, австрийский Военный Марии Терезии 3-й степени; Кульмский крест; две золотые шпаги «за храбрость» (одна с алмазами).

       В конце 1830 года во время Польского мятежа Высочайшим указом назначен временным генерал-губернатором Волынским и Подольским. В Житомире он жил в губернаторском доме на Киевской улице. За короткое время управления губерниями Потемкин успел заслужить общую любовь и уважение настолько, что после его смерти дворянство постановило открыть в память его Потемкинский инвалидный дом.

       Яков Алексеевич Потемкин был женат трижды. Его первая жена Варвара Ивановна Сафонова умерла в 1810 году на 24 году жизни, детей у них не было. Со второй женой Варварой Дмитриевной Бахметьевой в браке имели дочь и двух сыновей. Она тоже умерла рано в 1825 году на 26 году жизни. В 1829 году он женился на красивой и застенчивой молодой фрейлине  Ольге Федоровне Брискорн, дочери сенатора Ф.П. Брискорна, которая была младше его на 30 лет. Этот брак оказался недолгим. 1 февраля 1831 года Яков Алексеевич Потемкин умер в Житомире, не достигнув пятидесяти лет от роду. Похоронили его на Вильском (Русском) кладбище на почетном месте возле входных ворот. По словам военного писателя и историка Александра  Михайловского-Данилевского, Яков Алексеевич Потемкин «принадлежал к числу образованнейших людей своего времени; он был добр и любезен, любил роскошь и щегольство; быв душою общества, он был обожаем и предводимыми им войсками».

       17 марта 1833 года вдова генерала Потемкина  Ольга Федоровна Потемкина подала через обер-прокурора Святейшего Синода князя Петра Сергеевича  Мещерского просьбу на имя епископа Волынского и Житомирского Иннокентия (в миру Сельнокринов-Коровин Иаков Максимович) в Почаев, где тогда находилась Волынская архиерейская кафедра вместе с консисторией: «Желая увековечить память в Бозе-почившего супруга моего – генерал-лейтенанта Якова Алексеевича Потемкина, я имею непременное намерение – на месте, где покоится прах его, на кладбище города Житомира, соорудить одно-престольную каменную во имя святого Иакова, брата Господня, церковь, собственным моим иждивением; снабдив оную в свое время на свой счёт приличным украшением и всеми потребностями для священнослужения. Почему представляю при сем план и фасад предполагаемой мною к сооружению церкви, на благоусмотрение Вашего Высокопреосвященства, смиреннейше прося, да благословит архипастырская десница Ваша таковое мое предприятие, святительские молитвы да содействуют мне слабой в начинании, продолжении и окончании сего внушаемого мне истинною верою к Создателю мира Богоугодного дела и, малое сие от стяжания моего приношение да принято будет моею жертвою. Повелите Ваше Высокопреосвященство, житомирскому местному духовенству освятить место, на коем я предполагаю соорудить упоминаемый храм, и вместе с тем не оставить почтить меня Вашим благосклонным уведомлением. Генерал-лейтенанша Ольга Федоровна дочь Потёмкина руку приложила».

       5 апреля эта просьба была получена епископом Иннокентием, а 9 апреля он написал резолюцию: «Завтра же изготовить и представить к подписанию отношение к г. вице-губернатору с просьбою о немедленном уведомлении, нет ли со стороны гражданской какого-либо препятствия к построению прописанной кладбищенской церкви. О сем же и завтра же потребовать сведения и от духовного правления, а к Его Сиятельству и к госпоже Потёмкиной изготовить и представить к подписанию известительствие о сем распоряжении». 20 апреля вице-губернатор статский советник Иван Афендик сообщил, что сооружению на Житомирском кладбище каменной церкви никаких препятствий нет. Строительство церкви продолжалось четыре года  за счет средств Ольги Потемкиной и по ее по проекту. После смерти мужа, она три года пробыв вдовой, вышла замуж вторым браком за генерал-адъютанта, генерала от кавалерии барона Егора Федоровича Мейендорфа, от брака с которым родила шесть сыновей и двух дочек. На балах, которые супруги Мейендорф давали для санкт-петербургской знати, бывали многие выдающиеся деятели русской культуры. В их числе и Александр Сергеевич Пушкин, который достаточно близко сошёлся с Егором Фёдоровичем. Умерла Ольга Федоровна в 1852 году на 41 году жизни.

       24 октября 1837 года протоиерей Преображенской соборной церкви Петр Сольский освятил Свято-Иаковлевскую церковь – небольшую, с пристроенной деревянной колокольней на двух столпах. Это был первый каменный православный храм в Житомире. Со временем церковь расширили. Информация о последующих к ней пристройках есть в первом томе книги  Николая Ивановича Теодоровича «Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии», изданной в 1888 году: «Кладбищенская церковь во имя св. апостола Iакова,  брата Господня, на  Большой Вильской улице. Каменная, построена въ 1837 году иждивенiемъ княгини Ольги Потемкиной. Новая алтарная часть пристроена въ 1866 г., а притворъ пристроенъ въ 1884 г.; каменная колокольня построена въ 1882 г., Церковь состоитъ самостоятельно съ 1869 г., а до того времени была приписана къ Собору». Большая Вильская улица, упомянутая Теодоровичем, это нынешняя улица Победы.  В 1903 году достроили еще и западную части церкви, и с того времени она приобрела нынешний вид. 3 августа 1907 года в церкви был освящен новый престол «в честь св. Апостола Иакова, брата Господня по плоти».  Апостол Иаков называется братом Господним по плоти как сын от первой жены Иосифа Обручника, считавшегося отцом Христа.
 
       При советской власти 5 мая 1922 в церкви святого апостола Иакова осуществили изъятие церковных ценностей. Губернская комиссия помощи голодающим забрала серебряные чашу, крест, дискос и звездицу, сняла ризы с двух икон и 16 кусков серебра из Евангелий. С 6 декабря 1935 года, когда в Житомире после закрытия Преображенского кафедрального собора закрыли и Богоявленский храм, церковь святого апостола Иакова стала выполнять функции кафедрального храма. Архиепископ Леонтий (в миру Филиппович), вспоминал: «До немецкой оккупации на 1939 год в городе Житомире была только одна церковь на Вильском кладбище. Такое же положение было по всей Украине. Только существовали храмы, и то по одному в областных городах, а все остальные были закрыты.  И при каждом храме было оставлено по два священника, причём они вольно, или невольно должны быть осведомителями в своей области. Неточность с их стороны влекла за собой для них беду».  Во время немецкой оккупации с алтарной стороны церкви был открыт большой подвал-склеп, и там скрывалось много житомирян. Прятал тут и евреев от расстрелов протоиерей Иоанн Серов, обеспечив их самым необходимым для временного пребывания.

       Церковь, которой уже более 180 лет, и ныне действующая, притом, находится в хорошем состоянии и включена в реестр памятников архитектуры и градостроительства. Теперь она называется "Храм святого апостола Иакова, брата Господня". Надгробная плита над прахом генерала Потемкина не сохранилась, место захоронения не отмечено. Со слов настоятеля храма протоирея Петра Костюка, могила генерала Потемкина находится под главным куполом церкви, предположительно перед нынешним алтарем в районе престола,  где раньше был алтарь.

     В очерке частично использованы материалы, найденные в архивах священником и краеведом Игорем Кучеруком.

Борис Дубман
Март 2013



Иллюстрации:
Первая слева — Портрет генерала Потемкина Якова Алексеевича, выполненный английским портретистом Джорджем Доу в 1819 – 1823 годах. Потемкин изображен в генеральском мундире лейб-гвардии Семеновского полка образца 1817 года с атрибутами генерал-адъютанта (вензеля императора Александра I на эполетах и аксельбант).
Вторая — Кладбищенская церковь святого апостола Иакова, брата Господня. Фото 2011 года, автор – Анатолий Магаз.
Третья — Внутренний вид церкви. Фото 2013 года, автор – Анатолий Магаз.